Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Кондрашина Татьяна Валерьевна

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).  Исходя из психологических особенностей детей, в построении урока требуется частая смена видов деятельности. На уроке представлены следующие виды деятельности: работа в тетради, работа с учебником и справочником, рабочие листы, лист с секретными полосками для определения понятия, работа с предложением (конструирование и синтаксический разбор) и работа с текстом, т.е. акцент  сделан на овладение учащимися основными видами речевой деятельности. Именно это стоит во главе угла Федеральной образовательной программы начального общего образования: развитие языковой, коммуникативной, читательской, общекультурной грамотности. Со 2 по 4 класс, согласно ФОП, должна быть усилена работа с текстом. В урок она включена. Анализ текста детьми выполнен. На данном языковом материале закреплены понятие «однокоренные слова».  В процессе работы проведена валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения Владимира Базарного. (снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата). На уроке использован элемент целеполагания, обучающиеся учатся с помощью учителя формулировать цели урока Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни (лист самооценки)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_v_3_klasse_po_teme_odnokorennye_slova.zip994.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Учитель   Кондрашина Татьяна Валерьевна

Тема: «Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов»

УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.

Цель: углубить понятие «однокоренные (родственные) слова», научить находить однокоренные слова, отличать их от слов с таким же корнем, но другим лексическим значение, развивать умение подбирать однокоренные слова.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

– воспитание чувства гордости за Родину, за родной язык;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

– умение работать с информацией;

– умение добывать информацию;

– формировать умения грамотно строить речевые высказывания.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

– развитие речи, мышления, умение выбирать средства языка;

– освоение первоначальных знаний о грамматике;

– умение грамотно писать, участвовать в диалоге.

Планируемый результат:

Познавательные умения:

– умение выделять корень в однокоренных словах;

– подбирать однокоренные слова.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения: формулировать понятия, используя термины.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Сценка  

- Добрый день, ребята! Если вы готовы к работе, то я прошу вас занять свои места и давайте скорее начнем наш урок

Нейрогимнастика «Колечко»

- Сядьте удобно. Выпрямите спинку. Выполним гимнастику, подготовим мозг и руки к работе

                             

- Запишите в тетрадях число, классная  работа.

Минутка чистописания

У   у  ум

Конструирование предложения

- На доске  карточки со словами. Соберите предложение.        

- Прочитайте, что получилось.

- Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Запиши эту пословицу, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.  

Дети с завязанными ленточками глазами бегают, натыкаясь друг на друга. Неожиданно звенит звонок. Они резко останавливаются, замирая на месте, по очереди снимают повязки и произносят:

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю.

Здороваются.

Гимнастика

Записывают в тетрадях число, классная работа

Записывают буквы по образцу учителя

Конструируют предложение

Ум да разум надоумят сразу.

Пословица.

Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.

Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация

знаний и пробное учебное действие

Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать тему и цели урока

- Рядом с предложением стоит цифра 4. Что она обозначает?

- Выполните его.

Проверка: одного учащегося с места

- Найдите слова, похожие между собой

- В чем их сходство?

- Выделим его.

- Как называются такие слова.

- Верно. Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока

- Запишем тему

- А теперь определимся с целями нашего урока. У вас на столах лежат листы, на которых записаны цели. Давайте выберем те, которые подойдут к нашему уроку, и обведем их в кружок. (слайд 2)

- В конце урока мы посмотрим, удалось ли нам достичь целей.

- Для того, чтобы оценить себя на уроке, мы будем заполнять листы самооценки

(учитель обращает внимание на листы самооценки)

- Синтаксический разбор предложения

Анализ предложения

-Ум, разум, надоумят

-Одинаковый корень

- Однокоренные

- О словах с одинаковым корнем

«Однокоренные слова»

Записывают тему урока в тетрадь

Цели:

1. Вспомнить, какие слова называем однокоренными.

2. Углубить знания по теме «Части речи».

3. Углубить знания по теме «Однокоренные слова»

4. Учиться находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения

проблем.

Планирование действий по решению учебных задач

- Давайте посмотрим сценку, которую подготовили нам ребята

- Скажите, о каких корнях шла речь?

 - Давайте еще раз уточним, какое значение имеет корень в русском языке. В этом нам помогут «секретные полоски». Посмотрите на листы и выберите верное утверждение.

- Уберите полоски с правильных ответов. (сл.3)

- А теперь внимание! (учитель показывает на карточку с изображением знака вопроса)

- Что это?

