Урок русского языка во 2 классе по теме: «Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)» УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Скрипачева Ольга Александровна

Цель: дать представление о фразеологическом обороте; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologizmy.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык, 2 класс, УМК «Перспектива»  

Учитель: Скрипачева Ольга Александровна

Тема: «Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)»

Цель: дать представление о фразеологическом обороте; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.

Планируемый результат:

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы;
  • осознание собственных достижений при освоении учебной темы;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Метапредметные умения:

  • определять различия синонимов, антонимов и фразеологизмов и обосновывать своё мнение;
  • определять в тексте фразеологизмы и обосновывать своё мнение;
  •  классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве Интернете);
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения;
  • определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения.

Предметные умения

  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов;
  • объяснять значение фразеологических оборотов;
  • использовать фразеологизмы в собственной речи.

Оборудование: интерактивная доска Smart Board, проектор, компьютер, карточки с заданиями, фразеологический словарь.

                           

Этапы урока

Описание слайда.  Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Орг. момент

- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!
– А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь.

Ученики готовы к работе, приветствуют учителя, записывают дату в тетрадь.

Актуализация знаний.

1). Орфографическая минутка (См. эл. приложение)

2) Задание на  карточках.

Из записанных сочетаний составить слово:

ом мо он ни им мы (ОМОНИМЫ)

си ин но он ни им мы (СИНОНИМЫ)

ан нт то он ни им мы (АНТОНИМЫ)

-Дайте определение этих понятий.

Задание на карточках: карточки с двумя столбиками слов. Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика. (Приложение 1

Проверка.

Записывают слова без ошибок.

Вспоминают изученные термины, объясняют их значение.

 Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

 - Какое сочетание слов осталось без пары? Почему его нельзя отнести ни к одной из групп? Кто знает,  что обозначает это сочетание слов, как называется, зачем используют в речи?
– Попробуем объяснить его значение… Обратимся к словарю.  
– А каким словарем вы пользовались? 
(Фразеологическим) (Слайд 1, 2)


– А кто-то уже нам может сказать,  как называются такие сочетания слов? (Слайд  3)

Фразеологизмы!

– Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его. Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов  “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология  – это наука,  изучающая устойчивые выражения.  Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность.  
– А кто уже догадался, какая тема нашего урока? 
(Фразеологизмы) 
– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? 
(Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и объяснять их значение, правильно использовать в речи).

Ответы детей.

Учатся работать со словарем.

 

 

 

 

Выводят тему урока, ставят задачи.

IV.        Работа по теме урока.

1)        Выполнение упражнения учебника с.36 №51(задание дано на раздаточном листе) в соответствии с заданиями учебника.

Про какого кота говорится в 1 предложении?

Как вы поняли 2 предложение? Чем занят сосед?

Как вы считаете, что полезнее – читать книги или смотреть телевизор?

Спишите только выделенные сочетания слов.

Какое значение имеет сочетание слов кот наплакал? (варианты ответов детей)

2)        Работа по эл. приложению  (сообщение профессора Самоварова)

 - Русский язык очень богат фразеологизмами. Откуда они берутся? Живут-поживают себе слова отдельно, иногда рядом их ставят, и вот однажды возникает необходимость сказать их вместе, так появляется устойчивое сочетание, в котором вроде бы слова не связаны особенно, но уж очень метко и интересно звучат вместе. Вот послушайте: как с гуся вода, знать назубок, курам на смех, ни пуха ни пера, на лбу у него написано и еще много других фразеологизмов

( презентация  Слайд № 4 - 8) – объяснения учителя об истории  происхождения того или иного фразеологизма.

Выполняют упр.51.

Объясняют значение словосочетания и фразеологического оборота. Сравнивают. Делают выводы.

Слушают объяснения профессора Самоварова

Объясняют значения фразеологических оборотов.

Слушают объяснения учителя о происхождении  того или иного фразеологизма.

Первичное закрепление

– Кто-то уже слышал такие устойчивые сочетания?
– А может вы встречали их в книгах?
Работа с электронным приложением.

Упр.1 – Помоги паучку сплести паутину. Установи соответствие.

А теперь пришла пора

Засучить нам рукава.

– За работу, друзья! Вам нужно соединить фразеологизм с его значением. Не забудьте правила работы в паре, договаривайтесь и уступайте друг другу.

Упр.2 – Помоги пчелкам собрать мед.

