Главные вкладки

    Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)
    методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

    Конспект урока
    по обучению грамоте (чтение)
    в 1 классе
    по теме:
    «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н»
    ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_1a.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 16   имени Героя Советского Союза К.А.Рябова г. Вольска Саратовской области»

    Конспект урока

    по обучению грамоте (чтение)

    в 1 классе

    по теме:

    «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н»

    ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

     

     Автор: Юрасова Лариса Владимировна

     учитель начальных классов

     МОУ «СОШ № 16 г. Вольска»

     412900, г. Вольск

     ул. Красногвардейская 7А,

     тел. (84593) 7-11-18

     e - mail:school16- volsk@yandex.ru

    Вольск 2010

    Тема: Согласные звуки [ н ] , [ н  ]. Буквы Н, н.

    Цели:

    Познакомить со звонкими согласными звуками [ н] , [ н ] и с буквами Н, н; учиться давать характеристику звукам.

    Развивать речь детей , навыки фонематического анализа слов, внимание, логическое мышление , умение обобщать.

    Воспитывать интерес к родному языку, учиться работать в группе.

    Тип урока: урок изучения новых знаний.

    Формирование ключевых компетенций: учебно - познавательной;

                                                                коммуникативной.

    Оборудование:

    Для учителя - «лента букв», карточки с предметными картинками, карточка с темой урока

    Для обучающихся – учебник «Азбука», авторы Н.В. Нечаева, К.С.Белорусец, касса букв.

                                                                       Ход урока:

    I этап. Подготовительный (Подготовка к активной познавательной деятельности)

    Задачи этапа:

    1. Мобилизация детей к активной деятельности.
    2. Актуализация опорных знаний.
    3. Формулировка темы урока.

    Мобилизующее начало урока.

    - Найдите слова в слове. ( На доске карточка со словом рисовал. Дети читают слово и находят новые слова, например, сова, рис, овал, вари, сори …)

    Актуализация опорных знаний.

    - Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. Посмотрите на нашу ленту букв.

    - На какие группы делятся буквы? (гласные, согласные, буквы не обозначающие звуков).

    - Сколько вы знаете гласных букв? Назовите гласные.

    - Назовите  изученные согласные.

    - Все ли буквы нам известны?

    - Хотите познакомиться с новой буквой?

    - Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки первой группы. Назовите предметы, изображённые на них. (Кит, кот, носорог).

    - Назовите предметы , изображённые на картинках второй группы. ( Нюша, Колобок, Петрушка).

    - Что помогло вам назвать эти предметы?( Слова, которые их называют)

    - Чем предмет отличается от слова? ( Предмет можно увидеть и потрогать, а слово – произнести и услышать.)

    - Исключите одно слово из первой группы по самостоятельному выбранному признаку.

    ( Носорог т.к. в этом слове: 1) три слога, а в остальных  - один; 2) 7 звуков , а в остальных – по 3.)

    - Какое слово можно исключить из второй группы?

    ( Нюша т.к.в этом слове:1) два слога, а в остальных – три; 2)оно женского рода, а остальные – мужского)

    Самостоятельное формулирование обучающимися темы урока.

    - Какие слова вы исключили?  Назовите их. (Носорог, Нюша)

    - Произнесите первые звуки исключённых слов. ( В слове НОСОРОГ первый звук [ н ], а в слове Нюша - [ н ].

    - А раньше мы говорили про эти звуки? ( Нет)

    - Кто знает, какой буквой на письме обозначают звуки[ н] , [ н ]?

    - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Звуки [ н] , [ н ], буквы Н,н)

    (На доску вывешивается тема урока)

    II этап. Изучение нового.

    Задачи этапа:

    1.Организация групповой работы по решению учебной задачи.

    2.Обобщение новых знаний о буквах Н,н.

    Задание № 1.

    Работа по учебнику ( с.28)

    1. На чём лежит носорог? ( На диване)
    2. Что одел носорог на подушку и одеяло, перед тем как лечь спать? (Наволочку, пододеяльник)
    3. Что читал носорог перед сном? (Книгу)
    4. Назовите все предметы , изображённые на этой картинке. ( Песня, ножницы, Луна, окно)
    5. Что общего в этих словах? ( В словах есть звуки [ н] , [ н ])

    На доску вывешивается плакат с буквами Н, н («Азбука в картинках»).

    - А вот и буквы , которые на письме обозначают эти звуки.

