Памятка для работы над ошибками по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Коробова Елена Григорьевна

Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю детскую работу, на полях ставлю номер орфограммы из памятки, в дальнейшем учу детей самих определять это. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_raboty_nad_oshibkami.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

   ПАМЯТКА  РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ                          

1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву. Придумай и напиши еще одно предложение.

 Делай так: Выпал первый снег. Дети рады.      

2.Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 сло-ва на эту орфограмму, выдели ее.

Делай так: Илья (имя собств.), волк (не имя собств.)                                                       3.Пропуск, замена, употребление лишней буквы или неизученная орфограмма.

Выпиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.  

4. Перенос слова. 

Выпиши слово, разделив на слоги для переноса. Делай так: оси-на.

5. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ,  НЩ, РЩ. Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму, выдели ее.

Делай так: дочка, мощный, печник.

6. Знаки препинания в конце предложения.(.!?...) Пропуск, замена, перестановка слов в предложении. 

Выпиши предложение правильно.

Делай так: Слава нашей Родине!(воскл.)  

7. Постановка ударения.

Выпиши слово, поставь ударение правильно.

8. Деление на слоги.

Выпиши слово, поставь точки под гласными, раздели на слоги.

9. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).  

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши еще 2 слова на эту орфограмму, выдели ее. Делай так: ежи, роща, туча. 

10. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.  

Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: мальчик, ель, конь. 

11.Непроверяемые написания  (словарные слова).

Напиши слово 3 раза. Обозначь орфограмму.

 Делай так: ягода, ягода, ягода; класс, класс, класс.

12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши проверочное слово.

Делай так: волна – волны.

13. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне.

Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши проверочное слово.

Делай так: мороз – морозы.

14. Проверяемые непроизносимые согласные в корне слова.

Выпиши слово, запиши проверочное слово, обозначь орфограмму.

 Делай так:  звездный – звезда.

15. Разделительный Ь.

Выпиши слово, запиши еще 2 слова на эту орфограмму, обозначь ее.

 Делай так: вьюга, листья, соловьи.

16. Разделительный Ъ.

Выпиши слово, выдели приставку, запиши еще 2 слова на эту орфограмму, обозначь ее.

 Делай так: съезд, объявление, разъяснил. 

17.Двойные согласные на стыке морфем. Выпиши слово, выдели морфемы, подчеркни двойную согласную.

Делай так: длинный, рассвет.

18.Различение приставок и предлогов.

Если слово предлогом, выпиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между пред-логом и словом вопрос или другое слово. Делай так: к_ берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. 

Если слово с приставкой, выпиши его и выдели приставку, запиши еще 2 одноко-ренных слова с другими приставками или без приставки.

Делай так: заехал, уехал, ехал.

19. Гласные и согласные в изученных приставках (суффиксах). 

Выпиши слово правильно, выдели приставку (суффикс), запиши еще 2 слова с этой же приставкой (суффиксом).

 Делай так: полетели, побежали, пошли; учитель, водитель, строитель.

20. Родовые окончания существительных, прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Выпиши слово, укажи его род, обозначь орфограмму.

Делай так: небо (ср. р.), синяя (ж.р., какая?), синее (ср.р., какое?), красное (ж.р., какое?), играла (ж.р., что делала?), играло (ср.р., что делало?).

21. Правописание безударных  падежных окончаний имен существительных. 

Выпиши слово, укажи склонение, падеж и число или запиши проверочное слово. Выдели окончание.

Делай так: на опушке (1с., П.п., ед.ч.  - на руке), у опушки (1с., Р.п., ед.ч. – у руки), о цвете (2 с. -  о коне), на сирени (3с.)    

22. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

 Выпиши прилагательное вместе с существи-тельным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Выдели окончание.

 Делай так: к лесу (какому?) дальнему

23.Частица НЕ с глаголом.

 Выпиши глагол с НЕ. Запиши еще 2 слова на это правило, подчеркни пробел.

 Делай так: не пришел, не выучил, не знал.

 

24. Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово, укажи род, запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

 Делай так: луч_ (м.р.), нож_, шалаш_;

                    ночь (ж.р.), тишь, мощь.

25. Гласные – о, - е в окончаниях им. сущ. творительного падежа после шипящих и Ц. 

Выпиши слово, запиши еще 2 слова на эту орфограмму, обозначь ее.

 Делай так: ключом, полотенцем, ершом

26. Безударные личные окончания глаголов. Выпиши глагол, поставь его в неопределен-ную форму, определи спряжение и гласную, которую следует писать в окончании, выдели окончание.

Делай так: читает – читать (1спр.)

27.  Ь на конце глаголов 2-ого лица. единственного числа настоящего времени. Выпиши глагол правильно, подбери еще 2 примера на эту орфограмму, выдели ее.

 Делай так: пишешь (2-е л. ед.ч.), решаешь, читаешь. 

28. Соединительные гласные в сложных словах.

 Выпиши слово правильно, обозначь  орфо-грамму, запиши еще 2 слова на это правило.

 Делай так: пешеход, самолет, водовоз.  

29. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Выпиши предложение, обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Выполни схему предложения.

 Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

 Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

30. Знаки препинания в сложном предлож.

Выпиши предложение, выдели грамматичес-кие основы. Изобрази схемы. Подчеркни запятую.

Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

31.  ТСЯ и ТЬСЯ (чь) в глаголах. 

Выпиши слово, поставь к нему вопрос, определи форму глагола. Подчеркни орфо-грамму.

 Делай так: мчаться (что делать? – н.ф.), мчится (что делает? – не н.ф.), сберечь (что сделать? – н.ф.).

32. Разбор слова:

а) фонетический

б) по составу

в) морфологический

Выпиши слово, выполни разбор правильно.

33. Разбор предложения. 

Выпиши предложение. Подчеркни его грам-матическую основу. Выполни правильный разбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....

Памятка " Как работать над ошибками по русскому языку" 2 класс

Проверяя работу в тетрадях по русскому языку, я выношу на поля номер, соответствующий ошибке. Пользуясь памяткой, дети учатся различать орфограммы и правильно выполнять работу над ошибками. Очень удоб...

памятка для работы над ошибками по русскому языку

Памятка как работать над ошибками.Лучше начинать работать над ошибками с 1 класса....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку.

Памятка предназначена для учащихся 2-3 классов для выполнения самостоятельной работы над ошибками по русскому языку....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку и предназначена для учащихся 1-4 классов. Удобна в обращении. Распечатав страницы, её очень легко превратить в книжку. Памятка ...

Памятка при работе над ошибками по русскому языку. 3 класс.

Памятка включает в себя все виды орфограмм, изучаемых в 3 классе. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Памятка в полном объёме содержит изученные орфограммы по курсу начальной школы....


 

Комментарии

Спасибо. Отличная памятка. Дальнейших творческих идей!