Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Хохлова Ирина Борисовна

 

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)

Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.

Тип урока: урок введения нового знания.

 

Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуком [а] и  буквами его обозначающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_a._bukvy_aya.rar2.94 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония» Обучение грамоте (чтение) 1 класс

 «Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я»

                                                                                                                          Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель

                                                                                                                                        начальных классов

                                                                                                                                        МБОУ «Гимназия №166                        

                                                                                                                                        г.Новоалтайска

                                                                                                                                        Алтайского края»

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)

Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.

Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуком [а] и  буквами его обозначающими.

Задачи:

1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся с двумя способами обозначения звука [а]  в зависимости от предшествующего согласного звука. Познакомить с ролью букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы  А, Я- как ориентиры чтения.

2.Формировать  исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.

3.Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.

 4.Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.  

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;  

- педагогика сотрудничества (учебный диалог);

- информационно - коммуникативная технология.

 

Ожидаемые результаты:

- умение детьми вычленять звук [а] в словах, записывать его соответствующей буквой в зависимости от предшествующего  согласного звука;

-слушать учителя и выполнять его инструкции. Выражать своё отношение к уроку, выбирая одну из схем;

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- развитие творчества у учащихся.

Время реализации урока: 40 минут

Авторский медиапродукт:

1. PowerPoint 2010

2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Психологический настрой учащихся. Организационный  момент.

2.Актуализация знаний учащихся

3. Введение нового знания.

«Открытие» детьми нового знания

4.Первичное закрепление.

5.Итог урока. Рефлексия.

2 мин

8 мин

20 мин

7 мин

3 мин

Ход урока:

Структура

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Психологический настрой учащихся.

Организационный  момент

2.Актуализация знаний учащихся

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Включение учащихся в Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение.

Слайд №2

-Похлопайте в ладошки те, у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке.

(Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые хлопали к третьей картинке)

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

К нам на урок пришли звуковички (картинка звуковичков).  Какие задания они могут предложить нам?

Слайд №3

-Назовите признаки гласных звуков,

…согласных звуков.

Дети настраиваются на работу.

Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.

Учащиеся показывают с помощью хлопков  своё настроение.

Дети объясняют, что можно дать характеристику гласным и согласным звукам; составить звуковую схему слова; написать звуковой диктант.

При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог.

При произношении согласных звуков во рту есть преграда, и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, звонкие и  глухие, слог не образуют.

     

Физминутка

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Работа в парах.

Закрепление понятия о гласных и согласных звуках путём звукового анализа слов: ОСА, ЛУК, ДЫМ

По щелчку появляются

-картинка

-квадратик звука

-его условное обозначение

-количество слогов;

-ударный и безударный гласный

(аналогичная работа звуковой анализ слов: лук, мел)

- Повторим стихотворение про гласные звуки:

Гласных звуков ровно шесть.

Их нетрудно перечесть:

А-О-У-Э-Ы-И

Звуки гласные мои.

-Посмотрите на положение губ детей и скажите, какие гласные звуки они произносят.

Слайд №4

Игра «Назови звук»

-Я буду загадывать загадки, вы отгадываете, картинка- ответ появится только в том случае, если вы ответите правильно.

Вы должны назвать первый звук  в слове, показать соответствующую карточку из «звукового» пенала и доказать свой выбор (аист, радуга, парта, улитка, пила, иголка).

Слайд №5

1. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

(Аист)

2. Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(Радуга)

3. Стоит чудесная скамья,

За ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс.

(Парта)

4. По дорожке лезут рожки -

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко —

Рожки спрятались опять.

(Улитка)

5. Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска, —

Знать, невкусная доска.

(Пила)

6. Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает.

(Игла)

-Какую работу выполняли?

Самолёты загудели. Самолёты полетели.

На полянку тихо сели, и снова полетели.

-Поработаем в паре.

Повторим правила работы в парах.

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

- Похлопайте в ладоши те, кто доволен своей работой.

- Дети проговаривают вместе с учителем.

-Девочка под №1 раскрыла широко рот, она произносит  звук[а]

и т.д.

По каждому названному звуку дети объясняют, какой он, гласный или согласный, и почему; показывают соответствующую карточку:

              согласный твёрдый глухой

 

              согласный твёрдый звонкий

               согласный мягкий

глухой

согласный мягкий звонкий

               гласный (ударный

или   безударный)                        

- Отгадывали загадки и давали характеристику звукам.

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия самолёта:

вращения руками, руки в стороны и наклоны вправо и влево, приседание, руки в стороны и наклоны вправо и влево

Дети вспоминают правила работы в парах:

- думаю сам;

-высказываю свое мнение;

-выслушиваю соседа;

-приходим к общему мнению.

Составление детьми схем в тетради.

Проверка. Оценивание работы в паре по шкале «Правильности» в тетрадях по чтению:

-звезда наверху - всё правильно

-звезда посередине - есть 1-2 ошибки

-звезда внизу - есть 3 и более ошибок.

3. Введение нового знания

Ознакомление с ролью букв в обозначении звука [а]  после твёрдых и мягких согласных, с их важной ролью ориентиров при чтении.

«Открытие» детьми нового знания

4.Первичное закрепление.

Работа по усвоению форм А, Я (конструирование, сравнение, отыскивание букв А, Я среди других в алфавите, запись печатными букв)

Творческая работа детей.

