Календарно-тематическое планирование 2 класс Школа России по учебным предметам: русский язык (Канакина Горецкий).
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

Шемарова Екатерина Александровна

Календарно-тематическое планирование 2 класс Школа России по учебным предметам:  русский язык (Канакина, Горецкий).  В планировании имеются темы уроков, характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)по теме, а также плановые сроки прохождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_rus.yaz_.2v_shemarova.doc431 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ»

г.о.Климовск

                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия

 имени Подольских курсантов»

__________Н.А.Квашенникова

пр.№_____от «_____» ______2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(базовый уровень изучения)

2 «В» КЛАСС

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                     Составитель: Шемарова Екатерина Александровна

Учитель начальных классов

                                                                                                                     2015 г.

7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 и авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

        Программа ориентирована на учебник по русскому языку базового уровня общеобразовательных учреждений Русский язык 2 класс В.П.Канакина и В.Г.Горецкий. Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 08.06.2015г. №576.

         Выбор программы и данного учебника позволяет в рамках гимназического образования наиболее полно сформировать основы научного подхода к изучению русского языка. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

ЦЕЛЬ: систематический курс изучения русского языка, нацелен на формирование грамотного письма (орфографического действия),  знакомство с особенностями языка как знаковой системой и развитие речи

ЗАДАЧИ:

  • выделение слова в качестве особого объекта действия и изучения;
  • выделение звуковой формы слова и формирование способов звукового анализа;
  • выявление и усвоение способов построения буквенной записи слова, опирающегося на позиционный принцип русский графики;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

II.Общая характеристика учебного предмета.

В целях обеспечения возможности формирования  таких личностных качеств учащегося в предлагаемом курсе по русскому языку для 1-4 классов   изучение систематического курса  начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова.   Таким образом, решается также задача формирования системного знания,  при котором усвоение материала оказывается более качественным, т.к.  оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.  

Вместе с тем, понять общий принцип проверки орфограмм, овладеть им и распространить его на все указанные случаи ребенок сможет только в том случае, если  у него сформировано представление о некоторой системе лингвистических понятий (соотношение звука и буквы в слове, слабые и сильные позиции звуков, фонема, значимые части слова, формы слова и пр.), на которую этот принцип опирается. В предлагаемом курсе последовательность  и глубина изучения вводимых лингвистических понятий диктуется логикой формирования действия письма, которое, в силу неоднозначности отношений между звуковой и буквенной оболочками слова, приобретает характер  орфографического действия. Теоретические знания в данном курсе являются не самоцелью, а средством решения  целого круга актуальных для младшего школьника практических задач, связанных с правописанием. Такое построение содержания способствует поддержанию учебной мотивации младших школьников (т.к. грамотное письмо для них - символ взрослости), устойчивого познавательного интереса к изучению языковых понятий, осознанию практической значимости изучаемой теории.

Вместе с тем, в рамках предлагаемого курса решаются и другие традиционные задачи обучения родному языку. Важнейшая среди них - формирование у детей навыков чтения и письма, составляющих необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения.

Обучение письму на основе фонематического принципа неминуемо включает в себя и обучение чтению как действию по воспроизведению звуковой формы слова на основе его буквенной модели (записи). Осознанное выполнение этого действия опирается на анализ соотношения между звуковой (фонемной) формой слова и его буквенной структурой. По мере освоения и автоматизации такое действие превращается в навык чтения на уровне фонетического слова — сначала послогового, а затем и без разделения слова на слоги. Показателем овладения этим уровнем чтения является быстрый рост его скорости, который, однако, далеко не всегда сопровождается ростом его осмысленности. Понятно, что такой уровень чтения недостаточен. Для его превращения в осмысленное восприятие читаемого текста в качестве „единиц“ чтения должны быть выделены не слоги и фонетические слова, а более крупные единицы текста. Осознанное их выделение опирается на понимание смысловых отношений между элементами высказывания. Поскольку эти отношения не вскрываются в процессе формирования орфографического действия, их выделение и анализ составляет особую задачу на заключительных этапах обучения чтению.

