Адаптированная программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов (VII вида)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучения учащихся 1 класса 7 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_russkiy_yazyk_permyakova_darina_yarkova_lf.docx | 105.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский
Адаптированная программа учебного предмета
«Русский язык»
для обучающихся 1 классов (VII вида)
2014 - 2015 учебный год
Учитель: Яркова Лилия Федоровна
Квалификационная категория: первая
Программа составлена в соответствии с Программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010. Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др., авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык».
Количество часов по учебному плану на 2014-2015 уч. гг.: 165 часов
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от «28» августа 2014 г.
г. Советский
2014 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010, авторской программы «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», авторской программы «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011. Авторы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько. «Обучение грамоте».
Учебники:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе для 1 класса – Москва: Просвещение, 2014.
В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Азбука.– Москва: Просвещение, 2014.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Пермякова Дарина, обучающаяся 1 «б» класса выведена решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
Особенности Пермяковой Дарины:
Низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушена лексическая и грамматическая сторона речи. Девочка не посещала детский сад, замкнутая, необщительная.
Брагин Иван, обучающийся 1 «а» класса выведен решением районной ПМПК на обучение в компенсирующем классе. Обучается в данной группе с целью создания условий для успешной адаптации и усвоения программного материала.
Особенности Брагина Ивана:
Познавательные интересы соответствуют возрасту, средний уровень речи, активный словарь соответствует норме, лексическая и грамматическая сторона речи не нарушены. Иван посещал детский сад, выведен на индивидуальное обучение по результатам дошкольной диагностики по поведению, так как работает и общается со взрослыми не всегда адекватно, а по желанию. Может отказаться заниматься и просидеть весь урок. Замкнут, изолирован от других детей, трудно вступает в коммуникацию, предпочитает находиться один.
В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:
- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире;
- развитие связной речи;
- формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка;
- развитие общего объёма относительно простых знаний;
- расширение активного и пассивного словаря;
- развитие зрительного анализа;
- развитие памяти, внимания и работоспособности;
- развитие эмоционально-волевой сферы, умения действовать по устной и письменной инструкции.
Общая характеристика учебного предмета
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью – применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета
1 КЛАСС обучение грамоте (115 ч)
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма. |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС (50Ч) |
1 КЛАСС (50 ч) |
Наша речь (2 ч) |
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. |
Текст, предложение, диалог (3 ч) |
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). |
Слова, слова, слова… (4 ч) |
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. |
Слово и слог. Ударение. (6 ч) |
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление). |
Звуки и буквы (34 ч) |
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. |
Повторение (1 ч) |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тема | Количество часов в теме | Коррекционно-развивающая направленность |
Обучение грамоте | 115ч | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря; развитие умений делать простейшие выводы и обобщения; коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи; развитие умений делать простейшие выводы и обобщения; коррекция и развитие концентрации и объёма внимания; коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе |
Наша речь | 2 ч | |
Текст, предложение, диалог. | 3 ч | |
Слова, слова, слова… | 4ч | |
Слово и слог. Ударение | 6 ч | |
Звуки и буквы | 5 ч | |
Повторение | 1 ч | |
ВСЕГО | 165ч |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная литература
Для учителя:
О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова Поурочные разработки по обучению грамоте. Чтение и письмо. 1 класс М.: ВАКО, 2014г.
Для учащихся:
Прописи в 4 ч. 1 класс (В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова)- М.: Просвещение, 2014г.
