презентация по русскому языку "Фонетика"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Гребенюк Екатерина Владимировна

Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, особенности членения звукового потока на слоги. 

Материал развивает способности к сравнению и анализу учеников, выполняя предложенные задания, они узнают о том, что такое фонетика, что она изучает, что такое гласные и согласные буквы и звуки. Презентация значительно облегчит учителю объяснения нового материала, так как она способствует визуальному восприятию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fonetika.ppt873.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

выполнила: Боргер Екатерина Владимировна учитель начальных классов ФОНЕТИКА

Слайд 2

План: 1.Понятие о фонетике. 2.Слог. Слогоделение. 3.Ударение. 4.Звуковой состав. 5.Гласные звуки и их классификация. 6.Согласные звуки и их классификация. 7.Фонетическая транскрипция. 8.Проверь себя.

Слайд 3

Список используемой литературы: 1 .Справочник. Гиляревский Р.С., Старостин Б.А. (1985, 3-е изд., 303с.) 2. http://www.gumfak.ru/russian.shtml 3. http://www.gramota.ru/ 4. http://ruslit.ioso.ru/

Слайд 4

Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их. А. Чехов

Слайд 5

Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, особенности членения звукового потока на слоги .

Слайд 6

Русский алфавит с указанием названий букв

Слайд 7

Слог. Слогоделение.

Слайд 8

Слог — это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слог ообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: ма-як (2 слога ), рейс (1 слог ).

Слайд 9

Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые. Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного). Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый. Слоги также бывают ударными и безударными. Характеристика слога

Слайд 10

1.Ударный или безударный. 2.Слогообразующий гласный звук. 3.Количество звуков в слоге. 4.Открытый или закрытый. 5.Прикрытый или неприкрытый. 6.Слог-слияние, согласный вне слияния. Характеристика слога

Слайд 11

Например: Зи́м/ний [з'имн'и] – 2 слога 1) 2) [и] 3) 3-х звучный 4) закрытый 5)прикрытый 6)[зи] – сл. сл. [м] - вне сл. 1) 2) [и] 3) 3-х звучный 4) закрытый 5)прикрытый 6)[ ни ] – сл. сл. [ и ] - вне сл.

Слайд 12

Слогоделение - объективное явление языка; перенос - условные правила. Основной закон слогоделение - закон восходящей звучности. Основной принцип - фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-ро-та. По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога.

Слайд 13

Морфологический принцип - деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский. Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.

Слайд 14

Ударение.

Слайд 15

Ударение — это произнесение одного из слогов слова с большей силой. Словесное : выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Фразовое : выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания. Ударение. Виды ударения.

Слайд 16

Функции ударения: - различает грамматические формы: руки- руки; -различает слова: пропасть- пропасть. Категории слов, имеющие добавочные и главное ударение: - многосложные (самолетостроение) - сложносокращенные (спецодежда ) - слова с приставками некоторые иноязычные слова (баббиты)

Слайд 17

Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый — и́конопись , на второй — экспе́рт , на третий — жалюзи́ , на четвёртый — апартаме́нты . Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода́ — во́ду , хожу́ — хо́дишь Свойства ударения:

Слайд 18

Звуковой состав

Слайд 19

Звук — это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека. Движение органов речи во время образования звука называется артикуляцией. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные Звуки речи

Слайд 20

Гласные звуки и их классификация

Слайд 21

При образовании гласного звука воздушная струя проходит через полость рта, не встречая преграды (нет шума), голосовые связки напряжены и дрожат (есть голос), образует слог. Гласный звук состоит только из голоса. В русском языке имеется шесть основных гласных звуков , которые выделяются под ударением: [а], [о], [э], [у ], [и], [ы].

Слайд 22

Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами: [и] - и [ы] – ы [а] – а и я [о] – о и ё [э] – э и е [у] – у и ю

Слайд 23

Передний ряд Средний ряд Задний ряд Верхний подъем [и] [ы] [у] Средний подъем [э] [о] Нижний подъем [а] Нелабиализованные Лабиализованные Классификация гласных по работе губ и языка

Слайд 24

Гласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции. В сильной позиции находятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. Сильная и слабая позиции гласных звуков.

Слайд 25

Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией , а безударные гласные - редуцированными гласными . Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени).Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени. Редукция гласных

Слайд 26

Например: Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] валы; [б'ида] беда. Гласные в слабой позиции второй степени: [пърΛвос] паровоз; [п'ьл'ина] пелена; [голъс] голос, [возглъс] возглас.

Слайд 27

Согласные звуки и их классификация

Слайд 28

При образовании согласного звука воздушная встречает на своём пути преграду, в результате чего возникает характерный шум. Голосовые связки могут быть напряжены и дрожать (есть голос), а могут быть расслаблен (голоса нет),не образуют слог. Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума.

