Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Словесный: слово учителя

Психологический настрой: психологический тренинг.

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

-Садитесь.

-Дети, улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем.

-Я в школе на уроке.

-Сейчас я начну учиться.

-Я радуюсь этому.

-Внимание моё растёт.

-Я как разведчик, всё замечу.

-Память моя крепка.

-Голова мыслит ясно.

-Я хочу учиться.

-Я очень хочу учиться.

-Я готов к работе.

-Я работаю!

-Хорошо, ребята. Откройте глаза, поднимите голову.

Приветствовать учителя.

Выполнять психологический тренинг.

Повторять за учителем.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.

Мотивационный

Практический: каллиграфическая минутка;

словарный диктант

5 мин.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Каллиграфическая минутка

Сегодня повторяем написание буквы Кк.

Словарный диктант. (пишут на листочках)

Записывайте под диктовку словарные  слова. Ставьте ударение и подчеркните орфограммы.

Берёза, осина, отец, фамилия, земляника, морковь, урожай, капуста, город, апрель.

-Передаём листочки на первую парту.

Записывать число, классная работа.

Писать каллиграфическим почерком.

Записывать словарные слова.

Подчёркивать орфограммы и ставлять ударения.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

3.

Постановка учебной задачи и её решение

Практический: запись предложений

Языковой анализ и синтез: подчеркивание частей речи

Словесный: учебный диалог;

целеполагание.

Проблемное-изложение: постановка проблемы

Словесный: монологическое высказывание учеников

Частично-поисковый: формулирование правила; группировка

Практический:

подбор примеров

Языковой анализ и синтез: изменить по числам

Эвристический: поиск решения проблемы

20 мин.

Целеполагание.

Один ученик работает за доской, а остальные в тетрадях.

-Записываем под диктовку предложения.  

Мальчик вышел на улицу. Он взял лопату. Ребёнок построил снежную крепость.

Мальчики вышли на улицу. Они взяли лопаты. Ребята построили снежную крепость.

-В данных предложениях подчеркните все имена существительные.

-Что общего? Чем отличаются данные тексты? (Общее в том, что в тексте одинаковые слова и смысл одинаковый; а отличие в том, что в первом тексте в единственном числе, а во втором – во множественном).

-Мы с вами не зря подчеркнули имена существительные.

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Единственное и множественное число имён существительных).

-Определите  цели урока. (определять число имён существительных, различать единственное и множественное число имён существительных).

 На слайде выводятся слова:

-Прочитайте слова.

конфета            конфеты

книга                книги

альбом             альбомы

 

-Докажите, что эти слова имена существительные. (эти слова имена существительные, потому что отвечают на вопросы: что?)

-В чём сходство и различие слов в разных столбиках? (в лексическом значении: обозначают один предмет и много однородных предметов; в графическом написании: изменилась частичка в слове а-ы.)

-Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие – несколько.

-Какой вывод можно сделать? (что имена существительные бывают: в единственном и множественном числе; имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, а во множественном – два или несколько предметов.)

-Откройте учебник на странице 61, прочитаем правило и проверим, правильно ли вы сделали вывод.  

Упражнение 105, страница 61.

-Данное упражнение мы выполним по вариантам.

 1 вариант выписывает имена существительные, которые стоят в единственном числе. (Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва).

2 вариант – о множественном числе. (друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята).

3 вариант – собственные имена существительные. (Волга, Илья, Россия, Москва).

4 вариант – нарицательные имена существительные. (лесник, друзья, молоток, машины, месяц, москвичи, мальчики, урожай, картины, товарищи, больница, моряки, декабрь, лисята).

5 вариант – одушевлённые имена существительные. (лесник, друзья, москвичи, мальчики, Илья, товарищи, моряки, лисята).

6 вариант – неодушевлённые имена существительные. (Волга, молоток, машины, месяц, урожай, картины, больница, Россия, декабрь, Москва).

-А теперь, давайте проверим, какие существительные вы выписали. (из каждого варианта выступает один ученик, а остальные дополняют, и после этого на слайд выводится правильный ответ).

Самопроверка по слайду.

Упражнение 106.

-Прочитайте.

-Что необходимо выполнить? (изменить число каждого имени существительного, над каждым словом указать число, подчеркнуть в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменялось по числам).

1. Туфля - туфли, ягода - ягоды, море - моря, облако - облака.

2. простыни – простыня, улицы – улица, блюдца – блюдце, одеяла – одеяло.

-При изменении имён существительных по числам, какое изменение происходит со словами ( изменяется окончание, форма).  

-Давайте, прочитаем правило на странице 62.

Записывать предложения под диктовку.

Подчёркивать имена существительные.

Анализировать.

Высказывать свою точку зрения.