Русский язык .1 класс /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение, 2012г
Материально-техническое обеспечение:
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей
Технические средства обучения
Классная магнитная доска
Компьютер и проектор
Маркерная доска
Колонки
Принтер, сканер
Экранно-звуковые пособия
Электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого (CD);
Электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий (CD)
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 уч. год
№ п/п | Тема урока | Основное содержание уроков | Характеристика основных видов деятельности ученика | Коррекционная работа | Дата по плану | Дата по факту | |||||||
Обучение грамоте (115 часов) | |||||||||||||
История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма | Пропись, правила, письменность | Знания: научатся пользоваться прописью, узнают о старинных принадлежностях для письма. Умения: соблюдать гигиенические требования письма; применять правила работы в прописях | Коррекция грамматического строя речи | 1.09 | |||||||||
Рабочая строка, правила посадки при письме | Правила письма, образец, рабочая строка, контур, штриховка | Знания: научатся выполнять графические задания по образцу, находить рабочую строку. Умения: следить за правильным положением ручки, тетради, позы | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 2.09 | |||||||||
Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов | Линии наклона, прямые, вертикальные, строка | Знания: научатся различать направление линий. Умения: находить рабочую строку, правильно удерживать ручку | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 3.09 | |||||||||
Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров | Рабочая строка и межстрочное пространство, шрифт | Знания: научатся выполнять графические упражнения по образцу. Умения: ориентироваться на странице прописи; правильно располагать тетрадь на парте под наклоном, находить рабочую строку, работать в ней | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 4.09 | |||||||||
Письмо прямых наклонных линий | Образец, наклон, правильная посадка, схемы слов | Знания: научатся писать по образцу прямые наклонные линии. Умения: ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; правильно удерживать ручку | Коррекция грамматического строя речи | 5.09 | |||||||||
Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху | Образец, наклон, правильная посадка, | Знания: научатся писать прямые линии с закруглением снизу и сверху. Умения: правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном; совершенствовать аккуратное письмо | Развитие связной устной и письменной речи. | 8.09 | |||||||||
Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу | Образец, наклон, правильная посадка, рабочая строка, ударение | Знания: научатся выполнять графические упражнения по образцу. Умения: делить слова на слоги, выделяя ударный слог; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 9.09 | |||||||||
Письмо наклонных прямых с закруглением внизу | Образец, наклон, длинная линия с закруглением, порядок написания, ударные и безударные слоги | Знания: научатся писать короткие линии с закруглением внизу. Умения: делить слова на слоги, ставить ударение, делать анализ слов; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 10.09 | |||||||||
Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий | Образец, наклон, овал, полуовал «левый» и «правый», порядок и интервал написания | Знания: научатся правильно писать овалы, левые и правые полуовалы, короткие наклонные линии, графические упражнения по образцу. Умения: писать элементы букв; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 11.09 | |||||||||
Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу | Образец, наклон, линия | Знания: научатся писать плавно наклонные линии с закруглением внизу. Умения: ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой | Коррекция грамматического строя речи | 12.09 | |||||||||
Письмо линий с закруглением внизу и вверху | Образец, наклон, порядок написания длинной петли | Знания: научатся правильно писать плавно наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Умения: писать изученные элементы на рабочей строке; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 15.09 | |||||||||
Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу | Образец, наклон, линия | Знания: научатся писать длинные наклонные линии с петлей внизу. Умения: делить слова на слоги, писать изученные элементы на рабочей строке | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 16.09 | |||||||||
Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху | Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, петля | Знания: научатся писать плавно наклонные линии с петлей вверху. Умения: делить слова на слоги; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 17.09 | |||||||||
Письмо наклонных линий | Коррекция грамматического строя речи | 18.09 | |||||||||||
Звуки и буквы (75 ч.) | Развитие связной устной и письменной речи. | 19.09 | |||||||||||
Строчная письменная буква а | Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, буква, наклон, гласные и согласные звуки | Знания: научатся писать плавно букву А, соотносить печатную и письменную буквы, работать со схемами. Умения: выделять звук [а] из речи и видеть букву а в словах; ориентироваться на странице прописи | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 22.09 | |||||||||
Строчная и заглавная буквы а, А | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 23.09 | |||||||||||
Строчная и заглавная буквы о, О | Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, петля | Знания: научатся писать плавно букву О, о, соотносить печатную и письменную буквы, работать со схемами. Умения: выделять звук [о] из речи и видеть буквы О, о в словах | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 24.09 | |||||||||
