Конспект урока русского языка (обучение грамоте: чтение) (образовательная система «Гармония») Класс: 1 Тема: Буквы Р, р
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Тема: Буквы Р, р

Тип урока: открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_r_r_chtenie.part2_.rar1.48 МБ
Файл bukvy_r_r_chtenie.part1_.rar2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  русского языка (обучение грамоте: чтение) (образовательная система «Гармония»)

             

Конспект урока разработала учитель начальных классов Захарова Лариса Васильевна.

Класс: 1

Тема: Буквы Р, р

Тип урока: открытие новых знаний

Создать условие для реализации целей:

Предметные: 

-правильно называть буквы;

- соотносить буквы со звуком;

-выделять и характеризовать звуки;

- обучать правильному чтению

- замечать незнакомые слова, спрашивать об их значении.

Метапредметные:

-узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- понимать и принимать инструкции и советы учителя;

- коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия;

-понимать информацию в схематической форме, переводить её в словесную;

-участвовать в коллективной беседе;

- соблюдать правила обучения;

- ориентироваться по странице букваря.

Личностные:

 - формировать положительное отношение к предмету;

- желание научиться читать;

-содействовать интересу к работе по букварю, к выполняемым заданиям;

-воспитывать любовь к Родине, природе России.

Методы:

словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентация, демонстрация), эвристический (частично- поисковый); метод моделирования;

наблюдение, игровой.

Средства обучения: Букварь «Мой первый учебник» часть первая (авторы: Соловейчик М. С., Бетенькова Н. М., Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е.)

Для учителя:  Программы общеобразовательных учреждений М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык Программа  1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать». – 2011 и послед.

Для учащихся: Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011 и послед.

Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга  для чтения в период обучения грамоте. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010 и послед.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Коммуникативная Регулятивная Познавательная

Осуществляемые действия

Формируемые

умения

  1. Мобилизующий.

(1 мин)

Здравствуйте, дети!

Сейчас у нас урок чтения. Помните, что на уроке вы должны соблюдать три правила: слышу, слушаю и слушаюсь.

Улыбнитесь друг другу.

Я желаю вам удачи и успеха.

Приветствие учителя

Проявление эмоционального отношения к учебной, познавательной деятельности.

2.  Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Назовите буквы. (на доске буквы а, л, м, н, и, ы, у, э)

Распределите буквы на группы.

Назовите группы.

Назовите гласные.

Что знаете о согласных?

Какая буква из гласных ы, у, и, э будет «лишней»? (и)

Обоснуйте свой ответ.

Повторяют  изученный материал.

Формирование умения анализировать, обобщать изученный материал.

3.  Актуализация знаний. (5 мин)

Прослушайте звучание.

По звуку определите, кто сегодня пришёл в гости на урок. (фонограмма - рычание тигра)

Кто может издавать такие звуки?(тигр)

Что можете рассказать о тигре? (Уссурийский или дальневосточный тигр – самый крупный тигр в мире. Единственный из тигров, освоивших жизнь в снегах. Это самый малочисленный подвид тигра. Занесён в Красную книгу.)

Тигр «пришёл» к нам на урок не один.

Гостей, «пришедших» вместе с тигром узнаете, если отгадаете загадки.

  1. Кто ходит задом наперёд?

Кто в чистой лишь воде живёт?

В норе глубокой он сидит

Усами тихо шевелит. (рак)

  1. Перекаты, повороты,

Мели и водовороты.

Размывая берега,

Мчится быстрая… (река)

Сопоставьте картинку и схему слова (звуковые схемы к словам рак и речка на слайде). Какая из отгадок не соответствует схеме? (река)

Измените слово «река» так, чтобы оно соответствовало данной схеме.

Почему сегодня на урок к нам «в гости пришли» тигр и речка, река?

Слушают звуки, отгадывают загадки.

Сопоставляют картинку слова и звуковую схему.

Формирование умений сравнивать слова по значению и звучанию.

4.  Целеполагание. Определение темы урока. (1 мин)

Определите тему рока.

Поставьте перед собой цели на урок: чему вы хотите научиться на уроке.

Формулируют тему урока.

Ставят цели на урок.

Формирование умения формулировать тему урока, цели и задачи.

5. Формирование умений. (10 мин)

Откройте букварь, стр. 78.

Найдите звуковую схему к слову «рак».

Выполните звуковой анализ слова. (цветные карандаши).

Какой буквой обозначите первый звук в слове «рак»?

Обозначьте первый звук в слове «рак» буквой.

Напечатайте  букву «р».

Самостоятельно выполните звуковой анализ слова «речка».

Оцените свою работу.

Покажите на веере букв букву именинницу.

Какой звук обозначают буквой «р»?

Кого вы видите на  картинке слева вверху? (девочки)

Как могут звать девочек? (работа в парах)

Что вы решили? (Рита и Роза)

Напишите под схемами первые буквы.

