Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Автор делится опытом работы по проведению урока русского языка ,  с использованием  здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r.yaz_.docx596.61 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема: Связь  слов – названий  и  слов – признаков. Закрепление.

    Задачи  урока:

    - обобщать  и  систематизировать  знания  учащихся  о  словах – предметах  и  словах – признаках;

    - закреплять  умение  правильно  составлять  словосочетания  существительное + прилагательное;

    - способствовать  развитию  интеллекта,  речи,  внимания  к  слову;

    - воспитывать  толерантность, любовь  к  родному  краю, чувство  гордости  за  свой  город.

   Тип  урока: обобщения  и  систематизации  изученного  материала.

   Класс: 2

   Оборудование:  компьютер,  таблицы  «Имя существительное», «Имя  прилагательное», карточки  с

 заданиями  для  работы  в  группах,  алфавит,  ароматерапия (смеси  масел: эвкалипт, розмарин –         профилактика  острых  респираторных  заболеваний,  апельсин – для  концентрации  внимания  и      стимуляции  мыслительного процесса).

Ход  урока:

1.

Орг. момент.

Упражнения  «Сова», «Активизация  руки». Методика «Гимнастика  мозга»

Настрой  на  урок.

    Сейчас  я  начну  учиться.

    Я радуюсь  этому.

    Внимание  моё растёт.

    Память моя  крепка.

    Голова  мыслит  ясно.

   Я хочу  учиться.

   Я  очень  хочу  учиться.

   Я готов   работе.

   Я работаю.

(Приложение 1)

Я говорю  слова, а дети после каждой строчки повторяют вслух.

Работаем  стоя.

(Приложение 2)

2.

Актуализация опорных знаний

Формулирование  учащимися  темы  урока.

- Прочитайте. Какая  связь  между словами  в  левой  части? Составьте  пару  слов  справа, выбрав  одно  из  трёх  слов  в  скобках.

Посёлок - новый                       город-(большой, старинный, чистый)

Стакан – стеклянный             ставни-(деревянные, узорчатые, тяжелые)

Горка- снежная                       дорога-(прямая, длинная, железная).

 

-Прочитайте  внимательно.  Описание  какого  населенного пункта у вас  получилось?

-Мариинск – старейший  город  Кемеровской области, получивший статус  города в 1956 году, также является  административным  центром Мариинского района.  Ни в одном  другом  городе нашей  области  не сохранились  дома  с  резьбой  по  дереву. Резьбой  украшались окна, карнизы, ворота, заборы. Украшения  настолько  разнообразны, что  не найти в городе  двух  одинаковых  домов. Очень  характерен для  Мариинска  орнамент наличников с изображением  птиц  и  растений. Цветы  и  птицы – символ жизни, радости  и счастья. Через  наш  город  проходит Транссибирская  магистраль.

-  На  какие  две  группы  можно  разделить все  слова  в  полученных  примерах. Запишите  каждую группу  в тетрадь. Посмотрите  внимательно на  каждую  группу слов. Сформулируйте тему  урока.

-Сегодня мы продолжаем  говорить о существительных и  прилагательных. Эти  понятия  вам  знакомы?

- Что  мы  знаем о прилагательных  и  существительных?  Составим  схему.  У вас  на партах даны части  этой схемы.

ИМЯ                                                                      ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ                                    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ПРЕДМЕТ                                                     ПРИЗНАК  ПРЕДМЕТА

ЧТО?              КТО?                                 КАКИЕ? КАКОЙ? КАКОЕ

                                                                          КАКАЯ?

  НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ           ОДУШЕВЛЕННЫЕ                                    

 НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ                   СОБСТВЕННЫЕ

 

 - Всё  мы  с  вами  вспомнили?  Где  можно  найти подсказку?

- Чем  дополним  нашу  схему?                      

Работаем  стоя.

Записи на  зелёной доске  выполнены желтым  мелом, что способствует меньшему  утомлению глаз.

Дети: описание нашего города Мариинска

Рассказываю  сама.

Приложение 3 (слайды)

Дети:  на имена  существительные и  имена  прилагательные.

Сегодня будем  говорить  о существительных и прилагательных и о нашем родном городе.

Эти  термины  мы  знаем  с  первого  класса.

Дети  по  одному выходят с карточкой и  размещают её

на доске, обосновывая  свой

выбор.  Схема с

изучением  нового  материала дополняется.

Дети:   в таблице.

(на  противопо-

ложной  стене)

Дети: существительные ещё обозначают  явления  природы, события, живые  существа, абстрактные понятия.

3.

Минутка  чистописания.

   -Начинаем  работу  в тетради  с  минутки  чистописания. Сегодня  мы  будем  работать  над  написанием  буквы, которая встречается  несколько  раз  в  имени  императрицы в честь  которой  назван  наш  город. В  имени  эта  буква  обозначает мягкий согласный  звук, а в отчестве – твёрдый согласный  звук.