Программой предусматривается, что уже при первом столкновении детей с высказыванием (предложением) в нем должны быть выделены слова, указывающие на предмет сообщения (вопроса), и слова, указывающие на содержание сообщения (вопроса) об этом предмете. Такая задача на актуальное членение высказывания, т.е. на выделение в нем темы и ремы, должна быть постоянно в поле зрения учителя и учащихся на протяжении всего послебукварного периода. Поскольку такое членение высказывания обусловлено контекстом, учащиеся постепенно начинают предугадывать, прогнозировать его, что и создает предпосылки для перехода к смысловому чтению. Для облегчения этого перехода в упражнениях, предназначенных для отработки навыков чтения в послебукварный период, предусмотрена ориентация на тактовые ударения[1], которые и служат средством выделения смысловых отрезков высказывания в потоке речи. По мере овладения навыком чтения эта задача трансформируется в задачу обучения чтению как особому виду речевой деятельности, т.е. общению, диалогу с автором текста.

Задачи обучения чтению и способы их решения тесно переплетаются с задачами   развития речи учащихся, воспитания их речевой культуры. Необходимо исходить из того, что речь функционирует и развивается в неразрывном единстве с конкретными видами их деятельности: игровой, трудовой, художественной и т.д. В условиях реализации деятельностного подхода важнейшие изменения в речи связаны со становлением учебной деятельности. Ее коллективно-распределенный характер ставит ученика перед необходимостью обсудить ее цели и задачи, способы и средства их решения, оценить полученные результаты, т.е. порождает содержательные мотивы общения. Развертывающийся на этой основе коллективный учебный диалог ставит каждого из его участников в ситуацию конкретной коммуникативной задачи, успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих средств, умения правильно использовать их. Вместе с тем все более глубокое осознание языковых значений и средств их выражения способствует интенсивному развитию „чувства языка“, которое становится одним из существеннейших факторов развития речи.

Но какую бы важную роль ни играло учебное общение в жизни младшего школьника, оно не исчерпывает того круга коммуникативных задач, с которыми он сталкивается и к решению которых его необходимо готовить. Учебный диалог сам по себе не обеспечивает овладение монологическими формами речи, которые играют весьма важную роль в последующем обучении. Важно и то, что, участвуя  в учебном диалоге, ученик овладевает соответствующими речевыми умениями сугубо практически, не осознавая их оснований, что существенно сужает возможности произвольной регуляции речи. Все эти обстоятельства заставляют рассматривать развитие речи в рамках предлагаемой программы как особую задачу, требующую специальных средств ее решения. Они заключаются в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи — как устной, так и письменной.

 Решение этой задачи предполагает овладение рядом умений — как общеречевых, так и специфических для того или иного вида речи. Важнейшими из них на начальном этапе обучения являются, во-первых, осознанное использование всех возможностей слова как важнейшего средства речевого общения, во-вторых, умение правильно ориентироваться в особенностях текстов разных типов, от качества которого решающим образом зависит развитие монологической речи. Тем самым определяется два основных направления работы по развитию речи учащихся 1-4 классов. Это, с одной стороны, обогащение и активизация словарного запаса, а с другой стороны — анализ и продуцирование разнообразных текстов. В процессе этой работы благодаря специальному подбору текстов, включающих лучшие образцы отечественной художественной литературы,  одновременно  решаются и воспитательные задачи начального курса родного языка, являющегося носителем национальной культуры.

Курс родного языка решает и определенные образовательные задачи, заключающиеся в ознакомлении детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения.

Овладение принципом построения орфографического действия с необходимостью требует преодоления наивно-натуралистических представлений о языке, с которыми ребенок приходит в школу. Первый и решающий шаг в этом направлении должен быть сделан уже на начальном этапе обучения грамоте в связи со звуковым анализом слова. Осознание фонематических качеств звуков предполагает выделение в слове его значения (первоначально — номинативного) и звуковой формы, а также установление отношения (связи) между ними. Фактически это означает открытие ребенком языкового знака — важнейшего объекта лингвистической науки. Представление о нем обогащается и конкретизируется по мере того, как в процессе формирования орфографического действия (а затем и за его пределами) развертываются обе стороны выделенного отношения.

