Открытый урок по обучению грамоте "Русский алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок по обучению грамоте "Русский алфавит" проведен в конце букварного периода с целью научить первоклассников работать со словарями в поиске необходимых слов, показать значимость знания алфавита. После данного урока учащиеся посетили библиотеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.odt | 18.21 КБ |
kirill_i_mefodiy.docx | 10.86 КБ |
otkrytyy_urok_v_1_klasse.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обучению грамоте
на тему «Русский алфавит».
Задачи: 1. формирование осознанной необходимости знания последовательности букв алфавита;
- открыть способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита;
- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- способствовать развитию навыков учебного сотрудничества;
- развивать фонематический слух и речь, закрепить навыки звукового анализа слов;
- формировать знания о многозначности слов;
- совершенствовать навыки чтения, воспитания интереса к чтению.
Оборудование: - разрезная азбука;
- презентация ученика;
- презентация учителя;
- плакат «Алфавит»;
- распечатка «Алфавит»;
- распечатка «Расшифруй слова»;
- распечатка текста для чтения о Кирилле и Мефодии;
- книжки-коллективки;
- детский толковый словарь;
- светофор для самооценки.
Ход урока.
- Самоопределение к учебной деятельности.
Задача: создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения ко внутреннему состоянию каждого ребенка.
а). Организация учебного процесса на первом этапе.
- Повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь (мальчики, девочки).
- Какое у вас сегодня настроение?
- У меня тоже очень хорошее настроение. Тем более, что я вам приготовила много интересных заданий. Желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.
б). Целеполагание.
- Мы знаем уже все буквы. А надо ли нам теперь еще чему- то учиться?
- Для того, чтобы узнать чему мы с вами сегодня будем учиться и с какой новой темой урока познакомимся, я предлагаю вам разбиться на две группы по вариантам. На последних партах разложены буквы, которые нужно собрать в слова.
- Какие слова у вас получились? (Азбука, алфавит).
в). Работа над значением слов «алфавит» и «азбука». Слайд №
- Как вы понимаете значение этих слов? Что общего у этих слов?
- Чему же мы будем с вами сегодня учиться на уроке и что нового узнаем?
г). Девиз урока. Слайд №
- Прочитайте выражение, которое я вам приготовила и постарайтесь объяснить его смысл.
«Если хочешь познать истину, начни с алфавита».
- Работа над темой урока.
а). Презентация одного из учеников класса.
- Так что же такое алфавит?
- Давайте послушаем рассказ Погодина Егора.
- Что интересного вы узнали из рассказа?
б). Упражнение в нахождении места букв в алфавите. Слайд №
- А кто из вас знает алфавит?
- Давайте прочитаем хором русский алфавит.
- Назовите, какая буква стоит после буквы «и»?
- Назовите, какая буква находится между буквами «л» и «н»?
- Назовите первую букву и последнюю букву алфавита.
- Назовите буквы, не имеющие звуков.
- Посмотрите на доску. Все ли правильно в моем алфавите? Слайд №
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
в). Значение алфавита в жизни человека. Работа с «Толковым словарем». Работа в парах.
- А где может пригодиться нам знание алфавита?
- Рассмотрите словарик. Как он называется и почему так называется?
- Что вы в нем видите?
- А для чего буквы в словаре написаны в алфавитном порядке?
- Давайте потренируемся в нахождении слов по словарю. Но сначала выясним алгоритм нахождения слова в словаре. Слайды №
Алгоритм нахождения слова в словаре.
- Читаю слово.
- Определяю, с какой буквы начинается слово.
- Открываю словарь и с помощью алфавита нахожу нужную букву.
- Нахожу нужное слово и читаю.
Жаворонок, лазурь, сабля, забияка.
г). Значение алфавита в жизни человека. Библиотека. Слайды.
- А где еще нам необходимо знание алфавита?
- А что такое библиотека?
- Я тоже хочу предложить вам на несколько минут стать библиотекарями и разложить книги в алфавитном порядке по их названию. Но для этого давайте выясним алгоритм наших действий.
Алгоритм расположения книг в алфавитном порядке по
названию.
- Читаю названия книг.
- Определяю первую букву первого слова.
- Смотрю на алфавит и определяю, в каком порядке стоят буквы.
- Раскладываю книги в алфавитном порядке по названию.
- Проверьте свою работу по эталону.
Эталон.
- «Баба-Яга».
- «Жар-птица и Василиса-царевна».
- «Маша и медведь».
- «Теремок».
- Поднимите руку, у кого все получилось. Молодцы!
- Но в библиотеке все книги распределены на группы. Это могут быть рассказы о животных, стихи, научные статьи, словари и т.д. А наши книжки к какой группе будут относиться и на какую полку мы их поставим? (Сказки.)
г). Игра «Расшифруй слова». Самостоятельная работа.
