Памятка для 3-4 классов "Как работать над ошибками"
учебно-методическое пособие по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Сивохина Надежда Георгиевна

Эффективным способом повышения грамотности является систематическая работа учащихся над допущенными ошибками. Памятка дает пошаговую инструкцию работы над орфограммами, изучаемыми в начальной школе, образец оформления в тетради*, а также содержит некоторые правила.
Материал в пособии скомбинирован так, что после печати, легко складывается в удобную книжечку (листы А-4 сложить пополам). Печать двусторонняя.

*Образец оформления в тетради выполнен шрифтом Прописи. В случае отсутствия данного шрифта на компьютере Памятку необходимо отредактировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotatat_nad_oshibkami.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

______________________________________

______________________________________

______________________________________

№1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения

        Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. Обозначь начало и конец предложения.

Например:  Москва – столица нашей Родины.

№2. Ошибки на пропуски, искажения и замену букв

        Выпиши слово правильно. Подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

Например:  Маень|ка|я.

№3. Слог

        Выпиши слово. Подчеркни гласные, раздели слово на слоги.

Например:  Оиа.

ЗАПОМНИ!     Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.

№4. Перенос слов

        Выпиши слово. Подчеркни гласные, раздели слово на слоги. Запиши слово ещё раз, разделяя его для переноса.

Например:  Оиа, оси-на.

ЗАПОМНИ!   Переносят слова по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

№42. Разбор предложения по членам

  1. Выпиши предложение. Найди и подчеркни главные члены предложения.
  2. Выпиши словосочетания с вопросами. По вопросу определи второстепенный член предложения, подчеркни его соответствующей линией в предложении.

               кто?                    что сделали?

Например:  Ребята во дворе сделали ледяную горку.

сделали (где?) во дворе

сделали (что?) горку

горку (какую?) ледяную

ЗАПОМНИ! 

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 

Определение выражается прилагательным.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:   кого?       чего?

                                       кому?       чему?

                                       кого?        что?

                                       кем?         чем?

                                       о ком?      о чём?

Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?

Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

членов предложения к второстепенным  и от второстепенных членов к другим второстепенным членам. Главное слово в словосочетании отмечай #.

Например:  Задорные ребята быстро побежали в берёзовую рощу.

ребята (какие?) задорные

побежали (как?) быстро

побежали (куда?) в рощу

в рощу (какую?) берёзовую

ЗАПОМНИ!  Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

№41. Однородные члены предложения

  1. Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания между однородными членами. Составь схему.

Например:  Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.         ,

День был ясный и тёплый.        и

ЗАПОМНИ! Однородными  членами  предложения  называют слова, которые относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос.

№5. Ударение в слове

        Выпиши его слово. Произнеси его так, как говорим в речи («позови» его). Определи ударный слог. Поставь знак ударения.

Например:  Картина.

№6. Мягкий знак на конце слова

        Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь.

Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  День, ель, пень.

№7. Мягкий знак в середине слова

        Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь.

Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  Льдина, письмо, мальчик.

№8. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН

        Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  Ночной, хищник, почта.

ЗАПОМНИ!   В сочетаниях чк, чн, чт, нч, нщ, рщ, щн буква Ь никогда не пишется.

№9. Гласные после шипящих

        Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  Машина, малыши, лыжи.   

ЗАПОМНИ!  Слова с ЖИ, ШИ пишутся с буквой И.

                       Слова с ЧА, ЩА пишутся с буквой А.

                       Слова с ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У.

№10.  Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

        Выпиши слово. Поставь знак ударения, подчеркни безударную гласную. Безударную гласную в корне проверь ударением.

Например:  Волна – волны, зима – зимний.

ЗАПОМНИ! Безударные гласные в корне слова пишутся также, как и ударные.

 

№11. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением (словарные слова)

         Пропиши слово целую строку, выдели орфограммы. Запомни, как оно пишется. Составь и запиши предложение с этим словом.

Например: Ребята, ребята, ребята, ребята.          

          Мы дружим с ребятами из 2 класса.

№12.  Парные звонкие и глухие согласные

        Выпиши слово. Подчеркни орфограмму. Проверь согласную.

Например:  Мороз – морозы, в шапке – шапочка.

№38. Правописание наречий

        Пропиши слово, в котором допущена ошибка целую строку. Обрати внимание на слитное написание слова и на гласную на конце слова.

Например: Справа, справа, справа, справа. 

ЗАПОМНИ! Наречие пишется в одно слово. Перед наречием не бывает предлогов! Наречия часто оканчиваются на а, о.

