Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой И,и"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Гудничева Лариса Владимировна

Учитель работает по УМК «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – Н.Ф. Виноградова). Программа «Обучение грамоте» Л.Е. Журовой, входящая в Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». ( 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2012.). Обучение ведётся по учебнику «Букварь» для 1 класса четырёхлетней начальной школы в 2-х частях. Авторы: Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г. Урок составлен в соответствии с ФГОС второго покаления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_2014.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

                              ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в 1 классе.               Выполнил:    Гудничева Лариса  Владимировна

Предмет, тема урока

Обучение грамоте

Тема:  «Знакомство с буквой  И, и»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель изучения темы

(для учителя)

создать условия для овладения первоначальными знаниями при обучении грамоте в области родного языка;   совершенствовать навык чтения уже читающих детей; пополнять  словарный запас;

принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;

способствовать развитию фонематического слуха, речи, памяти, внимания, мышления; прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку.

 

Основные термины и понятия

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации,  элементы букв,  звуки, буквы, звуковой анализ, гласный звук, согласный звук, схема слова, строчная буква, заглавная буква.

Информационно- образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

-  УМК «Начальная школа XXI века»;

учебник «Букварь. Часть 1». Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г. ;

- рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г;

- кассы букв и цифр;

- схемы звуков;

- медиапроектор;  экран;  ноутбуки;

- презентация к уроку.

Математика.

«Счёт предметов»

«Пространственные представления»

«Один – много»

«Единицы массы»

Окружающий мир.

«Символы нашего государства»

«Птицы»

  1.  Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

   познакомятся с новым звуком [и]  и буквой И, и;

будут учиться выполнять звуковой анализ; определять позицию звука в слове; наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков в слове; развивать навык чтения;

Ученик научится:

Познавательные умения:

формулирование познавательной цели;  постановка вопросов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор способов решения задачи;   анализ объекта с целью выделения признаков; моделирование схемы слова;  установление причинно-следственных связей, подведение под понятие; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов решения задачи; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;

Регулятивные умения:

целеполагание; планирование работы на уроке; принятие, удержание и выполнение учебной задачи; проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить);

Коммуникативные умения: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения

У ученика будут сформированы:

жизненное самоопределение, проявление самостоятельности при решении поставленных задач; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров

II. Этапы изучения темы

Этапы урока

 Содержание, деятельность учителя

Способы действий учащихся/

виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности Организационный момент  

Психологически настраивает учащихся на урок

Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

Проверяет готовность к уроку. Приветствует обучающихся.

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Л.: жизненное самоопределение

Р.: целеполагание, привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

   - Повторение изученных букв

Прочтите по ленте изученные гласные буквы.

  - Игра «Собери буквы в лукошко»

В две корзинки дети должны разложить карточки с буквами. Одна корзина синего цвета, другая - зеленого.

- Почему в синюю корзинку положили буквы а, о, у, э, ы?  ( Они обозначают твердость предшествующего согласного)

- Какие буквы положили в зеленую корзину? (я, ё, ю, е) Почему? (Они обозначают мягкость предшествующего согласного).

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

выбор способов решения задачи;  

логические - анализ объекта с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

- Ребята, посмотрите, у нас осталась ещё карточка с буквой. А почему мы эту карточку не положили ни в одну из корзинок? (Мы такую букву ещё не изучали)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке?    

Ставят цели, формулируют тему урока  (Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какой звук она обозначает, что она показывает; будем учиться делать звуковой анализ слов)  

Р.: целеполагание

П.: постановка вопросов;

логические - формулирование проблемы

4. Первичное усвоение новых знаний

Звуковой анализ и знакомство с новой буквой.

1) - Что изображено на экране?

Произнесите слово «флаги», выделяя каждый звук.

- Сделаем звуковой анализ и составим схему слова.

