пояснительная записка к русскому языку 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

пояснительня записка к программе 3 класса по русскому языку,по программе перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_r.yaz_.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 588

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей ______

Протокол № __

от «__» сентября 2015года

Рекомендована

К исполнению

Педагогический совет

протокол

___от ____________

«Утверждаю»

Директор школы

М. А. Куприна____________

__________________________

от «__» сентября 2015года

Рабочая программа

по русскому языку

для 3 класса

(общеобразовательное обучение) 

2015 - 2016 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                       О. Н. Павлова

Н.А.Корнилова

Е.А.Прохорова

2015г.

Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» занимает центральное место в системе предметов начального образования, поскольку от уровня овладения письменной речью (чтением и письмом), устными коммуникативно-речевыми умениями и системой языка зависят успехи учащихся по другим предметам.

«Русский язык» реализует три основные цели: 

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

3) воспитательную: развитие нравственно-этических представлений,

формирование основ гражданской общности (идентичности) и мировоззрения, развитие эстетических чувств, чувства любви к своей Родине и отечественному языку; уважение, доброжелательность и миролюбивое отношение к

другим людям. Поставленные цели реализуются благодаря использованию системно деятельностного подхода, который помогает объединить первоначальное изучение системы языка, формирование речевых умений и навыков (на коммуникативно познавательной основе) с нравственным воспитанием учащихся, формированием у них умения организовать свою учебную деятельность, проявив в ней свои творческие способности.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание

собственных текстов.

Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Цель обучения

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы.

Задачи обучения:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через языки, созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности  в  использовании всего языкового богатства (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в

стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок;

-урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

урок – сообщение новых знаний

урок-закрепление знаний

урок-повторение знаний

урок – игра

проверка знаний

Учебное оборудование:

  1. Литература для учителя.

1. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности. 1–4 классы: пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2007.

2. Кривин, Ф. Д. Завтрашние сказки / Ф. Д. Кривин. – Ужгород: Карпаты, 1992.

3. Лакаева, С. И. Грамматический разбор: тетрадь по рус. яз.: для нач. кл. / С. И. Лакаева. – Саратов: ИЦ «Добродея»: ГП «Саратовтелефильм», 2002. – 48 с.: ил. – (Хочу быть грамотным).

4. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина.  – М.: Русский язык, 1993.

5. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учеб. пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов: ИЦ «Добродея»: ГП «Саратовтелефильм», 2003.

6. Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

7. Школьный словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев – М.: Эксмо-пресс, 2008.

8. Собственные имена в русском языке: Словарь ударений / Ф. Л. Агеенко. – М. : Рольф, 2001.

9. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 1999.

10. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М.: Цитадель-Трейд, 2010.

11. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО, 2009.

12. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

2. Информационно-коммуникационные средства.

1. Уроки русского языка. Кирилла и Мефодия (CD).

2. Детский энциклопедический словарь» (CD).

3. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

5. Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.rdf.ru

4. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Аудиоцентр.

4. Мультимедийный компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Интерактивная доска.

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Укладка для аудиовизуальных средств (дисков и др.).

3. Шкаф для хранения карт.

4. Ящики для хранения таблиц.

6. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Таблицы:

  1. Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Разрезные слоги для составления слов. Слово и слог. Деление на слоги и для переноса.          Ударение. Ударные и безударные гласные.
  2. Картинный словарь.
  3. Орфография: слабые позиции гласных и согласных в слове.
  4. Алфавитный порядок следования слов.
  5. Традиционные написания слов (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нч, нщ).
  6. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Написание слов с мягким знаком.
  7. Речь. Текст. Предложение.
  8. Необходимый иллюстративный материал к урокам включен авторами в учебники и «Рабочие тетради».

Методы обучения:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Традиционные технологии:

- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения
  • Связи теории с практикой
  • Системности
  • Принцип сознательности и активности в обучении
  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  • Принцип наглядности
  • Доступность обучения
  • Принцип прочности усвоения знаний

Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  • Работа в паре, в группе
  • Контрольное списывание
  • Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
  • Срезовые работы (тесты)
  • Творческие работы (сочинения, изложения)
  • Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
  • Регулятивные УУД:
  • – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • – проговаривать последовательность действий на уроке;
  • – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • – учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
  • Познавательные УУД:
  • – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
  • Коммуникативные УУД:
  • – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • – слушать и понимать речь других;
  • – выразительно читать и пересказывать текст;
  • – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
  • Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
  • – отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • – осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • – подробно пересказывать текст;
  • – составлять устный рассказ по картинке;
  • – называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • – определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  • – обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • – определять количество букв и звуков в слове;
  • – писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • – ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • – списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • – находить корень в группе доступных однокоренных слов.
  • Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
  • – осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
  • Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
  • Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
  • Регулятивные УУД:
  • – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • – проговаривать последовательность действий на уроке;
  • – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • – учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно - диалогическая технология.
  • Познавательные УУД:
  • – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
  • Коммуникативные УУД:
  • – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • – выразительно читать и пересказывать текст;
  • – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Личностные результаты

Обучающийся научится:

​ испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

​ осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

​ относиться с уважением к представителям других народов;

​ уважительно относиться к иному мнению;

​ понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

​ соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

​ развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

​ конструктивно разрешать проблемные ситуации;

​ оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность:

​ сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

​ эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

​ сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

​ осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

​ стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

​ сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями. Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

​ ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

​ понимать цели и задачи учебной деятельности;

​ находить ответы на проблемные вопросы;

​ пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);

​ самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

​ пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

​ пользоваться справочной литературой (словарями);

​ развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;

​ развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться:

​ делать самостоятельные выводы;

​ находить выход из проблемных ситуаций;

​ определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

​ выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями; Предметные результаты.