    - А почему на плакате 4 буквы? (Фронтальные ответы детей: 2 печатных- маленькая и большая; 2 письменных – заглавная и строчная)

    - Для чего нужны заглавные буквы? ( С большой буквы пишутся имена , фамилии, отчества, начало предложения…)

    - Молодцы, ребята! Вы правильно называете слова с новыми звуками в начале, середине и в конце. Но это ещё не всё. А чтобы знать об этих звуках всё, надо дружно поработать.

    Задание №2.

    - Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на три группы (по рядам).

    - Повторим правила работы в группах.

    А) Внимательно выслушать задание учителя.

    Б) Выслушать мнение каждого.

    В) Уметь принять общее решение.

    Г) Выбрать представителя от группы для предъявления результата работы.

    Каждая группа получает задание: проанализировать 4 слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

    Вопрос 1 -й группе: Звуки [ н] , [ н ] – гласные или согласные?

    ( По  результатам практической работы обучающиеся делают вывод, что эти звуки согласные.)

    Вопрос 2 – й группе: Эти звуки глухие или звонкие?

    (По  результатам практической работы обучающиеся делают вывод, что эти звуки звонкие)

    Вопрос 3 –й группе: Буква Н обозначает твёрдый или мягкий звук?

    (По  результатам практической работы обучающиеся делают вывод, что буква Н может обозначать и твёрдый , и мягкий согласный звук)

    - Обобщим все выводы. ( Буква Н обозначает согласный, звонкий , твёрдый или мягкий звук).

    - Найдите эту букву в кассе букв и определите местоположение её на «ленте букв».

    III этап. Первичная проверка.

    Задача этапа: проверка умения применить новые знания при решении практических задач.

    1.Игра « Будь внимательным»

    - Произнесите каждый про себя своё имя. Встаньте те дети, в имени которых есть новый звук, с которым вы сегодня познакомились. Какие звуки мы должны услышать? Определите позицию этих звуков в именах. (Алина, Евгения, Александра, Руслан, Надежда, Валентина, Эвелина, Кристина, Данила, Ангелина, Светлана…

    2.Работа по карточкам.

    А) Для читающих детей.

    Прочитайте текст. Ответьте на вопрос. Запомните слова с буквами Н,н.

               Носорог нашёл наволочку. Нюхал. Надкусил – невкусно. Напялил на ножищу. Не налезает. Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок, наклонял налево, направо. Никак!

    -   Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! – насупился носорог.

    Вопрос: Для чего нужна наволочка?

    Б) Для остальных ребят класса.

    Прочитайте слова парами: слово из столбика и подходящее слово из строки.

    Он, она, оно, они .

    Анна

    романы

    налим

    окно

    Проверка.

    IVэтап. Итоговая рефлексия.

    1.Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания;

    2. Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.

    Вопросы учителя:

    1.Какую учебную задачу вы решали?

    2.Удалось ли её решить?

    3. В какой ситуации будете применять новые знания?

    4. Возникали затруднения , и удалось ли их преодолеть?

    5.Что помогало вам в работе?

    6.Что было интересным для вас на уроке?

    7. Чьи ответы , чья работа на уроке вам понравилась? Почему?

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 16

    имени Героя Советского Союза К.А.Рябова

    г. Вольска Саратовской области»

    Родительское собрание

    « ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

    Форма проведения:  деловая игра.

                                              Материал подготовила и провела: Юрасова

                                   Лариса        Владимировна

                                               классный руководитель 1а класса

                                           МОУ «СОШ № 16 г. Вольска»

                    412900, г. Вольск

                                     ул. Красногвардейская 7А,

                         тел. (84593) 7-11-18

                                                 e- mail:school16- volsk@yandex.ru

    Вольск 2010

    Цели:

    1. Выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, путях, формах и способах содействия развитию личности младшего школьника;
    2. Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и работников школы.

    Участники игры:

    родители обучающихся 1-го класса, классный руководитель, педагог- психолог.

    Подготовка.

    А) За две недели до начала собрания родителям предлагается заполнить бланк анкеты.

                                    Анкета для родителей.

    Уважаемые родители, с целью определения условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и ваших родительских ожиданий просим вас ответить на следующие вопросы:

    1. Чем обосновывается ваше решение отдать ребёнка в нашу школу (подчеркните)?

    - способностями ребёнка;

    - его интересами;

    -будущим профессиональным выбором;

    - близостью расположения школы к вашему дому;

    - в школе учатся друзья ребёнка;

    - мнением о школе жителей микрорайона;

    - чем ещё (допишите) ______________________________

           2. В чём заключается,  на ваш взгляд, главный смысл обучения ребёнка в школе (подчеркните)?

