Конспект урока открытого русского языка 4 4ласс "Перспектива". "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ожерельева Оксана Валерьевна

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.12_otkr.docx20.84 КБ
Файл презентация1.73 МБ
Файл otsenochnyy_list.docx12.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание суффиксов –ик-, -ек-

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов         существительных -ик-, -ек-.

Задачи урока: -закрепить правописание орфограмм корня;

        -организовать наблюдение за написанием имен существительных с суффиксами -ик-, -ек;

        -создать условия для открытия детьми способа проверки суффиксов -ик-, ек;

        -совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества.

Формируемые УУД: познавательные: формулирование проблемы;         выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: умения         слушать и слышать других людей; регулятивные: способность к         рефлексии собственной деятельности; личностные: положительная         мотивация к коллективной познавательной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать!

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку "пять"!

2. Актуализация знаний.

-Ребята, спишите предложение, вставляя на месте пропусков буквы. Подберите проверочные слова.

С длин...ой удоч...кой в руках я пр...бирался к р..ке на рыбную ловлю.

Слайд

-Какие буквы вы вставили? (Отвечает 1 ученик)

С длинной удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю.

-Ребята оцените ответ с помощью сигнальных карточек.

Слайд

-Выделите основу предложения и дайте ему характеристику. (У доски 1ученик)

-Оцените ответ с помощью сигнальных карточек.

-Сделайте морфологический разбор существительного "в руках". (У доски один ученик)

-Оцените работу с помощью сигнальных карточек.

-Сделайте фонетический разбор существительного "рыбную". (1 ученик у доски)

-Оцените работу с помощью сигнальных карточек.

-Разберите существительное "удочкой" по составу. ( 1 ученик у доски)

-Оцените сигнальными карточками.

-Ребята, вспомните, о какой части слова мы говорили на прошлом уроке? (О суффиксах)

-Что такое суффикс? (Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

-С какими суффиксами мы познакомились? Какое они имеют значение? (Уменьшительно - ласкательное)

3.Самоопределение к деятельности.

-Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков" (Просмотр фрагмента, где перед Витей Перестукиным встаёт проблема открытия ворот.)

-Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

Слайд

-Что вы заметили? В каком положении находится, пропущенная гласная? (Гласная находятся в безударном положении)

-Как мы проверяем безударную гласную? Какие орфограммы вы знаете на безударную гласную? (Буква непроверяемого безударного гласного в корне слова. Буква проверяемого безударного гласного в корне.)

 -А в какой части слова у нас пропущенная гласная? (В суффиксе)

-Можем ли мы с вами помочь Вите?(Нет. Мы не знаем такого правила.)

-Сформулируйте цель урока. (Правописание суффиксов -ик- и -ек-)

Слайд  (Задачи урока называю я.)

-У каждого на столе лежит лист самооценивания. Оцените свое умение писать суффиксы -ик_ и -ек-.

4.Работа по теме урока

-Посмотрите на экран. Прочитайте слова, написанные в столбик.

Слайд

-Мы можем определить, какую букву  нужно вставить? (Нет)

-Поставьте существительные в форму Р.п. (Отвечают дети. После ответа по цепочке появляются слова в Р.п.)

Слайд

-Что вы наблюдаете в словах первого столбика? (Гласный  выпадает)

-А во втором столбике? (Гласный не выпадает)

-Сделайте предположение, от чего зависит написание гласного в суффиксах -ик-, -ек-? (Ответы детей)

-Верно, если при склонении слова гласная буква выпадает, то пишем суффикс -ек-, а если не выпадает, то суффикс -ик-. (Дети вставляют пропущенные буквы. )

Слайд

Работа в группах.

-Давайте попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

-Разделитесь на четыре группы. У вас на столе лежат наводящие вопросы, по которым вам проще будет составить алгоритм.

Слайд

-Какой первый шаг вы сделаете? (читаем слово)

-В какой форме вы поставите имя существительное? (родительного падежа или множественного числа)

-За какой частью слова будем наблюдать? (за суффиксом)

-Сколько вариантов ответа и, какие могут возникнуть? (два: гласный может сохраниться, а может исчезнуть)

-Какой выбор вы сделаете? (Если гласный сохранился, то пишем суффикс - ик-, в противном случае -ек-)

-А теперь давайте проверим, какая группа справилась с заданием и составила более точный алгоритм.

-Приглашаются капитаны команды, которые зачитают составленный алгоритм. (Оценивание с помощью сигнальных карточек каждую команду)

Слайд  (Алгоритм на экран с комментированием)

5.Физкультминутка

6.Закрепление изученного материала

-Давайте посмотрим, как Витя Перестукин решил эту проблему. Совпадают ли его действия с вашими. (Просмотр фрагмента мультфильма)

Работа в группах. Прием "Мозговой штурм".  (Карточки по уровням)

-Ребята, сейчас вам предстоит работа в группах. Попрошу вас разделиться на группы.

