Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока
по обучению грамоте (чтение)
в 1 классе
по теме:
«Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н»
( УМК система общего развития Л.В. Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_1a.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза К.А.Рябова г. Вольска Саратовской области»
Конспект урока
по обучению грамоте (чтение)
в 1 классе
по теме:
«Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н»
( УМК система общего развития Л.В. Занкова)
Автор: Юрасова Лариса Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 16 г. Вольска»
412900, г. Вольск
ул. Красногвардейская 7А,
тел. (84593) 7-11-18
e - mail:school16- volsk@yandex.ru
Вольск 2010
Тема: Согласные звуки [ н ] , [ н ]. Буквы Н, н.
Цели:
Познакомить со звонкими согласными звуками [ н] , [ н ] и с буквами Н, н; учиться давать характеристику звукам.
Развивать речь детей , навыки фонематического анализа слов, внимание, логическое мышление , умение обобщать.
Воспитывать интерес к родному языку, учиться работать в группе.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Формирование ключевых компетенций: учебно - познавательной;
коммуникативной.
Оборудование:
Для учителя - «лента букв», карточки с предметными картинками, карточка с темой урока
Для обучающихся – учебник «Азбука», авторы Н.В. Нечаева, К.С.Белорусец, касса букв.
Ход урока:
I этап. Подготовительный (Подготовка к активной познавательной деятельности)
Задачи этапа:
- Мобилизация детей к активной деятельности.
- Актуализация опорных знаний.
- Формулировка темы урока.
Мобилизующее начало урока.
- Найдите слова в слове. ( На доске карточка со словом рисовал. Дети читают слово и находят новые слова, например, сова, рис, овал, вари, сори …)
Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. Посмотрите на нашу ленту букв.
- На какие группы делятся буквы? (гласные, согласные, буквы не обозначающие звуков).
- Сколько вы знаете гласных букв? Назовите гласные.
- Назовите изученные согласные.
- Все ли буквы нам известны?
- Хотите познакомиться с новой буквой?
- Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки первой группы. Назовите предметы, изображённые на них. (Кит, кот, носорог).
- Назовите предметы , изображённые на картинках второй группы. ( Нюша, Колобок, Петрушка).
- Что помогло вам назвать эти предметы?( Слова, которые их называют)
- Чем предмет отличается от слова? ( Предмет можно увидеть и потрогать, а слово – произнести и услышать.)
- Исключите одно слово из первой группы по самостоятельному выбранному признаку.
( Носорог т.к. в этом слове: 1) три слога, а в остальных - один; 2) 7 звуков , а в остальных – по 3.)
- Какое слово можно исключить из второй группы?
( Нюша т.к.в этом слове:1) два слога, а в остальных – три; 2)оно женского рода, а остальные – мужского)
Самостоятельное формулирование обучающимися темы урока.
- Какие слова вы исключили? Назовите их. (Носорог, Нюша)
- Произнесите первые звуки исключённых слов. ( В слове НОСОРОГ первый звук [ н ], а в слове Нюша - [ н ].
- А раньше мы говорили про эти звуки? ( Нет)
- Кто знает, какой буквой на письме обозначают звуки[ н] , [ н ]?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Звуки [ н] , [ н ], буквы Н,н)
(На доску вывешивается тема урока)
II этап. Изучение нового.
Задачи этапа:
1.Организация групповой работы по решению учебной задачи.
2.Обобщение новых знаний о буквах Н,н.
Задание № 1.
Работа по учебнику ( с.28)
- На чём лежит носорог? ( На диване)
- Что одел носорог на подушку и одеяло, перед тем как лечь спать? (Наволочку, пододеяльник)
- Что читал носорог перед сном? (Книгу)
- Назовите все предметы , изображённые на этой картинке. ( Песня, ножницы, Луна, окно)
- Что общего в этих словах? ( В словах есть звуки [ н] , [ н ])
На доску вывешивается плакат с буквами Н, н («Азбука в картинках»).
- А вот и буквы , которые на письме обозначают эти звуки.
- А почему на плакате 4 буквы? (Фронтальные ответы детей: 2 печатных- маленькая и большая; 2 письменных – заглавная и строчная)
- Для чего нужны заглавные буквы? ( С большой буквы пишутся имена , фамилии, отчества, начало предложения…)
- Молодцы, ребята! Вы правильно называете слова с новыми звуками в начале, середине и в конце. Но это ещё не всё. А чтобы знать об этих звуках всё, надо дружно поработать.
