Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Конспект урока
по обучению грамоте (чтение)
в 1 классе
по теме:
«Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н»
( УМК система общего развития Л.В. Занкова)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_1a.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16   имени Героя Советского Союза К.А.Рябова г. Вольска Саратовской области»

Конспект урока

по обучению грамоте (чтение)

в 1 классе

по теме:

«Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н»

( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

 

 Автор: Юрасова Лариса Владимировна

 учитель начальных классов

 МОУ «СОШ № 16 г. Вольска»

 412900, г. Вольск

 ул. Красногвардейская 7А,

 тел. (84593) 7-11-18

 e - mail:school16- volsk@yandex.ru

Вольск 2010

Тема: Согласные звуки [ н ] , [ н  ]. Буквы Н, н.

Цели:

Познакомить со звонкими согласными звуками [ н] , [ н ] и с буквами Н, н; учиться давать характеристику звукам.

Развивать речь детей , навыки фонематического анализа слов, внимание, логическое мышление , умение обобщать.

Воспитывать интерес к родному языку, учиться работать в группе.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формирование ключевых компетенций: учебно - познавательной;

                                                            коммуникативной.

Оборудование:

Для учителя - «лента букв», карточки с предметными картинками, карточка с темой урока

Для обучающихся – учебник «Азбука», авторы Н.В. Нечаева, К.С.Белорусец, касса букв.

                                                                   Ход урока:

I этап. Подготовительный (Подготовка к активной познавательной деятельности)

Задачи этапа:

  1. Мобилизация детей к активной деятельности.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формулировка темы урока.

Мобилизующее начало урока.

- Найдите слова в слове. ( На доске карточка со словом рисовал. Дети читают слово и находят новые слова, например, сова, рис, овал, вари, сори …)

Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. Посмотрите на нашу ленту букв.

- На какие группы делятся буквы? (гласные, согласные, буквы не обозначающие звуков).

- Сколько вы знаете гласных букв? Назовите гласные.

- Назовите  изученные согласные.

- Все ли буквы нам известны?

- Хотите познакомиться с новой буквой?

- Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки первой группы. Назовите предметы, изображённые на них. (Кит, кот, носорог).

- Назовите предметы , изображённые на картинках второй группы. ( Нюша, Колобок, Петрушка).

- Что помогло вам назвать эти предметы?( Слова, которые их называют)

- Чем предмет отличается от слова? ( Предмет можно увидеть и потрогать, а слово – произнести и услышать.)

- Исключите одно слово из первой группы по самостоятельному выбранному признаку.

( Носорог т.к. в этом слове: 1) три слога, а в остальных  - один; 2) 7 звуков , а в остальных – по 3.)

- Какое слово можно исключить из второй группы?

( Нюша т.к.в этом слове:1) два слога, а в остальных – три; 2)оно женского рода, а остальные – мужского)

Самостоятельное формулирование обучающимися темы урока.

- Какие слова вы исключили?  Назовите их. (Носорог, Нюша)

- Произнесите первые звуки исключённых слов. ( В слове НОСОРОГ первый звук [ н ], а в слове Нюша - [ н ].

- А раньше мы говорили про эти звуки? ( Нет)

- Кто знает, какой буквой на письме обозначают звуки[ н] , [ н ]?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Звуки [ н] , [ н ], буквы Н,н)

(На доску вывешивается тема урока)

II этап. Изучение нового.

Задачи этапа:

1.Организация групповой работы по решению учебной задачи.

2.Обобщение новых знаний о буквах Н,н.

Задание № 1.

Работа по учебнику ( с.28)

  1. На чём лежит носорог? ( На диване)
  2. Что одел носорог на подушку и одеяло, перед тем как лечь спать? (Наволочку, пододеяльник)
  3. Что читал носорог перед сном? (Книгу)
  4. Назовите все предметы , изображённые на этой картинке. ( Песня, ножницы, Луна, окно)
  5. Что общего в этих словах? ( В словах есть звуки [ н] , [ н ])

На доску вывешивается плакат с буквами Н, н («Азбука в картинках»).

- А вот и буквы , которые на письме обозначают эти звуки.

- А почему на плакате 4 буквы? (Фронтальные ответы детей: 2 печатных- маленькая и большая; 2 письменных – заглавная и строчная)

- Для чего нужны заглавные буквы? ( С большой буквы пишутся имена , фамилии, отчества, начало предложения…)

- Молодцы, ребята! Вы правильно называете слова с новыми звуками в начале, середине и в конце. Но это ещё не всё. А чтобы знать об этих звуках всё, надо дружно поработать.