Строчная и заглавная буквы И , и | Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, предложение, схема, гласные и согласные звуки | Знания: научатся писать и распознавать строчную букву и, соотносить печатную и письменную буквы. Умения: выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой и | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | 25.09 | |||||||||
Строчная буква ы | Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, схема, гласные и согласные звуки | Знания: научатся писать и распознавать букву ы, знать особенность этой буквы, писать под диктовку изученные буквы. Умения: выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой ы; располагать тетрадь под наклоном; быть аккуратными | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 26.09 | |||||||||
Строчная и заглавная буквы У, у | Пропись, рабочая строка, наклон тетради | Знания: научатся писать и распознавать строчную букву у, соотносить печатную и письменную буквы. Умения: выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой у; правильно удерживать ручку; ориентироваться на странице прописи | Развитие самоконтроля и саморегуляции. | 29.09 | |||||||||
Закрепление написания изученных букв | Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, гласные и согласные звуки | Знания: научатся распознавать формы всех изученных письменных букв. Умения: писать изучаемые буквы | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 30.09 | |||||||||
Строчная и заглавная буквы Н, н | Рабочая строка, наклон тетради и прописи, межстрочное пространство, схема, гласные и согласные звуки | Знания: научатся писать и распознавать строчную и заглавную буквы Н н, слоги с этой буквой, соотносить печатную и письменную буквы. Умения: выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой н; ориентироваться на странице прописи | Развитие фонематического слуха и восприятия | 1.10 | |||||||||
Строчная и заглавная буквы с, С | Предложение, правила написания предложения, рабочая строка, межстрочное пространство, схема, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их | Знания: научатся писать и распознавать строчную и заглавную буквы С, соотносить печатную и письменную буквы, узнавать изученные буквы. Умения: употреблять изученные буквы в словах и предложениях, воспроизводить письменный текст, работать со схемами; соблюдать гигиенические правила; ориентироваться на странице прописи, называть элементы букв С, с | Коррекция грамматического строя речи | 2.10 | |||||||||
Строчная и заглавная буквы К, к | Предложение, правила написания предложения, рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их | Знания: научатся писать и распознавать строчную и заглавную букву к, слоги с этой буквой, узнавать графический образ букв, соотносить печатную и письменную буквы. Умения: употреблять изученные буквы в словах и предложениях; выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой к | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 3.10 | |||||||||
Строчная буква т | Предложение, правила написания предложения, интонирование предложений, рабочая строка, межстрочное пространство, схема | Знания: научатся писать и распознавать строчную букву т, слоги с этой буквой, узнавать графический образ буквы. Умения: давать характеристику звукам, узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; читать и писать слова с изученной буквой, совершенствовать работу со схемами слов | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 6.10 | |||||||||
Закрепление написания изученных букв | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 7.10 | |||||||||||
Заглавная буква Т | Коррекция грамматического строя речи | 8.10 | |||||||||||
Строчная буква л | Предложение, правила написания предложения, интонирование предложений, рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их | Знания: научатся писать букву л, узнавать изученные буквы. Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения | Развитие связной устной и письменной речи. | 9.10 | |||||||||
Заглавная буква Л | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 10.10 | |||||||||||
Строчная буква р | Ребусы; рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их | Знания: выработать связное и ритмичное написание букв и слов на строке. Умения: без искажений записывать слова и предложения после их предварительного разбора | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 13.10 | |||||||||
Заглавная буква Р | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 14.10 | |||||||||||
Строчная буква в | Предложение, правила оформления предложений, рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их | Знания: научатся писать букву в. Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения | Коррекция грамматического строя речи | 15.10 | |||||||||
Заглавная буква В | Ребусы; рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их | Знания: научатся обозначать звуки соответствующими буквами, записывать слова и предложения после слого-звукового разбора с учителем. Умения: списывать с печатного текста письменными буквами | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 16.10 | |||||||||
Строчная буква е | Йотированная гласная, рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их | Знания: научатся писать букву е. Умения: правильно располагать буквы и слова | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 17.10 | |||||||||
Заглавная буква Е | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 20.10 | |||||||||||
Закрепление написания изученных букв | Рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их | Знания: научатся обозначать звуки соответствующими буквами, записывать слова и предложения после слого-звукового разбора с учителем. Умения: списывать с печатного текста письменными буквами | Коррекция грамматического строя речи | 21.10 | |||||||||
