Признак и слово.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Белецкая Ольга Андреевна

Урок способствует развитию внимания к словам, обозначающим признаки предметов, к точности их употребления в тексте, расширяет словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Признак и слово797 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Русский язык
  1. Тема:  Признак и слово.
  2. Цели:

Образовательные:

  • развивать внимание к словам, обозначающим признаки предметов, к точности их употребления в тексте;
  • учить подбирать к словам–названиям предметов названия их при–знаков;
  • расширять словарный запас.

Развивающие:

  • развивать умение использовать компьютерную программу в учебных целях;
  • развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности.

Воспитательные:

  • создавать эффект необычности, неожиданности для повышения моти–вации обучения;
  • воспитывать нравственные качества: доброту, внимательное отноше–ние к окружающим предметам.

 

[ Слайд 1]

I. Организационный момент.

– Повернулись друг к другу, улыбнулись. Вот с таким веселым настроением будем работать на уроке.

II. Чистописание.

     У 30 с 48 (Русский язык, 1 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова).

И   Ш   Ии   Шш   Ши

– Какие звуки обозначают данные буквы?

   И—гласный, обозначает мягкость согласных,

   Ш—согласный, глухой, всегда твердый.

– Что заметили? ( Сочетание «ши» ).

   [ Слайд 2]

– Составьте слова.

– Найдите начало и конец слов.

– Проверьте себя.

   [ Слайд 3]

– Прочитайте слова. Запишите в тетрадях:

            Красная строка.

Карандаши, карандашик, карандашный.

Как понимаете смысл слова карандашный? (рисунок с помощью карандаша).

– Найдите лишнее слово. Докажите (Карандашный. Все слова отвечают на вопрос что?, обозначают предмет. А слово карандашный отвечает на вопрос какой?). Подчеркните его волнистой линией.

– Вот мы сегодня и будем употреблять в речи слова, которые отвечают на вопросы  какой? какая? какое? какие?        

III. Работа над новой темой.

– Что изображено на картинке? (Карандаши). Мн. число.

– А ед. число? (Карандаш).

– На какой вопрос отвечает?

– Что обозначает? (Предмет).

– Сравните предметы по цвету.

Красный, голубой.

– Поставьте вопрос к словам. (Какой?) Что они называют? (Признак пред.)  

– Для чего служат эти слова? (Для описания предмета. Они называют признак предмета, цвет).

– Так назовите же тему урока. (Признаки предметов).

– Тема нашего урока «Признак и слово». Названия признаков предметов—это слова.

– Еще какие признаки можно перечислить? (Тонкий—толстый, короткий—длинный). Эти слова противоположные по смыслу.

– Что эти признаки  обозначают? (Размер).

– А этот признак что обозначает—деревянный? (Материал).

  [ Слайд 4]

– Посмотрите на экран, внимательно прочитайте про себя все признаки ка–рандаша.

– А теперь назовем I признак (цвет).

– И запишем в тетрадь:

        Красная строка.

Карандаш красный, голубой.

– Подчеркните признаки предмета волнистой линией.

– Для чего служат эти слова? (Для описания цвета).

IV. Закрепление.

 

 [ Слайд 5]

1. Игра «Зоопарк».

– Побываем в зоопарке у зверей.

– Сначала у зайчат отдохнем.

Физминутка.

Я на скрипочке играю:

Ти–ли–ли, ти–ли–ли,

Пляшут зайцы на лужайке,

Ти–ли–ли, ти–ли–ли.

А потом на балалайке:

Тренди–брень, тренди–брень,

Пляшут зайцы на лужайке,

Тренди–брень, тренди–брень.

А потом на барабане:

Бом–бом–бом, там–там–там,

Сразу зайцы разбежались

По кустам, по кустам.

– А теперь дальше пойдем к какому зверю, отгадайте?

(Учитель вызывает учеников по очереди к доске, каждому дает картинку. Ученик описывает животное, изображенное на картинке так, чтобы осталь–ные догадались, о ком идет речь).

 

 [Cлайд 6]

Медведь—бурый, большой, сильный.

   

[ Слайд 7]

Лиса—рыжая, пушистая, хитрая.

   Сочетание ши.

– Какие слова помогают отгадать животное? (Слова–признаки).

– На какие вопросы они отвечают? (Какой? какая?)

– Запишем в тетради о лисе. (Лиса рыжая, пушистая).

V. Развитие речи.

– Сегодня напишем маленький рассказ о весне.

– Назовите весенние месяцы. В марте из теплых стран возвращаются грачи. Они громко кричат на деревьях. Крик грача предвещает начало весны в теплых районах нашей страны. Весной люди радостно сообщают друг другу: «Грачи прилетели!» Об этом пишут свои произведения поэты, писатели; композиторы сочиняют музыку.

–Композитор Петр Ильич Чайковский. Послушайте небольшой отрывок из его произведения «Времена года». (Звучит музыка).

 

 [ Слайд 8]

– А вот художники пишут картины. Саврасов Алексей Кондратьевич, русский живописец–пейзажист 19 века, написал картину  «Грачи прилетели!»

  [ Слайд 9]

– Что видите на переднем плане, на заднем?

– Что сообщает о наступлении весны?

– Прочитайте рассказ. Какие слова можно вставить? (После обсуждения вставляются слова). Дети снова читают текст.  

– Какие слова более красочно описывают явления природы?

– Запишите текст самостоятельно.

Задание:

– Подчеркните слова, обозначающие предметы, одной чертой, действие—двумя чертами, признаки предметов—волнистой линией.

  1. Итог урока.

– Покажите, понравилось ли вам на уроке.

– С помощью мимики улыбнитесь или нахмурьтесь.

   

[ Слайд 10]

Приложение: Презентация «Урок русского языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок: "Сравнение слов-названий предметов, действий и признаков и слов, выражающих различные чувства.",2 класс

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Школа 2100" с применением сингапурских структур....

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов

Проект урока·        Учебный предмет русский язык·        УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 20...

Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Материал содержит конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов»

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).  Исходя из психологических особенностей детей, в построении урока требуется частая смена видов деятельности. На уроке представлены следующие в...