Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Этапы урока

    Методы и приёмы

    Хроно

    метраж

    Содержание урока

    УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.

    Организационный момент

    Словесный: слово учителя

    Психологический настрой: психологический тренинг.

    1 мин.

    Здравствуйте, ребята!

    -Садитесь.

    -Дети, улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем.

    -Я в школе на уроке.

    -Сейчас я начну учиться.

    -Я радуюсь этому.

    -Внимание моё растёт.

    -Я как разведчик, всё замечу.

    -Память моя крепка.

    -Голова мыслит ясно.

    -Я хочу учиться.

    -Я очень хочу учиться.

    -Я готов к работе.

    -Я работаю!

    -Хорошо, ребята. Откройте глаза, поднимите голову.

    Приветствовать учителя.

    Выполнять психологический тренинг.

    Повторять за учителем.

    К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    2.

    Мотивационный

    Практический: каллиграфическая минутка;

    словарный диктант

    5 мин.

    Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    Каллиграфическая минутка

    Сегодня повторяем написание буквы Кк.

    Словарный диктант. (пишут на листочках)

    Записывайте под диктовку словарные  слова. Ставьте ударение и подчеркните орфограммы.

    Берёза, осина, отец, фамилия, земляника, морковь, урожай, капуста, город, апрель.

    -Передаём листочки на первую парту.

    Записывать число, классная работа.

    Писать каллиграфическим почерком.

    Записывать словарные слова.

    Подчёркивать орфограммы и ставлять ударения.

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

    3.

    Постановка учебной задачи и её решение

    Практический: запись предложений

    Языковой анализ и синтез: подчеркивание частей речи

    Словесный: учебный диалог;

    целеполагание.

    Проблемное-изложение: постановка проблемы

    Словесный: монологическое высказывание учеников

    Частично-поисковый: формулирование правила; группировка

    Практический:

    подбор примеров

    Языковой анализ и синтез: изменить по числам

    Эвристический: поиск решения проблемы

    20 мин.

    Целеполагание.

    Один ученик работает за доской, а остальные в тетрадях.

    -Записываем под диктовку предложения.  

    Мальчик вышел на улицу. Он взял лопату. Ребёнок построил снежную крепость.

    Мальчики вышли на улицу. Они взяли лопаты. Ребята построили снежную крепость.

    -В данных предложениях подчеркните все имена существительные.

    -Что общего? Чем отличаются данные тексты? (Общее в том, что в тексте одинаковые слова и смысл одинаковый; а отличие в том, что в первом тексте в единственном числе, а во втором – во множественном).

    -Мы с вами не зря подчеркнули имена существительные.

    -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Единственное и множественное число имён существительных).

    -Определите  цели урока. (определять число имён существительных, различать единственное и множественное число имён существительных).

     На слайде выводятся слова:

    -Прочитайте слова.

    конфета            конфеты

    книга                книги

    альбом             альбомы

     

    -Докажите, что эти слова имена существительные. (эти слова имена существительные, потому что отвечают на вопросы: что?)

    -В чём сходство и различие слов в разных столбиках? (в лексическом значении: обозначают один предмет и много однородных предметов; в графическом написании: изменилась частичка в слове а-ы.)

    -Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие – несколько.

    -Какой вывод можно сделать? (что имена существительные бывают: в единственном и множественном числе; имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, а во множественном – два или несколько предметов.)

    -Откройте учебник на странице 61, прочитаем правило и проверим, правильно ли вы сделали вывод.  

    Упражнение 105, страница 61.

    -Данное упражнение мы выполним по вариантам.

     1 вариант выписывает имена существительные, которые стоят в единственном числе. (Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва).

    2 вариант – о множественном числе. (друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята).

    3 вариант – собственные имена существительные. (Волга, Илья, Россия, Москва).

    4 вариант – нарицательные имена существительные. (лесник, друзья, молоток, машины, месяц, москвичи, мальчики, урожай, картины, товарищи, больница, моряки, декабрь, лисята).

    5 вариант – одушевлённые имена существительные. (лесник, друзья, москвичи, мальчики, Илья, товарищи, моряки, лисята).

    6 вариант – неодушевлённые имена существительные. (Волга, молоток, машины, месяц, урожай, картины, больница, Россия, декабрь, Москва).

    -А теперь, давайте проверим, какие существительные вы выписали. (из каждого варианта выступает один ученик, а остальные дополняют, и после этого на слайд выводится правильный ответ).

    Самопроверка по слайду.

    Упражнение 106.

    -Прочитайте.

    -Что необходимо выполнить? (изменить число каждого имени существительного, над каждым словом указать число, подчеркнуть в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменялось по числам).

    1. Туфля - туфли, ягода - ягоды, море - моря, облако - облака.

    2. простыни – простыня, улицы – улица, блюдца – блюдце, одеяла – одеяло.

    -При изменении имён существительных по числам, какое изменение происходит со словами ( изменяется окончание, форма).  

    -Давайте, прочитаем правило на странице 62.

    Записывать предложения под диктовку.

    Подчёркивать имена существительные.

    Анализировать.

    Высказывать свою точку зрения.

    Определять тему и цель урока.

    Читать слова.

    Доказывать, что данные слова имена существительные.

    Определять различие.

    Отвечать на вопросы. Анализировать.

    Сделать вывод.

    Сравнивать вывод с учебником.

    Выполнять по вариантам.

    Самопроверка.

    Читать задание.

    Анализировать.

