Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Технологическая карта урока "Непроизносимые согласные в корне слова"

    Фроленкова Анна Георгиевна

    В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 3 классе, составленная в соответствии с требованиями ФГОС НОО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_9_oktyabrya_2015.doc84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Урок № 29(второй урок по теме)

     Раздел «Слово»

    Непроизносимые согласные  в корне слова -10часов на эту тему

    Тема:  

    БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ

    СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

    Тип урока: урок развития умений

    Задачи:

    развивать умения находить в словах орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова

    - писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм.

    Планируемые результаты

    Предметные

    • - систематизировать знания об общих  закономерностях  написания непроизносимых согласных в корнях слова
    • - соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов

    - обнаруживать и исправлять орфографические ошибки

    -объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме

    Метапредметные

    - самостоятельно планировать пути достижения целей,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

     -развивать умения вычитывать информацию из текста правила

    -составлять алгоритм действий, работать по алгоритму            

    - овладеть основами самоконтроля, самооценки,

     -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

    Личностные

    - формулировать и аргументировать собственное мнение;

    - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

    - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

    Межпредметные связи: окружающий мир, литература, музыка, технология

    Ресурсы урока: учебник Р.Н.Бунеев «Русский язык»3 класс, аудиозапись выпуска «Радионяни», карточки со словарными словами, источники Интернет и ТСО (компьютер, приставка Mimio, проектор)

    Технологии, используемые на уроке: проблемное обучение, исследовательские методы обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии)

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание  деятельности обучающихся

    Мотивация познавательной деятельности

    -Ребята, ко мне сегодня утром второклассник обратился за помощью. Он подготовил письмо своей бабушке, которая живёт в Архангельске. Многие правила Алёша уже выучил. Но, к сожалению, сомневается  в написании нескольких слов. А вы можете помочь?

    Титульный слайд-

    Ребята мотивированы на изучение нового материала, так как это принесёт конкретную пользу

    Актуализация необходимых знаний

    – Откройте тетрадь.

    – Что надо записать? (Дату.)      

     Вывести на экран линейки                                   2 мин

    Комментированная запись числа.

    – Какую запись должны сделать дальше?

    – Напишите слова «Классная работа».

    -Давайте спланируем нашу дальнейшую работу. Что будем делать дальше?

    …….

    -Иметь разборчивый почерк – первое правило вежливости. Почему так говорят?

    - Кто постарается сегодня соблюдать это правило ?

    -Минутка чистописания. Что будем прописывать, вам подскажут «заколдованные слова».

    -Кто будет помощником? (карточки с пропущенными удвоенными согласными)

    -А..уратный   а..ея  ма..а  ва..а

    И я хочу добавить словечко

    гри.. ? Разгадали?

    -Как спастись от этой болезни?

    -Какие ещё бывают удвоенные согласные в слове? Припишите это соединение в строчку. А теперь подчеркните самые удачные свои буковки зелёной ручкой.

    -Что по плану урока следует дальше?

    -Запишите 5 слов из словаря, который мы будем писать через неделю

    -Кто помнит, на какой страничке учебника список словарных слов для  будущего словарного диктанта?

    Сейчас откроем словарик и вы сможете себя проверить

    -Составьте предложение с одним из этих словарных слов. Запишите его на следующей строке. Прочитайте вслух

    -Чистописание

    Словарь

    Фонетический разбор

    Слова с непроизносимыми согласными 

    Ученик выходит и помогает учителю

    Класс отгадывает, а вызванный ученик пишет на маркерной доске

    кк лл  сс  нн

    -самооценка

    -прививка

    --словарь

    С.р.

    -самопроверка

    Организация познавательной деятельности. Выявление проблемы.

    • На доске записано слово весть.
      - Прочитайте слово. Каково значение этого слова? Где можно было бы найти толкование этого слова? А если нет под рукой словаря?
    • Подберите к нему однокоренные слова:
    • Вестник
    • Известный

    Какой корень в словах? Что обозначает каждое слово? Запишем транскрипцию слов рядом в скобочках : сравним произношение

    с написанием

    Какое различие в произношении вы заметили?

    Какой вопрос у вас возникает?
    -Сформулируйте тему урока и его цель.        

    -Для чего нам надо научиться писать правильно  слова с непроизносимыми согласными? Где это может нам пригодиться в жизни?                                                                                          3 мин.

    -Новость

    -Приносящий вести, известия.

    (Вестник,[в,э?сн,ик].)

    С.р.

    (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) 

    -Как проверить букву непроизносимого согласного?

    -Тема: «Слова с непроизносимыми согласными в корне слова».)

    Цель: учиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

    Организация закрепления учащимися нового знания

    -1. Блицопрос по правилу написания слов с непроизносимым согласным в корне.

    – Какие непроизносимые согласные вы знаете?

     – Где в слове можно обнаружить непроизносимые согласные?                           2 мин

    2. Развивается умение писать слова с непроизносимым согласным в корне, объяснять и обозначать орфограмму

    .–Работа по учебнику Упр. 79 Прочитайте                  задание про себя. Теперь вслух.                                               Стр.74

    Расскажите, по какому плану вы будете работать.

