Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Литовкина Наталья Васильевна

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4Г класс

Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»

Тема

Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения.

Тип урока

Освоение новых знаний.

Вид урока

Урок по проблемно – диалоговой технологии.

Цель

Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи

Образовательные: Формировать представление  о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить  в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения,  Iспряжение,  II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Организация пространства

Фронтальная работа, в парах, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

УУД

I. Организационный момент(Мотивация к учебной деятельности)

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Записывают в тетрадь число,  классная работа.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Ребята, сегодня  у нас  присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой.

Начинаем урок. Запишите число, классная работа.

Девизом нашего урока пусть станут слова : «Работаем, думаем, ищем, слышим!»

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

II. Актуализация знаний.

Цель:

-актуализировать знания по теме глагол

Выписывают чистописание

Находят общие признаки слов. Доказывают , что это глаголы, указывают форму глаголов.

Обобщают  знания по теме «Глагол»

Проверяют д.з. Объясняют написание глаголов. Самооценка.

Формулируют тему урока

Записывают словарные слова, образуют однокоренные. Ставят в заданные формы.

Определяют спряжение глаголов.

Организует деятельность обучающихся.

1.Минутка чистописания

Запишите в тетрадь столбиком глаголы Что общего в этих словах?( глаголы, в форме наст. вр., 2 лица , мн.ч)

2.Повторение о глаголе

Что такое глагол?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Как он изменяется?

Что такое спряжение?

Как определить безударное личное окончание?

 

3.Проверка д/з. Проверим д/з. Какие глаголы встретились вам в тексте стихотворения (летает, погарцует, не попашет).Какое значение имеет слово . 

   Умело, красиво ездить верхом; щеголять ловкостью в верховой езде.

Передвигаться подпрыгивая или стоять на месте,непрерывно переступая с ноги на ногу (о лошадях).

перен. разг. Красоваться, стараться произвести впечатление.

Хвастать чем-л.

 С какими орфограммами вы работали, чтобы написать текст правильно?

О каких глаголах будем говорить?

4.Словарь. Образование форм глагола.

Какое из словарных слов является глаголом  с суффиксом а? (желать). К какому спряжению относится?

Поставьте глагол в 3л ед.ч. и 3л.мн.ч. Образуйте при помощи приставки однокоренной глагол. К какому спряжению он будет относится?(глаголы, образованные от других глаголов  с помощью приставки, всегда сохраняют спряжение глаголов – родителей).

Поставьте глагол пожелать во  2 л. ед.ч и мн.ч)

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

III Постановка учебной задачи.

Цель: выявление и обсуждение затруднений.  (Почему возникли затруднения?  Чего мы ещё не знаем?)

Доказывают написание окончаний.

Выявляют затруднение.

Формулируют задачу урока.

Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило.

Вернемся к глаголам девиза, докажите правильность написания окончаний. 

Работаем – работать 1спр.

 Думаем – думать 1спр.

 Ищем- искать 1спр

 Слышим -слышать -? Спр

Какое затруднение возникло?

Какую задачу  поставим?

Узнать,  почему этот глагол  в личных окончаниях пишется с буквой –и- и нет ли ещё глаголов, которые не подчиняются 1 спряжению.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД:удерживать цель деятельности до получения ее результата

IV. Открытие нового знания. (выход из затруднения)

Цель: решение учебной задачи и обсуждение её решения.

Метод : диалог, подводящий к открытию знаний.

1.Фронтальная беседа.

2.Работа с обратным словарём

Работают с обратным словарем

(Упражнение 48)

Находят нужные сведения в тексте. Читают правило.

1.Работа с обратным словарем с.145

Найдите глагол ,написание окончаний которого вызвало затруднение?

Как он выделен?

Какие глаголы на ать выделены также?

2.Поиск нужной информации в учебнике

Найдите в учебнике как объясняется написание этих глаголов?

Запишите тему. Глаголы исключения: гнать, держать, слышать , дышать.

Объяснение значения слова исключение

Какое значение имеет слово исключение

Обратите внимание на рисунок.

Рифмовка

Как начнешь меня ты гнать,

Крепко-накрепко держать

Перестанут уши слышать,

Перестану я дышать.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; Регулятивные УУД:удерживать цель деятельности до получения ее результата

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: отдых

Выполняют движения. Называют глаголы

Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

Дышишь как?

Гонишь как?

Держишь как?

Слышишь как?

Как сидишь?

V.Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Определяют спряжение глаголов-исключений.

Спрягают глаголы исключения.

Выполняют взаимопроверку

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

1.Работа у доски с комментированием.

 Проспрягайте глаголы – исключения.

1 ученик-с комментированием у доски (слышать)  

2 ученик – сам-но у доски (держать)

2.Самостоятельная работа

По вариантам( гнать, дышать .) Взаимопроверка.

Позновательные УУД:воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные УУД:;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

VI Включение нового знания в систему повторений

Образуют  однокоренные глаголов от глаголов исключений. Определяют их спряжение

  1. Образование однокоренных глаголов от глаголов исключений.

-С помощью каких частей слова образуются новые слова?

Образуйте от глагола гнать однокоренные глаголы. Запишите их.

К какому спряжению они относятся? Почему?

2.Выбор глаголов исключений в ряду других глаголов.

Если услышите глагол –исключение, хлопните в ладоши.

          Дышишь,  загонишь, берет, перенесет, услышишь,  светишь,  прогоните,  подышим, ловит, держит,  обидим, обгоним,  задержим, рассудите,  расслышит

  1. Подберите глаголы – исключения к рисунку( рисунки на партах)

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

VII.Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы. организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Анализируют полученную информацию, делают выводы.

Делают самооценку своей деятельности.

Организует деятельность обучающихся

-С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись?

- Какие задачи мы перед собой ставили?

Давайте вернемся к алгоритму определения спряжения.

Можем ли мы его дополнить?

Оцените свою работу на уроке ,  используя линейку успешности.

Поделитесь своим настроением.

Регулятивные УУД:осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Личностные УУД: способность к самооценке

VIII.Домашнее задание.

Упр. 49, выучить глаголы исключения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Технологическая карта изучения темы "Глагол как часть речи"

Главная проблема урока : Глагол как часть речи....

Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"

Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...

Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»

Тип урокаОсвоение новых знаний.Вид урокаУрок по проблемно – диалоговой технологии....