Урок по Обучению грамоте на тему: "Знакомство с буквами Ф,ф и звуками [ф] и [ф']». УМК "Начальная школа XXI века".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Минюк Наталья Васильевна

Урок направлен на формирование у обучающихся умения моделировать звуковой состав слова, анализировать печатные и письменные буквы, составлять слова, объяснять их значение, аргументировать своё мнение и позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Конспект урока по обучению грамоте на тему

                                                     «Знакомство с буквами Ф,ф и звуками [ф]  и  [ф']».

 Цель: Познакомить учащихся с буквами Ф,ф и звуками [ф]  и  [ф'].

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

  Формирование: умения объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами.   Составлять слова из изученных букв; читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов.                            

   Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие; анализировать поэлементный состав печатных и письменных заглавной и строчной букв.

  Делить слова на слоги; анализировать слово: определять место ударения в слове.

  Различать звонкие и глухие согласные звуки.

  Воспринимать на слух литературное произведение.

  Осознавать смысл текста при его прослушивании.

 4. Коммуникативные УУД

 Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

 Оборудование:

 - Учебник «Букварь» 1 часть. Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова М. «Вентана – граф» 2011г.

 - Пропись №3 к учебнику «Букварь». Авторы М.М.Безруких, М.И.Кузнецова М. «Вентана – граф» 2011г.

- дидактический материал к уроку: таблицы слогов, счётные палочки  (у каждого ученика), верёвочки (одна на парту), сигнальные карточки синие и зелёные (у каждого ученика), иллюстрации к трудным словам, классная и индивидуальные кассы букв, таблица – образец написания письменных букв Ф, ф, классная лента букв.

 - Иллюстрация поезда и таблички станций.

                                                                           Ход урока:

 Этапы урока

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

 УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация и постановка учебной задачи.

Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

      Прозвенел и смолк звонок,

      Начинается урок!

- Кто из вас любит путешествовать?

 - Сегодня мы отправляемся путешествовать по СТРАНЕ ЗНАНИЙ. В СТРАНЕ ЗНАНИЙ мы

 

ПОЗНАКОМИМСЯ

БУДЕМ УЧИТЬСЯ СРАВНИВАТЬ

БУДЕМ УЧИТЬСЯ ОБЪЯСНЯТЬ  

 Посмотрите на слова-помощники (на доске табличка)

 -  Я желаю вам успеха на уроке.

 На чём же мы отправимся в путешествие?

  Послушайте загадку. (На доске картинка)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд, вагоны)

Как вы догадались, что это поезд?

Вместе!

Мы сядем в поезд и - вперёд!
Помчим по рельсам быстро-быстро.
А кто же поезд поведёт?
Им управляют машинисты.

Назначается машинист и проводница среди ребят. Машинист будет подавать сигнал.

А проводница соберёт у вас в конце путешествия билетики.

А теперь отправляемся! (чух!-чух!)

А сейчас мы проведём гимнастику для языка и губ.

А зачем нужна эта гимнастика?

 Кто хочет разговаривать,

 Тот должен выговаривать

 Всё правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.

УТЬ-УТЬ-УТЬ- вот отправились мы в путь.

ИН-ИН-ИН- мимо ёлок и осин.

СА-СА-СА- в лесу бегает лиса.

ДЕ-ДЕ-ДЕ- рыбы плавают в воде.

Учащиеся отвечают хором.

Принимают

учебную задачу.

Учащиеся размышляют о поезде.

Дети изображают движение поезда.

 

Хором произносят стихотворение, изображают звуки по заданию учителя, произносят чистоговорки.

Мотивационная готовность

  к учебной деятельности.

 Принимать и

сохранять учебную задачу.

2. Повторение пройденного на уроках.

 - Первая станция

 (на доске табличка)

 

БУКОВКИНО

   

- Как вы думаете, почему станцию так назвали?