Строчная буква п | Рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их, твердые и мягкие согласные; профессии | Знания: научатся писать букву п. Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и вставлять их в предложения по смыслу, проверять написанное, ритмично располагать буквы на строке, работать по алгоритму | Развитие связной устной и письменной речи. | 22.10 | |||||||||
Заглавная буква П | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 23.10 | |||||||||||
Строчная буква м | Имена собственные, печатный, письменный текст; ребусы | Знания: научатся писать строчную и заглавную букву м. Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и вставлять их в предложения по смыслу, употреблять заглавную букву | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 24.10 | |||||||||
Заглавная буква М | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 27.10 | |||||||||||
Закрепление написания изученных букв | Коррекция грамматического строя речи | 28.10 | |||||||||||
Строчная буква з | Слого-звуковой разбор, схемы слов; обитатели зоопарка | Знания: научатся писать строчную и заглавную букву з. Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и вставлять их | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 29.10 | |||||||||
Заглавная буква З | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 30.10 | |||||||||||
Строчная буква б | Твердые и мягкие, парные звонкие и глухие согласные, элементы букв, форма слова, родственные слова; дикие | Знания: научатся соотносить слова, написанные печатным и письменным шрифтом. Умения: дифференцировать парные звонкие | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 31.10 | |||||||||
Заглавная буква Б | Коррекция грамматического строя речи | 10.11 | |||||||||||
Закрепление написания изученных букв | Развитие связной устной и письменной речи. | 11.11 | |||||||||||
Строчная буква д | Названия рек, пословицы; обобщающее слово, парные звонкие и глухие согласные, родственные слова | Знания: научатся правильно располагать буквы и их соединения, сравнивать собственные буквы с предложенным образцом. Умения: списывать с печатного текста, употребляя изученные заглавные буквы; демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений, различать | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 12.11 | |||||||||
Строчная и прописная буквы д, Д | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 13.11 | |||||||||||
Строчная буква я | Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков; планеты | Узнают, что в начале слова буква я обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного. Знания: научатся без искажений записывать слова и предложения после их предварительного разбора, обозначать на письме твердость и мягкость предыдущего согласного буквами я – а. | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 14.11 | |||||||||
Заглавная буква Я | Коррекция грамматического строя речи | 17.11 | |||||||||||
Закрепление написания изученных букв | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 18.11 | |||||||||||
Строчная и заглавная буквы я, Я | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 19.11 | |||||||||||
Строчная буква г | Парные звонкие и глухие согласные, форма слова, однокоренные слова, вопросительное предложение | Знания: научатся моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв, правильно располагать буквы и их соединения. Умения: сравнивать собственные буквы с предложенным образцом; письменно отвечать на вопросы, контролировать этапы своей работы, связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах, работать по алгоритму | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 20.11 | |||||||||
Заглавная буква Г | Коррекция грамматического строя речи | 21.11 | |||||||||||
Строчная и заглавная буквы г, Г | Развитие связной устной и письменной речи. | ||||||||||||
Письмо слов и предложений с изученными буквами | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 24.11 | |||||||||||
Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу | Глухой, мягкий непарный шипящий согласный звук, правописание ча, чу | Знания: научатся писать строчную букву ч, слова с сочетаниями ча, чу. Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 25.11 | |||||||||
Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 26.11 | |||||||||||
Буква ь –мягкий знак | Мягкий знак как показатель мягкости, звука не обозначает | Знания: научатся писать букву ь, писать слова с ь, различать Умения: выполнять звукобуквенный анализ слов, связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах | Коррекция грамматического строя речи | 27.11 | |||||||||
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 28.11 | |||||||||||
Письмо слов и предложений с изученными буквами и мягким знаком | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 1.12 | |||||||||||
Буква ь в середине слова | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 2.12 | |||||||||||
Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук | Сочетание ши, правило, шипящие согласные звуки, парный глухой, всегда твердый | Знания: научатся соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания, моделировать буквы из предложенных элементов. Умения: правильно располагать буквы и их соединения, выполнять звукобуквенный анализ слов, употреблять изученные правила письма с сочетанием ши, списывать | Коррекция грамматического строя речи | 3.12 | |||||||||
Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши | Развитие связной устной и письменной речи. | 4.12 | |||||||||||
Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук | Сочетание жи, шипящие согласные звуки, парный звонкий, всегда твердый, удвоенные согласные | Знания: научатся употреблять изученные правила письма с сочетанием жи. Умения: списывать с печатного текста, записывать под диктовку слова и предложения, контролировать этапы своей работы, применять правила правописания слов с сочетаниями жи – ши | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 5.12 | |||||||||
