Рабочая программа по курсу "Уроки речевого творчества" 2 - 4 класс
рабочая программа по русскому языку на тему

Черепанова Олеся Геннадьевна

русский  язык

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г. К. Жукова»

Факультатив «Уроки речевого творчества»

2 - 4 классы

                                                     

                                           

                                                              Составитель:

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                    Черепанова О. Г.

                                                 

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Речевое развитие» Каландарова Н.Н.,   с использованием   методического пособия Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009 г.

           Все уроки речевого творчества входят как составная часть в систему изучения грамматико – орфографических тем по традиционной методике обучения. Цель уроков – углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка.

            Урок речевого творчества состоит из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части урока большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части урока ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют скороговорки, сказки, стихи, считалки, чистоговорки, пишут сочинения – миниатюры.

            Урок речевого творчества – это попытка интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения.  Примерная структура урока: формулировка темы учащимися, эмоциональная речевая разминка, конкурс «скороговорителей» (чтецов),орфографическая минутка, языковые игры, весёлая минутка, речевое творчество (написание сочинения – миниатюры, иллюстрирование)  

Важнейшая задача учителя – создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Разнообразные методы и приёмы, используемые на уроках речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе.

Ценностные ориентиры содержания курса «Уроки речевого творчества»

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Предметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,

 - использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

 - отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Формы контроля и оценки планируемых результатов.

  В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, которые  оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

         Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

               Для отслеживания результатов  предусматриваются  следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Содержание курса

2-й класс

Развитие речевых умений и навыков (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и орфографических словарей.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

3-й класс

Развитие речевых умений и навыков (устная форма).

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков “орфоэпически” правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, настроений.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Сочинения по пословице; сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

4-й класс

Развитие речевых умений и навыков (устная форма).

Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.

После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

Тематическое планирование курса

2-й класс                                                                                   3-й класс

1.

 Что такое творчество.                        

1.

Сочинение по пословице «Сентябрь холоден, да сыт».

 2.

Я и мое настроение.

2.

Слово и образ или Поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника.

3.

Мои летние каникулы.

3.

Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки.

4.

Автопортрет.

4.

Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки.

5.

Моя дружная семья.

5.

Сочинение считалок.

6.

Положительные и отрицательные эмоции. Составление словарика настроений.

6.

Рисование диафильма по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». Рассказывание сказки.

7.

Слово. Чувство. Образ.

7.

Этика и этикет.

8.

Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка. Составление словарика на тему “Игрушки”.

8.

Честный и нечестный поступок.

9.

Игры со словом.

9.

Текст, тема текста, основная мысль, опорные слова.

10.

Родное слово в пословицах и поговорках. Слово – друг. Иллюстрирование знакомых пословиц.

10.

Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

11.

Сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

11.

Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Сочинение.

12.

Задачи. Загадки. Шутки. Составление словарика шуток.

12.

Капризное настроение. Капризная девочка.

13.

Сочинение считалки.

13.

Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Снег”.

14.

Сочинение скороговорки.

14.

Рисование диафильма (по сказке «Про снежинку»). Пересказ сказки.

15.

Составление рассказа и рисование на тему “Я люблю…”

15.

Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Моя снежинка”.

16.

Олимпиада.

16.

Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году.

17.

Эмоции. Мимика. Жесты.

17.

Знакомство с жанром «Побасенка».

18.

Компьютер.

18.

Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы.

19.

Новогодняя ёлка в школе.

19.

Что я знаю о слове «ручка».

20.

Сочинение сказки по опорным словам.

20.

Сочинение по пословице “Поспешишь – людей насмешишь”.

21.

Настроение животных. Составление словарика на тему “Животные”.

21.

Знакомство с жанром «Потешка».

22.

Сочинение на тему “Мое любимое животное”.

22.

Сочинение на тему «Я превратился в рыбку, в птичку, тигра…».

23.

Фантастическое животное. Сочинение и иллюстрирование.

23.

Составление орфографического словарика.

24.

Настроение цветов. Составление словарика на тему “Растения”.

24.

Сочинение и рисование на тему “Моя мама”.

25.

Сочинение на тему “Мой любимый цветок”.

25.

Текст. Поздравление к празднику 8 Марта.

26.

Село и город.

26.

Настроение и его оттенки. Хвастливое и ворчливое настроение.

