Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:
    Признаки однокоренных слов (урок русского языка во 2 классе)

    Зеленина Наталья Васильевна

    УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_kopiya.doc53.5 КБ
    Office presentation icon koren_slova.ppt1.83 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка во 2 классе.

    ТЕМА: «Признаки однокоренных слов»

    Цель: Уточнить представление о понятиях «однокоренные слова», «корень».

    Задачи:

    • закрепить умение находить корень в однокоренных словах;
    • развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
    • развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
    • воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
    • воспитывать интерес к русскому языку.
    1. Оргмомент

    Нас сегодня игра ждет.

    К новым знаньям поведет.

    Вы друг к другу повернитесь

    И друг другу улыбнитесь.

    Все получится у нас.

    Вы я, знаю, дружный класс.

    Сегодняшний урок мы проведем в лесной школе. А учатся в ней не ребятки, а зверятки. Надевайте скорее маски, превращайтесь в учеников лесной школы.

    Вот какие необычные ученики получились. Но и в лесной школе нужно помнить о правилах поведения на уроке. А писать мы будем не в тетрадках. А вот на таких кленовых листочках..

    1. Введение в тему урока. Обобщение знаний учащихся об однокоренных словах

    Как красиво в нашем лесу. Какие необычные деревья здесь растут. Ветер подул и разбросал листочки по полянке. Ну-ка, зверятки, соберите листочки, прочитайте слова, записанные на них.

    Солнце, солить, солнышко, соленый, солнечный, соль

    Предложите, какие можно выполнить задания с этими словами? (найти ошибкоопасные места, назвать части речи, посчитать количество звуков и букв). А я предлагаю определить, с какого дерева они упали. Обсудите с соседом по парте, на какие две группы их можно разделить. Запишите их в два столбика.

    солнце                           соль

    солнышко                    соленый

    солнечный                    солить   

    Почему вы именно так сделали?

    - Что общего у них? (корень) выделяем корень.

    На прошлом уроке мы с вами исследовали слово «корень».  Представители групп сейчас отчитаются о своей работе.

    1 группа

    мы изучали лексическое значение слова «корень». Работали с Толковым словарем

    Выяснили следующее:

    слово корень – многозначное. Имеет несколько значений.

    • Это подземная часть растения, посредством которой оно питается из почвы.
    • Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя тоже называется корнем.
    • Переносное значение слово «корень» означает начало чего-то
    • Корень – это главная неизменяемая часть слова

    2 группа

    Мы проводили звуко-буквенный анализ слова корень.

    В слове корень – ударение падает на слог ко-, 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 6 букв, 5 звуков.

    Слово корень имеет безударную непроверяемую гласную –е-. Значит, это слово словарное и его нужно запомнить.

    3 группа

    Мы искали в словарях устойчивые выражения со словом «корень»

    Нашли выражение «Смотри в корень», что означает

    В любом деле старайся понять самое главное.

    Спасибо, ребята.

    А как называются эти группы слов? (однокоренные)

    3. Сообщение темы и целей урока.

    Мы сегодня на уроке будем продолжать учиться находить и выделять корни слов, выясним признаки однокоренных слов.

    Это тема нашего сегодняшнего урока.

    4. Работа по теме:

    • образование однокоренных слов

    Я предлагаю вам немножко поиграть. Вместе с лисенком.

     

    Скажите, что больше всего любят лисята? (рыбку)

    Давайте образуем  группу слов, связанных со словом рыба.

    - Записываем первое слово – РЫБА,

    а теперь через запятую продолжаем

    - Как называется небольшая мелкая рыба (РЫБКА, РЫБЕШКА)

    - Рыбная ловля одним словом (РЫБАЛКА)

    - Человек, занимающийся рыбной ловлей (РЫБАК, РЫБОЛОВ)

    - Ловить рыбу  Как сказать по-другому. (РЫБАЧИТЬ)

    Сравните слова. Что заметили? (Одинаковый корень) Выделим его.

    Какие это слова? (однокоренные)

    ИТАК, первый признак однокоренных слов – ОДИНАКОВЫЙ КОРЕНЬ.

    5. Физминутка

    Посмотрите, к нам на полянку прилетели красивые бабочка. А одна из них никак не хочет сидеть на месте. закружилась в вальсе. Понаблюдаем за ней.

    6. Продолжение работы

    • Упражнение в распознавании однокоренных слов.

    А в следующую игру с нами поиграет белочка.

    Прочитайте слова, которые она записала.

    белка, беленький, белить

    Сравните их.  какой здесь корень?

     Будут ли эти слова однокоренными? Почему нет, ведь корень «БЕЛ»?

    Значит, какой сделаем вывод?

    (однокоренные слова должны иметь одинаковое значение)

    Тогда выполним работу по вариантам. Нужно выписать только однокоренные слова.