Прежде всего наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. От представления о звуке как чувственно воспринимаемом элементе речи дети переходят к пониманию его смыслоразличительной функции („работы“), т.е. начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Обнаружив явление позиционного чередования звуков, ученики постепенно приходят к понятию фонемы как ряда позиционно чередующихся звуков, т.е. сверхчувственной фонетической единицы, реально выполняющей в языке функцию разграничения слов и морфем. Важно, что это знание принципиально нового для ребенка типа приобретает для него особый смысл, так как именно оно позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В процессе формирования орфографического действия существенно обогащаются, перестраиваются и первоначальные представления о значении слова. Уже в начале второго класса анализ условий орфографической задачи приводит к выделению в слове его основы и окончания, а затем и значимых частей основы (морфем).  Поиск сильной позиции для фонем в этих частях слова требует учета их значений. Тем самым у учащихся формируется представление о морфосемантической структуре слова, а затем и о системе его грамматических форм.  Наиболее существенный сдвиг в понимании слова как значимой единицы языка  происходит в процессе его изучения как части речи. И, наконец, представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т.е. без анализа синтаксических единиц (словосочетания и предложения), в составе которых слово включается в речь. Изучение младшими школьниками системы языковых понятий и раскрытие знаковой природы перечисленных языковых единиц в рамках курса родного языка создает благоприятные условия и для овладения ими иностранными языками.

III.Описание места учебного предмета в учебном плане

 Федеральный базисный учебный план отводит на изучение русского языка во 2-м классе 170 часов в год (5 часов в неделю).

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;

- устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования  в речи;

- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;

- способность  к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.

Метапредметные результаты:

- умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи)  для ее преодоления;

- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;

- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;

- умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации (определений, правил, исключений из них и т.п.).

Предметные результаты:

 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


VI.Содержание учебного предмета

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)

Наша речь (3 ч).

Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (4 ч).

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.

Предложение (12 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…(19 ч)

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (31 ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (58 ч)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (15 ч). Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.


V. Календарно – тематическое планирование предметной линии «Русский язык»

в рамках УМК «Школа России»   во 2-ом  классе  (5 часов  в неделю, 170 часов в год)

                                                                                         к  учебнику  В. П. Канакина,  В. П. Горецкий

Русский язык: Учебник для 2-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2013  (Образовательная система «Школа России)

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохожде

ния

Скорректированные сроки про-

хождения

1

2

3

4

5

Наша речь.

1.

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка   русского  народа. ИКТ

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»

01.09.-04-09.

2.

Виды речевой деятельности человека.                                                                      

Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. ИКТ

3.

Развитие речи. Диалог и монолог

Речь диалогическая и монологическая.  ИКТ

Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов.  Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог.

Текст.

4.

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. ИКТ

Отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

5.

Текст. Тема и главная мысль текста  Заглавие.

07.09.–11.09.

6.

Части текста . Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста.                  

Списывание текста с дополнительным заданием.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

7.

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.ИКТ

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной  коммуникативной задачей.

        Предложение.

8.

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. 

Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирать и обосновывать знаки препинания в конце предложения.

9.

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). ИКТ

Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.Писать слова в предложении раздельно.

10.

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.  Словарный диктант №1

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

14.09.–18.09.

11.

Главные члены предложения (основа).  ИКТ

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в  деформированном тексте выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.Писать слова в предложении раздельно.

12.

Входная контрольная работа №1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе»

Знание всех орфограмм, изученных в 1 классе. Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

13.

Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения (без деления на виды)

Находить главные члены (основу) предложения.. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

14.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

15.

Распространённые и нераспространённые предложения.  ИКТ

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.

21.09. -25.09.

16.

Контрольное списывание текста №1 по теме «Предложение»

Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

17.

Работа над ошибками. Связь слов в предложении. ИКТ

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

18.

Проверочная работа  №1 по темам «Текст», «Предложение»

Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

19.

Развитие речи. Обучающее сочинение.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова  «Золотая осень» ИКТ

Рассматривать   репродукцию   картины   И. С. Остроухова   «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

Слова, слова, слова….

20.

Работа над ошибками. Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения.

Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам

28.09.–02.10.

21.

Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями.  

Распознавать многозначные слова. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата.

22.