(сл.4)

- Посмотрите на доску, там расположились слова

ГОРА   ГОРИСТЫЙ    ГОРЕТЬ  ГОРНЫЙ   ПРИГОРОК

-Найдите лишнее

- Почему?

- Запишите в тетрадь, выделите корень

(Одного к доске)

- Сделаем вывод

Сценка

Встретились однажды корень куста и корень слова

- Здравствуй, - говорит один. – Я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, - отвечал другой.

- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?

- А я в словах живу, - ответил второй.

- Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки, и вырастает целый куст, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

- Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, которые объединяют слова в одну семью

- О корне дерева и о корне слова

Выбирают правильные ответы и отрывают полоски

- Проблемный вопрос

-ГОРЕТЬ

-Разное лексическое значение

Записывают в тетрадь

Вывод: слова с одинаковым корнем, но разные по смыслу не однокоренные

Применение новых знаний на основе изученного.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Включение в систему знаний и

повторение.

Практическая работа

Самостоятельная работа

Работа с учебником

Правило с.61

-Запишите определение в справочник

Упражнение 108

Дополнительное задание: дописать однокоренные слова, выделить корень

Самопроверка по эталону

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения  В. Базарного: снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата)

В классе развешаны карточки со словами: соль, сахар, сахарница, солить, песок, песочный, берёза, березняк

- Сейчас мы проведём игру «Найди родственника»

- Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.

- Что лишнее? Почему?

Работа с текстом

Берёза очень созвучна русской природе и русской душе. В России ее ласково называют берёзонькой. Когда она надевает свой светло-зелёный наряд или осыпается золотой листвой, нет её краше. Весенней порой берёза распускается самой первой. А перед морозами она последней сбрасывает листву.

  Светом и теплом одаривает она людей. Берёзовые дрова долго горят в печи и не коптят.(4) Жар от них самый горячий. И лучину, которой на Руси освещались крестьянские избы, делали из берёзы.

  В.сной пылят её с.рёжки. А ос.нью разл.таются с.мена с прозрачными крылышками. В первые годы берёзка растёт медленно, но потом другие д.ревья за ней не посп.вают. Вот почему в березняке нет ёлок и осин.

- Прочитайте текст про себя

- Прочитаем вслух. Озаглавим

- Определим тему. О чем пишет автор?

- Главная мысль?

- Найдите в тексте ответ на вопрос: чем одаривает людей берёзка

-Поясните, опираясь на текст

- Почему в березняке нет ёлок и осин?

Задание

1вариант Спишите выделенные предложения, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы

2 вариант   Выпишите из текста однокоренные слова, выделите корень.     (Взаимопроверка по эталону (сл.5)

-Заполните листы самоконтроля

- Попробуйте себя в роли писателя .

- Дополните предложенный вам синквейн про русскую красавицу - берёзку

                           Берёза.

             Тонкая, ______________.

      Грустит, __________, ____________.

Она созвучна ____________   __________.

                         Берёзонька.

- Проверим, что у вас получилось.

- Какие однокоренные слова были использованы?

- Оцените себя

- Сделаем вывод:

Однокоренные слова – это слова…..

 

Записывают определение.

Выполняют упражнение.

Выполняют указание учителя, находят однокоренные слова, объясняют

Все остальные слова обозначают вещества, а берёза - дерево

Читают.

«Берёзка» «Русская берёзка»

-Береза

-Берёза очень созвучна русской природе и русской душе

-Светом и теплом

Списывают, вставляя пропущенные буквы

Выписывают однокоренные слова, выделяют корень

Заполняют

Сочиняют синквейн

                   Берёза.

             Тонкая, белоствольная.

           Грустит, шумит, качается.

       Она созвучна русской душе.

                  Берёзонька.

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением

Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Личностные: самоопределение

Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания на основе изученного

Листы самоконтроля

-Удалось ли вам достичь поставленных целей?

Заполните листы до конца, выскажите своё мнение

- Завершая наш урок, хочу услышать ваше мнение, что понравилось, что показалось сложным. Перед вами телефоны, напишите смс другу, расскажите впечатления от урока

Записывают впечатления от урока, озвучивают свои сообщения

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой  выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Домашнее задание

  • Выучить определение в справочнике

На выбор

  • Упражнение 110
  • Творческое задание. Сообщение на тему

«Из истории слова «картофель»

Записывают домашнее задание

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова».

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова»....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....