Написание слов с сочетаниями жи – ши | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 8.12 | |||||||||||
Строчная и прописная буквы ж, Ж. | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 9.12 | |||||||||||
Строчная буква ё, ё после согласных | Йотированная гласная буква, мягкость согласных; детеныши диких | Узнают, что мягкость согласного обозначается гласной буквой ё. Знания: научатся обозначать буквами твердые и мягкие согласные звуки, различать роль букв о, ё в слове. Умения: писать буквы, слова и предложения после их предварительного разбора; образовывать родственные слова | Коррекция грамматического строя речи | 10.12 | |||||||||
Заглавная буква Ё | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 11.12 | |||||||||||
Строчная буква й | Звонкий согласный звук, всегда мягкий | Знания: научатся писать букву й, соотносить звук [й’] и соответствующую ему букву. Умения: писать слова и предложения с этой буквой, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 12.12 | |||||||||
Слова с буквой й | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 15.12 | |||||||||||
Строчная буква х | Глухой непарный, твердый | Знания: научатся моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв, связно и ритмично писать буквы и слова на строке, без искажений. Умения: записывать буквы, слова и предложения | Коррекция грамматического строя речи | 16.12 | |||||||||
Заглавная буква Х | Развитие связной устной и письменной речи. | 17.12 | |||||||||||
Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление) | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 18.12 | |||||||||||
Строчная буква ю | Буквы, обозначающие мягкие согласные звуки | Знания: научатся объяснять, что в начале слова буква ю обозначает два звука, а после согласного – его мягкость. Умения: выработать связное и ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений, записывать слова и предложения под диктовку после их предварительного разбора, образовывать новые слова, формы слов по знакомым моделям | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 19.12 | |||||||||
Строчная и заглавная буквы ю, Ю | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 22.12 | |||||||||||
Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук | Всегда твердый, глухой непарный согласный звук, слова-исключения | Знания: научатся использовать на уроке знания о написании слов-исключений (букв и, ы после ц). Умения: выработать связное и ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений, записывать слова и предложения после их предварительного разбора | Коррекция грамматического строя речи | 23.12 | |||||||||
Строчная и заглавная буквы ц, Ц | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 24.12 | |||||||||||
Строчная буква э | Гласный звук, удвоенные согласные, имена собственные; текст | Знания: научатся писать заглавную букву Э, правильно располагать буквы и их соединения. Умения: сравнивать собственные буквы с предложенным образцом, записывать под диктовку имена собственные и предложения | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 25.12 | |||||||||
Заглавная буква Э | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 26.12 | |||||||||||
Письмо слов и предложений с изученными буквами | Побудительное предложение, элементы букв, восклицательный знак | Знания: научатся без искажений записывать слова и предложения Умения: записывать слова и предложения после их предварительного разбора, образовывать новые слова | Коррекция грамматического строя речи | 12.01 | |||||||||
Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. | Характеристика звука [щ’]: согласный, непарный глухой, непарный мягкий, шипящий, смычно-щелевой,парного ему по твердости и звонкости звука | Знания: научатся писать букву щ, правильно располагать буквы и их соединения. Умения: сравнивать собственные буквы с предложенным образцом, употреблять изученные правила письма с сочетаниями ча, чу, списывать с печатного текста | Развитие связной устной и письменной речи. | 13.01 | |||||||||
Заглавная буква Щ. Слоги ща, щу | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 14.01 | |||||||||||
Строчная буква ф | Глухой парный по звонкости – глухости ([в] – [ф]; [в’] – [ф’] и твердости – мягкости [ф] – [ф’] согласный звук; ребусы | Знания: научатся писать букву Ф, правильно располагать буквы и слова в строке. Умения: правильно оформлять написанные предложения (большая буква в начале предложения, в именах собственных) | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 15.01 | |||||||||
Заглавная буква Ф | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 16.01 | |||||||||||
Письмо слов и предложений с изученными буквами | Побудительное предложение, элементы букв, восклицательный знак | Знания: научатся без искажений записывать слова и предложения Умения: записывать слова и предложения после их предварительного разбора, образовывать новые слова | Коррекция грамматического строя речи | 19.01 | |||||||||
Буквы ь, ъ | Буквы, не имеющие звуков | Знания: научатся писать ь и ъ, понимать функции букв ь и ъ, употреблять эти буквы при написании слов, объяснять новое значение слов с ь, ъ и без них. Умения: записывать слова и предложения после слого-звукового разбора с учителем; демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений, различать и использовать на письме изученные буквы | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 20.01 | |||||||||
Написание слов с мягким и твердым знаками | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 21.01 | |||||||||||
Русский алфавит | Алфавит, буквы | Узнают последовательность букв в русском алфавите. Научатся: производить звукобуквенный анализ слов; писать слова, предложения и небольшие тексты с изученными буквами | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 22.01 | |||||||||