-Сколько всего звуков в слове?      (5)

- Сколько гласных звуков?            (2)

- Сколько согласных звуков?        (3)

- Назовите последний звук в слове.  ([и])

- Охарактеризуйте его. (Гласный, потому что при произношении воздух не встречает преграды)

-Гласный звук   [и]   обозначают буквой и.

 

 2)  На что похожа буква  и?

 (На экране появляются картинки)

На калитку посмотри:               Молоток я раздобыл,

Чем она не буква И?                  Из дощечек букву сбил.

Между двух прямых досок      Сколько здесь дощечек?

Одна легла наискосок.              – Три.

                                                    А какая буква?        - И!

3) Найдите в кассах букву  И, и. Возьмите в правую руку  заглавную букву И, а в левую – строчную. Покажите.  Молодцы!

 4) На клавиатуре ноутбука найдите букву и. Напечатайте заглавную букву И, строчную букву и. Сравните письменные и печатные  буквы. Чем они  похожи, а чем отличаются?

(На экране печатные и письменные буквы И, и  (заглавные и строчные)

           

 5) В тетради «Я учусь писать и читать» на с 31 раскрасьте жёлтым карандашом все детали с буквой и.

- Кто у нас нарисован? (Птичка)

- А кто знает, как называется эта птичка? (Иволга)

- Определите позицию звука [и] в слове? (В начале слова)

Делают звуковой анализ, составляют схему слова, отвечают на поставленные вопросы

Дают характеристику звука

Знакомятся с новой буквой

Подбирают ассоциативный ряд

Закрепляют знание пространственных представлений

Учатся печатать букву на ноутбуке

Сравнивают печатные и письменные буквы

Укрепляют мелкую моторику руки

Расширяют словарный запас

Определяют позицию звука в слове

К.: сотрудничество в сборе информации

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

знаково-символические – моделирование схемы слова;

логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие

5. Первичная проверка понимания  

А сейчас поиграем в игру «Кто больше?»

 Я прочитаю вам рассказ Г. Юдина «Индеец Изумрудный Глаз», а вы внимательно слушайте и запомните слова со звуком [и].

          В июле Игорёк приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку.

- Тебя как зовут? – спросил Игорь.

- Ириной. А тебя?

- Индеец Изумрудный Глаз! – гордо сказал Игорь. – Хочешь быть индейкой?

- Надо говорить не индейкой, а индианкой.

- Нет, индейкой!

- Тогда ты будешь индюком!

Игорёк подумал и сказал:

- Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать.

        Идёт Игорёк, ищет, а Иринки  нигде нет. Как будто исчезла!

Подошёл Игорёк к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

- Ой-ёй-ёй-ёй!- и бежать. А Иринка ему вслед:

-Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!

- Итак, какие слова со звуком [и] вы услышали в рассказе?

Физминутка.  

- Я буду произносить слова, а вы если услышите звук [и], то делаете наклон вперед, а если такого звука в слове нет, то вы делаете приседания. Ель, Йод, калина, здравствуйте, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.

Слушают текст и запоминают слова с новым звуком

Определяют, кто из учеников запомнил больше слов

 Принимают и сохраняют правила игры

Двигательная активность

Л.: жизненное самоопределение

К.: сотрудничество в сборе информации

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации

Р.:  контроль, оценка,  

6. Первичное

закрепление

Наблюдение над словами в единственном и множественном числе, определение, показателем чего является буква и.

  - Теперь мы с вами силачи. А что поднимают силачи? (гири)

- Посмотрите на с.56  учебника.  Кто сможет сказать, сколько кг весит гиря?  (16 килограммов)

- Сделаем звуковой анализ слова «Гиря»

- Произнесем слово, выделяя каждый звук.

- Характеризуя каждый звук, составим схему слова.

- Правильно си составлена схема, просигнальте.

- Обозначьте гласные звуки буквами  (-и,-я)

- Что обозначают гласные буквы и, я?

       

- Посмотрите, на экране у нас письмо, а в письме загадка. Давайте ее  отгадаем и сделаем звуковой анализ этого слова.

(Читает хорошо читающий ученик)

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом  прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик … (иголка).

