Главные вкладки

    Русский язык. 2 класс. Тема "Единственное и множественное число имён существительных". УМК "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Соловьёва Наталья Юрьевна

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  Фрагмент этапа изучения нового материала в соответствии с ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_solovyova_natalya_yurevna.docx19.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    Тема

    Единственное и множественное число имён существительных.

    Место урока в тематическом разделе

    2 класс, 3 четверть,  тематический раздел «Части речи. Имя существительное».

    Педагогические цели

    Способствовать развитию умения определять число имен существительных (единственное, множественное); создать условия для изменения числа, формы имен существительных.

    Планируемые
    результаты
    (предметные)

    Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка. Определяют число имён существительных (единственное и множественное). Изменяют имена существительные по числам. Правильно произносят имена существительные в форме единственного и множественного числа. 

    Личностные

    Проявляют познавательный интерес к изучению нового.

    Универсальные
    учебные действия
    (метапредметные)

    Регулятивные: планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

    Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; формулируют учебную задачу под руководством учителя; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями.

    Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Основное содержание
    темы, понятия
    и термины

    Имя существительное. Единственное и множественное число имен существительных. Изменение имени существительного по числам.

    Технологии

    (новый материал)

    Проблемная,  личностно-ориентированная, разноуровневое обучение.

    Методы, приёмы

    (новый материал)

    Частично-поисковый, беседа, работа с учебником, наглядный метод, практический метод, дифференцированный подход, методические приёмы «Сказочный сюжет», «Лови ошибку», «Мини-ульи», «Светофор».

    Формы организации деятельности

    Фронтальная, парная, индивидуальная.

    Средства обучения

    Телевизор-монитор, фото-презентация.

    Сценарий этапа усвоения нового материала

    Учитель

    Учащиеся

    Самоопределение к деятельности 

    - А сейчас, ребята, вам предстоит отправиться в сказку. А вот в какую, надеюсь, вы догадаетесь.

    Скачет сито по полям,
    А корыто по лугам.
    За лопатою метла
    Вдоль по улице пошла.
    Топоры-то, топоры
    Так и сыплются с горы.
    Испугалася коза,
    Растопырила глаза:
    "Что такое? Почему?
    Ничего я не пойму".

    - Что это за сказка?

    - Кто автор этой сказки?

    - Помните ли вы, о чём была эта сказка?

    - Чем она закончилась?

    - Когда все вещи простили Федору и вернулись к ней, Федоре предстояла нелёгкая работа – не только отмыть, но и поставить всё на свои места. Много дел переделала Федора, осталось расставить последние предметы. Назовите, что это (выводится слайд с изображениями; когда дети называют, учитель записывает слова на доске).

    Отвечают на вопросы, строят речевые высказывания в устной форме:

    - Сказка называется «Федорино горе».

    - Эту сказку написал Корней Чуковский.

    - Сказка о том, как от Федоры ушла посуда, потому что она её не мыла.

    - Федора исправилась, и вся посуда к ней вернулась.

    - Кастрюля, блюдца, лопата, чашка, метла, утюги, топоры, чашка, стаканы.

    -  Я утверждаю, что все слова, записанные на доске – существительные. Я права? Как это проверить.

    - Чтобы расставить предметы по своим местам, нужно распределить их в 2 группы. Обсудите со своим соседом по парте, по какому признаку можно сгруппировать слова (каждая пара предлагает свой вариант; после рассуждения выводится слайд на основе группировки по числу).

    - Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

    - Молодцы, ребята! Вы очень помогли Федоре. Теперь в её доме будет порядок! Вот какие слова благодарности она вам написала: «Спасибо вам за помощь, дорогие ученик!»

    - Чему мы будем учиться на уроке? Зачем это нужно?

    Работа с учебником

    Для существительных обозначающих один или много предметов в русском языке есть специальные названия. А какие? Вам поможет узнать учебник. Откройте стр.61, прочтите информацию от мудрой Совы.

    - Что нового вы узнали?

     Вспоминают, какие слова относятся к именам существительным. Ставят вопросы к записанным словам, делают вывод о принадлежности/ непринадлежности к существительным.

    Анализируют, сравнивают, классифицируют, рассуждают, делают выводы.

    - Посуда и вещи.

    - Один предмет, много предметов.

    - Др.

    Формулируют тему урока:

    - Существительные, которые обозначают один предмет и много предметов.

    Читают Федорино послание, обращают внимание, что в нём допущена ошибка. Надо написать «ученики» вместо «ученик».

    Мотивируют:

    - Будем учиться употреблять слова, обозначающие один или много предметов. Нам это нужно, чтобы говорить и писать правильно, чтобы окружающие нас понимали.

    Определяют: что известно, что ново:

    - Если существительное означает один предмет, то оно употреблено в единственном числе. Если много предметов – во множественном числе.

    Формулирование плана действий при решении частной задачи

    - Предложите план действий при определении числа имён существительных.

    (Учитель фиксирует на доске наиболее удачные предложения)

    Примерный план:

    1) Произнеси.

    2) Определи, сколько предметов: один или несколько.

    3) Сделай вывод.

    - На письме число существительных обозначается сокращённо: ед.ч. и мн.ч.

    Разноуровневые задания «Светофор» (16-17 минута, не вошли в видеофрагмент из-за ограничения по продолжительности)

    Организует работу с упражнением 105, с.61 (слайд с заданиями на экране, ребёнок сам определяет своё задание).

    -Зелёный цвет – самое простое задание: выписать собственные имена существительные, определить их число.

    - Жёлтый цвет – задание сложнее: выписать существительные во множественном числе.

    - Красный цвет – самое сложное задание: выписать в алфавитном порядке существительные во множественном числе.

    Планируют учебные действия, определяют эффективные способы достижения результата:

    - Предлагают свои варианты.

    Определяют уровень собственного понимания материала, самостоятельно выбирают посильное задание:

    Выписывают собственные имена существительные, определяют их число.

    Выписывают существительные во множественном числе.

    Выписывают в алфавитном порядке существительные во множественном числе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

    В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

    Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

    Урок русского языка в 2 классеТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных» Цель: Дать понять об изменении имён существительных по числам, учить определять число имён существит...

    Русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

    Единственное и множественное число имён существительных...

    3 класс. Конспект урока по теме: "Единственное и множественное число имён существительных" Школа России

    Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений определять число имен существительных; ...

    Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

    Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных"...

    Методическая разработка по русскому языку 2 класс «Единственное и множественное число имён существительных»

    Образовательная цель:    ознакомить с понятием об изменении имён     существительных по числам(первичное); формировать умение определять число имён существительных, ...

    Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

    Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"...