Задание №2.

- Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на три группы (по рядам).

- Повторим правила работы в группах.

А) Внимательно выслушать задание учителя.

Б) Выслушать мнение каждого.

В) Уметь принять общее решение.

Г) Выбрать представителя от группы для предъявления результата работы.

Каждая группа получает задание: проанализировать 4 слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Вопрос 1 -й группе: Звуки [ н] , [ н ] – гласные или согласные?

( По  результатам практической работы обучающиеся делают вывод, что эти звуки согласные.)

Вопрос 2 – й группе: Эти звуки глухие или звонкие?

(По  результатам практической работы обучающиеся делают вывод, что эти звуки звонкие)

Вопрос 3 –й группе: Буква Н обозначает твёрдый или мягкий звук?

(По  результатам практической работы обучающиеся делают вывод, что буква Н может обозначать и твёрдый , и мягкий согласный звук)

- Обобщим все выводы. ( Буква Н обозначает согласный, звонкий , твёрдый или мягкий звук).

- Найдите эту букву в кассе букв и определите местоположение её на «ленте букв».

III этап. Первичная проверка.

Задача этапа: проверка умения применить новые знания при решении практических задач.

1.Игра « Будь внимательным»

- Произнесите каждый про себя своё имя. Встаньте те дети, в имени которых есть новый звук, с которым вы сегодня познакомились. Какие звуки мы должны услышать? Определите позицию этих звуков в именах. (Алина, Евгения, Александра, Руслан, Надежда, Валентина, Эвелина, Кристина, Данила, Ангелина, Светлана…

2.Работа по карточкам.

А) Для читающих детей.

Прочитайте текст. Ответьте на вопрос. Запомните слова с буквами Н,н.

           Носорог нашёл наволочку. Нюхал. Надкусил – невкусно. Напялил на ножищу. Не налезает. Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок, наклонял налево, направо. Никак!

-   Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! – насупился носорог.

Вопрос: Для чего нужна наволочка?

Б) Для остальных ребят класса.

Прочитайте слова парами: слово из столбика и подходящее слово из строки.

Он, она, оно, они .

Анна

романы

налим

окно

Проверка.

IVэтап. Итоговая рефлексия.

1.Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания;

2. Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.

Вопросы учителя:

1.Какую учебную задачу вы решали?

2.Удалось ли её решить?

3. В какой ситуации будете применять новые знания?

4. Возникали затруднения , и удалось ли их преодолеть?

5.Что помогало вам в работе?

6.Что было интересным для вас на уроке?

7. Чьи ответы , чья работа на уроке вам понравилась? Почему?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16

имени Героя Советского Союза К.А.Рябова

г. Вольска Саратовской области»

Родительское собрание

« ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

Форма проведения:  деловая игра.

                                          Материал подготовила и провела: Юрасова

                               Лариса        Владимировна

                                           классный руководитель 1а класса

                                       МОУ «СОШ № 16 г. Вольска»

                412900, г. Вольск

                                 ул. Красногвардейская 7А,

                     тел. (84593) 7-11-18

                                             e- mail:school16- volsk@yandex.ru

Вольск 2010

Цели:

  1. Выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, путях, формах и способах содействия развитию личности младшего школьника;
  2. Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и работников школы.

Участники игры:

родители обучающихся 1-го класса, классный руководитель, педагог- психолог.

Подготовка.

А) За две недели до начала собрания родителям предлагается заполнить бланк анкеты.

                                Анкета для родителей.

Уважаемые родители, с целью определения условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и ваших родительских ожиданий просим вас ответить на следующие вопросы:

  1. Чем обосновывается ваше решение отдать ребёнка в нашу школу (подчеркните)?

- способностями ребёнка;

- его интересами;

-будущим профессиональным выбором;

- близостью расположения школы к вашему дому;

- в школе учатся друзья ребёнка;

- мнением о школе жителей микрорайона;

- чем ещё (допишите) ______________________________

       2. В чём заключается,  на ваш взгляд, главный смысл обучения ребёнка в школе (подчеркните)?