№39. Главные члены предложения

        Выпиши предложение. Найди сказуемое (вопросы что делает? что делают? что делали? и т.д.). Подумай, какой предмет совершает это действие. Поставь к подлежащему вопрос кто? или что? Подчеркни подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.

                         что?  что делает?

Например:  Ветер срывает листья с деревьев.

ЗАПОМНИ! Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Подлежащее указывает о ком или о чём говорится в предложении, сказуемое – что именно говорится о подлежащем.  

Подлежащее и сказуемое взаимосвязаны. Они составляют основу предложения.

№40. Словосочетание

  1. Выпиши предложение. Найди и подчеркни главные члены предложения.

Запомни! Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения. Они НЕ являются словосочетанием!

  1. Выпиши словосочетания. Для этого ставь вопросы от главных

№35. Ь после шипящих в неопределённой форме глаголов

        Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на это правило.

Например:  Беречь (что делать?)   н.ф. Лечь, стеречь.

ЗАПОМНИ!  В неопределённой форме глаголов после буквы ч пишется ь.

№36. Ь на конце глагола 2 лица ед. числа настоящего времени

        Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на это правило.

Например: Пишешь (что делаешь?)  2 л., ед.ч. Сидишь, учишься.

ЗАПОМНИ!  На конце глаголов 2 лица единственного числа настоящего времени пишется ь.

№37. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

        Выпиши глагол правильно. Поставь к нему вопрос. Определи по вопросу, нужно ли в этом глаголе перед -СЯ писать Ь. Запиши ещё два глагола на это правило.

Например: Давай (что делать?) учиться, смеяться, умываться.

Брат (что делает?) учится, смеётся, умывается.

ЗАПОМНИ!  Согласные в слабой позиции пишутся также, как и в сильной позиции.

№13. Непроизносимые согласные

        Выпиши слово. Подбери к нему такое родственное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Выдели корень, обозначь орфограмму.

Например:  Звёздный – звезда, опасный – опасен.

№14. Двойные согласные

        Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Раздели слова для переноса.

Например:  Группа, аллея, рассказ.

           Груп-па, ал-лея, рас-сказ.

ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

№15. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях       

        Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  Таня, Саша, А.С.Пушкин.

№16. Большая буква в кличках животных

        Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  Мурка, Зорька, Рекс.

№17. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек и т.д.

        Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  Москва, Россия, Волга. 

№18. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, фильмов, заводов, кораблей и т.д.

ЗАПОМНИ! Названия книг, газет, журналов, фильмов, заводов, кораблей и т.д. пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

Например: Сказка « Гуси-лебеди ».

№19. Разделительный мягкий знак

        Выпиши слово правильно. Выдели корень. Объясни написание Ь. Запиши ещё два слова на это правило.  

Например:  Листья, семья, вьётся.

ЗАПОМНИ! Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

№20. Разделительный твёрдый знак

        Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  Подъезд, съедобный, объём.

ЗАПОМНИ! Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я.

                       Разделительный Ъ не входит в приставку!

№33. Правописание безударных окончаний имён прилагательных

        Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парные окончания. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.

Например:  В синем небе – в небе (каком?) синем – ср.р., ед.ч., П.п.

№34. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Выпиши глагол правильно. Поставь к нему вопрос. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед.ч. и мн.ч. Запиши свой пример на это правило. (Не забывай о глаголах – исключениях!)

Например:  

Пишет - (что делать?)  писать  I спр. (е-ут-ют).

Ставит  (что делать?) ставить  II спр. (и-ат-ят).

ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ:

  1. Брить, стелить – I спр.
  2. Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть      и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть – II спр.

Зависит – (что делать?) зависеть – II спр., искл. 

№31. Определение падежа имён существительных

        Выпиши существительное вместе с тем словом, от которого оно зависит. От этого слова поставь к существительному вопрос. По вопросу и предлогу (если он есть) определи падеж имени существительного.

Например:  Идём (куда? к чему?) к станции – Д.п.

№32. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

  1. Выпиши существительное вместе с тем словом, от которого оно зависит. От этого слова поставь к существительному вопрос. По вопросу определи падеж имени существительного.
  2. Определи склонение имени существительного. Для этого поставь его в начальную форму.
  3. Выдели окончание. Придумай и запиши свой пример на это правило.

Например:         Иду (к кому?) к маме   мама - 1 скл., Д.п.

Был (у кого?) у Юлии–Юлия–сущ. на -ия, Р.п.

ЗАПОМНИ!  