Слайд 29

В составе согласных звуков русского языка имеется 36 звуковых единиц, каждая из которых в определённой позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию: [Б] [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'] [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т] [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [х] [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], [щ'],[й'].

Слайд 30

Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими : [Б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р]. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: [п], [ф], [т], [к], [с], [х], [ш], [ц], [ч'], [щ']. Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [Б]-[б'], [п]-[п'], [в]- [в'] и др. . Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие и называются сонорными согласными (т.к. они не имеют соответствующих глухих звуков). Звуки [х], [ц], [ч'], всегда глухие. Звонкие и глухие согласные звуки

Слайд 31

Звонкие согласные [Б],[в], [г], [д], [з], [ж] оглушаются, т. е. превращаются в глухие, если оказываются на конце слова или в середине слова перед глухими согласными, например: дубы – дуб(п), низы – низкий (с). Глухие согласные [п], [ф], [к], [с], [ш],[т] озвончаются, т. е. превращаются в звонкие [Б],[в], [г], [д], [з], [ж], если оказываются перед звонкими согласными например: моло т ить – моло т ьба (д), про с ить – про с ьба. (з). На письме, как правило, оглушение и озвончение согласных не отражается, например: во з ы – во з , во з ка; ко с ить – ко с ьба.

Слайд 32

В русском языке есть среднеязычный согласный звук - j (йот). Это звонкий согласный звук; при его образовании средняя часть языка приближается к среднему твёрдому нёбу, отчего получается щель. Например: я ма, юг, ёл ка, ель ; по ют , по ёт ; съё жился, съел ; вороб ьи . На письме изображается буквой й , например: ма й , ма й ка; по й , по й те; мо й Звук [j]

Слайд 33

В русском языке есть долгие согласные, которые в обычном письме иногда изображаются двумя буквами, например: ва нн а, ка сс а. Некоторые долгие согласные образуются из слияния двух одинаковых звуков, например: бе з з лобы–бе зз лобный [ з ] , ра з и жать – ра зж ать [ ж ] , с и ж ал – сж ал [ ж ]. Долгие согласные звуки.

Слайд 34

Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими и образуют пары по твёрдости - мягкости : [б] — [б']; [в] — [в']; [г] — [ г']; [ д] - [д']; [з ] - [з']; [к] - [к']; [л] - [л']; [м] - [м' ] ; [н] -[н']; [п] - [п' ] ; [р] - [р' ] ; [с] - [с']; [т] - [т ' ]; [ф] - [ф']; [х] - [х']. Выделяются непарные согласные : непарные твёрдые ([ ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ч'], [ш'], [ j ]). Твёрдые и мягкие согласные звуки

Слайд 35

Звуки [ж], [ш'], [ч'], [ш] напоминают на слух шипение, поэтому называются шипящими. Звуки [з], [с], [ц] называются свистящими. Шипящие и свистящие согласные.

Слайд 36

Характеристика согласных звуков по способу образования и месту образования

Слайд 37

Сильная и слабая позиции согласных звуков. В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: мо л – мо ль, л ук – л юк, б ыть – б ить, (но перед [э] возможен мягкий и твёрдый согласный звук: метр (единица измерения; произносится с мягким [м']) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Слайд 38

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сто к и сто г , пру т и пру д ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д'] произносится звонкий [з']), а перед глухими – как глухие (ср. тру б ка и ша п ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Слайд 39

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с' н ']ег, ко [ н 'с'] ервы, бо[ м 'б']ить. [д'в']ерь. В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются (согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными). Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: тру б а–тру б (произносится [тру п ]), коси т ь–кось б а (произносится [ка з 'ба]),

Слайд 40

В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки [Д]) и [Т] в сочетаниях здн и стн , например: пра здн ик, у стн ый. Кроме того, происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, се рдц е , сча ст лив, здра вст вуй Выпадение согласных.

Слайд 41

Фонетическая транскрипция

Слайд 42

Фонетическая транскрипция — графическая запись звучания слова. Преследует цели точной графической записи произношения. Каждый отдельный звук должен быть отдельно зафиксирован в записи. Фонетическая транскрипция пишется в квадратных скобках Фонетическая транскрипция

Слайд 43

Транскрипция может быть не только полной, но и выборочной, когда в квадратные скобки заключается не все ее слово, а только рассматриваемый элемент. Например: бифштекс — бифш[тэ]кс шинель — ши[н'э]ль.

