Урок русского языка.2 класс Тема: Родственные слова. Слабая и сильная позиция гласных.
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Гребенко Лариса Григорьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Класс: 2 А

Учитель: Гребенко Л.Г.

Тема: Родственные слова. Слабая и сильная позиция гласных.

Цели урока: Создать условия для развития умения распознавать и проверять написание слов с безударной гласной в корне; повторить слабые и сильные позиции гласных и согласных; учить строить дружеские отношения.

Оборудование: учебник Н.В. Нечаевой, рабочая тетрадь №2 С.Г. Яковлевой, презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент.   (Слайд 1)

 - Мы за парту сядем дружно,

 А шуметь совсем не нужно!

 Сели прямо, ноги вместе!

 Класс затих. Вздохнули дружно,

 Ведь урок начать нам нужно!

 Подравнялись. Улыбнулись.

 И ко мне все повернулись!

- На урок к вам за помощью обратился Незнайка.

- Вспомните из какого произведения этот герой и кто автор. (Приключение Незнайки и его друзей. Н. Носов) (Слайд 2)

Запись числа и классной работы в рабочей тетради.

II. Проверка д/з:

Т. С. 22, № 39.

- Прочитайте загадку. Какой птицей любуется автор? ( петух)

- В первом предложении какие отметили слабые позиции гласного в корне.

- Подберите  к слову зимой родственные слова.

Зимой – зимушка – зимний – зимовать – озимые.

- Докажите, что эти слова родственные.(у них один корень, одно лексическое значение). Запишите родственные слова в тетрадь.

- Выделите корень, поставьте ударение, отметьте слабые и сильные позиции гласного в корне.

- Кто сформулирует тему урока?

Тема:  Родственные слова. Слабая и сильная позиция гласных.(Слайд 3)

- В словах со слабой позицией, какая орфограмма? (Безударная гласная в корне слове)

Звук в сильной позиции, т.е. под ударением помогает проверить букву безударного гласного в корне.

- Чему будем учиться на уроке? Находить проверочные слова к безударным гласным, подбирать проверочные слова, находить слабые и сильные позиции.

III. Работа по теме:

Т. № 41. (Слайд 4)

числовой                      ЧИСЛО                                  отчислить

чистюля                                                                         чистить

перечислить               ЧИСТЫЙ                             чистенький

чистота                                                                        вычислить

- Соедини с выделенными словами родственные слова.

- Отметь сильные и слабые позиции гласного в корне.

ФИЗМИНУТКА (Слайд 5)

IV. Самостоятельная работа.

1. У. № 109.

- Прочитайте задание.

- Можем сразу записать? ( нет, пропущены буквы)

- Как узнать какую букву вставить?(подобрать родственное проверочное слово )

Л_ЖУ – ЛЁЖА

Л_ЖУ – ЛИЖЕТ

- В учебнике поставьте простым карандашом буквы.

- Запишите загадку.

- Кто догадался, кто это? (собака)  (Слайд 6)

СОБАКА, -и, ж. Домашнее животное семейства псовых. Служебная собака. Комнатная собака. Охотничья собака. Сторожевая собака. // уменьш. собачка, -и, ж. // прил. собачий, -ья, -ье.

Собак(а)
собач-к-а (черед. к -ч)
собач-онк-а (черед. к - ч)
собач-ат-ник (черед. к - ч)

собач-ник
собач-ий

по-собачьи
по-собачьему

К истокам слова:
В древнерусском языке были слова пес и пёс . Слово собака пришло позднее из иранских языков. У древних славян, если оно и встречается, то только в неодобрительном значении - распущенный, злой человек.
Синонимы:
Собака - пёс - псина - цербер - барбос - полкан - жучка - шавка - моська - бобик - шарик (разг.)

СОБАКА, СОБАЧКА, СОБАЧОНКА, СОБАЧНИК, СОБАЧИЙ.

- Это новое словарное слово. Посмотрите в словаре с. 157.

- Допишите отгадку.

2. (Слайд 7)

Покружилась звездочка

                                            В воздухе немножко,

                                            Села и растаяла

                                            На моей ладошке.

(Снежинка)

– Запиши родственные слова, отметь сильные и слабые позиции гласных в корне слова:

Снежинка - снежок – снег – снеговик – снежный.

 VIII. Итог урока.

- С какой целью вы учились подбирать родственные слова?

 - Находить слабые и сильные слова?

 - А для чего нам нужно всё это?

 IX. Рефлексия.

 - Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!

 Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Мне очень нравятся слова из этого произведения: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

 Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «ошибкоопасные места» не только на уроке, но и в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Презентация к уроку русского языка по теме "Родственные слова"

Презентация может быть использована на уроке русского языка в начальной школе. В ней раскрывается смысл выражения "родственные слова", по каким признакам слова считаются родственными, наглядно показыв...

Урок русского языка по теме "Родственные слова"

Конспект урока русского языка по программе "Школа 21 века".  На уроке используются знания детей их жизненный опыт....

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова"

Обобщающий урок по учебникуН. А. Чураковой "Русский язык" (Программа "Перспективная начальная школа")...

Урок русского языка по теме "Родственные слова"

Технологическая карта  урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова" по УМК "Школа России"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Родственные слова". 2 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Родственные слова" с использованием ТРКМ....