Памятка по работе над ошибками.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Гузий Нина Петровна

Если люди не замечают собственные ошибки, когда выполняют пусть даже простые задания, навык со временем угасает.Работа над ошибками позволяет неоднократно повторять и систематизировать пройденный материал,закрепляя навыки правописания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_oshibkami.doc97.5 КБ
Microsoft Office document icon pravila_perenosa_slov.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по выполнению работы над ошибками.

  1. БОЛЬШАЯ БУКВА, ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
    Выпиши предложение правильно. Начало предложения пишется с большой буквы. Определи цель высказывания.  Делай так:
     Выпал пушистый снег.              или              Ты идёшь в школу?

  1. ПЕРЕНОС СЛОВА.
    Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: оси-на, май-ка, конь-ки,со-грел, играет-ся,пла-тье,се-стра,сес-тра,сест-ра, подъ-ём,кило-грамм. 

  1. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ   СЛОВА.(обозначает мягкость согласных)  Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь)    и согласную перед ним. Выпиши ещё два слова на это правило.

      Например: ель, пень, тень, пальто,  мальчик,  коньки.     

  1. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

      Выпиши слово правильно. Запомни: ча-ща пиши с буквой а, чу-щу с буквой у, жи-ши  с буквой и. Запиши ещё 3 слова на это же правило.

      Делай так: чаща,  щавель,  участок.

  1. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В В КОРНЕ , ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.

      Определи устно в слове ударную, безударную гласные, которые нужно проверить.   Подбери проверочные слова.

      Делай так:  волны-волна, море-моря.         

  1. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ , НЕПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ ( слово из словаря).

      Напиши слово с допущенной ошибкой 3 раза. Запомни, как оно пишется.

      Например : ребята, ребята, ребята.

  1. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

      Прочитай слово, в котором допущена ошибка,правильно. Проверь согласную.

      Делай так : морозы-мороз, ягода-ягодка.

    ЗАПОМНИ!!! Согласные на конце и в середине слова   пишутся так же, как и  перед гласными. Проверь себя.

  1. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ   И  ФАМИЛИЯХ, КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ, НАЗВАНИЯХ РЕК, ГОРОДОВ, ДЕРЕВЕНЬ, СТРАН.

      Выпиши слово правильно. Напиши еще 3-5 различных имен собственных.

      Например : Илья- имя собств., Лена, Андрей, Москва, Киев.

  1. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)

      Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на    это правило.

      Например: вьюга, листья, соловьи.

     ЗАПОМНИ!!! Разделительный мягкий знак пишется в  корне после согласных
    перед гласными: е, ё, и, ю, я.

  1.   РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК (Ъ)

       Разделительный твердый знак (ъ) пишется после    приставок, которые
      оканчиваются на согласную,  перед буквами: е, ё, я.

       Например: подъём, объявление.

  1.   ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.

       Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на  это правило. Раздели слова

       для переноса.

       Делай так: группа, утренний, коллектив; 

                           груп-па, утрен-ний, кол-лектив.

  1.   ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ    СОГЛАСНЫХ.

       Прочитай слово. Подбери к нему несколько родственных слов. Выдели корень.
      Проверь непроизносимую согласную.

       Делай так: Звезда-звёздочка-звёздный.         

  1.    ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ СО СЛОВОМ.

       Выпиши слово. Выдели приставку, образуй от этого   слова родственные слова с
     разными приставками.

       Например: заехал, уехал, приехал.

  1.    ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО СЛОВОМ.

       Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что  предлог со словом пишется
      отдельно.

       Делай так:  К берегу, (к какому?) берегу,

                             к (крутому) берегу.

  1.    МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

       Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши  ещё два слова на это правило.

       Например: луч, товарищ, шалаш-муж. род.

                          ночь, мощь, тишь       -жен. род.  

  1.    НЕ С ГЛАГОЛАМ.
    Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это   правило.
                                гл.                 гл.              гл.                          
    Например:
     не пришел, не выучил, не знал.
  2.   ПАДЁЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

      (Проверяй по вопросу!  От существительного задай вопрос к прилагательному.
     Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.

Падежи

Муж.      и  Ср.род.

Жен. р.

Множ.число

Именит.

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

Родит.

ого, его

ой, ей

ых, их

Дательн.

ому, ему

ой, ей

ым, им

Винит.  

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

Творит.

ым, им

ой/ою/,

ей/ею

ымы, ими

Предлож ный

ом, ем

ой, ей

ых, их

Например: в заводи (какой?) тихой

                   кувшинки(какие?) золотые

                   озёрам (каким?) голубым 

  1.   ПАДЁЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Падежи

Вопросы

Предлоги

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл

м.р.

ж.р

м.р.

ср.р

ж.р.

Именит

кто? что?

---------

-----

Родит.

кого?  чего?

