Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных" 2 класс. "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Бородулина Любовь Николаевна

    Открытый урок во 2 классе с презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._konspekt.doc87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    русского языка  по теме

    «Единственное и множественное число

    имён существительных»

    2 класс

    Выполнила: учитель

                                                                  начальных классов

    МОУ СОШ с.Калуга

                                                              Бородулина Л.Н.

    2013г.

     Тема: «Единственное и множественное число имён существительных».

    Тип урока: рефлексия

    Учебник «Русский язык», 2 класс,

    Автор учебника : В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий

    Форма урока: путешествие в олимпийский Сочи

    Форма организации учебной работы: фронтальная, в паре и групповая

    Цель:. закрепить умение определять форму числа имён существительных;

    развивать орфографическую зоркость;

    способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах;  воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм; вызвать чувство любви и гордости по отношению к своей Родине.

    Планируемые результаты:

                       Планируемые результаты обучения

    Возможные виды деятельности

    учащихся

      Предметные умения

                       УУД

    Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».

    Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные»,

    подбирать примеры таких существительных , писать с заглавной буквы имена собственные,  дифференцировать звуки языка: гласные, согласные, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие, осознавать роль мягкого и твёрдого знаков;

    формирование умения применять полученные знания на практике;

    -развитие слуховой и оперативной памяти;

    -развитие устной и письменной речи учащихся;

    -развитие орфографической зоркости учащихся;

    -формирование познавательной мотивации.

     Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

    сохранять интерес к учебному материалу;

    участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

    понимание причины успеха в учебной деятельности.

    - ценностное отношение к процессу определения числа имени существительного

    - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения  числа имени существительного

    - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

    - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.

    Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

    Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

    метапредметные:

    умение принимать и сохранять цель урока;

    -умение находить способы решения поставленной цели

    -умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

     -умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

    -умение провести рефлексию своих действий на уроке.

    Различение звуков, группировка звуков по их характеристике, объяснение лексического значения слов, изменение имён существительных по числам; написание с заглавной буквы имён собственных, классификация  имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых  по значению и объединение их в тематические группы,  нахождение информации ( с помощью взрослых) о значении слов.

    Ход урока.

    1.Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.

    Учитель приветствует учащихся:

    - Вот звонок нам дал сигнал,
    Поработать час настал.
    Так что время не теряем,
    И работать начинаем. (Презентация. Слайд №1)

    Стук в дверь. Учитель открывает дверь, на пороге почтальон, передаёт телеграмму.

    (Приложение №1)

    Учитель читает:

    -Дорогие ребята совсем недавно закончились Олимпийские игры. Разъехались спортсмены и гости, и мы остались одни. Решили идти с вами в ногу и сесть за парты. Но не так это просто учиться. Многого мы понять не можем. Помогите нам разобраться в некоторых моментах русской речи. Прилетайте в Сочи. Мы вас встретим. Ваши олимпийские символы.

    -Ну что ж, ребята, придётся нам лететь. Вот на этом самолёте. Самолёт сверхскоростной, поэтому пристегните ремни, сядьте правильно, и пока самолёт набирает высоту, выполните задание в тетради.( Слайд №2)

    Правила посадки.

    Гимнастика для  пальчиков.

      Солнце стало пригревать,

      Стали капельки стучать,

    Капля раз, капля два,

    Капли медленно сперва,

    А потом быстрей, быстрей

    Побежали ручейки,

    Их попробуй, догони!

    (Чтение и запись числа)

    Минутка чистописания.

    Стюардесса объявляет в динамики:

    -Итак, скоро мы приземлимся в аэропорту  олимпийского города Сочи. Но внизу сильный туман и нам надо помочь пилоту посадить самолёт. А для этого нужно выполнить задание «Помоги спуститься братьям лосям».

    (Дети выполняют задание из электронного пособия на интерактивной доске. (Приложение №2,3)

    Разложить слова по корзинам

    Лесник, москвичи, Илья, молоток, машины, картины, моряки, лисята, урожай, Волга, друзья, месяц

    2.Этап актуализации  (самоопределения) к коррекционной деятельности.