 - На этой станции мы будем дорисовывать буквы, вставлять их в слова, собирать из букв слова.

Дифференцированная работа.

 У доски три ученика:

  1 ученик: Узнать буквы и дорисовать элементы.

  2 ученик: вставить пропущенные буквы и прочитать получившиеся слова.

 КО…ЁР – КО…РЫ

 …ЕТКИ - …ЕТКА

КОРО…А – КОРО…А

 3 ученик: составить слово в классной кассе букв «ВОЛНЫ»

 Остальные учащиеся работают в парах. Чтение по очереди слогов по таблице.

Проверяем учащихся у доски.

Молодцы! Поехали на следующую станцию!(чух-чух!)

Учащиеся размышляют о значении слова.

 

Индивидуальная и групповая работа. Три ученика работают у доски с заданиями.

Остальные работают в парах за партами.

Объяснять значение слова.

Сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами.

Составлять слова из изученных букв.

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Учиться слушать и слышать ученика.

3.  Знакомство с новыми буквами и звуками.

- Вторая станция

 (на доске табличка)

СОСТАВЛЯЙКА

- Как вы думаете, почему станцию так назвали?

 Послушайте загадку:

 Летит бывалый

разбойник старый,

Когти как кинжалы

Глаза как фары. (филин)

Как вы догадались?

Найдите в «Букваре» картинку филина. Урок № 107.

 Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Моделируем слово ФИЛИН.

Что за картинку видите рядом? (фартук)

Моделируем слово ФАРТУК.

Сравните свои модели слов с моделями жителей этой станции.

 (на доске звуковые схемы слов)

Что означают под звуками оранжевые треугольники?

Давайте сравним первые звуки.

 Звуки [ф] и [ф'] обозначаются буквой «Ф».

 Показ места нахождения буквы «Ф,ф» в кассе букв.

Почему букв две?

Запишем под картинками слова фартук и филин.

Что означает схема в углу страницы?

Разделим слова на слоги и поставим ударение:

 ФИ-ЛИН, ФАР-ТУК.

 Сложите букву из верёвочки от фартука, из  палочек.

Послушайте стихотворение про букву «Ф»:

 С этой буквой на носу

 Филин прячется в лесу.

 Найдите на картинке филина букву «Ф»!

 Всем известно без подсказки,

 Буква Ф – как ключ от сказки.

 Никогда его у нас

 Не отнимет Карабас.

Показ картинки ключа.

Определим место буквы на ленте букв.

Почему буква «Ф» стоит под буквой «В»?

Молодцы! Поехали на следующую станцию!(чух-чух!)

Учащиеся размышляют о значении слова.

Учащиеся размышляют о филине.

Учащиеся находят иллюстрацию филина.

Моделируют слова.

Устанавливают количество и последовательность звуков в словах.

Различают звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Самооценка учащихся.

Знакомятся с буквой Ф,ф.

Учащиеся объясняют назначение заглавной и строчной букв.

Деление слов на слоги, постановка ударения.

Учащиеся отыскивают на картинке букву Ф.

Различают звонкие и глухие согласные звуки.

Объяснять значение слова.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.

Устанавливать количество и последовательность звуков в словах.

Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Анализировать поэлементный состав печатных заглавной и строчной букв.

Делить слова на слоги.

Анализировать слово: определять место ударения в слове.

Различать звонкие и глухие согласные звуки.

4.Физкультминутка

Третья станция

(на доске табличка)

СПОРТИВНАЯ

 А теперь физкультминутка!

 Ты скачи, скачи, лошадка,

 Скок, скок, скок,

 Скок, скок, скок.

 По дорожке ровной, гладкой,

 Скок, скок, скок,

 Скок, скок, скок.

 Ты скачи всё прямо, прямо,

 Скок, скок, скок,

 Скок, скок, скок.

 Мимо дома, стоп – тут яма,

 Цок, цок, цок, тпру.

Молодцы! Поехали на следующую станцию!(чух-чух!)