- Определите  последовательность  букв  в цепочке:

Ррае    Рряю Ррёи  Ррэы …

- Напишите  начатый  ряд  букв  в данной  последовательности, ориентируясь на  алфавит.

Работаем  стоя.

Дети: это  буква Р
(Ма
рия Александровна)

Дети: заглавная Р строчная  р чередуются с  двумя  гласными с начала  и  двумя  гласными  с конца  алфавита.

Работаем  сидя.

4.

Словарная  работа.

- Мариинская  земля  богата  лесами. Кедр – самое  ценное  дерево  нашей  тайги. Встречаются  и другие  породы  деревьев и одно  из них  очень часто  встречаются в лесах нашего  района.

-Внимательно  посмотрите  на  цепочку,  найдите  слоги  в   следующем  порядке:  СГ, СГ, СГ. Сложив  их  в  указанной  последовательности,  вы  получите  слово.

- Что  вы  знаете об этом  дереве?

Сообщение  ребёнка:

(Береза  охраняет  поля  от  засухи  и  суховеев,  служит  своеобразным  фильтром  воздуха. Настои  из чаги (небольших грибов, растущих  на  березе), давно  употребляют в народе как заменитель чая и  как  лекарственное  средство.  Березовый  сок  используется для  приготовления лечебных  сиропов,  является  одним  из любимейших  напитков  русского  народа. Народные  умельцы  изготавливают  из бересты  немало  красивых  и  полезных  вещей  для  домашнего  хозяйства: лёгкие  абажуры, корзины,  солонки,  туеса и т.д.  Мариинские  художники  постигают  тайны  старинного  берестяного  промысла  и  не  случайно  единственный в  своём  роде  музей  «Береста  Сибири»  обрёл прописку  в  нашем  городе  

- Напишите  слово по  системе  СУО (слог, ударе-

ние,  орфограмма)

- Дайте  характеристику  слову  берёза  по  нашей  схеме.

- Устно подберите подходящие прилагательные к  слову  БЕРЁЗА.

Берёза (какая?) - …,   …,   …,    …, …

берёза

Ответы детей

Подготовленные

ученики

Приложение 4 (слайды)

Дети:

          Е    

Дети: слово берёза

обозначает  предмет,отвечает на  вопрос что?, неодушевленный, это

существительное.

5.

Физминутка.

-Молодцы! А теперь  немного  отдохнём.  Я буду называть  имена существительные и имена  прилагательные. Если  услышите  существительное -  подпрыгиваете  и  хлопаете  в  ладоши. Если назову  прилагательное – приседаете,  руки  на  пояс. Что является  лишним  в  этом  ряду.  Почему?

Музей  краеведческий, железнодорожный   вокзал, Мариинская  тайга, красавица Кия,  гора Арчекас, плавать  в бассейне.

 

6.

Закрепление. Работа  по  группам.

-Вы  хорошо  поработали и  теперь  можете  выбрать  себе  задание по  желанию. Эти  задания  помогут  вам больше  узнать  о  родном  городе  и районе.

Каждая  группа  получает  основное  задание, записанное  на  конверте. Чтобы  его  выполнить  нужно решить  логические задачи, которые  находятся в самом  конверте.

1 группа (ряд)

ОСНОВНОЕ  ЗАДАНИЕ: что объединяет все словосочетания и как они  связаны  с темой  урока.

-  Решите  следующие  задачи. Составьте словосочетания  сущ + прилаг.

Составьте  схему, определите  главное  слово.

  1. Убери  оттенок,  получишь  сыпучее.

       С В П Е Е Т С Л Ы О К Й

            какой?

Светлый  песок

  1.   Найдёшь  неживую природу,  получишь  цвет.

Г Б Л Е Л И Н А А Я

          какая?

 Глина  белая

  1. Отдели  блестящее от свойства

      З Р А С О С Ы П Л О Н О Т О Е

            какое?

Золото  рассыпное

2 группа(ряд)

ОСНОВНОЕ  ЗАДАНИЕ: - Попробуйте  связать между  собой все «лишние»  слова  и  узнаете об  одном  из символов  Мариинского  района.

- Какое  слово  в каждой  строчке является  «лишним»?  Почему? Запишите  «лишние»  слова, поставьте  к ним  вопрос.

1)  рыба, человек, флаг, собака

2) синий,  красный, деревянный, розовый

3) пчела, оса, бабочка, цветок

4) красный, бордовый, алый, голубой

5) старинный,  красивый, цвет, туристический

3 группа (ряд)

- Прочитайте и  запишите  слово:

ДЕСТЯСЕМЬВО  ТЯПЬ

Три  конверта  разного  цвета.

