Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Виноградцева Ольга Филипповна

Конспект урока русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка в 3 классе72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Урок русского языка в технологии деятельностного метода

Пояснительная записка

Тема урока русского языка «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»  изучается  по программе авторов: Л.Ф.Климанова (Образовательная система «Перспектива») в 4-Б классе. Урок подготовила и провела учитель начальных классов Виноградцева Ольга Филипповна.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Урок построен в технологии деятельностного метода.

В структуру урока включено примерное количество времени на каждый этап урока (продолжительность урока 45 мин). Если этого времени будет не хватать, то можно опустить самостоятельную работу с проверкой по эталону, провести её на уроке закрепления.

На данном уроке составляется алгоритмы действий при определении вида предложения, при постановке запятой. Эти алгоритмы используются на следующих уроках закрепления по данной теме.

На данном уроке используются слайды  с изображением девиза урока, темы урока, правила, алгоритмов действий при постановке запятой в простом и сложном предложениях. В слайде № 4 вставлены звуки грома, ливня. Смена слайдов осуществляется по щелчку.

Конспект урока

Тема урока: «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении».

Цели: Формирование знаний отличительных признаков простого и сложного предложений. Формирование умений различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения. Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения. Формировать умения определять тему и цели урока.

Задачи урока:

1.Образовательные:научить различать простое предложение от сложного, продолжить работу по по формированию знаний в постановке знаков препинания.

2.Развивающие: развивать логическое мышление, способность к анализу, самостоятельной деятельности.

3.Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитать культуру общения.

Формы организации учебной деятельности:

*работа в группах сменного состава

*работа с проверкой по эталону

*индивидуальная работа

*коллективная работа

*самостоятельная работа

Планируемые результаты:

Личностные:

*формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве

*формировать мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности

*вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Предметные:

*овладение учебными действиями  с языковыми единицами и умение использовать задания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

*умение различать виды предложений, ставить знаки препинания

*умение работать по алгоритму и составлять схемы предложений.

Метапредметные:

*овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления

*освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

*определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

УУД

Познавательные:

*развитие интереса к родному языку, желание исследовать его

*развитие умения  устанавливать соответствия между простыми и сложными предложениями.

Регулятивные:

*выделение и осознание того, что уже освоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения (оценка)

*саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий

*закрепление полученных знаний на уроке.

Коммуникативные:

*формирование умения слышать и слушать, формировать ответ, вступать в полемику.

Оборудование:- учебник I часть (стр. 150 – 152, 156);

                          - рабочие тетради;

                          - экран;

                          - проектор;

                          - компьютер;

                          - презентация (этапы урока, алгоритмы).

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

- Девизом нашего урока будет поговорка: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». (слайд №2).Развитие речи. Смысл пословицы и подбор аналогичных

- Значит чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. (7 мин)

1. – А пока вспомним алгоритм нахождения в предложении однородных членов.

Слайд №3. (Алгоритм №1) Дети проговаривают алгоритм.

2. Проверка домашнего задания.

 – Проверим домашнее задание стр. 146 упр. 433 (в домашних тетрадях).

Дети читают  предложения, называют однородные члены, расставляют запятые.

Образец правильного оформления работы:

В воскресенье Серёжа и папа делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди, дощечки. Папа строгал и сколачивал.

Теперь каждое утро мальчик сыпал в кормушку крошки зерна, семечки. Воробьи, синички прилетали и клевали корм.

3. Пробное действие.(Индивидуальная работа)

– Прочитайте и запишите предложение. Расставьте верно запятые. (Слайд №4).  

4. Сравнение результатов. (Видим несколько групп однородных членов. Кто-то поставил запятую, кто-то нет).

5. Фиксация индивидуальных затруднений.

III. Постановка проблемы. (4  мин)

– В чём возникло затруднение? В каком месте? (Здесь два подлежащих, два сказуемых. Но они не являются однородными членами. Нужна ли запятая? Где её ставить?)

– Почему возникло затруднение? (Раньше не встречали такого предложения, где две грамматические основы. Не знаем, что это за предложение. Не знаем, где ставить запятую).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.  (4 мин)Коллективная работа

  1. – Какую учебную задачу ставим? (Выяснить вид предложения. Найти правило постановки запятой). Дети формулируют с помощью учителя.
  2. – Наметим план наших действий (дети совместно с учителем):
  1. Найдём правило.
  2. Исправим ошибки в нашем предложении.
  3. Составим алгоритм действий при постановке запятой.
  4. Поупражняемся в постановке запятой в подобных предложениях.

– Что нам поможет? (учебник, учитель, алгоритм)

            V. Реализация построенного проекта. (5 мин)

  1. – Прочитайте правила на стр. 151 – 152.

Обобщение прочитанного. Слайды №5, 6.

– Какая тема урока сегодня? (Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении.) Дети формулируют с помощью учителя. Слайд №7.  

– Давайте попробуем составить алгоритм различения простого и сложного предложения. (Дети высказывают свои предложения).

Обобщение сказанного. Слайд №8.  (Алгоритм №2)

– Определите вид нашего предложения. (Это предложение сложное, в нём две грамматические основы: 1) ударил гром, 2) начался ливень).

              2) – Где же поставить запятую? (Между частями сложного предложения).

              3) – Попробуем составить алгоритм действий при постановке запятой в предложении. (Дети высказывают свои предложения).

Обобщение сказанного. Слайд №9.  (Алгоритм №3)

VI. Первичное закрепление c проговариванием во внешней речи. (5 мин)

(4 этап плана) Устное выполнение упр. 438 на стр. 151.

Групповая работа

Определить вид предложения, называя грамматическую основу (основы). Объяснить постановку запятых. (Используя алгоритмы № 2,3).

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (6 мин)

  1. Выполнение упр. 440 на стр. 152.
  2. Сверка по эталону (Эталоном являются алгоритмы № 2, 3 на слайдах № 8, 9). Фиксация «+», «–».

Образец оформления работы на доске:

Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес, только звёзды золотые смотрят ласково с небес.

  1. Проговаривание детьми места ошибки и причин ошибки.
  2. Проговаривание алгоритмов.
  3. Исправление ошибок.

VIII. Включение в систему знаний и повторение. (8 мин)

Списать предложения, расставить запятые, составить схемы предложений (предложения записаны на доске).

Самостоятельная работа, используя алгоритм № 3. Слайд №9.  

  • Я сидел на берегу лесного озера. К воде свисали ветви берёз голубое небо прокололи остроконечные ели. По опавшим листьям прошелестели лёгкие шажки. Я выглянул из шалаша и увидел рябчика.

Проверка, проговаривание алгоритма.

Я сидел на берегу лесного озера.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке деятельности (4 мин)

  1. – Какая тема урока была?

– В чём главное отличие простого и сложного предложений?

– Определите уровень умений ставить запятую в сложном предложении (по шкале от1 до 10).

  1. Домашнее задание: стр. 153 упр. 442.Ознакомление с заданием.

– Выполнить его верно вам поможет алгоритм на стр. 156.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...