Открытый урок по обучению грамоте "Русский алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Голубцова Ольга Александровна

Урок по обучению грамоте "Русский алфавит" проведен в конце букварного периода с целью научить первоклассников работать со словарями в поиске необходимых слов, показать значимость знания алфавита. После данного урока учащиеся посетили библиотеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.odt18.21 КБ
Файл kirill_i_mefodiy.docx10.86 КБ
Файл otkrytyy_urok_v_1_klasse.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


             Открытый  урок  по  обучению  грамоте

                    на  тему  «Русский  алфавит».

Задачи: 1. формирование осознанной необходимости   знания последовательности букв алфавита;

  1. открыть  способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита;
  2. тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
  3. способствовать развитию навыков учебного сотрудничества;
  4. развивать фонематический слух и речь, закрепить навыки звукового анализа слов;
  5. формировать знания о многозначности слов;
  6. совершенствовать навыки чтения, воспитания интереса к чтению.

Оборудование:        - разрезная азбука;

  • презентация ученика;
  • презентация учителя;
  • плакат «Алфавит»;
  • распечатка «Алфавит»;
  • распечатка «Расшифруй слова»;
  • распечатка текста для чтения о Кирилле и Мефодии;
  • книжки-коллективки;
  • детский толковый словарь;
  • светофор для самооценки.

                                      Ход  урока.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Задача:  создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения ко внутреннему состоянию каждого ребенка.

а). Организация учебного процесса на первом этапе.

  • Повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь (мальчики, девочки).
  • Какое у вас сегодня настроение?
  • У меня тоже очень хорошее настроение. Тем более, что я вам приготовила много интересных заданий. Желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.

б). Целеполагание.

  • Мы знаем уже все буквы. А надо ли нам теперь еще чему- то учиться?
  • Для того, чтобы узнать чему мы с вами сегодня будем учиться и с какой новой темой урока познакомимся, я предлагаю вам разбиться на две группы по вариантам. На последних партах разложены буквы, которые нужно собрать в слова.
  • Какие слова у вас получились? (Азбука, алфавит).

в). Работа над значением слов «алфавит» и «азбука». Слайд №

  • Как вы понимаете значение этих слов? Что общего у этих слов?
  • Чему же мы будем с вами сегодня учиться на уроке и что нового узнаем?

г). Девиз урока. Слайд №

  • Прочитайте выражение, которое я вам приготовила и постарайтесь объяснить его смысл.

«Если хочешь познать истину, начни с алфавита».

  1. Работа над темой урока.

а). Презентация одного из учеников класса.

  • Так что же такое алфавит?
  • Давайте послушаем рассказ Погодина Егора.
  • Что интересного вы узнали из рассказа?

б). Упражнение в нахождении места букв в алфавите. Слайд №

       - А кто из вас знает алфавит?

       - Давайте прочитаем хором русский алфавит.

       - Назовите, какая буква стоит после буквы «и»?

       - Назовите, какая буква находится между буквами «л» и «н»?

       - Назовите первую букву и последнюю букву алфавита.

       - Назовите буквы, не имеющие звуков.

       - Посмотрите на доску. Все ли правильно в моем алфавите? Слайд №

                              Физминутка.

                    Мы  сейчас  все  дружно встанем,

                    Отдохнем мы на привале.

                    Вправо, влево повернись,

                    Наклонись и поднимись.

                    Руки вверх, руки вбок,

                    И на месте прыг да скок!

                    А теперь мы сядем дружно,

                   Нам еще работать нужно.

в). Значение алфавита в жизни человека. Работа с «Толковым словарем». Работа в парах.

       - А где может пригодиться нам знание алфавита?

       - Рассмотрите словарик. Как он называется и почему так называется?

       - Что вы в нем видите?

       - А для чего буквы в словаре написаны в алфавитном порядке?

       - Давайте потренируемся в нахождении слов по словарю. Но сначала выясним алгоритм нахождения слова в словаре. Слайды №

           Алгоритм нахождения слова в словаре.

  1. Читаю слово.
  2. Определяю, с какой буквы начинается слово.
  3. Открываю словарь и с помощью алфавита нахожу нужную букву.
  4. Нахожу нужное слово и читаю.

         Жаворонок, лазурь, сабля, забияка.

г). Значение алфавита в жизни человека. Библиотека. Слайды.

    - А где еще нам необходимо знание алфавита?

    - А что такое библиотека?

    - Я тоже хочу предложить вам на несколько минут стать библиотекарями и разложить книги в алфавитном порядке по их названию. Но для этого давайте выясним алгоритм наших действий.

Алгоритм расположения книг в алфавитном порядке по

                                      названию.

  1. Читаю названия книг.
  2. Определяю первую букву первого слова.
  3. Смотрю на алфавит и определяю, в каком порядке стоят буквы.
  4. Раскладываю книги в алфавитном порядке по названию.

     - Проверьте свою работу по эталону.

                                       Эталон.

  1. «Баба-Яга».
  2. «Жар-птица и Василиса-царевна».
  3. «Маша и медведь».
  4. «Теремок».

     - Поднимите руку, у кого все получилось. Молодцы!