Однозначные и многозначные слова. ИКТ

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю.

23.

Прямое и    переносное значения слов. ИКТ                                  Наблюдение над переносным  значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Словарный диктант №2.

Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.                                                          

24.

Синонимы.

Работа со словарём синонимов.

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова синоним. Работать со словарями синонимов  учебника.

25.

Антонимы.  Работа со словарём антонимов. ИКТ      

Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.

05.10.–09.10.

26.

Развитие речи. Обучающее изложение текста воспринятого зрительно по данным  к нему вопросам.  ИКТ

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста.

27.

Работа над ошибками. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

28.

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»

Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

29.

Работа над ошибками. Родственные слова.ИКТ

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, Работать с памяткой «Как найти корень слова».

30.

Корень слова. Работа со словарём однокоренных слов.      

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника  Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

12.10.–16.10.

31.

Контрольное списывание №2 по теме «Слово и его значение». 

Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

32.

Работа над ошибками. Различение однокоренных слов   и синонимов, родственных слов    

и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

33.

Проверочная работа № 2 по теме «Слово и его значение»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

34.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение.

Делить сова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Ударение. Определять ударение в слове. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

35.

Словообразующая  функция ударения.   Разноместность и подвижность русского ударения.

Свободный диктант «У реки».

Словесное и логическое (смысловое) удаарение  Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов.

19.10.–23.10.

36.

Итоговый контрольный диктант №3 (за I четверть).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

37.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского  языка.                                                                        

Работа с орфоэпическим словарём.    

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

38.

Перенос слов. Правила переноса.    

ИКТ

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую  (якорь,     (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам.

Звуки и буквы.

39.

Развитие речи . Составление рассказа по серии   сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам .ИКТ

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

40.

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме.  Условные звуковые обозначения слов. ИКТ Словарный диктант №3.

                                                                     

Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

26.10.–30.10.

41.

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. ИКТ

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями.

42.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «За обедом»

Употребление   прописной   (заглавной)     буквы.   ИКТ

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах» . Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Излагать письменно содержание текста

43.

Работа над ошибками. Гласные звуки  и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. ИКТ

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.  Правильно  произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять  качественную характеристику гласного  звука:  гласный ударный или безударный.

44.

Проверочная работа №3 по теме «Звуки и буквы»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

45.

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

Излагать письменно содержание текста.

.

09.11. -13.11.

46.

Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).

Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

47.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава травы, травка).

48.

Способы проверки безударных гласных в корне. ИКТ

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

49.

Способы проверки безударных гласных в корне.

Упражнения в написании слов с безударными гласными. ИКТ

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

50.

Упражнения в написании слов с безударными гласными. Особенности проверяемых и проверочных слов.

16.11. -20.11.

51.

Упражнения в написании слов с безударными гласными. ИКТ

52.

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста. ИКТ Словарный диктант №4.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

53.

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

Свободный диктант «Мать и сын».

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

54.

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

55.

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.

ИКТ

23.11. -27.11.

56.

Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

57.

Контрольный  диктант  № 4 по теме «Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

58.

Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

59.

Развитие речи. Обучающее сочинение.

Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» ИКТ

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Составлять текст из предложений.

60.

Согласные   звуки  их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».

30.11. -04.12.

61.

Согласный звук [и'] и буква «и краткое» ИКТ

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком. Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и].  Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й]. Использо-вать правило при переносе слов с буквой «и краткое» {чай-ка).

62.

Слова с удвоенными согласными

Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант №5.

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

63.

Развитие речи.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси»  и опорным словам. ИКТ

Проект №1  «И в шутку и всерьез» ИКТ

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми ин-формацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания .Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку.

64.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. ИКТ

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

65.

Обозначение   мягкости   согласных   звуков   на письме буквами и, е, ё, ю, ь. ИКТ

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти.

07.12. -11.12.

66.

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

67.

Подробное обучающее  изложение по коллективно составленному плану. ИКТ

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

68.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Проект «Пишем письмо» №2 ИКТ

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

69.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Орфоэпические   нормы   произношения   слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).

Различать непарные мягкие шипящие звуки. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. 

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

70.

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

14.12. -18.12.