Учащиеся изображают движение лошадок.

5. Чтение слогов и слов с изученной буквой.

Четвёртая  станция

(на доске табличка)

ЧИТАЛКИНО

 - Как вы думаете, почему станцию так назвали?

 На доске слоги.

 Прочитаем вместе!

 ФА-ФЯ-ФО-ФЁ-ФУ-ФЮ-ФЫ-ФИ-ФЕ

Прочитаем слова:

ШАР-ШАРЫ

ШАРФ-ШАРФЫ

ФАРА-ФАРЫ

ФЛАГ-ФЛАГИ

Чем отличаются слова по значению и по написанию?

ФАБРИКА

ФАМИЛИЯ

Объясните значение слов.

Фабрика - промышленное предприятие или завод. Может быть кондитерская, бумажная, швейная и т. д.

Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени.

 Прочитайте последний столбик на странице шёпотом. Все ли слова вам знакомы?

ПЛОВ-УЛОВ

ВИНТ-БИНТ

ФАЗАН-САЗАН

Прочитаем вслух.

 Учитель объясняет значение непонятных слов (картинки животных)

Фазан - крупная птица с ярким оперением.

Сазан – промысловая рыба с крупной чешуёй.

Учащиеся размышляют о значении слова.

Учащиеся читают хором слоги и слова, размышляют о значении слов.

Учащиеся рассматривают картинки с животными.

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Различать звучание и значение слов.

6. Чтение и анализ стихотворения.

 Как называется стихотворение, которое мы будем читать?

Посмотрите на картинку.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении?

Учитель читает стихотворение. Дети слушают и смотрят на картинку.

Как относятся к футболу тётя, мама, сестра, мальчик? Найдите, прочитайте.

ФИ – «ничего хорошего»,

ФУ – «грязные вещи»,

НУ – «не интересно»,

ВО – «очень интересно»

Чьё мнение вам больше по душе?

Что хотел сказать нам автор?

Вывод: все по разному относятся к футболу.

На чьей стороне автор?

С какой буквой мы сегодня знакомимся?

Найдите букву «Ф» и подчеркните её.

Молодцы! Двигаемся на следующую станцию!(чух-чух!)

Учащиеся читают название стихотворения «ФУТБОЛ».

Рассуждают о содержании произведения по иллюстрации.

Воспринимают на слух литературное произведение.

Сохраняют учебную задачу.

Воспринимать на слух литературное произведение.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

Сохранять учебную задачу.

7. Знакомство с письменными буквами.

Последняя  станция

(на доске табличка)

ПИСЬМЕННАЯ

 

Что же мы будем делать на станции? (писать в прописях)

Из каких элементов состоит заглавная буква «Ф»? Строчная «ф»?

 Обведите букву пальчиком в прописи.

 Обведите в воздухе.

Запишите в прописях.

Молодцы! А теперь нужно возвращаться домой.

Поехали! (чух-чух!)

Различают заглавную и строчную буквы.

Учащиеся пишут в прописях букву заглавную и строчную.

Различать заглавную и строчную буквы.

Анализировать поэлементный состав письменных заглавной и строчной букв.

Обозначать согласный звук буквой.

8. Подведение итога урока.

Вы найдёте букву, с которой мы сегодня познакомились на уроке?

(на доске ряд букв)

Что сравнивали на уроке?

(слова и звуки)

Какие звуки сравнивали? (Твёрдый [ф] и мягкий [ф'])

Покажите синий билет – если услышите твёрдый звук,  зелёный билет – мягкий звук.

Учитель произносит слова:

ФЕРМА, ФОНТАН, ШОФЁР, СВЕТОФОР.

Обращение учащихся к словам –помощникам на доске.

Оцените свою работу!

Если в вашей работе на уроке всё удалось, то сдайте проводнице зелёный билет.

Если не всё получалось синий билет.

Урок окончен.

Самооценка учащихся.