Русский язык 4 класс «Прямое и переносное значение слов»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Масолыко Светлана Викторовна

Прямое и переносное значение слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrytyy_urok_russkiy_yazyk_4_klass.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: «Прямое и переносное значение слов»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: выявить знания учащихся о прямом и переносном значениях слов.

Формируемые УУД: п.  - использование различных видов творческой деятельности; умение находить причины явлений; освоение базовых предметных понятий; к. - формирование навыков устной и письменной речевой деятельности; р. - способность принимать учебную цель, задачу и придерживаться их; л. - осмысление и использование собственного жизненного опыта; устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности.

Оборудование: проектор, учебник, распечатки с текстами, проект-памятка.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. - Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

II. Мотивация к учебной деятельности.    

 Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу,   потому что могу»

Настраивает детей на положительную эмоциональную направленность.

Эпиграф к уроку:

«Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.» (К.Ушинский)                                    СЛАЙД

 -Как можно понять это высказывание Ушинского?

-Запишите число. Классная работа.

Минута чистописания: записываем этот эпиграф в тетрадь.

-Оцените свое письмо. Если письмо получилось красивое, правильное и аккуратное нарисуйте сердце. Если не очень - поставьте знак вопроса. Он заставит вас задуматься.

Вывод:  Что мы сейчас поняли после выполнения этого задания?

II. Актуализация знаний.              

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

-   Какой праздник приближается?   

- Что значит в вашей жизни  слово мама?

-В тетрадях запишите свои мысли

-Встаньте, пройдитесь по классу, и ничего не трогая, посмотрите, как это задание выполнили партнеры по классу.

-А теперь садитесь и дополните свой список.

- Самое близкое для вас слово напишите на стикерах и наклейте на сердце………………….

-Кто с этим заданием справился поставьте себе сердечко.

-Что вы использовали для выражения своей мысли?

-А что имеет каждое слово?

Значение

- Что мы только что повторили?  

-Ребята, недавно я прочитала одно стихотворение и хочу прочитать его вам.    

                       Читает вслух стихотворение:

Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: – Мерзнешь ты
И в летние денечки?

-Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула  мать устало.
А дочь кричит: – Я поняла! –
И тащит одеяло.

                                                  Организует фронтальную беседу:

- Ребята, как вы считаете правильно ли поняла дочь свою маму?  

-Кто считает, что девочка поняла свою мать. Поднимите правую руку.

- Кто считает, что девочка не поняла свою мать.  Поднимите левую руку.

-А как это у нас получилось? Стихотворение одно, а ответы разные? Можете объяснить свой ответ?

                 -В каком слове скрыта основная мысль текста?

-Как вы думаете, какая цель у нас сегодня на уроке?

- Значит и тема нашего урока?

прямое

переносное

- Как вы считаете, это важно – понимать другого человека?

– Не понимая или не зная значения слов, иногда можно попасть впросак, как попали малыши, высказывания которых записал К. Чуковский.

1. Я в школу не пойду, – заявил пятилетний Сережа. – Там на экзаменах детей режут.

2. – Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.

– А я тогда не пойду на улицу.

– Почему?

– А чтоб меня морозы не ударили.

3. Мальчика спрашивают о сестре:

– Что же это твоя Иринка с петухами ложится?

– Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

4. Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

– Почему ты не повесил ее сушить?

– Я не достал до солнышка.

-Какой вывод мы можем сделать из прослушанного?

III. Построение проекта выхода из затруднения. Первичное восприятие.         (…………мин)

Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде темы урока или в виде вопроса, на который предстоит ответить. Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.

- Мы сделали вывод, что слова могут употребляться в разных значениях.

-У вас на столах есть Проект-памятка, которые вы сейчас должны заполнить. В них вы ручкой кратко записываете недостающие слова. Время 40 секунд. Заполните, пожалуйста.

-Кто не смог выполнить это задание? Поднимите руку.

- Кто выполнил это задание?

- Почему вы не смогли выполнить это задание?

-А для того, что бы заполнить эту проект-памятку, давайте выполним ряд упражнений.

-Поднимите руку,  кто не справился с первым пунктом?

- Кто справился?

-Почему вы справились с этим заданием?

ОБРАЩЕНИЕ К ГОСТЯМ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Возьмем с ваших сердец слово …………. и в тетрадях  запишем два словосочетания : одно в прямом, а другое в переносном.

ОПРОС И ВЫСТАВЛЕНИЕ СЕРДЕЦ

-Что такое прямое значение слова?

это его основное лексическое значение

-Что такое переносное значение слова?

Не имеет прямого отношения к предмету

  -И если мы только не понимаем переносного значения то для этого нам нужно, что сделать?

 -Это удивительное явление, ведь слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К.Ушинский.

 - -Поднимите руку,  кто не справился со ВТОРЫМ  пунктом?

- Кто справился? Чтобы заполнить второй пункт, выполним следующее задание.

- Спишите два пред-ия, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по эталону. Поставьте сердечко, если задание выполнено без ошибок. Просигнальте, кто сделал без ошибок.

- Найдите в этих предложениях слово которое употреблено в прямом и в переносном значении.

-Почему происходит перенос названия?      (они схожи)

-Слова схожи по какому- либо признаку.

- Давайте заполним второй пункт Проект-памятки. ВЫВОД

Сходство по какому –либо признаку

 - -Поднимите руку,  кто не справился с третьим  пунктом?

- Кто справился? Чтобы заполнить третий пункт, открываем учебники на стр.91, где сова нам помогает заполнить этот пункт.

-Найдите то слово, чтобы предложение стало целостным

-Как мы должны заполнить третий пункт?

Выразительности

-Давайте, докажем выполнив следующее задание. Работа в группах . Вспоминаем правила работы в группах. Время для выполнения этого задания 3 минуты

«Собери художественное произведение» Конверты.  Клей, бумага на столе.

ТРИ ЧЕЛОВЕКА СОСТАВЛЯЮТ РАССКАЗ О МАМЕ ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

-Подчеркните слова в переносном значении.

       ПОКАЗ РАБОТ

-Кто правильно вел себя, работая в группах, кто активно работал при выполнении этого задания поставьте себе СЕРДЕЧКО

-Какая цель была при выполнении этого задания?

-Памятка – является эталоном. Этой памяткой вы будете пользоваться.

IV. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.        

Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

-Мы работали вместе. А теперь наступило время поработать самостоятельно.

- Возьмите листочки с тестами. Время выполнения 3 минуты.

Время САМОПРОВЕРКИ.  СЕРДЕЧКО.

V.  Итог урока. (Рефлексия деятельности)             (……… мин)

      Цель этапа: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует беседу по вопросам:

- С чего мы начали наш урок?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось ли её решить?

-Какие получили результаты, знания?   Используя слова продолжите фразу

  1.   Я похвалил бы себя…
  2.  Особенно мне понравилось…
  3.  Было интересно…
  4.  Было трудно…
  5.  Я понял, что…
  6.  Теперь я могу…
  7.  Я почувствовал, что…
  8.  Я научился…

         Объясняет сущность домашнего задания:

Домашнее задание: упр.

СЕРДЦЕ

 ПОДСЧИТЫВАНИЕ СЕРДЕЦ

ЗАЖЕЧЬ СЕРДЦЕ

ВЫПУСТИЬ СЕРДЦЕ И ЗАГАДАТЬ ЖЕЛАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Урок русского языка в 3 классе «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Урок русского языка (УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс) по теме «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова». Урок изучение нового, поможет организов...

Русский язык. 2 класс. Прямое и переносное значение слова.

Урок русского языка. 2 класс. Прямое и переносное значение слова....