71.

Контрольный диктант №5 за первое полугодие (административная работа).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта.

72.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками.

73.

Развитие речи . Работа с текстом. ИКТ

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

74.

Проект №3 «Рифма».  ИКТ

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

75.

Буквосочетания жи—ши, чаща, чу—щу.  ИКТ

Различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу,

21.12. -25.12.

76.

Правописание буквосочетаний жи—ши,  чаща, чу—щу. Словарный диктант №6.

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

77.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Контрольное списывание№3 на тему «Буквосочетания жи—ши, чаща, чу—щу».

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

78.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

79.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова.

80.

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. ИКТ

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка трава, травушка; мороз — морозы, морозный).

11.01 –15.01.

81.

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согл. звуком на конце слова и перед согласным в корне.

82.

Развитие речи. Составление поздравительной открытки

 «С Рождеством!» ИКТ

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

83.

Обобщение изученного. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Свободный диктант «Домой».

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

84.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова.

ИКТ

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

85.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

18.01. -22.01.

86.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. 

ИКТ

87.

Развитие речи .

Обучающее изложение текста по вопросам. ИКТ

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на

88.

Работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

89.

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. ИКТ Словарный диктант №7.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

90.

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание  гласных  и  согласных  в  корне слова. «Проверь себя»

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».

25.01.–29.01.

91.

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Повторение изученного материала. 

92.

Контрольный  диктант № 6

 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

93.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками.

94.

Разделительный мягкий знак (ь)

Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

95.

Использование на письме разделительного мягкого знака. ИКТ

Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь).

01.02. -05.02.

96.

Развитие речи . Составление устного рассказа по серии рисунков. Обобщение знаний об изученных правилах письма. ИКТ

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя); излагать письменно текст по вопросам.

97.

Проверочная работа №4 по теме «Правописание слов с мягким знаком»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Части речи

98.

Общее представление о частях речи. ИКТ

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

99.

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Имя существительное

100.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. ИКТ

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

08.02. -12.02.

101.

Общее представление об имени существительном как части речи.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.

102.

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. ИКТ Словарный диктант №8.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

103.

Контрольно-срезовая работа.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

104.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Свободный зрительно-слуховой диктант по теме «Имя существительное».

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

105.

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

15.02. -19.02.

106.

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту. ИКТ

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

107.

Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. ИКТ

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

108.

Обучающее сочинение. Составление рассказа   по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). ИКТ

Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

109.

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)

Развитие речи. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

110.

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)  ИКТ

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

22.02. -26.02.

111.

Контрольное списывание №4 по теме «Заглавная буква в именах собственных»

Писать с заглавной буквы имена собственные. Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

112.

Работа над ошибками. Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные,    употребляющиеся    только в одном числе (ножницы, молоко).

Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга книги). Работать с орфоэпическим словарём.

113.

Проверочная работа  №5 по теме «Правописание имен собственных» Обобщение знаний об имени существительном.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

114.

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. Словарный диктант №9.

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни).

115.

Развитие речи .

Подробное обучающее  изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста. ИКТ

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять текст.

29.02. -04.03.

116.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об имени существительном.

 

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существит. с определённым признаком.

117.

Контрольный диктант № 7  по теме «Имя существительное»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

118.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

Глагол.

119.

Глагол  как  часть   речи   и   его употребление в речи (общее представление) ИКТ

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.  Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.                                            

120.

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.

Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

07.03.–11.03.

121.

Упражнения в различении глаголов. Развитие речи. Восстановление деформированного текста. ИКТ

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

122.

Развитие речи. Обучающее сочинение.

Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам. ИКТ

Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

123.

Число глагола. Изменение глагола по числам. ИКТ

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.                                                                                            Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

124.

Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи.

125.

Правописание частицы не с глаголом. Словарный диктант №10.

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).

14.03. -18.03.

126.

Обобщение знаний о глаголе.  ИКТ

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола.

127.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. ИКТ

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.

128.

Контрольный диктант  № 8 по итогам 3 четверти

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

129.

Работа над ошибками.

Текст-повествование и роль в нём глаголов. ИКТ

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

130.

Развитие речи . Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. ИКТ

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

21.03. -25.03.