    Давайте придумаем разные уровни сложности в этом упражнении. Что можно сделать дополнительно, чтобы задание стало сложнее?

    1 уровень-Кто хочет только списать словосочет. и выделить орфогр.?

    2 уровень-Кто будет составлять предложения с этими словосоч.? 

    3 уровень -Кто выполнит ещё и фонетич. разбор?

    -К доске приглашаю выполнить  фонетич.разбор слова устный.                                                           7 мин.

    После выполнения обсуждение:

    -Как вы обнаружили непроизносимые согласные звуки?

    -В какой части слова находятся непроизн. Согл. Звуки?

    Как графически обозначили орфограмму?

    Сравните ваши действия с инструкцией «Как пользоваться правилом.»? Стр.74

    Прочитайте про себя. Кто сможет рассказать алгоритм применения правила?

    Откройте памятку самооценки.  Пользуясь алгоритмом, оцените свою работу в этом задании

    -Проверка фонетич. Разбора

    ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД№1)                                2 мин

    Если надо писать непроизносимый согласный-хлопай, если не надо-топай.

    Продолжаем: (слайд №2)

    -Проверочное?!

     После этой работы выключить временно экран! 

    Слайд 3 -радионяня   «Радионяня"

    -Что обозначает это слово?

    --Почему одно и тоже слово написано по-разному?

    Радионяня-техническое устройство кладётся в колыбельку малыша для наблюдения за ним

    «Радионяня»-музыкальная образовательная программа для детей 70-80х годов прошлого века. Придумал её Эдуард Успенский. В занимательной форме ребята с помощью этой передачи учили правила правописания. Хотите услышать фрагмент урока про непроизносимые согласные?

    -Какое задание хотите выполнить?

    -Взаимопроверка

    Проверим всем классом    слайд 4

    Обратите внимание на правый столбик. Как вы думаете, почему эти слова расположены под командой «запомни»?

    РАБОТА С ТЕКСТОМ (слайда№5) Придумаем задания вместе?!

    МАШИНА СТРЯПНЯ

    -Что такое стряпня? Подойдите и выберете книгу, которая поможет вам найти ответ на этот вопрос

    Маша исп.кл а пирог капус?ный.
    Только ви.  у мамы 
    грус?ный:
    После Машиной стр.? пни
    Столько матери в.зни!
    В тесте все ножи и ло.ки,
    У ст.ла четыре но.ки,
    Кру.ки, блю?ца, ми.ки,
    Даже хвост у бедной киски!

    -Выполняйте задания того уровня Давайте придумаем вместе задания разной степени сложности и каждый выберет то, что ему по силам.

    -Когда вы выделяли орфограмму, обратили внимание на то, что объединяет эти слова?

     – Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова?

    – Чем они различаются?                  5 мин

    - д т в л

    В сочетании со звуками [сн] и [зн

    -Там, где слышится несколько согласных звуков рядом

    -Составить предложения с одним из этих словосочетаний.

    -Осуществляют выбор уровня сложности Самостоятельная работа учащихся .

    -Фонетический разбор

    .

    Коллективная проверка

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить задание?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

    -  Ты доволен своей работой?

    -Какую отметку ты себе поставил бы?

     

    Работа в сотрудничестве, фронтально, с азартом, быстрый темп

    Дети предлагают:

    - списать и подчеркнуть вставленные  орфограммы

    - выписать слова с пропущ. буквами  и подчеркнуть орфограммы

    -Выписать слова с орфограммой непроизнос. Согл, приписать проверочное

    Слушают аудиозапись, анализируют лексический материал, выписывают слова вместе с проверочными

    -Орфограммы в корне

    Работа с толковым словарём

    -Выписать слова по группам

    -

    (Нужно подбирать проверочные слова, чтобы правильно написать букву согласного.)

    (В 1-м звук не произносится, а во 2-м – произносится.)

                                                                Подведение итогов. Рефлексия 

    Как вы считаете, что у вас сегодня на уроке получилось лучше всего?

    Урок понравился?

    -Кто расскажет нам, как пользоваться правилом проверки непроизносимых согласных в корне слова?

    -Урок стал таким, каким вы хотели его видеть вначале?

    -Подойдите, пожалуйста, к доске и прикрепите  свою самооценку работы на уроке:

    Зелёный-тему усвоил

    Жёлтый –остались отдельные вопросы, в которых нужно разобраться


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта изучения материала "Перенос слов"

    Технологическая карта изучения материала "Перенос слов". 1 класс УМК "Школа России"...

    Технологическая карта изучения материала "Перенос слов"

    Технологическая карта изучения материала "Перенос слов". 1 класс УМК "Школа России"...

    Урок -презентация "Непроизносимые согласныев корне слова"

    Презентация "Непроизносимые согласные  в корне слова"...

    Технологическая карта урока. "Слог. Деление слов на слоги. Урок – путешествие."

    Цель: познакомить учащихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления слов на слоги...

    Технологическая карта урока «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

    Тема - «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»Тип урока -  Урок открытия нового знанияЦель: развитие умений наблюдать за орфограммами - буквами непроизносимых согласных ...