Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Богданова Юлия Николаевна

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.

        Учитель: Богданова Юлия Николаевна

Тема:     Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Цель:    формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей  

                буквой        

  • Личностные УУД

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

      3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой                                                     ситуацией.

  • Регулятивные УУД

           1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с   материалом учебника;

           2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

           3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

           4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • Познавательные УУД

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

  • Коммуникативные УУД

                 1) формируем умение слушать и понимать других;

                 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

                 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I.Организация учащихся на урок.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

 Всё ль на месте, всё ль в порядке –

книжка, ручка и тетрадка?

Самоорганизация

II.Актуализация необходимых знаний.

III.Постановка учебной проблемы.

IV.Открытие нового знания.

Это сказочный сверкающий шатер.

Это кольцами играющий жонглер.

Это тигров полосатых дружный рев.

Это музыка и свет прожекторов.

Где мы можем это все увидеть?

Сегодня с нами на уроке будут работать артисты цирка.

На арене изученные нами буквы:

а и о ы у г р н л м п т к с

Назовем их

Попробуем к каждой букве подобрать артистов цирка

Назовите,  какие звуки обозначают эти буквы.

На доске схема человечка- звуковичка

Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

http://pandia.ru/text/79/158/images/image003_15.jpg

Таинственный гость у нас сегодня. Чтобы узнать его тайну, нам надо сначала узнать его имя.

 Вспомним, по какому плану мы работаем с новым звуком и буквой.

Как называют передвижное цирковое здание?

Произнесем  первый звук

 Кто или что могут издавать такой звук?

Кто заметил особенность в произношении-звучании этого звука? Звук произносится с шумом, шипением.

Какой пункт плана выполнили?

Чему учились?

Какой пункт плана следующий?

Звук [ш] обозначается буквой ша.

(на звуковичке появляется буква)

 О каком звуке мы сегодня будем говорить?

Это и будет тема нашего урока.

 

Какой пункт плана следующий?

Какой источник информации нам поможет в этом?

Работа в «Букваре».   

– Посмотрите на знакомые нам схемы  -«человечки» в «Букваре» на с. 80, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать?

Расскажем все, что знаем про эти звуки. Нарисуйте им башмачки и шляпки.

Как вы   справились с этим заданием?

Раскрашиваем шарик, характеризующий вашу работу при выполнении задания.

– А почему один «человечек» стоит в стороне и держит восклицательный знак?

Звуковичок хочет нас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. 

Вот на этот вопрос нам и надо будет найти ответ на уроке.

Цирк

Ребята получают на листах клоуна-жонглера (шары будут раскрашивать, оценивая свою работу)

а-акробаты, атлеты, у-укротители, г-гимнасты, маг-фокусник,  к-клоун, канатоходец, с-силач

Мы сегодня будем работать с новым звуком и новой буквой

Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.

1.Выделяем звук

2.Знакомимся с буквой

3.Читаем слоги

                  слова

                  предложение

                  текст

4.Пишем букву

                  слоги

                  слова

                  предложения

                  текст

Шапито

Звук [ш]

змея

 вода

листья

Выделили звук.

Знакомство с буквой.

 

Звук [ш], буква ш.

  Читаем слоги.

Букварь

Эти буквы обозначают глухие согласные звуки [т], [т’], [к], [к’], [с], [c’], [п], [п’]

Раскрашивают шарик на листе-оценки.

Чем новый звук отличается от других звуков?

Что вы видите на картинке? (уши, шуруп, шалаш, шапка)

Какой одинаковый звук есть во всех этих словах?

В чем же особенность нового звука?

А как показать на схеме, что этот звук всегда твердый?

Закрашиваем тапочки синим  цветом

- Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других согласных  звуков на с.80

Звук [ш]

Звук произносится с шумом, шипением.

Нарисуем на голове звуковичка черную шляпу. Этот звук  произносится с шумом и голосом. Он глухой.

Всегда твердый.

Физминутка

Шагает кошка не спеша

Коготки, как буква Ша…

Шустро мышь под печку –

Шасть!

 Как бы в лапы

 Не попасть. (Повторяем 3 раза)

В каких словах услышали новый звук?

Знакомство с буквой 

Звук [ Ш] обозначается на письме буквами Ш ш.

 Рассмотрим  печатную букву.

Из каких элементов она состоит.

Составьте из карандашей букву.

Сравним с образцом.

Сейчас поучимся работать в паре.