Слайд 44

1. Транскрибируемый звук или отрезок речи заключают в квадратные скобки: дуб — [дуп], ложка — [лошкъ]. 2. В двусложных и многосложных словах ставится ударение, в односложных словах ударение не ставится: [слон]. 3. Ударные гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы] всегда обозначаются буквами а, о, э, у, и, ы. 4. Значок [ ^ ] («а» крышкой) используется для обозначения ослабленного звука, близкого к [а], который произносится в абсолютном начале слова или в первом предударном слоге на месте букв а и о после твёрдых согласных: огурец [^гур'эц]. Основные правила и знаки фонетической транскрипции:

Слайд 45

5. Значок [ъ] (ер) обозначает редуцированный звук, средний между [ы] и [а], который произносится во многих безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова, на месте букв а, о, е; дорогой - [дър^гои], место -[м’эсть], тоже - [тожъ]. 6 Знак |иэ] обозначает звук, средний между [и] и [э], который произносится в первом предударном слоге после мягких согласных: леса — [л'иэса], пяти — [п'иэт'й] Знак [ыэ] используется для обозначения звука, среднего между [ы] и [э], который произносится в первом безударном слоге после твёрдых шипящих и ц: шести ~ [шыэс'т'й], цена — [цыэна] (в школьной практике — [ы]). 7. Знаком [ь] (ерь) обозначается редуцированный звук, близкий к [и], который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного, после мягких согласных на месте букв е и я: пятачок — [п'ьт^ч'ок].

Слайд 46

8. Безударные звуки на месте букв у, ы, и обозначаются обычно так же, как и ударные, знаками [у], [ы], [и]: 9. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака: лямка — [л'амкъ]. 10. Долгота согласного звука обозначается горизонтальной чёрточкой над буквой. 11. Знаком [j] обозначается согласный звук «йот», который произносится перед ударными гласными: яма —[ jамъ], ерш — [joрш].

Слайд 47

Фонетический разбор заключается в характеристике звукового состава слова и предполагает элементы графического анализа. При проведении фонетического разбора необходимо обязательно произносить слово вслух. Нужно помнить, что характеризуется не буквы, а звуки слова. Фонетический анализ слова

Слайд 48

1.Орфографическая запись слова. 2. Деление слова на слоги и место ударения. 3. Фонетическая транскрипция слова. 4. Характеристика всех звуков по порядку: Гласный звук: ударный или безударный; ряд, подъём , лабиализованный или нелабиализованный, какой буквой обозначен. Согласный звук: звонкий или глухой, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный; место образования, способ образования ; какими буквами обозначены 5. Количество звуков и букв. Схема фонетического анализа слова.

Слайд 49

Например: Приятели: при-я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2-й слог). [пр’иjа́т’ьл’и] п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный, губно-губной., смычный р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный, дрожащий, сонорный, переднеязычный. и [и] – гласный, безударный, верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный.. Я [ j ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный. [а́] – гласный, ударный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный.. т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный, смычный, переднеязычный. е [ь] – не имеет обозначения. л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный, боковой, смычно-проходной, переднеязычный. и [и] – гласный, безударный, верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный. 8 букв – 9 звуков.

Слайд 50

Проверь себя!

Слайд 51

Ответьте на вопросы: Что изучает фонетика? Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи На какие две группы делятся звуки? Гласные и согласные На какие группы делятся согласные? Звонкие- глухие, мягкие- твёрдые Какие согласные всегда твёрдые? Ж, ш, ц Какие согласные всегда мягкие? Й, ч Какие согласные всегда звонкие? Л, м, н, р, Какие согласные всегда глухие? х, ц, ч В каких случаях возникает звук Й? В начале слова, после разделительного Ъ и Ь, после гласных

Слайд 52

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1)Приют 2) съесть 3) смеются 4) грустный 2. В каком слове звуков больше, чем букв? 1)Мясо 2) ярлык 3) коляска 4) сказка 3. В каком слове букв больше, чем звуков? 1)Гений 2) влиять 3) кольцо 4) наряд

Слайд 53

4. В каком слове все согласные звуки твердые? а) солнце б) чугун в) цифра г) язык 5. В каком слове все согласные звуки мягкие? а) цепи б) жилище в) сияние г) делиться 6. В каком слове все согласные звуки мягкие? а) мышь б) линюч в) несёшь г) моешь

Слайд 54

7.В каком слове произносится гласный звук [ а ] ? а) заём б) арбуз в) вялый г) размер 8.В каком слове произносится гласный звук [ о ] ? а) поляна б) причёска в) золотая г) полотенце 9.В каком слове произносится гласный звук [ э ] ? а) пенёк б) берёза в) цельный г) задание

Слайд 55

10. В каком слове произносится звук [ т ] ? 1) Очередь 2) тема 3) пересадка 4)портится 11. В каком слове есть согласный звук [ ф ’ ] ? 1) Вписать 2) морковь 3) ветка 4) фасоль 12. В каком слове нет звука [ з ] ? 1) Сдоба 2) резче 3) раздать 4) здесь 13. Написание какого слова не расходится с произношением? 1) Кров 2) умыться 3) лестница 4) улицы

