Перенос слов
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Наумова Ирина Амплеевна

   

Предложенная форма урока является эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению русского языка, а также позволяет ученикам наиболее полно и интересно оценивать результаты своей работы. Определённые этапы урока позволяют воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества, развивать логическое мышление, речь, память, внимание и творческие способности; обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.                                                                                                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема: Правила переноса слов

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели: 

Образовательные: познакомить детей с правилами переноса слов; сформировать представление о правилах переноса слов;                                                                                                 Развивающие: формировать умения анализировать звучащую речь; формировать опыт работы с учебником; развивать  речь, мышление, воображение;                                        Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, мотивацию к учению.                                                                                                                                                    

УУД:

Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.                                            Познавательные умения: переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил; перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.                                                                                                                 Регулятивные умения: работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий; формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.                   Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.                                                                                                                                           Предметные умения: усвоение правил переноса слов; умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.                                                                                Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Задачи:

Формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.

Оборудование:

  1. «Русский язык (первые уроки)», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2011 г.
  2. Рабочая тетрадь для 1 класса
  3. Ноутбук, мультимедийный проектор, выход в интернет

Формы работы: фронтальная, групповая.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, постановка учебных задач.   У нас сегодня необычный урок. К нам пришёл гость, а кто он, вы угадайте сами:

Я верный человека  друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал  -     
(Собака)

(1 слайд)

II. Актуализация знаний    

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».                                                                                            

III. Чистописание.

Пальчиковая гимнастика под музыку

1. Тетрадь, с.9, рисунок.

- Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?                                                                                                 - Нарисуем улитку на строчке.  

(Учитель на доске показывает последовательность выполнения работы.)                                 Дети рисуют самостоятельно.

2. - Назвать буквы алфавита, с которых не начинаются слова.                                                   (Мягкий знак, твёрдый знак, ы.)

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами. (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу, показанному учителем на доске).

IV. Словарная работа.

- Что такое слог?                                                                                                                                             - Как определить, сколько в слове слогов?                                                                                            - Прочитай слоги.                                                                                                                                      - Составь из этих слогов трёхсложные слова, запиши их.                                                                                 - Поставь ударение, подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки.                                        - Как называются слоги с безударными гласными?                                                                                  - Как называется слог, в котором ударный гласный звук?                                                                                    Под диктовку запиши словарные слова и раздели их по слогам:                                                      Ре-бя-та,  ря-би-на,  са-по-ги.                                                                                                            Запишем новое словарное слово и запомним его правописание: собака                                         Разделим его по слогам: со-ба-ка

V. Формулировка учебной задачи  как  темы урока.

    Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.                                                                                                

    Работа в тетради.                                                                                                                      

Учащиеся записывают в тетради слова с комментированием. Слово на строке не помещается.

 

Постановка проблемного вопроса                                                                                                                     - Вы начали писать слово, а места на строке не хватает.                                                                    - Как вы поступите? (предположения детей.)                                                                                                                                                          - Что же делать?                                                                                                                                         - Слово надо перенести.                                                                                                                                   - Что значит перенести?                                                                                                                             - Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

( 2 слайд)

Тема нашего урока:  «Перенос слов»

Прочитайте слова и разделите их для переноса (слайд 3)

Почему собака так возмущена? (слайд 4)  Ответы детей.

VI. Музыкальная физкультминутка

VII. Знакомство с новым материалом.

1. Всё тайное становится явным. (слайд 5 – 6))                                                  

2. Работа у доски под руководством учителя.                                                                                               - Спишите предложение. Разделите каждое слово на слоги.

Бродит стадо по лугам.

Сигнальные карточки для самооценки:

  1. Справился без ошибок – зеленая карточка
  2. Не справился – красная карточка.

Микроитог.

- Как надо переносить слова?                                                                                                                               - Запомним это правило:

Здесь порядок очень строгий.                                                                                                            Делим все слова на слоги,                                                                                                                    Переносим по слогам:                                                                                                                                 Бро-дит ста-до по лу-гам.

Вывод: Первое правило переноса (слайд7)

3. Работа по группам.                                                                                                                               Сейчас вы будите работать в группах. Значит в каждой группе нам надо выбрать лидера  (ассистента учителя ) Какова его роль? (следить, чтобы каждый выражал своё мнение)

1 группа.  - Вашей группе необходимо помочь одноклассникам усвоить 2 правило переноса слов. (Слайд 8, 9)

Вывод: Второе правило переноса слов (слайд 10)

2 группа.  - Вашей группе необходимо помочь одноклассникам усвоить 3 правило переноса слов. (Слайд 11)

Вывод: Третье правило переноса слов (слайд 12)

3 группа.  - Вашей группе необходимо помочь одноклассникам усвоить 4 правило переноса слов. (Слайд 13)

Вывод: Четвёртое  правило переноса слов (слайд 14)

Микроитог.                                                                                                                                                              - Сравните свои выводы с правилами переноса в учебнике стр. 21.

VIII. Реализация построенного проекта: структурирование полученных знаний.     Построение нового способа действий

- Сколько правил мы открыли?                                                                                                                     Проговорим их ещё раз. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?                                                                                                                                           Составьте алгоритм: как будите действовать если надо перенести слово.  (слайд 15)

IX. Физкультминутка (тренажер для снятия зрительного утомления)

Закройте глаза, на счет три – открываем.                                                                                       Упражнения для глаз с помощью лазерной указки.

X. Первичное закрепление нового способа действия

1. Найди слова, которые можно переносить и запиши их в тетрадь.    (слайд 16)                                 (чайка, рябина, имя, Анна, кольцо)                                                                                        Взаимопроверка

2. Найди ошибки в переносе слов и исправь их. (слайд 17)                                                                          Проверить вслух. Записать слова,  правильно разделяя их для переноса.

XI. Закрепление пройденного.  

   Самостоятельная работа.                                                                                                                 Работа по учебнику стр. .21  упр.21. . Пошаговое задание.                                                  Взаимопроверка.

XII. Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке?                                                                                                                                    - Где и когда могут пригодиться нам эти знания?                                                                                                  - Расскажите о правилах переноса слов.                                                                                               - Оцените свою работу на уроке,  используя  лист самооценки. (слайд 18)  

                                                                     

Приложение.

Лист для самооценки

……….формулировал тему и цель урока с помощью учителя

……….работал по предложенному плану

………высказывал своё предположение

………участвовал в составлении алгоритма

………научился переносить слова с помощью алгоритма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Развитие умения переносить слова. (й при переносе).

Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".

Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....

Презентация "Перенос слов. Правила переноса" русский язык, 2 класс

Презентация по русскому языку. Тема "Перенос слов. Правила переноса" 2 класс, УМК "Школа России"...