-Я раздам задание, для каждой группы оно свое, у вас 5 минут на его выполнение. Приступайте.

1 группа (1 уровень)

-Запишите слова по образцу , вставляя букву е или и в суффикс.

Ротик -ротика, голосоч...к - .................., сыноч...к - ................................, стол...к - ...................., брат...к - .................... .

2 группа (2 уровень)

-Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.

Дай ты мне (со)браться  (с)силой и  (до)вешних только дней   (про)корми и   (обо)грей.

3 группа (3 уровень)

-Спишите. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

К...л...сок - ...................

Б...р...да -.........................

Тр...п...тать - ...........................

Х...х...тать - ................................

4 группа (4 уровень)

-Спишите. Вставьте пропущенные буквы. На какую орфограмму данные слова.

Бер...г, б...лет, п...ртрет, инт...ресный.

-Ребята, давайте проверим, как вы справились с заданием. (По одному из группы отвечают. Оценивание с помощью сигнальных карточек.)

Слайд  (После ответа каждого от группы вывести на экран )

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

7.Рефлексия

-Оцените свою работу в группе с помощью оценочного листа. Поменяйтесь с соседом по парте и оцените его работу.

8.Итог урока

-С какой орфограммой мы познакомились на уроке?

-В какой части слова находится эта орфограмма?

-Восстановите правило.

Слайд

Суффикс ..... пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе выпадает, а ......, если не выпадает.

Слайд (По щелчку заполняются, пропущенные места)

-Ребята, чью работу вам хотелось бы  отметить на уроке? (Оценивание)

-Ребята, спасибо за урок. Вы все сегодня хорошо потрудились.

Слайд

Домашнее задание: 1 уровень: упр 172 стр 101;

2 уровень: сочинить сказку про суффиксы -ик-  и  -ек-.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ СОШ №31 города Тамбова Учитель начальных классов: Ожерельева Оксана Валерьевна

Слайд 2

С длин..ой удоч ..кой в руках я пр.. бирался к р… ке на рыбную ловлю.

Слайд 3

С длин н ой удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю.

Слайд 5

Ключ..к замоч .. к

Слайд 6

Тема: «Правописание суффиксов – ек -, - ик -» Цель: научиться правильно писать суффиксы - ек -, - ик - в словах.

Слайд 7

сыноч ..к - цвето чк а цветоч ..к - сыно чк а стол..к - кусточ ..к - кусто чк а стол и ка прут..к - ёж..к - прут и ка ёж и ка е е е и и и

Слайд 8

Составление алгоритма Какой первый шаг вы сделаете? В какую форму поставите имя существительное? За какой частью слова будем наблюдать? Сколько вариантов ответа и какие могут возникнуть? Какой выбор вы сделаете?

Слайд 9

Алгоритм Читаем слово. Ставим в форму Р.п. Наблюдаем за суффиксом. Гласный может сохраниться, а может исчезнуть. Если гласный сохранился, то пишем - ик - , в противном случае - ек -

Слайд 12

Алгоритм Читаем слово. Ставим в форму Р.п. Наблюдаем за суффиксом. Гласный может сохраниться, а может исчезнуть. Если гласный сохранился, то пишем - ик - , в противном случае - ек -

Слайд 13

1 группа ротик - голосо чк а голосоч ..к - рот и ка стол..к - сыноч ..к - сыно чк а стол и ка брат..к - брат и ка е и и е

Слайд 14

2 группа Дай ты мне (со)браться (с)силой и (до)вешних только дней (про)корми и (обо)грей.

Слайд 15

2 группа Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей.

Слайд 16

3 группа К..л..сок Б..р..да Тр..п..тать Х..х..тать Колосок – колос, колосья Борода – бороды, бородка Трепетать – трепет, трепещет Хохотать – хохот, хохочет

Слайд 17

4 группа Бер..г, б..лет, п.. ртрет , инт .. ресный . е е о и

Слайд 18

Восстановите правило Суффикс - к- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе выпадает, а - к- , если не выпадает. е и

Слайд 19

Домашнее задание 1 уровень с. 101, упр.172 2 уровень сочинить сказку про суффиксы - ик - , - ек -



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Начало урока                                                        Конец урока

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои

3. Соблюдал культуру общения

++ у меня все получилось

-+ были затруднения

- у меня не получилось работать в группе

++ у тебя все получилось

-+ у тебя возникли затруднения, но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4. Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно и у нас всё получилось

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, но мы с ними справились с помощью учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.

Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс

Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....

Конспект урока по русскому языку, тема: "Правописание НЕ с глаголами" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать правила правопис...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Правописание НЕ с глаголами" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать правила правописания не ...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...

Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...


 

Комментарии

Гетало Элмира Акифовна

Все задания очень интересные, дополняют друг друга, мотивируют к учебной деятельности деятельности.Спасибо Вам за разработку урока!