Создание условий  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

По щелчку появляется схема слова

По щелчку появляются

-картинка мак

-квадратик первого звука, его условное обозначение

-квадратик второго звука, его условное обозначение

-квадратик третьего звука, его условное обозначение

-обозначение слога

-буква А

(аналогичная работа)

Физминутка

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

                   

Слайд №9

-Кто из вас сумеет отгадать слово к данной схеме?

Почему назвали столько много слов?

-Согласных и гласных звуков много и мы используем одинаковые значки; поэтому нельзя точно сказать, какой звук обозначен каждым из этих значков, и какое слово зашифровано.

-Расскажите о звуковом составе слова.

-Назовите гласный звук.

Кто из вас знает, какой значок – буква необходим нам для обозначения звука [а]  в слове?

Показ буквы А, а.

Слайд №10

- Вы видите, что в Азбуке две буквы А: одна- строчная, другая - заглавная. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

-Какой звук мы будем обозначать этой буквой?    

Составление звуковой схемы  слова МЯЧ.

Слайд №11

-Назовите гласный звук в этом слове.

- А кто из вас знает, какой значок-  буква есть для обозначения звука [а]  в этом слове?

Показ буквы Я, я.

Слайд №12

- Вы видите, что в Азбуке две буквы Я: одна - строчная, другая - заглавная. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Эта буква стоит самой последней в Азбуке

-Какой звук будем обозначать этой буквой?

-Давайте прочитаем по схемам: МАК    МЯЧ

-Что вы заметили при чтении?

-В слове МЯЧ для обозначения звука [а]  нужна другая буква, это буква Я

 -Как узнать: когда для обозначения звука [а]  используется буква А, а когда буква Я?

-Буквы А, Я показывают, как читать согласные перед ними.

А- сигнал, что согласный читать твёрдо, Я- сигнал, что согласный читать мягко.

-И так мы с вами, не умея ещё писать, открыли

правило грамотного письма: если звук [а]  

стоит после         ,то,  пишем А;

если звук [а]  стоит после        , то пишем Я.

Разучим стихотворение:

Буква А и буква Я- нам нужны для звука [а].

Слышать нужно звук согласный,

Он нам всем подскажет ясно:

После твердых – буква А.

После мягких буква – Я.

Слайд №13

Для глаз: 1.        Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. -С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)

– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)

– С добрым утром, ручки! (поглаживаем)

– Вы проснулись? (хлопаем)

– С добрым утром, ножки!

– Вы проснулись? (топают)

– С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу

-Из чего можно изготовить буквы А,Я?

-Посмотрите!

Слайд №14

Слайд №15

Предположения детей: рак, сом, дом, кот, дым, пар, нос и т.д.

Дети проводят звуковой анализ слова: слышим первый звук [м], он согласный, так как воздух встретил преграду: закрыты губы, звук твёрдый, звонкий.

Следующий звук [а], он гласный, так как рот открыт, воздух изо рта выходит свободно.

Следующий звук [к], он согласный, так как воздух встретил преграду: горло, звук твёрдый, глухой..

В этом слове 1 слог, так как один гласный звук.

-В этом слове тоже звук [а]

Многие дети скажут: буква А

-Буквой А обозначим звук [а]  

- Слышим первый звук [м*], он согласный, так как воздух встретил преграду: закрыты губы, звук мягкий, звонкий.

Следующий звук [а], он гласный, так как рот открыт, воздух изо рта выходит свободно.

Следующий звук [ч*], он согласный, так как воздух встретил преграду: зубы и язык, звук мягкий, глухой..

В этом слове 1 слог, так как один гласный звук.

-В этом слове тоже звук [а]

Есть в классе дети, которые скажут: буква Я.

-Буквой Я обозначим звук [а]  

-В слове МАК звук [м]  читается твёрдо, а в слове МЯЧ звук [м*]  читается мягко.

Предположения детей, а может быть они сами выведут правило: после твёрдых согласных звук [а]  обозначается буквой А, а после мягких согласных звук [а]  обозначается буквой Я.

Дети проговаривают вместе с учителем.

Дети проговаривают стихотворение и выполняют действия.

-Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста, художник нарисовал часть дерева, а на ней скворечник.

Дети пальчиками «вырезают» из газетной бумаги буквы А,Я; конструируют их из тесемок,  шнурков,  лепят из жгутиков пластилина.

5.Итог урока

Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

- С чем познакомились? Что узнали нового?

Слайд №16

-Можно сказать, что мы всё узнали про звук [а]  и буквы А, Я?

-Мне было интересно…-Я сегодня узнал…

-Мне захотелось….-Мне было трудно…

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока

-Сравните его с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте те у кого оно стало лучше.

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

-Мы познакомились со звуком [а]  и буквами А, Я. Узнали, что звук [а]  можно записать двумя буквами.

- Если мы произносим после твёрдых согласных звук [а], то в слове записывается этот звук  буквой А.

-Если после мягких согласных звук [а], то  записывается буквой Я.

-Думаем, что нет. Наверное, что-то узнаем новое

Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение и сравнивают его с предыдущим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук [э], буквы Э,э"

Урок составлен в соответствии с современными требованиями с использованием краеведческого материала....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....