         

близко (рукой подать)
молчать (держать язык за зубами)
думать (ломать голову)
рано (ни свет ни заря)
обидеться (надуть губы)
унывать (падать духом)
мало (капля в море)
обманывать (пускать пыль в глаза)

Составление предложений с данными фразеологизмами.

Ответы детей.

Сравнивают. Делают выводы.

Работа в паре.

Работа с интерактивной доской. 

Соединяют фразеологизмы с их значением, устно составляют предложения.

Составляют и записывают предложения, делают вывод, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее ярче и выразительнее.

Физминутка

– А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы нам также помогут и провести зарядку.

  • Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос)
  • Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)
  • Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)
  • Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)
  • Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)
  • Их можно держать на макушке (уши)
  • В ней может быть ветер (голова)
  • В него набирают воды, когда молчат (рот)
  • Его задирают те, кто зазнался (нос)
  • Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)
  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)
  • Они бывают золотыми у трудолюбивых людей (руки)

Учащиеся выполняют физминутку.

Закрепление.

 -  Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Предложения запишите. (Приложение 2).

Карточка 1

Учитель объяснял решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Оля проснулась очень рано.

Слова для выбора: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

- Как изменились предложения?

- Зачем нужны фразеологизмы?

- Если мы не знаем, что значит тот или иной фразеологизм, как быть?

 Карточка 2

 - Задание: найти и подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их значение. (Приложение 3).

Работа с раздаточным материалом – работают в тетради. Заменяют подчеркнутые слова фразеологизмами. Взаимопроверка.

Обратиться к словарю – фразеологический словарь.

Учатся находить фразеологизмы в тексте. Взаимопроверка.

Проверочная работа

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Поможем Ане занять первое место. Для этого правильно отвечай на вопросы.

     

Работа по эл. приложению.

Домашнее задание

- Сделать карточку, на которой записать фразеологизм, объяснить значение фразеологизма и нарисовать к нему рисунок.

Запись д/з

Подведение итогов урока. Рефлексия

– Давайте подведем итоги работы.

- Как называются устойчивые выражения, которые мы используем в речи?

- Зачем нужны фразеологизмы в речи?

- Какие фразеологизмы  вы запомнили?

- Было ли вам трудно на уроке?  А интересно?

 - Оцените свою работу на уроке.

 Учитель предлагает детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. (Приложение 4).

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

– Пожмите руку своему товарищу. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок!


Подведение итогов урока.

Оценка эффективности собственной работы на уроке.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.

Приложение 1 

Соедините слова первого столбика с подходящими словами второго столбика.

Омонимы

Холодный-горячий, грустно-весело.

Синонимы

Красный, алый, пурпурный, багряный.

Антонимы

На лугу паслись барашки.

Пенятся, пенятся волны-кудряшки:

На речке барашки, барашки, барашки!

Зарубить на носу

(Приложение 2).

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Предложения запишите.

Учитель объяснял решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Оля проснулась очень рано.

Слова для выбора: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

(Приложение 3). 

        Задание: найти и подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их значение.

1)        Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо.

2)        Что купить? Конфеты, книжки?

Вот сидят на полках мишки.

Вот мышонок, вот коза –

Разбегаются глаза!

3)        Ничего я не пойму –

Что? Когда? И почему?

Мыслей в голове сто две.

Вот так каша в голове!

4)        Ах, какие мастера!

Вот топор, а вот пила.

Всё в руках у них горит.

Раз и два, и дом стоит!

(Приложение 4). 

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

Урок русского языка 1 класс на тему: "Правила переноса слов"

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс ФГОС...

Урок русского языка 1 класс на тему:"Роль слова в изменении характера. Правописание сочетаний ча- ща, чу-щу "

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века" 1 класс. Соответствует требованиям ФГОС. Содержит элементы здоровьесберегающей технологии по системе В.Ф. Базарного. Урок содержит интересный орг...

Урок русского языка 2 класс по теме " Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Формирование умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...

урок русского языка 2 класс пнш тема: "Начальная форма слов- названий признаков предмета

Цель:   закрепить умение определять начальную форму слов- названий признаков предмета Задачи урока:Образовательные: повторить, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки пре...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме: « Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши».

Конспект урока русского языка 2 класс по теме:  « Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши»....

Конспект открытого урока русского языка 1 класс по теме"Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Урок поможет закрепить знания учащихся о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...