Задание №2.
- Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на три группы (по рядам).
- Повторим правила работы в группах.
А) Внимательно выслушать задание учителя.
Б) Выслушать мнение каждого.
В) Уметь принять общее решение.
Г) Выбрать представителя от группы для предъявления результата работы.
Каждая группа получает задание: проанализировать 4 слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
Вопрос 1 -й группе: Звуки [ н] , [ н ] – гласные или согласные?
( По результатам практической работы обучающиеся делают вывод, что эти звуки согласные.)
Вопрос 2 – й группе: Эти звуки глухие или звонкие?
(По результатам практической работы обучающиеся делают вывод, что эти звуки звонкие)
Вопрос 3 –й группе: Буква Н обозначает твёрдый или мягкий звук?
(По результатам практической работы обучающиеся делают вывод, что буква Н может обозначать и твёрдый , и мягкий согласный звук)
- Обобщим все выводы. ( Буква Н обозначает согласный, звонкий , твёрдый или мягкий звук).
- Найдите эту букву в кассе букв и определите местоположение её на «ленте букв».
III этап. Первичная проверка.
Задача этапа: проверка умения применить новые знания при решении практических задач.
1.Игра « Будь внимательным»
- Произнесите каждый про себя своё имя. Встаньте те дети, в имени которых есть новый звук, с которым вы сегодня познакомились. Какие звуки мы должны услышать? Определите позицию этих звуков в именах. (Алина, Евгения, Александра, Руслан, Надежда, Валентина, Эвелина, Кристина, Данила, Ангелина, Светлана…
2.Работа по карточкам.
А) Для читающих детей.
Прочитайте текст. Ответьте на вопрос. Запомните слова с буквами Н,н.
Носорог нашёл наволочку. Нюхал. Надкусил – невкусно. Напялил на ножищу. Не налезает. Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок, наклонял налево, направо. Никак!
- Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! – насупился носорог.
Вопрос: Для чего нужна наволочка?
Б) Для остальных ребят класса.
Прочитайте слова парами: слово из столбика и подходящее слово из строки.
Он, она, оно, они .
Анна
романы
налим
окно
Проверка.
IVэтап. Итоговая рефлексия.
1.Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания;
2. Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.
Вопросы учителя:
1.Какую учебную задачу вы решали?
2.Удалось ли её решить?
3. В какой ситуации будете применять новые знания?
4. Возникали затруднения , и удалось ли их преодолеть?
5.Что помогало вам в работе?
6.Что было интересным для вас на уроке?
7. Чьи ответы , чья работа на уроке вам понравилась? Почему?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16
имени Героя Советского Союза К.А.Рябова
г. Вольска Саратовской области»
Родительское собрание
« ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
Форма проведения: деловая игра.
Материал подготовила и провела: Юрасова
Лариса Владимировна
классный руководитель 1а класса
МОУ «СОШ № 16 г. Вольска»
412900, г. Вольск
ул. Красногвардейская 7А,
тел. (84593) 7-11-18
e- mail:school16- volsk@yandex.ru
Вольск 2010
Цели:
- Выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, путях, формах и способах содействия развитию личности младшего школьника;
- Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и работников школы.
Участники игры:
родители обучающихся 1-го класса, классный руководитель, педагог- психолог.
Подготовка.
А) За две недели до начала собрания родителям предлагается заполнить бланк анкеты.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители, с целью определения условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и ваших родительских ожиданий просим вас ответить на следующие вопросы:
- Чем обосновывается ваше решение отдать ребёнка в нашу школу (подчеркните)?
- способностями ребёнка;
- его интересами;
-будущим профессиональным выбором;
- близостью расположения школы к вашему дому;
- в школе учатся друзья ребёнка;
- мнением о школе жителей микрорайона;
- чем ещё (допишите) ______________________________
2. В чём заключается, на ваш взгляд, главный смысл обучения ребёнка в школе (подчеркните)?
- в проявлении и раскрытии способностей ребёнка;
- в развитии его интересов и потребностей;
- в познании основ наук;
- в подготовке ребёнка к самостоятельной жизни;
- в развитии его творческих возможностей;
- в подготовке к выбору профессии;
- в познании и проявлении индивидуальных особенностей;
- в чём ещё (допишите) _______________________________
3. Что вам больше всего нравится в нашей школе?