    Изменять число имён существительных.

    Анализировать слова и выводить правило.

    Сравнить правило с учебником.

    Р: целеполагание

    П: выполнение действий по алгоритму;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    П: выразительное чтение

    П: построение речевого высказывания

    П: выполнение учебного действия

    П: строить высказывание в устной форме.

    Р: контроль, коррекция ошибок;

    выполнение пробного учебного действия;

    контроль, коррекция.

    П: выполнение действий по алгоритму

    Р: контроль, коррекция ошибок

    П: выполнение учебного действия

    Физминутка

    2 мин.

    Включает видео.

    Выполнять двигательные движения.

    Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

    4.

    Решение частных задач

    Частично-поисковый: списывание предложений с выбором буквы из скобок.

    Взаимоконтроль

    Практический: работа по учебнику;

    исключение

    Словарная работа.

    Языковой анализ и синтез: подчёркивание имён существительных

    Практический: написать имена существительные во множественном числе.

    15 мин.

    -Ребята, обратите внимание на доску. Я написала имена существительные в единственном и во множественном числе.

    Москва, сахар, сметана.                       Брюки, качели, шахматы.

    -Измените данные слова в первом столбике во множественном числе, а во втором столбике – в единственное число.

    -Получается ли изменить данные слова? (нет).

    -Почему невозможно? Выскажите своё мнение.

    -Обратим внимание на рубрику на странице 64. Прочитайте.

    -Так почему же, мы не можем изменить эти слова во множественном или в единственном числе? (потому что, они употребляются только в одном числе).

    Упражнение 111, страница 64.

    Один ученик работает на доске.

    -Запишите имена существительные, которые изменяются по числам:

    Тетрадь, доска, торты, стаканы, банты, снежинка, гербы.

    -Слова, которые употребляются только в единственном числе:

    Солнце, сахар, молоко, метро, творог.

    -Слова, которые употребляются только во множественном числе:

    Санки, ножницы, очки, весы.

    -На странице 64, есть словарное слово. Запишите это слово в словарик. (топор). Ударение падает на второй слог, после буквы т пишется о.

    Задание по карточкам. (один ученик работает на электронной доске).

    В стихотворении подчеркните имена существительные, укажите число.

    Встали девочки в кружок,

    Встали и примолкли.

    Дед Мороз огни зажёг

    На высокой ёлке.

    Наверху звезда,

    Бусы в два ряда.

    Пусть не гаснет ёлка,

    Пусть горит всегда.

                                 (А.Барто)

    1.      Подчерки имена существительные в единственном числе:

    Коньки, каток, лыжи, снег, зима, варежки.

    2.Образуй имена существительные во множественном числе:

    Гвоздь- гвозди

    Муравей- муравьи

    Дорога - дороги

    Друг- друзья.

    Списывать предложения выбирая нужную букву

    Осуществлять взаимоконтроль

    Выписывать  имена собственные

    Самоконтроль.

    Записывать словарное слово в словарик.

    Подчеркивать имена существительные в стихотворении.

    Указывать число имён существительных.

    Подчёркивать имена существительные в единственном числе.

    Образовывать имена существительные во множественном числе.

    П: выполнение действий по алгоритму

    Р: контроль, коррекция ошибок

    П: выполнение учебного действия

    Р: самоконтроль

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

    6.

    Итог урока.

    Рефлексия.

    Словесный: слово учителя

    2 мин.

    Давайте подведем итоги урока.

    Какую тему изучали? Достигли ли поставленных целей?

    Назовите имена существительные, которые употребляются только в единственном числе, и только во множественном числе.

    Отметьте «+» на «Лесенке успеха» своё достижение.

    На 1 ступеньки поставьте плюсик, если у Вас были ошибки, и вы не поняли тему; на 2 ступеньки, если вы поняли тему, но ошибки при выполнении упражнений; на 3 ступеньки, если вы поняли тему и у Вас не были ошибки.

    Открываем дневники, записываем домашнее задание: страница 59, упражнение 101 (составить рассказ о своей кошке по вопросам).

    Подводить итоги урока

    Оценивать свои достижения.

    Записывать домашнее задание

    П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

    Конспект урока русского языка 

    Школа: МБОУ лицей №3                                                                                                                      Учитель: Байгазова Е.Н.

    Класс: 2-в                                                                                                                             Методист:Кондратьева И.И                  

    Кабинет: 30                                                                                                               Студентка: Калимуллина И.Г. 42 гр.

    Урок № 1                                                                                                                    

    Дата: 07.03.18.                                                                                                

                                                                                    

    Тема: «Единственное и множественное число имён существительных»

    Цели деятельности учителя:

    - познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; повторить раннее изученное об имени существительном.

    Планируемые результаты:

    предметные: учится определять ед.ч и мн.ч. имен существительных; употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.

    личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать,  устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

    Тип урока: открытие новых знаний

    Оборудование: программа: Школа России, учебник русского языка 2 класс/2 часть, Канакина В.П.; презентация; карточки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 2 классе «Изменение имён существительных по вопросам»

    «Изменение имён существительных по вопросам», Легко ли говорить на русском языке?, (система Занкова Л.В.)Тип урока: открытие нового знания, технологии: групповая, игровая, икт, проблемно-диалоговая, у...

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Склонение имён существительных»

    Цель урока: познакомить обучающихся с грамматической категорией иени существительного-склонением....

    Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс

    Конспект урока по русскому языку УМК"Школа России" 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных"...