     - Но в библиотеке все книги распределены на группы. Это могут быть рассказы о животных, стихи, научные статьи, словари и т.д. А наши книжки к какой группе будут относиться и на какую полку мы их поставим? (Сказки.)

г). Игра «Расшифруй слова». Самостоятельная работа.

     - А знаете ли вы, что раньше древние славяне использовали буквы алфавита и как числа для обозначения счета. Слайд №

     - Я предлагаю вам отгадать зашифрованные слова. Каждая буква алфавита на вашем листочке имеет определенный числовой код.

     - Подумайте, как вы будете действовать, чтобы выполнить мое задание?

           

  12

 10

  18

  10

  13

  13

  14

  6

   22

  16

  5

  10

  11

- Какие слова у вас получились? Что они означают?

- Знаете ли вы, кто такие Кирилл и Мефодий?

д). Рассказ учителя о Кирилле и Мефодие.

      - В дружной и счастливой семье греческого военачальника было семеро детей. Всех их отличало трудолюбие и усердие к учебе. Все они кроме греческого языка прекрасно говорили по-славянски. Кирилл и Мефодий были самыми способными мальчиками в семье. Они учились в высшей императорской школе и изучали литературу, астрономию, еврейский и арабские языки, музыку и другие науки.

     Однажды к императору явились послы из Моравии от князя Ростислава и просили его прислать к ним христианских учителей.

      Император, зная слабое здоровье Кирилла, обратился к нему не как император, а как товарищ и друг по школе: «Кирилл, философ мой, я знаю, ты болен, ты устал, но твоя работа так нужна! Князь Ростислав просит нас прислать ему учителей. Как я могу ему отказать? Эту работу никто не сможет сделать так, как сделаешь ее ты!» На эту просьбу своего друга больной и слабый Кирилл ответил: «С радостью пойду туда!»

       В Моравии Кирилл и Мефодий создали впервые славянский алфавит, переписали книги с греческого языка на славянский для богослужений.

      Сегодня в современном мире более 70 национальных языков построено на алфавите Кирилла и Мефодия.

д). Чтение текста на распечатке о Кирилле и Мефодии.

                        Кирилл  и  Мефодий.

  Кирилл и Мефодий – греческие ученые, знавшие много наук и языков. Они были причислены к лику святых за то, что создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

     Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность. Они говорили: «Разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди - братья, и всем нужна грамота».

    День памяти первоучителей – 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.

     - О ком вы прочитали?

     - Кем были Кирилл и Мефодий?

     - Что они говорили?

     - Когда проходит день памяти первоучителей в России?

     - Как называется праздник?

3. Итог урока. Рефлексия.

   - Что же в процессе нашего поиска и работы вы узнали?

   - Как бы вы отметили свою работу?

                                        



Предварительный просмотр:

                 Кирилл  и  Мефодий.

   Кирилл и Мефодий – греческие учёные. Они были причислены к лику святых за то, что  создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

     Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди - братья, и всем нужна грамота.

    День памяти первоучителей – 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алфавит. Азбука.

Слайд 2

Если хочешь познать истину, начни с алфавита.

Слайд 4

Б В А Г Д Е Ё Ж З Й И М О Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Ю Я Э

Слайд 5

ж аворонок л азурь с абля азбука

Слайд 6

Алгоритм нахождения слова в словаре. Читаю слово. Определяю, с какой буквы начинается слово. Открываю словарь и с помощью алфавита нахожу нужную букву. Нахожу нужное слово и читаю.

Слайд 8

Библиотека « б иблио » - книга « текос » - хранилище

Слайд 10

Алгоритм расположения книг в алфавитном порядке по названию. 1. Читаю названия книг. 2. Определяю первую букву первого слова. 3. Смотрю на алфавит и определяю, в каком порядке стоят буквы. 4. Раскладываю книги в алфавитном порядке по названию.

Слайд 11

«Баба-Яга». «Жар-птица и Василиса- царевна». 3. «Маша и медведь». 4. «Теремок». Эталон.

Слайд 12

1

Слайд 13

Эталон. 12 10 18 10 13 13 К И Р И Л Л 14 6 22 16 5 10 11 М Е Ф О Д И Й

Слайд 14

Кирилл и Мефодий

Слайд 15

к нязь Моравии Ростислав

Слайд 16

Продолжите предложения: Я теперь знаю, что …. Я научился … .

Слайд 17

СПАСИБО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обучению грамоте "Алфавит"

Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но ...

Урок по обучению грамоте "Алфавит"

Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но ...

Открытый урок в 1 классе "Алфавит". УМК "Школа России"

Обобщить и расширить  знания учащихся  о русском алфавите (азбуке), истории его создания, определить роль алфавита в жизни людейЗакрепить знания порядка буквОтрабатывать навыки письма...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Алфавит!

Конспект урока предназначен в помощь учителям начальной школы, работающим по УМК «Гармония» для проведения урока по обучения грамоте в 1 классе по теме «Алфавит».Работа содержит электронные методическ...

открытый урок по русскому языку "Алфавит", 1 класс

конспект урока с презентацией по русскому языку. Тема: "Алфавит". 1 класс....