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

​ понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

​ относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

​ анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

​ понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

​ выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

​ контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

​ правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

​ различать диалогическую и монологическую речь;

​ составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

​ составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

​ пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

​ писать изложения по составленному плану;

​ составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

​ совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

​ говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

​ делать полный и краткий пересказ текста;

​ устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

​ исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);

​ совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

​ соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ. О Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Тематическое планирование

3 класс

170 часов (5 часов в неделю)

№ п/п

Раздел

Количество часов

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

16 часов

Язык – главный помощник.

40 часов

Состав слова.

18 часов.

Части речи.

5 часов

Имя существительное.

32 часа

Местоимение.

3 часа

Глагол.

28 часов

Имя прилагательное.

18 часов

Повторение.

13 часов

Итого:

173 ч.

График контрольных работ

(диктантов)

№ урока

п/п

Сроки

Тематика контрольных и проверочных работ 

Форма контроля 

5

5.09

Входной контрольный диктант

Контрольный  диктант

8

10.09

Текст. Общее представление о тексте и его особенностях.

Самостоятельная работа

9

11.09

Текст. Виды текстов.

Выборочный диктант

10

12.09

Творческая переменка. Составление текстов различных типов.

Распределительный диктант

11

15.09

Изложение.

Изложение

15

19.09

Контрольный диктант по теме «Слово. Предложение. Текст»

Контрольный диктант

16

22.09

Работа над ошибками. Рубрика «Проверь себя».

Сочинение по сюжетной картинке.

26

6.10

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

Самостоятельная работа

28

8.10

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу..

Письмо по памяти

31

13.10

Контрольный диктант по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое».

Контрольная работа.

34

16.10

Устойчивые выражения (фразеологизмы) и их значения.

Самостоятельная работа

36

20.10

Как «устроено» слово.

Словарный диктант

38

22.10

«Говорящие» названия слов. Откуда пришло слово?

Контрольное списывание.

42

28.10

Слово и его значение. Омонимы.

К.р. по теме «Слово в речевом общении»

Контрольная работа.

43

29.10

Многозначные слова.

Самостоятельная работа.

45

31.10

Обучающее сочинение «В магазине»

Сочинение

48

12.11

Обучающее изложение.

Обучающее изложение.

50

14.11

Главные члены предложения

Словарный диктант.

55

21.11

Контрольный  диктант по теме «Слово и его значение»

Диктант.

61

1.12

Безударные гласные в корнях слов.

Письмо по памяти.

65

5.12

Приставка. Предлог.

Самостоятельная работа.

70

12.12

Как образуются слова.

Самостоятельная работа

73

17.12

Контрольный диктант  по теме «Состав слова»

Диктант

76

22.12

Определение частей речи с помощью вопросов.

Словарный диктант.

77

23.12

Определение частей речи.

Самостоятельная работа

79

25.12

Проверка знаний учащихся по теме «Части речи». Рубрика «Проверь себя»

Контроль знаний. Контрольная работа.

83

31.12

Изложение «Лесной котёнок»

Изложение.

85

13.01

Изменение имён существительных по числам.

Самостоятельная работа.

86

14.01

Изменение имён существительных по числам. Работа с текстом И. Тургенева «Воробей»

Развитие речи.

87

15.01

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Контрольный диктант

89

19.01

Употребление имён существительных разных родов.

Самостоятельная работа

91

21.01

Творческая переменка. Обозначение рода имён существительных. Определение рода и числа имён существительных.

Словарный диктант

95

27.01

Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.

Самостоятельная работа.

100

3.02

Определение падежа имён существительных.

Самостоятельная работа.

107

12.02

Формирование умения определять падеж имён существительных.

Изложение

109

16.02

Определение падежей имён существительных.

Тест.

110

17.02

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Контрольный диктант

114

24.02

Роль местоимений в предложении.

Самостоятельная работа

117

27.02

Происхождение слова «глагол». Сочинение по рисункам и опорным словам.

Сочинение.

120

4.03

Упражнение в изменении глаголов по временам.

Контрольное списывание.

124

10.03

Употребление глаголов в будущем времени.

Тест.

128

16.03

Суффиксы глаголов неопределённой формы.

Объяснительный диктант.

130

30.03

Контрольный диктант по теме «Изменение глаголов по временам»

Контрольный диктант

133

2.04

Творческая переменка. Работа с текстом. Составление рассказов по картинкам.

Составление рассказов по картинкам. Развитие речи.

135

6.04

Родовые окончания глаголов в прошедшем времени

. Словарный диктант.

140

13.04

Обобщение знаний о глаголе.

Тест.

141

14.04

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Контрольный диктант.

144

17.04

Роль имён прилагательных в речи.

Словесное творчество. Развитие речи.

146

21.04

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Самостоятельная работа.

151

28.04

Упражнение в определении падежей имён прилагательных.

Тест.

155

5.05

Сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний.

Сочинение

158

8.05

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Изложение текста

159

11.05

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное».

Контрольная работа.

163

15.05

Итоговый контрольный диктант

Контрольный диктант

167

       21.05

Морфологический разбор частей речи.

Самостоятельная

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.Учебник. 2 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 144 с., ч. 2 – 144 с.) 2012г.

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 64 с., ч. 2 – 64 с.) 2012г.

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс (112 с.) 2012г.

Электронное приложение к учебнику «Русский язык», авт. Л. Ф. Климанова, 2 класс (1 CD).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...

пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...

пояснительная записка по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова...

Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....

Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс

Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс...

Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС. Гармония .

Пояснительная  записка по  русскому  языку. 1 класс. ФГОС.Гармония ....