Слайд 56

Проверьте: 1-3)смеются 9-в)цельный; г)задание 2-2)ярлык 10-3)пересадка 3-3)кольцо 11-2)морковь 4-в)цифра 12-4)здесь 5-в)сияние 13-1)кров 6-б)линюч 7-во всех 8-б)прическа

Слайд 57

Выполним тест

Слайд 58

1. В каком ряду во всех словах есть звук П ’ ? 1)голубь, пилот, песня 2) Компьютер, пьеса, купе 3)Птицы, пение, выступить 4) Степной, первый, списать 2. В каком ряду во всех словах есть звук П? 1)пачка, пейзаж, пробка 2) Запереть, призрак, программа 3)Просмотр, снегопад, дополнить 4) Перенос, вспомнить, поэт 3. В каком слове все согласные звонкие? 1)царевна, 2) лавка, 3) везде, 4) герб 4. В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный? 1)жизнь, 2) шуршать, 3) ложка, 4) что-то 5. В каком слове произносится твёрдый глухой шипящий согласный? 1)ярче, 2) моложе, 3) шерстяной, 4) щи 6. В каком слове все согласные звуки мягкие? 1)бежишь, 2) кирпич, 3) нянчу, 4) тишь

Слайд 59

7. В каком слове букв больше, чем звуков? 1)мыться, 2) ястреб, 3) аллея, 4) съезд 8. В каком слове звуков больше, чем букв? 1)клинья, 2) приют, 3) жёлтый, 4) деньги 9. В каком слове 4 согласных звука? 1)льёт, 2) деньги, 3) яичный, 4) её 10. В каком слове произносится звук Й? 1)меня, 2) шофёр, 3) ёлочка, 4) поэт 11 . В каком слове произносится звук О? 1)поставь, 2) очередная, 3) почёт, 4) шоколад 12. В каком слове количество гласных и согласных звуков совпадает? 1) язык, 2) аппетит, 3) семья, 4) съела

Слайд 60

Проверте: 1- 1)голубь, пилот, песня 2- 3)просмотр, снегопад, дополнить 3- 1)царевна, 2) лавка, 3) везде, 4) герб 4- 1)жизнь 5- 3) шерстяной 6- 3) нянчу 7- 1)мыться 8- 2) приют 9- 3) яичный 10-3) ёлочка 11- 3) почёт;4) шоколад 12-3) семья, 4) съела

Слайд 61

С..езд, раз..езд, с..ябедничать, друз..я, стат..я, руч..и, об..яснение, комп..ютер, руж..ё, обез..яна, с..ездить. Вставьте в словах на месте пропусков Ъ или Ь знак.

Слайд 62

С ъ езд, раз ъ езд, с ъ ябедничать, друз ь я, стат ь я, руч ь и, об ъ яснение, комп ь ютер, руж ь ё, обез ь яна, с ъ ездить.

Слайд 63

Вставьте на месте пропусков мягкий знак там, где это необходимо Ден(?) коч(?)ка рез(?)ба Поч(?)ти прос(?)ба крепост(?) Мес(?)ть сроч(?)но грус(?)ть Гон(?)щик чис(?)тить кос(?)ть Бурил(?)щик барабан(?)щик

Слайд 64

День кочка резьба Почти просьба крепость Месть срочно грусть Гонщик чистить кость Бурильщик барабанщик

Слайд 65

Фонетический разбор слов: Флаг Облако Ножницы Енот Тарелка Имя Каравай Арбуз

Слайд 66

Молодцы!

Слайд 67

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра-презентация по русскому языку "Окончания глаголов"

Правила игры. Предполагается, что в игре принимают участие два человека или две команды (I или II). Задача: пройти лабиринт, сделав как можно меньше ошибок. Лабиринт можно пройти двумя путями, для ...

Игра- презентация по русскому языку "Окончание имён существительных!

Окончания имён существительных. Правила игры. Предполагается, что в игре принимают участие два человека или две команды (I или II). Задача: пройти лабиринт, сделав как можно меньше ошибок. Лабирин...

Презентации уроки русского языка в 3 классе по теме "Состав слова"

Данный урок я использовала как обобщающий урок русского языка....

Презентация по русскому языку для 3 класса: "В гостях у русского языка".

Презентация по русскому языку составлена к  уроку - обобщению  по теме: "Состав слова". Данная презентация сопутствует методической разработке: "В гостях у русского языка".  К каждому з...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

Презентация по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"

Презентация к открытому уроку по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит,или азбука"...

презентация "Слава русской стороне, слава русской старине"

Презентацию использую на уроках на тему "Русские богатыри"....