Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему:"Знакомство с буквой и звуком Чч" в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шарипжанова Зульфия Камиловна

Познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умения распознавать и выделять звук [ч].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspek_uroka.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Цели деятельности педагога: познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умения распознавать и выделять звук [ч].

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов; умеют различать печатный и письменный вариант написания буквы Ч; проводить поэлементный анализ и письмо заглавной буквы Ч; правильно произносить и обозначать на письме слова с сочетанием ча; получат возможность научиться писать заглавную букву Ч.

Метапредметные (критерии сформированности\оценки компонентов универсальных учебных действий-УУД):

Познавательные: общеучебные - объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; уяснения особенностей звука (ч); применение правила написания гласных после шипящих в буквосочетании ча;  логические -сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложений на наличие в них слов с сочетанием ча

Регулятивные: умеют ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении; выполняют правила гигиены письма. 

Оборудование: мультимедийный  пректор; компьютер, экран; презентация: «Буква и звук Ч ч»

 предметные картинки, слоги,  сигнальные карточки настроения.   

Сценарий урока

 Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент.)

Учитель приветствует учащихся.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки-на макушке,

Глазки широко раскрыты-

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

-Ребята к нам сегодня на урок  пришли сказочные герои, отгадав загадки , вы узнаете, кто у нас в гостях.

Загадки

1.Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного!

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

Он зовется (Чебурашка)        (Слайд)

 

2.Идет спокойно, не спеша-

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит…(Черепаха) (Слайд)

 Чебурашка с Черепахой приглашают нас на праздник «День рождения буквы», но вначале они хотят, чтобы вы назвали предметы, изображенные на экране. (Слайд)

чайник, чашки, чай, конфеты.

 Учитель

-Какой звук повторяется? [ч]

-Какой предмет лишний? (конфеты, в слове отсутствует звук(ч))

-Какова тема нашего урока?

2.Постановка учебной задачи.

-Сегодня вы узнаете секрет нового звука, научитесь писать заглавную букву-именинницу.

а) характеристика звука [ч] 

Дети произносят звук [ч].

-Определите, как проходит воздух через горлышко; что слышится: голос или шум, как звук произносится твердо или мягко. При произнесении звука воздух встречает преграду, значит, звук согласный. При произнесении слышится только шум, значит, он глухой. Звук (ч) произносится мягко, значит, он мягкий.

б) определить кол-во слов и назвать слова со звуком ч

Часто в гости к черепашке

Забегает чебурашка.

Как из чашек чай попьют,

 Так частушки запоют!

Под черемухой в саду

Поиграют в чехарду.

Поиграют час-другой,

И глядишь пора домой! (9)

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

Знакомство с новой буквой.

-Рассмотрите образец печатной буквы Ч. На что похожа эта буква?   (Слайд)                               Да, вы правильно решили:                                                                                                                  Ч мы пишем, как четыре.                                                                                                                Только с цифрами, друзья,                                                                                                                   Буквы путать нам нельзя.

Чтение слогов: ча. чу. че. чо.  (Слайд)                                                                                                                Чтение чистоговорок.                                                                                                                                    Чтение скороговорки «Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая»                                           

Подбор слов со звуком Ч

Отгадайте:

-Что пили гости: чай, молоко или какао? (чай)

-Чай пили из чашек или стаканов? (чашек)

-Чем еще угощали гостей?

Игра «Собери слово». К доске выходят 3 ученика и складывают слова из слогов: печенье, чебуреки, калачи.

Физминутка

-После чая друзья   решили оставить о себе добрую память и решили посадить в палисаднике около нового дома несколько деревьев. Учитель перечисляет названия деревьев, дети, услышав в словах звук[Ч], изображают как гости копали ямки для саженцев. Если в названии звук [ч] отсутствует -делают наклоны в стороны.

  вишня, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, береза, слива, чернослив, ива.

-Звук( Ч) и буква Ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми и ласковыми.

Игра «Назови ласково». Учитель предлагает   назвать друг друга по именам ласково (Ванечка, Кирочка и т.д)

-Звук ( Ч) и буква Ч умеют большие предметы превращать в маленькие. Чебурашка маленький и любит все маленькое.У него…

-Не шапка, а (шапочка)

-Не куртка, а (курточка)

-Не башмаки, а (башмачки)

У него не диван, а (диванчик).

 Не стул, а (стульчик).

Не тарелка, а (тарелочка).

 Не стакан, а (стаканчик).

 Не ложка, а (ложечка).

4.Закрепление знаний и способов действий.                                                                                 Работа с учебником.                                                                                                                                           -А сейчас наши герои хотят послушать, как вы умеете читать.                                                     Чтение  учащихся .

Работа в прописи. Правила посадки. Письмо Ч

-Рассмотрите образец заглавной буквы Ч Опишите направление движения руки при написании буквы Ч. (Буква Ч состоит из 2 элементов.  Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать ль середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

-Запишите букву в воздухе; в прописи.

Сравнение написания заглавных букв Ч и У.

-Чем похожи заглавные буквы Ч и У? Чем отличаются?(Слайд)

Пальчиковая гимнастика.                                                                                                                               Мы, как древние индейцы добываем огонек,                                                                                  Сильно палочку покрутим ,огонек себе добудем.                                                                          (Ученики выполняют движения согласно тексту.)

Работа в прописи. Письмо слов и предложений по образцу.

-Прочитайте слова. (Чита, Челябинск)

-Мудрая Черепаха много путешествовала по городам России. Эти два города она любит за то, что они начинаются на ту же букву, что и она. (Слайд)

-Запишите названия городов по образцу. Прочитайте предложение. Сколько слов в этом предложении? Какое слово написано с большой буквы? Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите предложение по образцу.

Запомните правило: в буквосочетании ча всегда пишется буква а.

Показ картинок городов Чита, Челябинск.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

-Что интересного и нового мы узнали о букве и звуке Чч?                                                                -Что особенно понравилось на уроке? Почему?                                                                                         -Что вызвало затруднения?                                                                                                                              (Учащиеся открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.)

-Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.                                                                                                  -Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке.

Используемые ресурсы:                                        

Русский язык: обучение грамоте (обучение письму) 1 класс                                                             Система уроков по учебнику Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой                                                      Авторы-составители: И.Г. Смирнова, С.В.Николаева                                                                  Волгоград 2013г

http://www.kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm

https://www.google.ru/search?q=%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0+%D1%87&newwindow=1&espv=2&biw=1280&bih=923&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjW69bwg_zJAhWEFCwKHTZ4BuYQ_AUIBigB


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Обучению грамоте на тему: "Знакомство с буквами Ф,ф и звуками [ф] и [ф\']». УМК "Начальная школа XXI века".

Урок направлен на формирование у обучающихся умения моделировать звуковой состав слова, анализировать печатные и письменные буквы, составлять слова, объяснять их значение, аргументировать св...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Технологическая карта  и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема. Буква Б и звуки (б-б")

Эта презентация может быть использована на уроках по обучению грамоте в 1 классе....

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема "Буква О и звук ( о ).

Эта презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе....

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф\']».

           Технологичекая карта. Конспект урока по обучению грамоте на тему     «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф]  и  [ф\']»....

Методическая разработка. Презентация по обучению грамоте на тему: " Письмо заглавной буквы У".

Презеннтация для урока обучения грамоте  на тему "Письмо заглавной  буквы У"....

Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему: "Буква З"

Данная методическая разработка позволит учителю познакомить учащихся с буквой З,з,, звуками [з], [з*], начать формирование навыка чтения целыми словами, осуществлять межпредметные связи, формировать н...