Оформление предложений | Текст, предложение, знаки препинания | Научатся анализировать текст, моделировать и оформлять в нем предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений. | Коррекция грамматического строя речи | 23.01 | |||||||||
Слова - названия предметов | Предмет и слово, называющее этот предмет | Знания: научатся различать слова – названия предметов, ставить к словам вопросы, составлять предложения Умения: самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность, формировать опыт составления предложений с данными словами | Развитие связной устной и письменной речи. | 26.01 | |||||||||
Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 27.01 | |||||||||||
Слова - действия предметов | Слова, обозначающие действия предметов | Знания: научатся различать слова – действия предметов, ставить к словам вопросы, составлять предложения Умения: самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 28.01 | |||||||||
Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 29.01 | |||||||||||
Слова – признаки предметов | Слова, обозначающие признаки предметов | Знания: научатся различать слова – признаки предметов, ставить к словам вопросы, составлять предложения Умения: самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами | Коррекция грамматического строя речи | 30.01 | |||||||||
Слова, отвечающие на вопросы: | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 2.02 | |||||||||||
Для чего нужны предлоги? | Предлоги, раздельное написание предлогов со словами | Узнают роль предлогов в речи. Научатся раздельно писать предлоги со словами | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 3.02 | |||||||||
Местоимения в предложениях | Местоимения, роль местоимений в предложениях | Узнают о местоимении, его роли в речи. Научатся правильно использовать местоимения в речи. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 4.02 | |||||||||
Проверочный диктант | Правила письма, орфограммы | Знания: научатся писать слова под диктовку без искажений и замены букв. Умения: оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать и оценивать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований | Коррекция грамматического строя речи | 5.02 | |||||||||
Безударные гласные в корне слова | Ударные и безударные гласные звуки, проверочное и проверяемое слово, способ проверки | Знания: научатся способу проверки написания гласной буквы в безударном слоге. Умения: подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в безударном слоге, обозначать буквой безударный гласный в двусложных словах, контролировать и оценивать этапы своей работы | Развитие связной устной и письменной речи. | 6.02 | |||||||||
Правописание безударных гласных в корне слова | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 9.02 | |||||||||||
Звонкие и глухие согласные в корне слова | Произношение и написание парных согласных, проверочное и проверяемое слово, способ проверки | Знания: научатся способу проверки написания парных согласных в конце слова путем изменения формы слова. Умения: распознавать | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 10.02 | |||||||||
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 11.02 | |||||||||||
Правописание жи – ши | Сочетание жи – ши, шипящие согласные звуки, парные звонкие и глухие, всегда твердые; правило правописания | Знания: научатся объяснять, почему в сочетаниях жи – ши надо запомнить написание гласной и. Умения: писать слова с сочетаниями жи – ши, применять правила правописания слов с сочетаниями жи – ши | Коррекция грамматического строя речи | 12.02 | |||||||||
Правописание ча – ща | Сочетания ча – ща, чу – щу, шипящие согласные звуки, всегда мягкие; правило | Знания: научатся объяснять, почему в сочетаниях ча – ща, чу – щу надо запомнить написание гласных а и у. Умения: писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу, контролировать и оценивать этапы своей работы; применять правила правописания слов с сочетаниями ча – ща | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 13.02 | |||||||||
Правописание чу – щу | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 16.02 | |||||||||||
Правописание чк – чн, щн | Буквосочетания чк – чн, щн; правило | Знания: научатся объяснять, почему правило о сочетаниях чк – чн, щн надо запомнить. Умения: писать слова с сочетаниями чк – чн, щн, контролировать и оценивать этапы своей работы; применять правила правописания слов с сочетаниями чк – чн, щн | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 17.02 | |||||||||
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу | Шипящие согласные звуки, парные звонкие и глухие | Знания: научатся объяснять, почему в сочетаниях жи-ши,ча – ща, чу – щу надо запомнить написание гласных Умения: писать слова с сочетаниями, контролировать и оценивать этапы своей работы; применять правила правописания слов с сочетаниями | Коррекция грамматического строя речи | 24.02 | |||||||||
Заглавная буква в словах | Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, деревень, улиц, слова – названия животных и слова – клички животных | Знания: научатся употреблять изученное правило письма о заглавной букве в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц. Умения: записывать под диктовку с комментированием слова и предложения, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований | Развитие связной устной и письменной речи. | 25.02 | |||||||||
Заглавная буква в именах собственных | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 26.02 | |||||||||||
Закрепление. Словарный диктант | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 27.02 | |||||||||||
Деление слов на слоги | Слоги, гласные, деление слов на слоги | Научатся уметь объяснять написание слов, деление слов на слоги | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 2.03 | |||||||||