Определять тему и цель урока.

Читать слова.

Доказывать, что данные слова имена существительные.

Определять различие.

Отвечать на вопросы. Анализировать.

Сделать вывод.

Сравнивать вывод с учебником.

Выполнять по вариантам.

Самопроверка.

Читать задание.

Анализировать.

Изменять число имён существительных.

Анализировать слова и выводить правило.

Сравнить правило с учебником.

Р: целеполагание

П: выполнение действий по алгоритму;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: выразительное чтение

П: построение речевого высказывания

П: выполнение учебного действия

П: строить высказывание в устной форме.

Р: контроль, коррекция ошибок;

выполнение пробного учебного действия;

контроль, коррекция.

П: выполнение действий по алгоритму

Р: контроль, коррекция ошибок

П: выполнение учебного действия

Физминутка

2 мин.

Включает видео.

Выполнять двигательные движения.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

4.

Решение частных задач

Частично-поисковый: списывание предложений с выбором буквы из скобок.

Взаимоконтроль

Практический: работа по учебнику;

исключение

Словарная работа.

Языковой анализ и синтез: подчёркивание имён существительных

Практический: написать имена существительные во множественном числе.

15 мин.

-Ребята, обратите внимание на доску. Я написала имена существительные в единственном и во множественном числе.

Москва, сахар, сметана.                       Брюки, качели, шахматы.

-Измените данные слова в первом столбике во множественном числе, а во втором столбике – в единственное число.

-Получается ли изменить данные слова? (нет).

-Почему невозможно? Выскажите своё мнение.

-Обратим внимание на рубрику на странице 64. Прочитайте.

-Так почему же, мы не можем изменить эти слова во множественном или в единственном числе? (потому что, они употребляются только в одном числе).

Упражнение 111, страница 64.

Один ученик работает на доске.

-Запишите имена существительные, которые изменяются по числам:

Тетрадь, доска, торты, стаканы, банты, снежинка, гербы.

-Слова, которые употребляются только в единственном числе:

Солнце, сахар, молоко, метро, творог.

-Слова, которые употребляются только во множественном числе:

Санки, ножницы, очки, весы.

-На странице 64, есть словарное слово. Запишите это слово в словарик. (топор). Ударение падает на второй слог, после буквы т пишется о.

Задание по карточкам. (один ученик работает на электронной доске).

В стихотворении подчеркните имена существительные, укажите число.

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажёг

На высокой ёлке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет ёлка,

Пусть горит всегда.

                             (А.Барто)

1.      Подчерки имена существительные в единственном числе:

Коньки, каток, лыжи, снег, зима, варежки.

2.Образуй имена существительные во множественном числе:

Гвоздь- гвозди

Муравей- муравьи

Дорога - дороги

Друг- друзья.

Списывать предложения выбирая нужную букву

Осуществлять взаимоконтроль

Выписывать  имена собственные

Самоконтроль.

Записывать словарное слово в словарик.

Подчеркивать имена существительные в стихотворении.

Указывать число имён существительных.

Подчёркивать имена существительные в единственном числе.

Образовывать имена существительные во множественном числе.

П: выполнение действий по алгоритму

Р: контроль, коррекция ошибок

П: выполнение учебного действия

Р: самоконтроль

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

6.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: слово учителя

2 мин.

Давайте подведем итоги урока.

Какую тему изучали? Достигли ли поставленных целей?

Назовите имена существительные, которые употребляются только в единственном числе, и только во множественном числе.

Отметьте «+» на «Лесенке успеха» своё достижение.

На 1 ступеньки поставьте плюсик, если у Вас были ошибки, и вы не поняли тему; на 2 ступеньки, если вы поняли тему, но ошибки при выполнении упражнений; на 3 ступеньки, если вы поняли тему и у Вас не были ошибки.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: страница 59, упражнение 101 (составить рассказ о своей кошке по вопросам).

Подводить итоги урока

Оценивать свои достижения.

Записывать домашнее задание

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Конспект урока русского языка 

Школа: МБОУ лицей №3                                                                                                                      Учитель: Байгазова Е.Н.

Класс: 2-в                                                                                                                             Методист:Кондратьева И.И                  

Кабинет: 30                                                                                                               Студентка: Калимуллина И.Г. 42 гр.

Урок № 1                                                                                                                    

Дата: 07.03.18.                                                                                                

                                                                                

Тема: «Единственное и множественное число имён существительных»

Цели деятельности учителя:

- познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; повторить раннее изученное об имени существительном.

Планируемые результаты:

предметные: учится определять ед.ч и мн.ч. имен существительных; употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.

личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать,  устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: программа: Школа России, учебник русского языка 2 класс/2 часть, Канакина В.П.; презентация; карточки.