    1 вариант.  лист, лиса, лисенок

    лось, лоскут, лосенок

    2 вариант моряк, морской, моржи

    вода, водитель, водный

    Проверяем. Какие слова вы выписали?

    • Работа с предложением.

    А вот и Волчонок со своим заданием

    Волчонок написал на доске  следующее:

    Серый волк в густом л.су встретил рыжую л.су.

    _Что записано? (Предложение)

    Дайте ему характеристику.

    Перепишите это предложение в тетрадь с комментированием.

    Меня интересуют слова с пропущенными буквами. Будут ли они однокоренными?

    Почему нет? Ведь они произносятся одинаково.

     А пишутся по-разному!

    А какое условие должно соблюдаться при написании корней?

    (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

    • Упражнения в написании корней

    Раз это так, помогите Волчонку узнать,  какие буквы должны стоять в следующих словах.

    Небо, н (е,и) беса, н (е,и)бесный

    Сад, с(а,о)довый, пос(а, о)дить

    лес, л(е,и)ок, л (е,и)сник

    • Самостоятельная работа

    Ну молодцы. Коль вы такие умные, предлагаю вам проверить себя.

    Зайчик, Олененок и Мишка принесли вам свои карточки.

    Группа Зайчика – карточка красного цвета.

    Группа Олененка – желтого

    Группа Мишки – синего

     Выберите себе карточку по силам.

    1 уровень

    Образуйте однокоренные слова с корнем –берез-  Составьте с одним из слов предложение. Запишите его.

    2 уровень.

    Прочитайте однокоренные слова. Напишите их в порядке указанных значений. Выделите корень.

    Повар, вареник, поварешка, варево, варенье

    __________ - ягоды, сваренные в сахаре.

    __________ - горячее жидкое кушанье

    ___________ - маленький вареный пирожок

    ___________ - мастер по приготовлению пищи

    __________ - большая ложка для разливания жидкой приищи.

    3 уровень.

    выпишите из текста однокоренные слова .Выделите корень

    «В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

    - Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих  - нет?

    - не огорчайся, - отвечала мама, - подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

    - Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

    - И к тебе будут прилетать птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.»

    Проверка.

    7. Итог урока.

    Итак, с чем мы познакомились сегодня на уроке. (Выяснили признаки однокоренных слов)

    Какие же условия должны соблюдаться в однокоренных словах?

    (корни одинаковые, одинаковое значение)

    8. Выставление оценок. Д/З

    звучат голоса птиц

    работа в паре

    исследовательская работа

    Коллективная работа

    Зарядка для глаз

    работа по вариантам.

    Работа в парах

    Дифференцированная работа


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа России» Зеленина Наталья Васильевна МКОУ Таловская СОШ р.п.Таловая Воронежской области

    Слайд 2

    ЛЕСНАЯ ШКОЛА

    Слайд 3

    солнце солить соль солнышко солёный солнечный

    Слайд 4

    соль солить солёный солнце солнышко солнечный

    Слайд 5

    сол ь сол ить сол ёный солн це солн ышко солн ечный

    Слайд 6

    КОР Е НЬ [ кор эн ] Подземная часть растения Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя Начало, происхождение чего-то Главная, низменяемая часть слова , ,

    Слайд 7

    Смотри в корень! В любом деле старайся понять самое главное.

    Слайд 8

    Признаки однокоренных слов

    Слайд 9

    Подумай! рыба рыбка рыбёшка рыбалка рыбак рыболов рыбачить

    Слайд 10

    Назови! рыб а рыб ка рыб ёшка рыб алка рыб ак рыб олов рыб ачить

    Слайд 11

    Признаки однокоренных слов: одинаковый корень

    Слайд 13

    Поморгаем …

    Слайд 14

    Подумай! бел ка бел енький бел ить

    Слайд 15

    Признаки однокоренных слов: Одинаковый корень Одинаковое значение

    Слайд 16

    1 вариант Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок. 2 вариант Моряк, морской, моржи. Вода, водитель, водичка.

    Слайд 17

    1 вариант Лис а, лис ёнок. Лось , лос ёнок. 2 вариант Мор як, мор ской Вод а, вод ичка

    Слайд 18

    Серый волк в густом л . су встретил рыжую л . су. е и

    Слайд 19

    Небо, н(е,и)беса, н(е,и)бесный Сад, с(а,о)довый, пос(а,о)дить Лес, л(е,и)сок, л(е,и)сник

    Слайд 20

    Работа по карточкам

    Слайд 21

    Над какой темой мы сегодня работали? 2. Что такое корень слова? 3. Как определить корень в слове?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

    Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

    "Правописание безударных гласных в корне слова" - урок русского языка во 2 классе

    Тема "Безударные гласные в корне слова" является достаточно сложной для учащихся начальных классов. Как показывает практика при проведении контрольных работ учащиеся допускают ошибки на даннную орфогр...

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

    Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

    Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

    Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

    Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова - урок русского языка во 2 классе

    Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова...

    План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

    Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....