    -Что сейчас мы выполнили?

    Дети отвечают:

    -Разделили слова на 2 группы

    -А какие это слова?

    -Это имена существительные в форме единственного и множественного числа.

    -Что ещё знаете об имени существительном?

    -Глядя на эти слова, можно определить тему урока?

    -Да. Тема урока «Единственное и множественное число имён существительных»

    3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

    Работа в парах

    Стюардесса:

    -Наш самолёт приземлился в городе Сочи. Посмотрите, кто встречает вас!

    -Да это же олимпийский Мишка, Заяц и  Леопард. (Приложение №4) Они ведут нас прямо в ледовый дворец «Айсберг» (Слайд №3), где проходили соревнования по разным зимним видам спорта

    Голос зайца:

     -Ребята, я олимпийский Заяц. Мы пришли на каток, где выступали  фигуристы-парники  (Слайд №4)Вы знаете, что выполняют эти спортсмены?

    -Фигуристы в парном катании танцуют танцы на коньках и выполняют сложные элементы. За это судьи дают им очки. И вот какая пара больше очков наберёт, та и победит.

    -Правильно. Будем с ними солидарны и тоже поработаем в парах. Покажем всем, как надо слажено работать и поддерживать своего партнёра. А мы поучимся у вас.

    Раздаются карточки.(Приложение №5) На них написаны имена существительные. Каждая пара выбирает задание самостоятельно, выдёргивает листок с заданием.

    1.Зелёный-выписать все одушевлённые слова в единственном числе и изменить форму числа. Вставить пропущенные буквы.

    (За.ц, вор.бей, м.дведь, кор.ва, лош.дь, с.бака, кур.ца, дев.чка.)

    2.Сиреневый-выписать неодущевлённые имена существительные  в единственном            числе и изменить форму числа. Вставить пропущенные буквы.

           (сн.жинки, кни.ки, в.гоны, л.сты, крыш., куклы, карандаш..)

    3.Жёлтый-имена существительные, у которых нельзя изменить форму числа. Вставить пропущенные буквы.

    (со.нце, к.ньки, санки, клещи, но.ницы, сах.р, мол.ко, мёд, см.тана)

           Работа записывается в тетрадь.)

    Взаимопроверка. (Слайд №5)

    На слайде записаны все слова для проверки. Дети проверяют и находят ошибки. Делают проверку и исправляют ошибки.

    4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

    Учитель спрашивает о допущенных ошибках.

    -Почему допустили ошибки?

    -Какие орфограммы встретились?

    -Что надо сделать для того, чтобы исправить их? (Надо знать правило проверки. Дети рассказывают правило проверки)

    -Орфограммы: жи-, ши- пиши с буквой –и

    -Безударные гласные надо проверять путём подбора однокоренного слова, где эта гласная будет ударной

    -Парные согласные по звонкости-глухости проверяются путём подбора однокоренного слова, где после этого согласного звука будет стоять гласный звук или звук –н-

    Учитель просит доказать, что этот алгоритм подходит к тем орфограммам, в которых они допустили ошибки. Дети подбирают проверочные слова и доказывают, что только благодаря алгоритму, можно безошибочно справиться с заданием такого типа.

    Вывод: не все имена существительные могут иметь формы единственного и множественного числа

    Физминутка.

    Олимпийский Мишка:

    -Ребята, вы знаете, что в олимпиаде участвуют спортсмены разных стран и у них очень много болельщиков. Посмотрите, как поддерживали своих олимпийцев ребята из Японии. Они предлагают и вам немного отдохнуть с ними.

    Учитель включает «Весёлую физминутку». Дети выполняют упражнения под песенку японских ребят, смотрят за их движениями и стараются выполнить их.

    5.Этап реализации построенного проекта.

    Групповая работа.