4. Что вас не удовлетворяет в работе и жизни школы?
5. Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в жизнь и деятельность школы?__________________________________________
Большое спасибо!
Б) Изготавливаются для игровых групп таблички:
«дети», «администрация школы», «учитель», «родители», «эксперты».
В) Педагог- психолог обрабатывает и анализирует результаты анкетирования родителей первоклассников.
Г) Для каждого родителя готовятся три жетона разных цветов в форме яблока – красный, жёлтый, зелёный.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Игра проводится в классной комнате; для каждой игровой группы оборудуется игровое место (стол, стулья, бумага, ручки , фломастеры, карандаши, таблички с названием группы);
Столы располагаются в комнате по кругу, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга ; к доске прикрепляется плакат с изображением «дерева успеха».
Ход проведения.
- Выступление педагога – психолога на тему : «Какой он современный первоклассник?» (Приложение)
- Классный руководитель разъясняет цель и правила игры.
- Каждая группа ( состав формируется по желанию родителей) получает таблички («дети», «администрация школы», «учитель», «родители», «эксперты») и в соответствии с полученным названием выполняет определённую роль в игре. Группу экспертов возглавляет педагог- психолог.
- Разминка. (Продолжительность 5 минут)
Родителям необходимо согласно своей роли продолжить начало предложения: «Младший школьник – это …»
Каждая группа сдаёт экспертам лист с подготовленным предложением.
- На первом этапе игры ведущий предлагает группам определить проблемы, осложняющие процесс развития младших школьников.
(Продолжительность этапа -15 минут)
- Группа экспертов докладывает о результатах разминки.
- На втором этапе игры группам предлагается из выявленных проблем развития младших школьников выделить самую важную и попытаться наметить пути её решения. (Продолжительность этапа -15 минут)
- Каждая группа рассказывает о результатах своей деятельности по выполнению двух этапов игры.
- На третьем этапе каждая группа вырабатывает три способа(стратегический, тактический, фантастический) решения главной проблемы развития личности младшего школьника с точки зрения родителей. (Продолжительность этапа -10 минут)
- Представители групп предлагают эти способы.
- Самооценка участников игры, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой , я поняла , что …
Решение собрания.
- Родительскому комитету класса совместно с классным руководителем обобщить предложения участников деловой игры, высказанные в ходе выполнения заданий на втором и третьем этапах игры.
- Учесть эти предложения при разработке программы развития детского коллектива и при планировании деятельности родительского комитета .
После принятия решения каждому родителю выдаётся три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить на «дерево успеха». Цвет жетона обозначает следующее:
красный – считаю, что мой ребёнок учится в школе и классе, которые в основном соответствуют моим притязаниям;
жёлтый – у меня существуют некоторые сомнения;
зелёный – жалею о сделанном выборе школы и класса.
После собрания классный руководитель учитывает оценочные суждения родителей о выборе школы и класса, выявляет общие представления родителей о младшем школьнике и проблемах его развития, определяет наиболее важные их предложения по построению работы в классе, анализирует активность участия родителей в игре, их заинтересованность в обсуждении проблем воспитания и обучения ребёнка.
Список использованной литературы:
1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1999.
2.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1998.
3. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Под ред. Степанова Е.Н. М..2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЮ) В 1 КЛАССЕ ТЕМА: ЗВУКИ [г] , [г’], БУКВЫ Гг
Урок по обучению грамоте....
Урок обучения грамоте. Чтение. Тема урока: Согласные звонкие звуки [г ], [г\' ], буквы Г, г
. Мотивация. Девиз урока: Если хочешь много знать,Многого добиться,Обязательно читатьДолжен научиться!Зачем надо научиться читать?ll. Актуализация знаний Работа в группах. У каждой группы конвер...
Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м
Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...
Презентация к уроку обучение грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Цели деятельности педагога: создать условия для совершенствования умения читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу струк...
Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...
Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс по теме:Звуки [в], [в\']. Буквы В, в. УМК "Школа России"
Тема: Звуки [в], [в']. Буквы В, в.Тип урока:Урок овладения новыми знаниями.Цель:Познакомить с новыми звуками [в], [в'] и буквами В, в. Форма: урок - игра.Оборудова...
Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."
ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...