Методическая разработка по русскому языку 2 класс «Единственное и множественное число имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Голондарева Ирина Владимировна

Образовательная цель:    ознакомить с понятием об изменении имён     существительных по числам(первичное); формировать умение определять число имён существительных, умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа имён существительных; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма; развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости, речевой культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  « Средняя общеобразовательная школа №2 имени С. И. Подгайнова

г. Калининска Саратовской области»

методическая разработка

урока русского языка

во 2 классе на тему:

«Единственное и множественное число

имён существительных»

Разработал и провел:              

 учитель высшей

 квалификационной категории

Голондарева  Ирина  Владимировна                    

 

                         

                                                             

  1.  год

1.Ф. И. О:  Голондарева Ирина Владимировна

2.Место работы: МБОУ « СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»

3.Должность: учитель начальных классов

4.Предмет: русский язык

5.Класс: 2

6.Тема урока:  «Единственное и множественное число имён существительных».

7.Базовый учебник: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий  Русский язык. 2 класс.

8.Образовательная цель:    ознакомить с понятием об изменении имён     существительных по числам(первичное); формировать умение определять число имён существительных, умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа имён существительных; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма; развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости, речевой культуры.

9.Планируемые результаты:

Метапредметные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные:

- активизация  познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;

- формирование  коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Предметные:

- определение грамматического признака имён существительных - число;

- изменять имена существительные по числам;

-использовать специальную терминологию при определении признаков части речи;

- формирование орфографической зоркости;

- развитие каллиграфического письма.

Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» В. П. Канакина,  В.Г. Горецкий – 2 класс, тетради, мультимедийная презентация урока, карточки для работы в парах.

10. Тип урока:   открытие новых знаний.

11.Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в парах.

12.Оборудование: мультимедийный проектор,  карточки с орфограммами.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). (Слайд 1).

- Здравствуйте, сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

II.Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.  

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!   

III.Актуализация знаний о слове, речи - повторение раннее изученного.

а) гимнастика пальцев. (Слайд 2).

-Давайте запишем сегодняшнее число. Что можете рассказать о нашей дате?

- Перед тем как писать, надо пальцы нам размять.

Большой пальчик мы потрём,

Указательный пожмём,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный - пощипаем.

А мизинчик разотрём.

Кистью дружно мы стряхнём

И писать уже начнём.

б) чистописание, орфографическая минутка   (Слайд 3).

- В устной речи слова, как вы знаете, складываются из звуков, которые передаются особыми знаками.

«Черные, кривые,

Встанут в ряд –

Заговорят: «Кто такие?» (Буквы.)

-Запишите их правильно, красиво, соблюдая правила каллиграфии.

- А теперь сгруппируйте буквы по цвету и прочитайте, что здесь написано.

(с н ч и о У л ч и о ь т – Учись отлично.)

- И я вам желаю учиться только на отлично.

- Найдите «опасные места» в предложении, назовите эту орфограмму. (Дети выделяют «опасные места», выставляют на наборное полотно схему орфограммы.)

- Уметь разборчиво писать первое правило вежливости. Я хочу, чтобы вы выросли воспитанными, вежливыми людьми.

-Запишите по памяти. Проверьте себя.                                                                                                                

в) словарная работа (Слайд 4).

-Говорят, что « Русский язык и скромен, и богат.

И в каждом слове скрыт чудесный клад».

 - О каком кладе идет речь?

- Подберите синоним  к слову клад. (Сокровища).

- Вот и мы сейчас  с вами  продолжим нашу работу и попробуем найти сокровища в каждом слове. Вам предстоит поработать лингвистами, т. е. языковедами.

- Внимательно посмотрите на слова, записанные на экране: ЛПТ, ЛСЦ, ЛГШК, МШН, МСЦ, МДВДЬ.

-Отгадайте, какие словарные слова записаны, не называя их,  объясните ребятам лексическое значение данного слова.

- Запишите эти слова.

- Проверьте. 

- Слова,  какой части речи вы записали? Докажите.

-Данные слова можно разделить на две группы,  на какие? Кто из вас догадался?

( Одушевлённые и неодушевлённые).

IV.Систематизация и повторение.

а) «Пресс-конференция»

- Настало время обобщить наши знания по теме: «Части речи, имя существительное».

- Итак, «Пресс-конференция». (Выбирают респондентов и корреспондентов. Обучающиеся – корреспонденты задают вопросы по теме: «Слово, предложение, части речи».  А несколько ребят – респонденты отвечают на поставленные вопросы. По окончании оценивают ребят с помощью веера.)

б) практическая работа (Слайд 5)

- Это была теория, теперь практика. Чем похожи слова? Запишите слова в два столбика.

V. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи и проблемной ситуации.

а) Постановка учебной задачи. (Слайд 6).

Исследовательская работа

- Посмотрите у нас с вами остался еще один вопрос – загадка, который мы должны отгадать.

 - Попробуйте вставить словарные слова, не изменяя их форму: лисица, месяц, медведь в предложения. (Слайд 7).

Декабрь, январь, февраль – зимние …. 

Рыжая … выбежала на опушку леса.  

Зимой в берлогах спят ….

- Всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? ( Мы  не можем использовать существительные - месяц, медведь, т.к. они обозначают один предмет, а в предложениях  речь идёт о множестве предметов).

- Как вы поступите в данной ситуации? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов) (Слайд 8)

б) Реализация проекта выхода из затруднения.

Работа в парах (по карточкам)

- Сейчас вам предстоит работать в парах. Перед вами карточки. Прочитайте группы слов, дополните вывод.

Карточка № 1

а) Тетрадь, окно, стол, ручка.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Тетради, окна, столы, ручки.

Вывод: существительное обозначает _________предметов

Карточка № 2

а) Город, улица, страна, река.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Города, улицы, страны, реки.

   Вывод: существительное обозначает _________предметов

  Проверка самостоятельной работы

  - Какое новое открытие об имени существительном вы обнаружили?

(Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов). 

VI. Минутка релаксации и отдыха.

Игра «Один - много»

- Вот и мы сейчас проведем физминутку «Один – много».

 - Я называю имена существительные в единственном числе – хлопаете 1 раз, во множественном числе – 2 раза.

           Дом, школы, щука, караси, солнце, облака, ученик, родители. Белка,  ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.

VII. Введение в тему урока. (Слайд 9).

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное,  которое обозначает один  предмет?

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное,  которое обозначает несколько  предметов?

-   Определите учебно-познавательную задачу урока.

 -  Давайте  сформулируем  тему  нашего  урока. (Слайд 10).

- Сегодня  на уроке и на последующих мы узнаем о единственном и множественном числе имён существительных, научимся определять число имен существительных, попробуем изменять имена существительные по числам.

VI. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

а) Работа по учебнику -  знакомство с правилом стр.61. (Слайд 11).

- Давайте узнаем, какие  же сведения  еще об имени существительном  нам дает мудрая сова.

- Принято обозначать   имя  существительное   единственного числа – ед.ч. ,

имя  существительное   множественного  числа – мн.ч..

б) Самостоятельная работа

  - Напишите в каждый столбик по 2 слова.

VIII. Первичное закрепление изученного материала.

а) работа по учебнику - упр. 105 стр. 61 (Слайд 12, 13).

- Молодцы, с заданием справились. Следующее нам тоже будет по силам.

-Давайте дополним наши столбики.

- Вы должны выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.

б) проверка самостоятельной работы (с помощью аплодисментов).

IX. Рефлексия        (Слайд 14)

- Измените число имён существительных.

Птичка, гусь, берёза, хвост, море, грибы, пчела, столы, реки, книга.

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно применить новые знания?

- Сейчас в конце урока мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили свою работу на уроке, задания, которые мы выполняли и   с помощью жетонов  изобразили собой шкалу успеха.

X. Информация о домашнем задании. (Слайд 15)

- Чтобы закрепить новое знание я предлагаю вам выполнить упражнения 108,112  на стр.63-64 учебника по выбору. А также выучить правило на стр. 61.

Список использованных источников.

                             

1. Арженовская С. А., Архипова О. А. Уроки русского языка с              применением информационных технологий. 1 -  4 классы.  Методическое пособие с электронным приложением. Издательство – М.: «Глобус», 2010. – 224с.

2. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий  Русский язык (2 класс).  Часть 2. Издательство – М.: «Просвещение», 2017.

3.Кульценевич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. (Выпуск 2: русский язык, чтение, внеклассное чтение, ИЗО, музыка). Практическое пособие для учителей начальных классов. Издательство – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 176 с.

4.http://planetarium-kharkov.org/files/pictures/05 moon meteorit alh-81005.jpg - метеорит

5.  http://www.gifpark.ru/COSM. - планеты, ракеты, дерево, цветы, насекомые, лет. тарелка

 6. http:// animashky. ru/flist//objiv/261/181/gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Урок русского языка в 2 классеТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных» Цель: Дать понять об изменении имён существительных по числам, учить определять число имён существит...

Русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Единственное и множественное число имён существительных...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных"...

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «единственное и множественное число имён прилагательных»; формирование умения определять число имён прилагательных, и...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Единственное и множественное число имени существительного» (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе имен существительныхЗадачи урока:Дидактические:1. знать, как изменяются имена существительные, уметь изменять ...