- А знаете ли вы, что раньше древние славяне использовали буквы алфавита и как числа для обозначения счета. Слайд №
- Я предлагаю вам отгадать зашифрованные слова. Каждая буква алфавита на вашем листочке имеет определенный числовой код.
- Подумайте, как вы будете действовать, чтобы выполнить мое задание?
12 | 10 | 18 | 10 | 13 | 13 |
14 | 6 | 22 | 16 | 5 | 10 | 11 |
- Какие слова у вас получились? Что они означают?
- Знаете ли вы, кто такие Кирилл и Мефодий?
д). Рассказ учителя о Кирилле и Мефодие.
- В дружной и счастливой семье греческого военачальника было семеро детей. Всех их отличало трудолюбие и усердие к учебе. Все они кроме греческого языка прекрасно говорили по-славянски. Кирилл и Мефодий были самыми способными мальчиками в семье. Они учились в высшей императорской школе и изучали литературу, астрономию, еврейский и арабские языки, музыку и другие науки.
Однажды к императору явились послы из Моравии от князя Ростислава и просили его прислать к ним христианских учителей.
Император, зная слабое здоровье Кирилла, обратился к нему не как император, а как товарищ и друг по школе: «Кирилл, философ мой, я знаю, ты болен, ты устал, но твоя работа так нужна! Князь Ростислав просит нас прислать ему учителей. Как я могу ему отказать? Эту работу никто не сможет сделать так, как сделаешь ее ты!» На эту просьбу своего друга больной и слабый Кирилл ответил: «С радостью пойду туда!»
В Моравии Кирилл и Мефодий создали впервые славянский алфавит, переписали книги с греческого языка на славянский для богослужений.
Сегодня в современном мире более 70 национальных языков построено на алфавите Кирилла и Мефодия.
д). Чтение текста на распечатке о Кирилле и Мефодии.
Кирилл и Мефодий.
Кирилл и Мефодий – греческие ученые, знавшие много наук и языков. Они были причислены к лику святых за то, что создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.
Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность. Они говорили: «Разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди - братья, и всем нужна грамота».
День памяти первоучителей – 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
- О ком вы прочитали?
- Кем были Кирилл и Мефодий?
- Что они говорили?
- Когда проходит день памяти первоучителей в России?
- Как называется праздник?
3. Итог урока. Рефлексия.
- Что же в процессе нашего поиска и работы вы узнали?
- Как бы вы отметили свою работу?
Предварительный просмотр:
Кирилл и Мефодий.
Кирилл и Мефодий – греческие учёные. Они были причислены к лику святых за то, что создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.
Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди - братья, и всем нужна грамота.
День памяти первоучителей – 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если хочешь познать истину, начни с алфавита.
Б В А Г Д Е Ё Ж З Й И М О Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Ю Я Э
ж аворонок л азурь с абля азбука
Алгоритм нахождения слова в словаре. Читаю слово. Определяю, с какой буквы начинается слово. Открываю словарь и с помощью алфавита нахожу нужную букву. Нахожу нужное слово и читаю.
Библиотека « б иблио » - книга « текос » - хранилище
Алгоритм расположения книг в алфавитном порядке по названию. 1. Читаю названия книг. 2. Определяю первую букву первого слова. 3. Смотрю на алфавит и определяю, в каком порядке стоят буквы. 4. Раскладываю книги в алфавитном порядке по названию.
«Баба-Яга». «Жар-птица и Василиса- царевна». 3. «Маша и медведь». 4. «Теремок». Эталон.
1
Эталон. 12 10 18 10 13 13 К И Р И Л Л 14 6 22 16 5 10 11 М Е Ф О Д И Й
Кирилл и Мефодий
к нязь Моравии Ростислав
Продолжите предложения: Я теперь знаю, что …. Я научился … .
СПАСИБО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обучению грамоте "Алфавит"
Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но ...
Урок по обучению грамоте "Алфавит"
Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но ...
Открытый урок в 1 классе "Алфавит". УМК "Школа России"
Обобщить и расширить знания учащихся о русском алфавите (азбуке), истории его создания, определить роль алфавита в жизни людейЗакрепить знания порядка буквОтрабатывать навыки письма...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Алфавит!
Конспект урока предназначен в помощь учителям начальной школы, работающим по УМК «Гармония» для проведения урока по обучения грамоте в 1 классе по теме «Алфавит».Работа содержит электронные методическ...
Открытый урок по русскому языку. Алфавит. Применение Алфавита. УМК Перспектива, 2 класс
Использована презентация Powerpoint и CMARTNote11...
Открытый урок по теме "Русский алфавит или Азбука" 2 класс
Презентация к уроку....
открытый урок по русскому языку "Алфавит", 1 класс
конспект урока с презентацией по русскому языку. Тема: "Алфавит". 1 класс....