    Олимпийский Леопард:

    -Ну а теперь мы отправимся на трассу бобслеистов. Кто из вас знает, что это за игра? (Дети отвечают)

    (Слайды №6,7,8)

        Бобслей это скоростной спуск по специально изготовленной ледяной трассе на управляемых санях обтекаемой формы. Сани закреплены на двух парах полозьев: передняя пара подвижная, задняя неподвижная. Из за своей формы, такие сани часто называют "снарядом". Бобслейные сани оснащены рулем и тормозом. Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб, имеющий различные по крутизне виражи. Скорость бобслейного снаряда во время спуска по трассе может достигать 130 км/ч. Бобслейные сани бывают двух видов – двухместные и четырехместные. В бобслейном спорте есть три должности: рулевой, толкающие и тормозящий. Естественно, на старте все четверо выполняют роль толкачей.

    -Поработаем в группах и покажем наш боевой дух.

    Надо выбрать капитана вашей группы, а он распределит обязанности каждого члена.  (Приложение №6)

    1.Подобрать синонимы

    Мороз, азбука, друзья, дети, дорога, холод, алфавит, товарищи, малыши, путь

    2.Подобрать антонимы

    Весна, дни, вечер, друзья, жара, осень, ночи, утро, враги, холод

    3.Найти однокоренные слова, определить число

    Вода, гора, листы, водичка, горки, листики, листва, листок,

    4.Выписать слова, которые имеют только одну форму числа. 

    Терпенье и труд все перетрут. Делу время – потехе час. Без топора по дрова не ходят

    Проверка. Проверка проводится по цепочке. Отвечает группа, которая первой закончила работу. Остальные слушают, проверяют, находят ошибки, добавляют свои варианты выполнения работы. Доказывают правильность своего решения проблемы.

    Вывод: 1.В русском языке встречаются слова, которые не имеют форму единственного или множественного числа. 2.Ударение в словах можно проверить в «Словаре ударений» и  в «орфоэпическом словаре» 3.Надо правильно употреблять слова в речи и говорить правильно и красиво.

     

    Физминутка для  глаз.

    6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.

    Олимпийский Заяц: (Слайд №9,10)

    -Я никак не могу справиться с заданием. Мне даны слова лес, сугроб, сосна, шапка. Их надо вставить в предложения. Помогите мне пожалуйста

    Мы вошли в зимний …  .  Кругом большие пушистые …  .  На высоких …  лежат снеговые  …  .

    -Почему возникли затруднения?

    - Мы  не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

    - Как нужно поступить?

    - Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.

    7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

    Олимпийский Мишка:

    -Отправляемся на тренировку по прыжкам с трамплина. Знаете, как они проходят? Слайд №11)

    Прыжки на лыжах с трамплина На сегодняшний день прыжки на лыжах с трамплинов можно рассматривать как определенный зимний вид спорта, образовавшийся в XIX веке. Сейчас у этого вида спорта огромная популярность, которая набирается с каждым годом все больше и больше. При этом постоянно меняются и правила проведения прыжков. В олимпийские игры прыжки на лыжах с трамплинов вошли в 1924 году и до сих пор поражают зрителей своей зрелищностью. Учавствовать в данном виде спорта раньше могли только мужчины. Но после того как женщины проявили себя, и установили несколько рекордов, правила немного поменяли и некоторые женщины даже были допущены до зимних олимпийских игр.

    -Давайте сыграем в игру «Трамплины». Разделимся на  группы. Чья группа вперёд преодолеет все трамплины.

    1.Откройте учебник на странице 63. Упражнение 108.

    2.Работа с электронным приложением (Приложение №7).

    Определить число имён существительных в предложениях.

    Проверка: докажите, что вы правильно записали слова.

    8.Этап включения в систему знаний и повторений.

    Олимпийский Леопард

    -Наше путешествие подходит к концу. Спасибо вам ребята за то, что вы помогли нам разобраться в таком трудном предмете. Мы усвоим ваш урок.