(На экране появляется изображение иголки)

-Сделайте звуковой анализ слова «иголка».

 

- Сколько всего звуков в слове?    (6)

- Сколько гласных звуков? (3)

- Сколько согласных звуков?    (3)

- Обозначьте  гласные звуки буквами.

- Посмотрите,  что изменилось на рисунке? (Много иголок)

- Измените слово «иголка» на слово «иголки». – Что изменилось?

- Как вы думаете, показателем чего является буква и?

 - В каком домике живет буква и в ленте букв? Почему?

   

 - Вы хорошо справились с заданием, сделав звуковой анализ правильно.

 

  Физминутка.

 Игра «Будь внимателен».

            В учебнике на с.57 рассмотрите рисунки. Назовите, что нарисовано. Приготовьте светофоры. Назовите слова, в которых звук  [и]    

1) в начале слова        (игла, ива)

2) в середине слова      (лист, книга, картина, вишня, слива, тигр)

3) в конце слова             (носки)

Разгадывание кроссворда

Мы с вами интеллектуалы и нам по силам разгадать любой кроссворд. На с 57 в учебнике есть кроссворд. Рассмотрите кроссворд и рисунки-помощники внимательно, догадайтесь, какие слова можно вставить в клеточки.

Делают звуковой анализ слов самостоятельно, 1 человек работает у доски

Учатся проводить контролирующие и оценочные действия

Чтение текста хорошо читающим учеником

Наблюдают над словами в единственном и множественном числе

Дети работают в кассах, выходя к доске по одному, характеризуя каждый звук.

Меняют в модели фишку твёрдого звука на мягкий

Определяют, показателем чего является буква и (мягкости предшествующего согласного).

Двигательная активность

Определяют позицию звука в слове

Развивают внимание и мышление

К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов решения задачи,

смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста)

знаково-символические – моделирование схемы слова; логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, доказательство

Р.:  контроль, оценка,  

7. Рефлексия.

- Что нового мы узнали, чему научились на уроке?  

- Как вы думаете, всех ли поставленных целей мы достигли?

 

- У кого были затруднения и в чем? 

 

- Оцените нашу работу на уроке        

 

- Посмотрите на экран. Составьте слова, используя первые буквы названий изображенных предметов  

 (Слива, печь, аист, сом, игла, бант, осы,  змея, аист, утюг, рыба, ослик, книга)  

 Спасибо за урок!

Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя самоанализ учебной деятельности, используя опоры

 Теперь я знаю, что…

Я узнал…

Я думаю, что…

Я немного испытываю затруднения…

Я (очень, не очень) довольна/лен тем, что узнал/а….. (самостоятельно, с помощью)….

Развивают мышление

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности

Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить)

Л.: смыслообразование

III Рефлексия

Самоанализ и самооценка учителя

Самоанализ и самооценка ученика

  1. Добился ли учитель принятия детьми учебной задачи?
  2. Насколько успешно  решена учебная задача?
  3. Насколько осознанно осуществлялось обучение?
  4. Каков процент учащихся, предметные результаты которых  соответствуют планируемым?
  5. Осуществлялся ли деятельностный подход на уроке?
  6. Все ли возможности урока использованы для достижения метапредметных результатов (формирования УУД у учащихся)?
  7. Присутствовала ли содержательная педагогическая оценка на уроке? Каковы ее результаты?
  8. Присутствовала ли самооценочная деятельность учащихся? Насколько осознанно она осуществлялась?
  9. Какие действия планирует учитель для коррекции учебной деятельности и достижения планируемых результатов?

Самоанализ

Закончите предложение:

Теперь я знаю, что буква обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного

Я немного испытываю затруднения при звуковом анализе слова

Я узнал новые слова, которые начинаются со звука [и]

Самооценка

Закончите предложение: Я очень доволен тем, что узнал с помощью учителя новую букву русского языка, что эта буква является показателем мягкости предшествующего согласного. Мне урок понравился.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....