            - в проявлении и раскрытии способностей ребёнка;

            - в развитии его интересов и потребностей;

            - в познании основ наук;

            - в подготовке ребёнка к самостоятельной жизни;

            - в развитии его творческих возможностей;

            - в подготовке к выбору профессии;

            - в познании и проявлении индивидуальных особенностей;

            - в чём ещё  (допишите) _______________________________

       3.  Что вам больше всего нравится в нашей школе?

       4.  Что вас не удовлетворяет в работе и жизни школы?

        5.  Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в жизнь и деятельность школы?__________________________________________

                                   Большое спасибо!

Б) Изготавливаются для игровых групп таблички:

«дети», «администрация школы», «учитель», «родители», «эксперты».

В) Педагог- психолог обрабатывает и анализирует результаты анкетирования родителей первоклассников.

Г) Для каждого родителя готовятся три жетона разных цветов в форме яблока – красный, жёлтый, зелёный.

Оформление, оборудование и инвентарь:

Игра проводится в классной комнате; для каждой игровой группы оборудуется игровое место (стол, стулья, бумага, ручки , фломастеры, карандаши, таблички с названием группы);

Столы располагаются в комнате по кругу, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга ; к доске прикрепляется плакат с изображением «дерева успеха».

                                            Ход проведения.

  1. Выступление педагога – психолога на тему : «Какой он современный первоклассник?» (Приложение)
  2. Классный руководитель разъясняет цель и правила игры.
  3. Каждая группа ( состав формируется по желанию родителей) получает таблички («дети», «администрация школы», «учитель», «родители», «эксперты») и в соответствии с полученным названием выполняет определённую роль в игре. Группу экспертов возглавляет педагог- психолог.
  4. Разминка. (Продолжительность 5 минут)

Родителям необходимо согласно своей роли продолжить начало предложения: «Младший школьник – это …»

             Каждая группа сдаёт экспертам лист с подготовленным предложением.

  1. На первом этапе игры ведущий предлагает группам определить проблемы, осложняющие процесс развития младших школьников.

(Продолжительность этапа -15 минут)

  1. Группа экспертов докладывает о результатах разминки.
  2. На втором этапе игры группам предлагается из выявленных проблем развития младших школьников выделить самую важную и попытаться наметить пути её решения. (Продолжительность этапа -15 минут)
  3. Каждая группа рассказывает о результатах своей деятельности по выполнению двух этапов игры.
  4. На третьем этапе каждая группа вырабатывает три способа(стратегический, тактический, фантастический) решения главной проблемы развития личности младшего школьника с точки зрения родителей. (Продолжительность этапа -10 минут)
  5. Представители групп предлагают эти способы.
  6. Самооценка участников игры, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой , я поняла , что …

Решение собрания.

  1. Родительскому комитету класса совместно с классным руководителем обобщить предложения участников деловой игры, высказанные в ходе выполнения заданий на втором и третьем этапах игры.
  2. Учесть эти предложения при разработке программы развития детского коллектива и при планировании деятельности родительского комитета .

После принятия решения каждому родителю выдаётся три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить на «дерево успеха». Цвет жетона обозначает следующее:

красный – считаю, что мой ребёнок учится в школе и классе, которые в основном соответствуют моим притязаниям;

жёлтый – у меня существуют некоторые сомнения;

зелёный – жалею о сделанном выборе школы и класса.

       После собрания классный руководитель учитывает оценочные суждения родителей о выборе школы и класса, выявляет общие представления родителей о младшем школьнике и проблемах его развития, определяет наиболее важные их предложения по построению работы в классе, анализирует активность участия родителей в игре, их заинтересованность в обсуждении проблем воспитания и обучения ребёнка.

Список использованной литературы:

1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1999.

2.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1998.

3. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Под ред. Степанова Е.Н.  М..2001.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Чтение. Тема урока: Согласные звонкие звуки [г ], [г\' ], буквы Г, г

. Мотивация. Девиз урока: Если хочешь много знать,Многого добиться,Обязательно читатьДолжен научиться!Зачем надо научиться читать?ll. Актуализация знаний Работа в группах.  У каждой группы конвер...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...

Презентация к уроку обучение грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Цели деятельности педагога: создать условия для  совершенствования умения читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу струк...

Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс по теме:Звуки [в], [в\']. Буквы В, в. УМК "Школа России"

Тема: Звуки [в],  [в']. Буквы В, в.Тип урока:Урок овладения новыми знаниями.Цель:Познакомить  с новыми звуками [в],  [в'] и буквами В, в. Форма:  урок - игра.Оборудова...

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...