Имя прилагательное.

131.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилага-тельное и лексическим значением имён прилагательных.

132.

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные. ИКТ

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

133.

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. Свободный диктант «Встреча весны».

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных.

134.

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. ИКТ

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

135.

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. Обобщение знаний об изученных правилах письма. ИКТ

04.04.- 08.04.

136.

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

137.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Словарный диктант №11.

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

138.

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм,  как кофе, мышь,  фамилия, шампунь и др. ИКТ

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

139.

Проверочная работа  №6 по теме «Имя прилагательное» Обобщение знаний об имени прилагательном .

Самостоятельная проверочная работа. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

140.

Развитие речи. Обучающее сочинение.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». ИКТ

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).

11.04.–15.04.

141.

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).  ИКТ

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

142.

Контрольный диктант № 9 по теме «Имя прилагательное»

Умение писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи.

143.

Работа над ошибками.

Понятие о тексте-описании.

 Роль имён прилагательных в тексте-описании.  ИКТ

Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Местоимение.

144.

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)  ИКТ

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена сущес.

145.

Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. ИКТ

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить  в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

18.04.-22.04.

146.

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

Обучающее изложение  текста-рассуждения, воспринятого зрительно. ИКТ

Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.  Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

147.

Проверочная работа  №7  по теме «Местоимение».

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

Предлоги.

148.

Предлог как часть речи. Ознакомление  с  наиболее  употребительными предлогами.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

149.

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи. Словарный диктант №12.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами.

150.

Правописание предлогов с именами существительными. ИКТ

Правильно употреблять предлоги в речи . Раздельно писать предлоги со словами.

25.04. -29.04.

151.

Развитие речи .

Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» ИКТ

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

152.

Итоговое контрольное списывание №5.

Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

153.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах письма. ИКТ

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

154.

Проект  №4 «В словари за частями речи!» ИКТ

Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его.

155.

Обобщение знаний о частях речи.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

02.05.–06.05.

Повторение.

156.

Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст.Развитие речи. Упражнения в создании текстов разного типа. ИКТ

Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

157.

Предложение. Знаки препинания в конце предложений.  ИКТ

Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи.

158.

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении.

Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений. Распространённое и нераспространённое предложение

159.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. ИКТ

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

160.

 Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи. Словарный диктант №13.

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи.

09.05.–13.05.

161.

Части речи их различение. Разбор слова как части речи. ИКТ

162.

Итоговый контрольный диктант №10 (административная работа).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

163.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками. Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи.

164.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов.  ИКТ

Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов.

165.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов. Обобщение знаний о частях речи. ИКТ

16.05. -24.05.

166.

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме.

167.

Упражнения в применении изученных правил правописания.

ИКТ

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова.

168.

Звуко-буквенный разбор слов. Обобщение знаний о частях речи. ИКТ

Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов.

169.

Упражнения в применении изученных правил правописания.

ИКТ

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова.

170.

Итоговый урок по курсу «Русский язык». ИКТ

Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык».

  1. Учебник Русский язык. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Москва «Просвещение» 2013 г.

      2.    Рабочие тетради (Русский язык). Канакина В. П. в 2 ч. Москва «Просвещение» 2014

      3.    Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 2 класс». М.: Просвещение, 2013 год

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

от «_26августа  2015 г. №  1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________ Быковская Т.С.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 2 класс Школа России по учебным предметам: математика (Моро).

Календарно-тематическое планирование 2 класс Школа России по учебным предметам: математика (Моро).  В планировании имеются темы уроков, характеристика основных видов деятельности ученика (на уров...

Календарно-тематическое планирование 2 класс Школа России по учебным предметам: окружающий мир(Плешаков).

В планировании имеются темы уроков, характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)по теме, а также плановые сроки прохождения....

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 4 класса

Календарно – тематическое планированиек рабочей программепо учебному предмету«Русский язык»для учащихся  4 класса...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 1 класса,

Программа «Русский родной язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном русском языке». Рабочая программа по учебному предмету &la...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 2 класс

Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и...

Рабочая программа учебного предмета русский ( родной) язык для 2 -го класса.

Программа разработана на основе  концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, нормативных документов....