27.

Домашние животные и птицы.

27.

Слова-друзья и враги. Работа со словариком  настроений. Составление словарика антонимов.

28.

Таяние снега.

28.

Сочинение скороговорки.

29.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «зима» и «весна».

29.

Сочинение бытовой сказки.

30.

Путешествие в космос.

30.

Мое любимое дерево.

31.

Сочинение и рисование на тему «Мой друг» («Моя подруга»).

31.

Сочинение сказки о животных.

32.

Сочинение на темы: «Моя парта» («Глазами моей парты»).

32.

Тигр и лев. Сравнительное описание.

33.

Правила вежливости.

33.

Сочинение на тему «Воробей и синица». Сравнительное описание.

4-й класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

1.

Сочинение в рисунках (пиктография).

2.

Осенний листок. Листопад.

3.

Цветная сказка. Желтая, белая, черная, зеленая сказка.

4.

Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать».

5.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта».

6.

Сочинение стихотворений по заданной рифме.

7.

Моя мечта.

8.

Сочинение-миниатюра на тему «В цирке» с использованием фразеологизмов.

9.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба».

10.

Сравнительное описание птиц.

11.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «тревога», «волнение», «беспокойство».

12.

Моя любимая одежда.

13.

Моя любимая фотография.

14.

Что я умею делать.

15.

Я хочу быть…

16.

Олимпиада.

17.

Моя любимая игра.

18.

Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок. Мой школьный день.

19.

Сравнительное описание кошки и собаки.

20.

Кактусы.

21.

Сочинение загадки наоборот.

22.

Весенние загадки.

23.

Бабушка и дедушка в моей жизни.

24.

Волшебная сказка (работа в группах).

25.

Реклама. Заметка в газету.

26.

Сочинение-миниатюра по необычному началу «Если вдруг…».

27.

Укрась слово.

28.

Сочинение на свободную тему  (в парах).

29.

Что я знаю о цифре 7?

30.

Аквариум.

31.

Вулканы.

32.

Дожди.

33.

Что красивее всего?

34.

Олимпиада.

1. Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой:  

  • Каландарова Н.Н.Уроки речевого творчества во 2–4 классах. Москва, «Вако» 2009 -2010 г.

3 класс

п/п

Тема урока

Дата проведения

1.

Сочинение по пословице «Сентябрь холоден, да сыт».

2.

Слово и образ или Поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника.

3.

Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки.

4.

Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки.

5.

Сочинение считалок.

6.

Рисование диафильма по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». Рассказывание сказки.

7.

Этика и этикет.

8.

Честный и нечестный поступок.

9.

Текст, тема текста, основная мысль, опорные слова.

10.

Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

11.

Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Сочинение.

12.

Капризное настроение. Капризная девочка.

13.

Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Снег”.

14.

Рисование диафильма (по сказке «Про снежинку»). Пересказ сказки.

15.

Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Моя снежинка”.

16.

Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году.

17.

Знакомство с жанром «Побасенка».

18.

Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы.

19.

Что я знаю о слове «ручка».

20.

Сочинение по пословице “Поспешишь – людей насмешишь”.

21.

Знакомство с жанром «Потешка».

22.

Сочинение на тему «Я превратился в рыбку, в птичку, тигра…».

23.

Составление орфографического словарика.

24.

Сочинение и рисование на тему “Моя мама”.

25.

Текст. Поздравление к празднику 8 Марта.

26.

Настроение и его оттенки. Хвастливое и ворчливое настроение.

27.

Слова-друзья и враги. Работа со словариком  настроений. Составление словарика антонимов.

28.

Сочинение скороговорки.

29.

Сочинение бытовой сказки.

30.

Мое любимое дерево.

31.

Сочинение сказки о животных.

32.

Тигр и лев. Сравнительное описание.

33.

Сочинение на тему «Воробей и синица». Сравнительное описание.

34.

Олимпиада.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию речевого слуха 2 класс

Рабочая программа составлена для 2 класса школы 1 вида. Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, тематическое планирование и календарное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1 «Б» класс

Настоящая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида составлена в соответствии с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи 2 Б класс

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 2Б класса КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможно...

Рабочая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи" 3 Б класс.

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 3Б класса КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможно...

Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2  класса по адаптированной образовательной программе  для детей с УО....