Основа предложения | Основа предложения, главные члены предложения | Научатся определять основу предложения-подлежащее и сказуемое | Коррекция грамматического строя речи | 3.03 | |||||||||
Алфавитный порядок слов | Алфавит, порядок букв в алфавите | Научатся записывать слова в алфавитном порядке | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 4.03 | |||||||||
Списывание текста | Научатся списывать текст с печатного на письменный | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 5.03 | ||||||||||
Русский язык (50 часов) 1.Наша речь(2 часа) | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | ||||||||||||
Язык и речь, их значение в жизни людей. | Язык, русский язык, родной язык, речь | Учащиеся научатся различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык. Учащиеся получат возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека. | Коррекция грамматического строя речи | 6.03 | |||||||||
Русский язык — родной язык русского народа. | Развитие связной устной и письменной речи. | 10.03 | |||||||||||
2. Текст, предложение, диалог (3 часа) | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | ||||||||||||
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль | Предложение, интонация, законченная мысль, диалог | Узнают, что предложение выражает законченную мысль. Научатся каллиграфически правильно писать изученные буквы | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 11.03 | |||||||||
Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения | Научатся отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи. Получат возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 12.03 | ||||||||||
Диалог. | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 13.03 | |||||||||||
3. Слова, слова, слова…(4часа) | Диалог. | ||||||||||||
Слово. Роль слов в речи. | Слово, значение слова, слова-названия предметов, действий, признаков, вежливые слова, слова однозначные и многозначные, слова, близкие и противоположные по значению | Научатся определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы. Получат возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 16.03 | |||||||||
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 17.03 | |||||||||||
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | Коррекция грамматического строя речи | 18.03 | |||||||||||
Тематические группы слов. Слова однозначные и многозначные | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 19.03 | |||||||||||
4. Слово и слог. Ударение. (6 часов) | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | ||||||||||||
Слово и слог. Слогообразующая роль гласных. | Слово, слог, роль гласных при образовании слога, деление слов на слоги | Научатся различать слово и слог, наблюдать над слоговой структурой различных слов, определять количество в слове слогов, подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 20.03 | |||||||||
Деление слов на слоги. | Научатся выделять слоги из слова разными способами, составлять слова из слогов, делить слова на слоги, анализировать слоговые модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 30.03 | ||||||||||
Перенос слов. Правила переноса слов. | Перенос слов, правила переноса | Узнают правила переноса слов с одной строки на другую. Научатся: делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую, выполнять фонетический разбор слов | Коррекция грамматического строя речи | 31.03 | |||||||||
Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. | Научатся переносить слова по слогам. Получат возможность научиться находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 1.04 | ||||||||||
Ударение. Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. | «Ударный» или «безударный» гласный | Научатся: различать ударные и безударные гласные, определять ударный гласный в слове, выделять ударные | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 2.04 | |||||||||
Ударение. Знакомство с орфоэпическим словарём. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 3.04 | |||||||||||
5. Звуки и буквы (34 часа) | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | ||||||||||||
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | Звуки, буквы, роль звуков и букв в слове | Научатся различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи. Получат возможность научиться наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы. | Коррекция грамматического строя речи | 6.04 | |||||||||
Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 7.04 | |||||||||||
Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита. | Алфавит, азбука, порядок букв в алфавите | Научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке. Получат возможность научиться применять знание алфавита при пользовании словарями. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 8.04 | |||||||||
Русский алфавит. Использование алфавита при работе со словарями. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 9.04 | |||||||||||
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | Гласные звуки и буквы, гласный звук; буква, обозначающая гласный звук. | Научатся различать в слове гласные звуки по их признакам; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Получат возможность научиться составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказки | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 10.04 | |||||||||
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | Коррекция грамматического строя речи | 13.04 | |||||||||||
Гласные звуки. Слова с буквой э. | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 14.04 | |||||||||||
Ударные и безударные гласные звуки | Ударение, слоги, ударный гласный звук, безударные гласные звуки, способ проверки безударной гласной (изменения формы слова), словарные слова | Научатся различать проверочное и проверяемое слова; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах, писать двусложные слова с безударным гласным звуком, объяснять их написание. Получат возможность научиться составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 15.04 | |||||||||