откуда? где?

без, у, с, до

из, от, около, возле

Дател.

кому? чему?

куда?  где?

к, по

Винит.

кого? что?

куда?

в, на, за, про

через

-----

Творит.

кем? чем? где?

за, над, с, под.

-ой

-ей

-ом

-ем

(ь) ю

Предлож

о ком?   о чём? где?

в, на, об

Контрольные слова

Лиса земля

Конь стол

Сте

пи

Делай так: на печке   - печка, 1 скл, П.п.

Падежи

Вопросы

Предлоги

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл

м.р.

ж.р

м.р.

ср.р

ж.р.

Именит

кто? что?

---------

-----

Родит.

кого?  чего?

откуда? где?

без, у, с, до

из, от, около, возле

Дател.

кому? чему?

куда?  где?

к, по

Винит.

кого? что?

куда?

в, на, за, про

через

-----

Творит.

кем? чем? где?

за, над, с, под.

-ой

-ей

-ом

-ем

(ь) ю

Предлож

о ком?   о чём? где?

в, на, об

Контрольные слова

Лиса земля

Конь стол

Сте

пи

Делай так: на печке   - печка, 1 скл, П.п.

  1.    СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ  ВРЕМЕНИ

лицо

I спряжение

II спряжение

Ед.число

Мн.число

Ед.число

Мн. число

1-е

у (ю)

ем

у (ю)

им

2-е

ешь

ете

ишь

ите

3-е

ет

ут (ют)

ит

ат(ят)

Неопр. форма

Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

  1. поставить глагол в начальную форму.
  2. определить спряжение.
  3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа.
  4. определить окончание данного глагола.

    Делай так: режет- резать, Iспр., 3л., ед.ч.
            
  1.    ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК-, -ИК-   ПРОВЕРЯЙ ТАК:

                                                   ед.ч.                        мн.ч.

замоч             -      замоч        а

платоч   ЕК   -      платоч  К  а

ореш              -      ореш         а

измените число, если гласная пропала, то пиши с буквой Е

                                                             лис              -    лист ИК и

              ключ  ИК      -    ключ ИК  и

сад             -    сад ИК и

Делай так: грибочек- грибочка; гномик- гномика

  1.   Сложные слова.

 Соединительные гласные     о и   е.

Например:   пылесос, самолет, синеглазая.

22.ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ а И о В ПРИСТАВКАХ.

 
 Делай так: закричал- зо  не бывает.



Предварительный просмотр:

Семь правил переноса слов.

1 правило. Оставлять на строке или переносить одну букву нельзя.

Нужно переносить так: свет-ло, ис-ток.

2 правило. Буквы  Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку. Эти буквы всегда остаются на строке!

Нужно переносить так: почталь-он, подъ-ём, зай-ка.

3 правило. Много вариантов переноса у слова, состоящего из корня и окончания. Такое слово можно переносить по слогам как угодно.

Так: берё-за, соро-ка, кали-на.

Или так: бе-рёза, со-рока, ка-лина.

4 правило. При стечении согласных может быть несколько вариантов переноса.

Кост-ры, ко-стры, кос-тры.

 5 правило. Переноси, не нарушая морфемы.

Есть слова, состоящие из нескольких морфем: приставки, корня и суффикса. То есть основа слова состоит не только из корня. Такие слова нужно переносить, не разбивая морфемы, не отрывая одну букву морфемы от другой.

По-ход-ка, радост-ный.  НО:ра-зыграться или разы-граться( букву ы не отрывай от согласной)

6 правило. Две одинаковые буквы всегда разбиваются переносом.

Кас-са, весен-ний.

7 правило. Переноси сложные слова без отрыва букв.

Восьми-граммовый, теле-грамма.

Пять нельзя!

1. Переносить на другую строку одну гласную букву.

У-лица, акаци-я .

2. Переносить на другую строку часть слова, не составляющей слога.

Ст-ройка, просмо-тр, коси-ть.

3. Отрывать букв Ы, Ь, Ъ, Й от предшествующей буквы.

Раз-ыграться, обез-ьяна, под-ъезд, подрат-ься, га-йка.

4. Переносить сложные слова с отрывом букв.  

 Десятиг-раммовый, телег-рамма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как работать над ошибками"

У учащихся часто возникает вопрос как работать над данной ошибкой. Для помощи составлена памятка "Как работать над ошибками"...

Памятка для работы над ошибками. Русский язык

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку. Памятка предназначена для учащихся 1-5 классов....

Памятка для работы над ошибками. Математика

Данный материал предназначен для учащихся 1-4 классов....

Памятка "Как работать над ошибками"

рекомендации для родителей...

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....

памятка в работе над ошибками , 4 класс.

Просто , понятнои легко исправить ошибку, объяснить правописание....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...