Окончание -е пишется:

  1. у сущ. 1 скл. в Д.п. и П.п.         кроме существительных
  2. у сущ. 2 скл. в П.п.                            на  -ия,  -ий,  -ие

Окончание -и пишется:

  1. у сущ. 1 скл. в Р.п.
  2. у сущ. 3 скл. в Р.п., Д.п. и П.п.
  3. у сущ. на  -ия,  -ий,  -ие

№21. Корень слова

Выпиши слово. Подбери и запиши 2-3 родственных слова. Выдели корень.

Например:  Звёздочка - звёздный, звезда.

ЗАПОМНИ! Корень – это общая часть родственных слов. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

№22. Разбор слова по составу

        Выпиши слово.

  1. Выдели окончание. Для этого изменяй слово по вопросам (устно). Окончание – это изменяемая часть слова.
  2. Часть слова без окончания называется основой слова. Выдели основу слова.
  3. Подбери и запиши 2-3 однокоренных слова, чтобы не ошибиться в выделении корня. Корень – это общая часть однокоренных слов. Выдели корень в однокоренных словах.
  4. Выдели приставку и суффикс (если есть).

Например:  Перелесок        лес, лесной.

№23. Гласные и согласные в приставках

        Выпиши слово правильно. Выдели в нём корень, а затем приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.

Например:  Полетел, побежал, поездка.

ЗАПОМНИ!  Приставки всегда пишутся одинаково независимо от произношения.  (Исключение: приставки на  -з, -с.)

 

№24. Буквы З и С на конце приставок

        Выпиши слово правильно. Выдели в нём корень, а затем приставку. Объясни выбор буквы з или с  в приставке. Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  Разбудить, развести, расписание.

ЗАПОМНИ!  В приставках на -з, -с  перед звонким согласным пишется з, а перед глухим –с.

№25. Правописание приставки со словом

        Выпиши слово. Выдели в нём корень и приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

Например:  Заехал, уехал, переехал.

ЗАПОМНИ!  Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

№26. Правописание предлога со словом

        Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Между предлогом и словом вставь вопрос и ещё одно слово. Выдели предлог.

Например:  В лесу - в (каком?) лесу,    в    зимнем лесу.

ЗАПОМНИ!  Предлог – это отдельное слово. Он пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить вопрос и ещё одно слово.

№27. Предлог перед местоимением

        Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два местоимения с предлогом на это правило.

Например:   Ко  мне,  у  нас,  с  ним.

ЗАПОМНИ!  Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.

№28. Ь на конце существительных после шипящих

        Выпиши слово правильно. Определи род, склонение. Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  Рожь (ж.р., 3 скл.), мышь, глушь.

Грач (м.р.), шалаш (м.р.), без туч (ж.р., 1 скл.)

№29. Частица НЕ с глаголами

        Выпиши глагол с частицей не. Запиши ещё два слова на это правило.

Например:  Не был, не выучил, не думал.

ЗАПОМНИ!  Частица НЕ с глаголами пишется отдельно.

№30. Части речи

        Выпиши слово. Поставь его в начальную форму. Поставь к слову вопрос. Определи часть речи.

Например:  В лесу  (что?)  лес  имя сущ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учащихся "Как выполнить работу над ошибками"

Памятка как работать над ошибками  по русскому языку 2-4 класс....

Памятка по русскому языку "Как работать над ошибками" для учащихся начальной школы.

Памятка   "Как работать над ошибками" предназначена для формирования умения работать над допущенными ошибками в раличных видах работ по русскому языку. Памятка будет полезна педагогам, учащи...

Памятка по русскому языку "Как работать над ошибками" 1-2 класс

Памятка  поможет ребятам самостоятельно выполнить работу над ошибками по алгоритму.Здесь указана орфограмма, план действий, пример....

Памятка для родителей "Как выполнять работу над ошибками"

Уважаемые родители! Эта памятка поможет вам и вашим детям при выполнении работы над ошибками, допущенными в классной и домашней работах. А также научит детей выполнять работу над ошибками к изложениям...

Памятка по русскому языку при работе над ошибками в 1 классе ( УМК "Школа России")

1.Большая буква, точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Делай так: Выпал пушистый снег. 2.Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: оси-на. 3. Мягкий знак (ь) на...

Памятка для 2 класса "Как работать над ошибками"

Эффективным способом повышения грамотности является систематическая работа учащихся над допущенными ошибками. Памятка дает пошаговую инструкцию работы над орфограммами, изучаемыми во 2 классе, образец...

Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"

Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....