Будем стараться слушать соседа внимательно.

Прочитаем слоги соседу по парте.

Когда выполните задание, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

У кого получилось похожее чтение?

Кто также выполнил задание?

 

Какой пункт плана выполняли сейчас?

Дети моделируют букву из карандашей.

Читают слоги соседу по парте.

Одна пара читает вслух.

Читаем слоги

 

Как вы   справились с этим заданием?

Раскрашиваем шарик, характеризующий вашу работу при выполнении задания

Какой пункт плана следующий?

Раскрашивают шарик на листе-оценки.

Пишем букву.

V. Применение нового знания.

Физминутка

Работа в прописи.

Откройте с. 26 в прописи, посмотрите на рисунок.

–  Кто изображён на картинке?

– Как называют того, кто любит пошутить?

– Назовите, глядя на рисунок, как можно больше слов со звуком [ш].

Дома заштрихуйте  предметы, в которых есть звук [ш].

Сравним печатную и письменную буквы.

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Написание в воздухе буквы

Обведем на табло.

Какой звук обозначает эта буква?

Раскрасим звуковичка.

а) Запишем элементы буквы Ш. (Счёт: раз-и-два-и-три-и.)

б) Обведем букву Ш 

в) С написанием какой письменной буквы у буквы ш есть сходство? В чем?

Запишем эти буквы. (с.27 в прописи)

Какой пункт плана выполнили?

Чему учились?

Как вы   справились с этим заданием?

Выполнили точно, правильно, аккуратно?

Сравните с образцом.

Раскрашиваем шарик, характеризующий вашу работу при выполнении задания

Если звук Ш в слове стоит первым - подпрыгнем, стоит в конце слова – приседаем, в середине слова – сделаем оборот вокруг себя.

Шары, шутит, шутник, ширма, воздушные, шатер

Три одинаковых элемента.

В письменной букве элементы наклонные, плавные.

Пишем букву.

Раскрашивают шарик на листе-оценки.

Какой пункт плана следующий?

Работа в «Букваре».    

Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям.

– Что общего у этих слов?

– Выделите цветной точкой первый звук. Какой цвет взяли? (Синий.)

– Почему?

След на теле от зажившей раны.

Тот, кто кривляется на потеху другим.

Сильная буря на море.

Чтение слов 2-го столбика.

– Чем интересны пары слов?

 

Чтение 3-го и 4-го столбиков слов про себя. 

– Как называют маленького ребёнка, малыша или детёныша животного?

– Говорят: крошка хлеба, то есть маленький, даже малюсенький кусочек.

– Есть ли в этом столбике однокоренные слова?

– Отличаются ли оттенками значений эти слова?

  Холодное кушанье из кваса с раной зеленью и мелко нарубленным мясом или рыбой.

Чтение следующего столбика слов про себя.

– Что можно сказать про эти слова?

Выделите корень специальным значком – дугой.

– Когда говорят шалун, а когда шалунишка?  

– Да, слово шалунишка имеет уменьшительно-ласкательное значение.

– Есть ли разница в оттенках значений слов шут, шутник? (Шут – это клоун, а шутник – это человек, который любит пошутить.) 

Всегда ли шутки доставляют нам радость, может ли шутка обидеть человека?

Какой пункт плана выполнили?

Чему учились?

Как вы   справились с этим заданием?

Раскрашиваем шарик, характеризующий вашу работу при выполнении задания

  Какой пункт плана следующий?

Работа в прописи.

Обводим слоги ша, шу.

Записываем слова шут, шутник, шутит.

 Читаем слова

 

Шрам

Шут

шторм

Называют большой и маленький предметы.

Крошка.

Да, крыша, крышка – корень -крыш

Да, крыша – большая, а крышка – маленькая, например, для закрывания банок.

окрошка

Они однокоренные,

родственные корень -шут-.

Когда ребёнок разбалуется, про него говорят: шалун. А можно сказать ласково: шалунишка.

Читаем слова

Раскрашивают шарик на листе-оценки.

Пишем слоги, слова

VI.Итог.

Вернемся к нашему плану.

Посмотрите на шарики у своего клоуна.

Оцените свою работа на уроке.

Что нового узнали? Что удалось? Над чем еще поработать?

Листы сомооценки


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Письмо строчной буквы т"

Методическую разработку можно использовать при подготовке и проведении урока  русского языка в период  обучения грамоте....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....