    Учитель:

    -Отправляемся в обратный путь. Пока мы находимся в воздухе, давайте выполним ещё одно задание в рабочей тетради. Упражнение 72 с.33. записать имена существительные, которые имеют такие признаки:

    ______________-сущ., одуш., собств., ед.ч.

    ______________-сущ., одуш., собств., ед.ч.

    ______________-сущ., одуш., собств., ед.ч.

    Выполним упражнение из электронного приложения. Определить число имён существительных. Распределить по корзинам.(Приложение №8)

    Домашнее задание: задание творческого характера: придумать кроссворд, загадки. Ребусы по теме урока

    9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.  Итог урока.

    Учитель предлагает подвести итоги.

    -Над какой темой работали сегодня?

    -Добились ли мы тех целей, которые ставили в начале нашего путешествия?

    -Трудно было или легко на уроке?

    Самостоятельно оцените свои достижения. Поделитесь своей оценкой

    Дети оценивают и обосновывают свою работу на уроке.

     У всех на партах лежат 3 вида медалей: золотые, серебряные и бронзовые.

    - Какую медаль вы присвоите нашему уроку?

    -Объясните почему.

    -А какую медаль дадите себе в оценке вашего настроения?

    Дети оценивают урок и делятся своим настроением.

    Урок закончен. Спасибо за урок!

    Литература:

    1.Учебник «Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

    2.Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы. В.П.Канакина, Г.С.Щёголева

    3.Картинка «Прыжки с трамплина»

     http://images.yandex.ru/yandsearch?p=14&text=фото прыжки трамплина в сочи&fp=14&img_url=http%3A%2F%

    4.Картинка «Олимпийские талисманы. Леопард» http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=2&img_url=http%3A%2F%2Ffiles.adme.ru%2Ffiles%2Fnews%2

    5.Картинка «Олимпийские талисманы. Мишка» http://images.yandex.ru/yandsearch?text=олимпийские игры в сочи 2014 талисманы фото&fp=0&img_url=http%

    6.Картинка «Олимпийские талисманы. Заяц» http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=олимпийские игры в сочи 2014 талисманы фото&fp=3&img_url

    7.Фото. Ледовый Дворец «Айсберг» mages.yandex.ru/yandsearch?p=5&text=большой ледовый дворец в сочи фото&fp=5&img_url=http%3A

    8.Фото. Бобслейная трасса http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&text=7&img_url=http%3A%2F%2Folymp2010.rambler.ru%2Fimages%2Fnews%2F2010%2F02%2F18%2F1266501008_11523.jpg&pos=229&uinfo=ww-1060-wh-448-fw-835-fh-448-pd-1.25&rpt=simage

    9.Электронное  приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс

    Конспект урока

    русского языка  по теме

    «Единственное и множественное число

    имён существительных»

    3 класс

    Выполнила: учитель

                                                                  начальных классов

    МОУ СОШ с.Калуга

                                                              Бородулина Л.Н.

    2013г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок английского языка по теме "Множественное число имён существительных"

    Тренировка навыков монологической и диалогической речи по теме “Описание животных”.Активизация лексико-грамматических навыков (множественное число существительных).Закрепление навыков чтения (буквы Аa...

    Информационная карта урока русского языка во 2 классе по теме"Единственное и множественное число имён существительных" УМК "Школа России"

    Конспект урока русского языка по теме "Единственное и множественное число имён существительных"...

    Русский язык. 2 класс. Тема "Единственное и множественное число имён существительных". УМК "Школа России"

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  Фрагмент этапа изучения нового материала в соответствии с ФГОС....

    3 класс. Конспект урока по теме: "Единственное и множественное число имён существительных" Школа России

    Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений определять число имен существительных; ...

    Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имён прилагательных" (УМК "Школа России", 2 класс)

    Цель деятельности учителя: - формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «им...

    Конспект урока по теме: «Единственное и множественное число имён существительных» (2 класс).УМК Школа России

    Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «Единственное число имён существительных» и «Множественное число имён существительных», формирование умение употреблять в реч...