Урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой З по программе "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Федосеева Анна Николаевна

В разработке представлен Конспект урока обучения грамоте "Знакомство с буквой З" и презентацией к этому уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_z.docx24.16 КБ
Файл znakomstvo_s_bukvoy_z.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока обучения грамоте (обучение чтению)

Тема: Знакомство с буквой З.

Класс: 1 Д

УМК: Начальная школа XXI века

Учебник: Журова Л.Е, Евдокимова А.О. Букварь. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф 2015

Цели:  Организовать работу по ознакомлению с новой буквой З, з; вовлечь учащихся в процесс поиска «открытия» нового знания; способствовать формированию читательских умений, развитию мотивов учения, логического мышления, фонематического слуха; создать условия для развития умений логически обосновывать суждения, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме; научить выполнять звуковой анализ слов «зебра», «заяц».

Тип урока: Изучение нового.

Планируемые результаты образования:

Предметные: Знают букву З, з; умеют выполнять звуковой анализ слов; характеризовать согласные звуки по звонкости – глухости; владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, логические – характеризуют звуки [з], [з’], буквы З, з.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно – речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию портнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами, уважают мнение других.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

  1. Постановка темы и целей урока.

- Отгадайте загадку:

Крыша в шапке меховой

Белый дым над головой

Двор в снегу. Белы дома. 

Ночью к нам пришла ….(зима)

- И мы с вами оказались в зимнем лесу.

- Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.

И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.

Загадка:

Что за зверь лесной – 

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы

Уши выше головы. (Заяц)

- Зайка  и зима принесли с собой новые звуки.

- Какие? ([з] [з’])

- Зима задает вам вопрос. Ее первый звук «мягкий»  или «твердый»? Произнесите его. ([з'])

- А теперь ответьте зайке, какой его первый звук?  Произнесите его. ([з]).

- Чему мы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

(Мы познакомимся с новой буквой и со звуками, которыми она обозначает. Будем читать слова, слоги и предложения с новой буквой)

III. Изучение нового материала.

1. Характеристика звуков [з] и [з’].

- Теперь Зима вам дает задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Но чтобы дать нашим звукам характеристику,  надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи. (Гласные и согласные.)

Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это. (Звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся).

Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.

- Положили руку на горлышко. Дрожит ваше горлышко или нет? (Да).

- Значит звуки [з] и [з’] звонкий или глухой? (Звонкие.)

2. Звукобуквенный анализ слов «заяц», «зебра».

- Наш зайка прибежал не один, а со своим другом, угадайте, кто это?

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки. (Зебра)

- А теперь давайте удивим наших друзей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к словам «заяц» и «зебра». (Двое у доски, а остальные – в блокнотиках).

- Обозначим изученные буквы.

3. Знакомство с буквой

- А сколько букв нам понадобится для обозначения твердого и мягкого звуков? Почему?

- Посмотрите, на что похожа эта буква?

З – как тонкий завиток,

Как затейливый вьюнок,

Звук у З – простой и чистый,

З запомним очень быстро!

Т. Синицына

На эту букву посмотри –

Она совсем как цифра «три».

                С. Маршак

4. Чтение слова «замок» с изменением ударения, работа над лексическим значением слова «замок».

- Ох, ребята, смотрите, наших животных кто-то запер. Давайте освободим их. На что заперли клетку? (на замок). Давайте превратим его во что-нибудь другое! Посмотрите на схему, расположенную под картинкой. Что обозначает этот штрих? (Ударение.). Произнесем слово «замок», выделяя ударный гласный.

- Теперь посмотрите на другую схему. На какой слог падает ударение на этой схеме? (На первый). Произнесем слово, выделяя ударный звук (За-а-амок).

- Посмотрите, замок превратился в замок и животные свободны! Ребята, какой вывод можем сделать? (От ударения может измениться смысл слова, может получиться другое слово).

IV. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Чтение слогов с буквой З.

– Взмахнула метелица своей волшебной палочкой – и к букве з полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги.

- Прочитайте  слоги по цепочке.

- На первой строчке прочитайте только те слоги, в которых буква З обозначает  твердый согласный звук.

- На второй строчке прочитайте только те слоги, в которых буква З обозначаем мягкий согласный звук.

2. Чтение слов с буквой З. Игра «Живые слова»

- Что состоит из слогов? (Слова). Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Прочитайте в учебнике только те слова, в которых один слог; в которых два слога.

- Поиграем в игру «Живые слова». Я буду называть слова, должны выйти те ребята, у которых находятся слоги, из которых состоит это слово.

Слова: за-ря, за-мок, за-гар, ро-за, гро-за, гла-за.

V. Включение в систему знаний и повторения.

- Наши гости, животные, предлагают поиграть в игру «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук [з]: рюкзак, зонт, кролик, зеркало, ухо, букварь, лужа, корзина.

- Теперь определим положение звука [з] в этих словах.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Итак, ребята, наш урок заканчивается, и животные прощаются с вами!

- Какова была цель урока?

- Достиг ли урок цели?

- Что интересного и нового мы узнали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите красные карандаши те, кто считает, что работал сегодня на уроке хорошо, зеленые карандаши, кто считает, что работал хорошо, но не всё ещё получилось, синие – те, кому ещё надо потрудиться. Объясните свой выбор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крыша в шапке меховой Белый дым над головой Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла … Зима

Слайд 2

ЗАЯЦ Что это за зверь лесной – Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы Уши выше головы.

Слайд 3

Тема: «Буква З »

Слайд 4

Характеристика звуков [ з ] - [ з ’] Звук [ з ] – согласный звонкий твёрдый Звук [ з ’ ] – согласный, звонкий мягкий

Слайд 5

ЗАГАДКА Разлинованы лошадки, Будто школьные тетрадки.

Слайд 6

Знакомство с буквой З На письме звуки [ з ], [ з ’] обозначаются большой и маленькой буквой З, з .

Слайд 7

На что похожа буква З? З – как тонкий завиток, Как затейливый вьюнок, Звук у З – простой и чистый, З запомним очень быстро! На эту букву посмотри – Она совсем как цифра «три».

Слайд 11

з а з я з о з ё з у з ю з ы з и з е з а

Слайд 12

«Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ з ]

Слайд 13

Посмотрите на эти картинки и назовите что на них нарисовано.

Слайд 14

Определите место звука [ з ] в этих словах

Слайд 15

Упражнение «Придумай слово» Прочитайте слог и придумайте слово с этим слогом ЗО МА БЫ ЗИ РО ЗУ ЗА ЛИ ЗЫ ЛА

Слайд 16

Ребята, животные говорят вам до свидания и очень хотят, что вы писали им письма. Будете писать? А для этого нам просто необходимо научиться правильно и красиво научиться писать букву З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Бб" (Начальная школа XXI века)

Урок проведён в первом классе с использованием деятельностного метода....

урок обучения грамоте по теме " знакомство с буквой е"

первый урок -знакомство с новой буквой....

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Технологическая карта  и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...

Презентация к уроку обучение грамоте по теме "Знакомство с буквой Щщ" 1 класс УМК "Школа 21 века"

Презентация содержит иллюстративный материал.Копии страниц из букваря....

Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой И,и"

Учитель работает по УМК «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – Н.Ф. Виноградова). Программа «Обучение грамоте» Л.Е. Журовой, входящая в Сборник программ к комплекту учебников «Начальная шк...

Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....

Урок обучения грамоте на тему «Знакомство с буквой «Ы. Письмо строчной буквы «ы».

Урок обучения грамоте с использованием карточек с учебными заданиями платформы "Учи.ру"...