                - в проявлении и раскрытии способностей ребёнка;

                - в развитии его интересов и потребностей;

                - в познании основ наук;

                - в подготовке ребёнка к самостоятельной жизни;

                - в развитии его творческих возможностей;

                - в подготовке к выбору профессии;

                - в познании и проявлении индивидуальных особенностей;

                - в чём ещё  (допишите) _______________________________

           3.  Что вам больше всего нравится в нашей школе?

           4.  Что вас не удовлетворяет в работе и жизни школы?

            5.  Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в жизнь и деятельность школы?__________________________________________

                                       Большое спасибо!

    Б) Изготавливаются для игровых групп таблички:

    «дети», «администрация школы», «учитель», «родители», «эксперты».

    В) Педагог- психолог обрабатывает и анализирует результаты анкетирования родителей первоклассников.

    Г) Для каждого родителя готовятся три жетона разных цветов в форме яблока – красный, жёлтый, зелёный.

    Оформление, оборудование и инвентарь:

    Игра проводится в классной комнате; для каждой игровой группы оборудуется игровое место (стол, стулья, бумага, ручки , фломастеры, карандаши, таблички с названием группы);

    Столы располагаются в комнате по кругу, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга ; к доске прикрепляется плакат с изображением «дерева успеха».

                                                Ход проведения.

    1. Выступление педагога – психолога на тему : «Какой он современный первоклассник?» (Приложение)
    2. Классный руководитель разъясняет цель и правила игры.
    3. Каждая группа ( состав формируется по желанию родителей) получает таблички («дети», «администрация школы», «учитель», «родители», «эксперты») и в соответствии с полученным названием выполняет определённую роль в игре. Группу экспертов возглавляет педагог- психолог.
    4. Разминка. (Продолжительность 5 минут)

    Родителям необходимо согласно своей роли продолжить начало предложения: «Младший школьник – это …»

                 Каждая группа сдаёт экспертам лист с подготовленным предложением.

    1. На первом этапе игры ведущий предлагает группам определить проблемы, осложняющие процесс развития младших школьников.

    (Продолжительность этапа -15 минут)

    1. Группа экспертов докладывает о результатах разминки.
    2. На втором этапе игры группам предлагается из выявленных проблем развития младших школьников выделить самую важную и попытаться наметить пути её решения. (Продолжительность этапа -15 минут)
    3. Каждая группа рассказывает о результатах своей деятельности по выполнению двух этапов игры.
    4. На третьем этапе каждая группа вырабатывает три способа(стратегический, тактический, фантастический) решения главной проблемы развития личности младшего школьника с точки зрения родителей. (Продолжительность этапа -10 минут)
    5. Представители групп предлагают эти способы.
    6. Самооценка участников игры, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой , я поняла , что …

    Решение собрания.

    1. Родительскому комитету класса совместно с классным руководителем обобщить предложения участников деловой игры, высказанные в ходе выполнения заданий на втором и третьем этапах игры.
    2. Учесть эти предложения при разработке программы развития детского коллектива и при планировании деятельности родительского комитета .

    После принятия решения каждому родителю выдаётся три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить на «дерево успеха». Цвет жетона обозначает следующее:

    красный – считаю, что мой ребёнок учится в школе и классе, которые в основном соответствуют моим притязаниям;

    жёлтый – у меня существуют некоторые сомнения;

    зелёный – жалею о сделанном выборе школы и класса.

           После собрания классный руководитель учитывает оценочные суждения родителей о выборе школы и класса, выявляет общие представления родителей о младшем школьнике и проблемах его развития, определяет наиболее важные их предложения по построению работы в классе, анализирует активность участия родителей в игре, их заинтересованность в обсуждении проблем воспитания и обучения ребёнка.

    Список использованной литературы:

    1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1999.

    2.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1998.

    3. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Под ред. Степанова Е.Н.  М..2001.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект новогоднего урока «Обучение грамоте» в 1 классе Тема: «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».

    Тема: «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».Цель методическая: создание благоприятных условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебно...

    Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

    Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

    Урок обучения грамоте. Чтение. Тема урока: Согласные звонкие звуки [г ], [г\' ], буквы Г, г

    . Мотивация. Девиз урока: Если хочешь много знать,Многого добиться,Обязательно читатьДолжен научиться!Зачем надо научиться читать?ll. Актуализация знаний Работа в группах.  У каждой группы конвер...

    Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м

    Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...

    Презентация к уроку обучение грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    Цели деятельности педагога: создать условия для  совершенствования умения читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу струк...