На конвертах  написано основное  задание, которое  можно  выполнить, когда   решишь задачи  в конверте.

Дети: это полез-

ные   ископаемые,  которые  добы-вают  в  нашем

районе. Раньше

по  берегам  Кии

мыли  рассыпное

золото.

Приложение 5

(слайд)

Принят  флаг  Ма-

риинского  района

1 апреля 2009 г. На

флаге  изображен

«деревянный цве-

ток» - символ резьбы  по  дереву.

Голубой  цвет  полотнища  симво-

лизирует  реку Кию.   Желтый  цвет – символ  бо-

гатого  урожая, великодушия.  

Дети:  получилось слово

 восемьдесят пять.

В этом  году  нашему  району  исполняется  

85  лет.

7.

Итог  урока.

-А  сейчас  подведем  итог.  Давайте  поговорим  о  ваших  впечатлениях. Легко  ли  вы  справились  со всеми  заданиями? В чем  вы  испытали  за-

труднения?  Закончите  предложения, которые  есть  в  ваших  индивидуальных  карточках. Вспомните  свои  впечатления  на  уроке.

Я работал с _____________________________настроением.

Я _____________________________доволен  собой.

Я  испытал  затруднения, когда _________________________________.

Я бы  хотел  стать  более_______________________________________.

Я  _____узнал,  что ____________________________________________.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

     Методика  «Гимнастика  мозга» (интерпретация  и адаптивный  вариант  работы  доктора  Пола И.Деннисона и  Гейл  Деннисон)

Гимнастика  мозга  представляет  собой  простые и  доставляющие удовольствие  движения и  упражнения, они  помогают  обучающимся  любого  возраста  раскрывать  те  возможности,  которые  заложены  в  нашем  теле.  Несколько  минут занятий  дают  высокую  умственную  энергию. С  помощью  гимнастики  мозга  у  детей  появится  энергия  к  учебе.

  В целом  работа  Пола  Деннисона  и  Гейл  Деннисон  является  совершенно  новым  явлением, и  адаптация  их  работы  к  условиям  российской  образовательной  системы  является  весьма  актуальной.  Она  становится  первым  шагом  в  образовательной  кинеспологии – науке,  изучающей  обучаемость  на  уровне  работы  целостного  мозга.

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\Мои рисунки\ииии.jpg

Упражнение «Сова». Схватите  и  плотно  сожмите  мышцы  правого  плеча  левой  рукой. Поверните  голову  и  посмотрите  назад  через  левое  плечо. Вдохните  глубоко  и  разверните  плечи. Посмотрите  через  левое  плечо  и  распрямите  плечи.  Опустите  подбородок  на  грудь  и  глубоко  вздохните,  расслабляя  мышцы; повторите  тоже  самое, схватив  левое  плечо  правой  рукой

Упражнение «Активизация  руки».  Вытяните  правую  руку  вверх, прислонив  её  к  уху. Легко  выдохните  воздух  сквозь  сомкнутые  губы. Схватите  вытянутую  правую  руку  левой  рукой  и  двигайте  её  вперед, назад, к себе, от себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ  2.

      В своей  работе  использую «Подвижный»  способ  обучения. «Сиди и не вертись!» кому не знакома  эта  фраза. Между  тем сорокалетние  наблюдения  некоторых  ученых   навели  на мысль.  Что  во  время  сидения  не  только  можно, но  и  необходимо  ерзать и  вертеться, а, встав,  переминаться  с  ноги  на  ногу. Все  это  обеспечивает  лучшее  кровообращение,  питание  мозга  кислородом,  что   в свою  очередь позволяет  избежать  быстрого  утомления.

     Специалисты  утверждают,  что  стоящий  человек усваивает  информацию  в 4 раза  быстрее, чем  сидящий.  Не имея возможности  вести  обучение за  партами типа – «конторка», использую  прямостояние. Ученики  могут  встать и  работать  стоя, когда  почувствуют  усталость. Обучение  в  положении  «стоя»  можно проводить  с  одновременным  раздражением  рефлексогенных  зон  стопы (на физкультурных  ковриках).

    При  проведении  опроса  стремлюсь  к  тому, чтобы все  дети  смотрели  на  отвечающего  ученика со  своего  места. В  этом  случае возникает  организованный  динамический  компонент  урока, изменяется  расстояние  от  глаз  до  рассматриваемого  предмета. Кроме  того,  дети привыкают к  тому,  что, когда  они  говорят,  их  внимательно  слушают, и  в  дальнейшем  излагают  свои  мысли  свободно,  без  стеснения.

    Схемы, картины,  таблицы  размещаю  поочередно  на  всех  классных  стенах, что также  приводит  к  динамике  поз.

   Сама в течение  урока  систематически  перемещаюсь  по  классу, чтобы  ученики  делали   больше  движений, чаще  поворачивались  в  разные  стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...