Какие буквы вы написали?

Почему прописные?

Составьте предложение по картинке. (Рита и Роза увидели в воде рака.)

Чтение слогов. (анимация на слайде)

Чем слоги первого столбика отличаются от слога во втором столбике? (в первом ры ра ру рэ ро, во втором ри)

Работают с учебником.

Самоанализ и самооценка.

Классифицируют буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков; читают, устанавливают связь между звучанием, написанием и значением слов.

Читают слоги.

Формирование умений выполнять звуковой анализ слова, печатание букв, объективно оценивать свои умения. Формирование осознанного чтения прямых слогов

6. Физ. минутка для глаз. (1 мин)

Обучающиеся следят за тем, что происходит на экране. Повторяют движения.

Выполнение физ. минутки

Снятие напряжения.

7. Закрепление изученного материала. (8 мин)

Работа в парах или в микро группах. (разрезные карточки, слоги на слайде: у, ра, ма, но, на)

Составление слов из слогов.

Прочитайте слова, которые вы составили.

В букваре на стр. 78 найдите задание с ?

Продолжение работы в парах  и микро группах.

Прочитайте слова парами друг другу.

Чем одно слово в паре отличается от другого? (даны полные и сокращённые имена)

Какими бывают имена? (Имена бывают полные, от  полного имени образуют сокращённые имена)

Что значит полное имя?

Назовите свои полные имена.

Когда и где используется полное имя? ( документы).

Где пользуются неполными именами?

Какая пара слов «лишняя»? (Лара – Лари__; Рина – Марина)

Составляют и читают слова.  

Наблюдают за изменениями слов.

Формирование навыков чтения.

8. Физ. минутка.

(1 мин)

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь…

Называется - …(пескарь).

Выполнение физкультминутки

Совершенствование двигательных умений

Снятие напряжения

9. Повторение.

(5 мин)

Игра «Самый внимательный».

В букваре, стр. 78 (внизу страницы) прочитайте слова парами. (на экране слова малина, Марина,   роман, Роман,    уронил, уронила)

Подчеркните буквы, которыми различаются слова.

Почему слова Марина, Роман записаны с большой буквы?

Прочитайте слова на стр. 79 вверху. (задание на экране. (нора – норы рыла – рыли; картинка лисят в норе)

Чем похожи слова?

Чем различаются?

Составьте предложение по картинке.

Работа в группах. (карточки)

        

                   И    р  у       и

Рома, Лара и Марина

                                       и    _  а л и.

У Романа ___________. А у Марины и Лары _____________.                                                

________________________________________________________

Расшифруйте текст.

Придумайте заголовок к тексту.

Напечатайте пропущенные буквы.

Прочитайте текст. (читают по предложениям)

Как звали детей?

Что делали дети?

Какие игрушки у Романа?

Какие игрушки у Марины?

Как играли дети?

Объясните, что значит дружно?

Сравнивают слова по значению; объясняют различие в значении слов. Соотносят отдельные предложения с рисунками, моделями; находят в тексте предложение к иллюстрации. Замечают различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читают; делают умозаключения, выводы  о связи знаков препинания, смысла и интонации.

Формирования умения распознавать имена собственные; навыков чтения.

Формирование осознанного восприятия текста.

10.Рефлексия.

(3 мин)

Какая буква была именинницей?

Какой звук обозначают буквами Р, р?

Чему вы сегодня учились?

На коком этапе урока было легко?

Какие были затруднения?

Реализовали ли вы поставленные цели на уроке?

Оцените свою работу на уроке.

Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов.

Формирование умения соотносить поставленные цели и пути их реализации.

Формирование умения правильно делать умозаключения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

Урок обучения грамоте по Образовательной системе "Школа 2100"

Урок обучения грамоте разработан на основе технологии деятельностного метода. По теме "Звук и буква Дд"...

Конспект урока обучение грамоте ( чтение) в 1 классе по теме "Звуки [с,т]" и буквы с,т." с использованием игровых технологий.

На уроке ребята практически познакомятся с этимологией слова и понятием "рифма"....

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

УРОК «РУССКИЙ ЯЗЫК (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ: ЧТЕНИЕ)» ТЕМА: «Буквы Р, р».

Урок русского языка (обучение грамоте: чтение); тема:   «Буквы Р, р» (1 класс) разработан по образовательной  системе «Гармония» с учётом современных требований к уроку, с использование...

Урок обучения грамоте . Чтение и письмо. 1 класс.Тема : " Буква Д, звуки [д ] и [ д\']."

Урок изучения нового материала.Цели урока: Познакомить детей с согласными звуками [д] и [д\'],  буквой д.Выработать навыки осознанного чтения.Продолжить формировать навыки правильного напиcания бу...