Особенности проверяемых и проверочных слов. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 16.04 | |||||||||||
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 17.04 | |||||||||||
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | Коррекция грамматического строя речи | 20.04 | |||||||||||
Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки» | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 21.04 | |||||||||||
Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. | Согласные звуки и буквы, удвоенные согласные буквы в словах, буквы и, й | Научатся различать в слове согласные звуки по их признакам; буквы, обозначающие согласные звуки; делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой Й. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 22.04 | |||||||||
Согласные звуки Слова с удвоенными согласными. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 23.04 | |||||||||||
Согласные звуки. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’], буквой й | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 24.04 | |||||||||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | Твёрдые и мягкие согласные звуки, парные и непарные звуки, обозначение мягкости согласных на письме | Научатся различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука | Коррекция грамматического строя речи | 27.04 | |||||||||
Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 28.04 | |||||||||||
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 29.04 | |||||||||||
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | Научатся объяснять причины расхождения звуков и букв в словах; обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Получат возможность научиться восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 30.04 | |||||||||
Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 4.05 | |||||||||||
Правописание слов с мягким знаком. Перенос с лов с ь. | Коррекция грамматического строя речи | 5.05 | |||||||||||
Согласные звонкие и глухие звуки на конце слова. | Звонкие и глухие звуки, способы проверки согласных п глухости-звонкости | Научатся определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега); писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание. Получат возможность научиться определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки. | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 6.05 | |||||||||
Особенности проверяемых и проверочных слов. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 7.05 | |||||||||||
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 8.05 | |||||||||||
Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие». | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 11.05 | |||||||||||
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком. | Коррекция грамматического строя речи | 12.05 | |||||||||||
Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. | Шипящие согласные звуки | Научатся различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 13.05 | |||||||||
Буквосочетания чк, чн, чт, нч. Правила правописания сочетаний. | Буквосочетания с шипящими, сочетания чк, чн, чт, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу | Научатся находить в словах сочетания чк, чн, чт, жи-ши, ча-ща, чу-щу подбирать примеры слов с такими сочетаниями; писать слова с сочетаниями чк, чн, чт, жи-ши, ча-ща, чу-щу Получат возможность научиться наблюдать над образностью слова (олицетворением) | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 14.05 | |||||||||
Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 15.05 | |||||||||||
Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки». | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | 18.05 | |||||||||||
Шипящие согласные звуки. Развитие речи. | Коррекция грамматического строя речи | 19.05 | |||||||||||
Заглавная буква ( общее представление) | Собственные имена, заглавная буква при написании собственных имен | Научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 20.05 | |||||||||
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 21.05 | |||||||||||
Заглавная буква в словах. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании | 22.05 | |||||||||||
6. Повторение (1 час) | Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля | ||||||||||||
Проект: «Сказочная страничка» | Проект, презентация | Научатся создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке, участвовать в её презентации | Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык».
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образован...
Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 1 класс (учебник О.М.Александровой)
Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 1 класс (учебник О.М.Александровой)...
Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 2 класс (учебник О.М.Александровой)
Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 2 класс (учебник О.М.Александровой)...
Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 3 класс (учебник О.М.Александровой)
Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 3 класс (учебник О.М.Александровой)...
Рабочая программа по предмету " Русский родной язык" 4 класс
Рабочая программа по предмету "Русский родной язык" 4 класс. Составлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программы О. М. Александровой, с учётом ...
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 2 класс
Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и...
Рабочая программа учебного предмета русский ( родной) язык для 2 -го класса.
Программа разработана на основе концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, нормативных документов....