урок обучения грамоте по теме " знакомство с буквой е"
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Лисова Наталья Анатольевна

первый урок -знакомство с новой буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок знакомство с новой буквой24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с буквой е

Цели:

Познакомить с новой буквой и звуками.

Сформировать четкое представление о том, что буква "Е" в начале слова обозначает два звука (И) и (Э), после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э".

Формировать навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного, выразительного чтения слогов, предложений с изученными буквами.

Продолжить работу над пониманием прочитанного текста.

У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня отправляемся  в сказочное путешествие. Нас ждут много интересных открытий. Готовы?

А на чем же мы отправимся  в наше путешествие? Нам нужен сказочный транспорт. Полетим на ковре-самолете. Ковер у нас тоже сказочный. Пока летим, будем разгадывать его секреты.

Игра «Дополни предложение»: -фронтально

1) Звуки бывают; ...

2) Звуки слышим, буквы...

3)  После твердых согласных пишутся гласные...

5) После мягких согласных пишутся гласные...

– Как отличить согласный звук от гласного?

К

Р

Г

П

Т

Н

С

Л

М

Ш

Д

В

Назовите буквы.

Какие звуки они обозначают? Что общего у этих звуков?

На партах карточки с заданием.

Давайте выполним еще одно задание. Наидите на карточке и обведите:

Какие буквы обозначают глухие согласные  звуки?( к, п, т, с, ш )

Найдите на карточках звуки .которые стоят в парах.

Какие звуки  парные по глухости- звонкости? (к-г, д-т)

Какая буква обозначает согласный всегда твердый звук? (Ш)

Оденьте этот звук.

Были ли среди заданий незнакомые?   Нет.

Знания о каких буквах и звуках мы повторили?

Около заданий вы видите кружки, если вам было легко отвечать на вопросы и у вас все получилось правильно, то закрасьте кружок зеленым цветом, если были затруднения, то красным.

Итак,  мы разгадали все секреты ковра-самолета и вот наша первая остановка.

Куда мы пришли? (в ле-е-е-ес). Давайте сделаем анализ этого слова.

-Какой гласный звук выделили голосом

-После какого согласного слышится э? (после мягкого)

 Кто догадался, какой буквой обозначим звук э?

Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать.?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Е.

Обозначение звука [э] буквой Ее.

                     

2)Упражнение «На что похожа буква?»

 (Дети читают  стихи.)

                 ***

Ева гребнем причесалась

В нем три зубчика осталось.

                ***

Е на грядке пригодилась-

Вместо грабель потрудилась.

                  ***

На дворе такая жалость

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква е зато осталась.

3)Составление буквы.

На месте:у вас конвертики с геометр. Фигурами, составьте из них строчную букву е

.

Посмотрите как пишется буква Е.  

Давайте пропишем эту букву в тетрадях по обучению грамоте. Самостоятельная работа

Физминутка.

По дороге мы идем,

Путь далек, далек наш дом

Жаркий день,

Сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим,

Полежим, отдохнем,

А потом опять пойдем.

Выделение звука [э] в словах.                       

В Нашем волшебном лесу можно встретить очень много разных животных

А) Звуковой анализ слова «ЛЕВ»

Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это -
…  дети печатают слова и делают анализ слов на карточках

Б) Звуковой анализ слова «БЕЛКА»

- Отгадайте загадку :  

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.

Звуковой анализ слова  «БЕЛКА»

- Какой гласный звук в этих словах одинаковый?  После какого согласного звука стоит звук [э]?

Проверка: два ученика выполняют разбор слов белка, лес  у доски, остальные проверяют

Если после согласного, то обозначает 1 звук э и смягчает согласный.  Кому понятно, какой звук обозначает буква Е, если она стоит после согласного?

 5) Работа в парах. . Игра «Словоизменение»                                                

-Белка предлагает нам поиграть, но для этого необходимо составить схему слова.

-Какую букву белка предлагает поставить? (а) Что получится?

-А какое слово получится, если вместо а поставить у?

 Упражнения в словообразовании:

 - Подумайте, какое слово может получиться, если изменить вторую букву?

ПРОВЕРКА: состави ть у доски  схему из кубиков, образовать новые слова

у

е

а

  - Почему  в слове балка первая фишка поменяла цвет?  Кто знает, что такое балка?        

Показ  рисунка «Балка»           Балка

это горизонтальная часть конструкции продольного вида, выполняющая несущую функцию. Балки имеют опору как минимум в двух точках и применяются в строительстве зданий и сооружений.

Работа в парах

 выполняют упражнение «Догадайся, где какое слово написано»  

ВЫВОД: Озвучьте схему: после мягких согласных звук [э] обозначаем

Проверка:  коллективная        

А нам пора идти дальше, что это за дерево?

Что это за дерево? ( ель)

Сколько звуков в этом слове? Составление схемы.

Первые два звука на письме обозначаются буквой е.

Вот такая интересная буква, которая может обозначать один или два звука.

Вывод:

Если встречается в начале слова, то обозначает 2 звука.

ИТАК ЧТО мы узнали о букве Е? кАк будет выглядеть схема звука е.Нарисовать схему звука е.

- Скоро в ваших домах появятся такие же красавицы ёлочки. Ведь скоро праздник Новый год

- Скажите, а можно ли рубить ёлочки в лесу?

(Беседа о поведении в лесу, о том,  как мы можем беречь лес.)

Давайте оденем нашу новогоднюю елочку

  чтение слогов коллективно

- У каждого растения, как и у человека, есть душа. Об этом нам расскажет текст Г. Сапгира «Душа природы». С.103.

Чтение текста.

- Какова главная мысль текста? (В каждом цветке автор увидел свою особенную красоту, свою душу.)

- О каждом растении автор рассказал как о человеке. Он их одушевил, наделил своим характером, сравнил их. Согласны ли вы с автором?

- Видно ли в тексте отношение автора к природе?

- Мы с вами тоже должны любить природу, беречь и охранять её.

В нашем волшебном  лесу пошел волшебный снежок. Давайте из его снежинок составим слова.

   СА   РЕ   КА  Е   ЛИ

Наше путешествие подошло к концу.

Скажем на прощанье лесу «До свиданья!»

Ты расти на радость людям,

Охранять тебя мы будем.

Сегодня на уроке

я  узнал (а),..

я понял (а)…

я научился (ась)…

мне было интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Бб" (Начальная школа XXI века)

Урок проведён в первом классе с использованием деятельностного метода....

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Технологическая карта  и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...

Презентация к уроку обучение грамоте по теме "Знакомство с буквой Щщ" 1 класс УМК "Школа 21 века"

Презентация содержит иллюстративный материал.Копии страниц из букваря....

Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой И,и"

Учитель работает по УМК «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – Н.Ф. Виноградова). Программа «Обучение грамоте» Л.Е. Журовой, входящая в Сборник программ к комплекту учебников «Начальная шк...

Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой М, м".

Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой М, м" предполагает знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает на основе использования коммуникативной технологии, индивидуальных, ко...

Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....

Урок обучения грамоте на тему «Знакомство с буквой «Ы. Письмо строчной буквы «ы».

Урок обучения грамоте с использованием карточек с учебными заданиями платформы "Учи.ру"...