Адаптированная программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов (VII вида)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Яркова Лилия Федоровна

Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучения учащихся 1 класса 7 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

Адаптированная программа учебного предмета

 «Русский язык»

для  обучающихся 1 классов (VII вида)

2014 - 2015 учебный год

Учитель: Яркова Лилия Федоровна

Квалификационная категория: первая

Программа составлена в соответствии с  Программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010. Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др., авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение,  2011.  Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык».

Количество  часов по учебному плану на 2014-2015 уч. гг.: 165 часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «28» августа 2014 г.

г. Советский

2014 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010, авторской программы «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение,  2011.  Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», авторской программы «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение,  2011.  Авторы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько. «Обучение грамоте».

Учебники: 

В.П.  Канакина,  В.Г. Горецкий.  Русский  язык:  учебник для общеобразовательных  организаций  с  приложением  на электронном  носителе для  1 класса  – Москва: Просвещение, 2014.

В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Азбука.– Москва: Просвещение, 2014.

Изучение русского языка в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

  •  познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Пермякова Дарина, обучающаяся 1 «б» класса выведена решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.

Особенности Пермяковой Дарины:

Низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушена лексическая и грамматическая сторона речи. Девочка не посещала детский сад, замкнутая, необщительная.

Брагин Иван, обучающийся 1 «а» класса выведен решением районной ПМПК на обучение в компенсирующем классе. Обучается в данной группе с целью создания условий для успешной адаптации и усвоения программного материала.

Особенности Брагина Ивана:

Познавательные интересы соответствуют возрасту, средний уровень речи, активный словарь соответствует норме, лексическая и грамматическая сторона речи не нарушены. Иван посещал детский сад, выведен на индивидуальное обучение по результатам дошкольной диагностики по поведению, так как работает и общается со взрослыми не всегда адекватно, а по желанию. Может отказаться заниматься и просидеть весь урок. Замкнут, изолирован от других детей, трудно вступает в коммуникацию, предпочитает находиться один.

В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

  • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире;
  • развитие связной речи;
  • формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка;
  • развитие общего объёма относительно простых знаний;
  • расширение активного и пассивного словаря;
  • развитие зрительного анализа;
  • развитие памяти, внимания и работоспособности;
  • развитие эмоционально-волевой сферы, умения действовать по устной и письменной инструкции.

Общая характеристика учебного предмета

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Структура курса

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью – применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного предмета

1 КЛАСС  обучение грамоте (115 ч)

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце).

Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС (50Ч)

1 КЛАСС (50 ч)

Наша речь (2 ч)

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слова, слова, слова…  (4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение. (6 ч)

Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

Повторение (1 ч)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема

Количество часов в теме

Коррекционно-развивающая направленность

Обучение грамоте

115ч

Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря;

развитие умений делать простейшие выводы и обобщения;

коррекция  умений устанавливать причинно-следственные связи;

развитие умений делать простейшие выводы и обобщения;

коррекция и развитие концентрации и объёма внимания;

коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Наша речь

2 ч

Текст, предложение, диалог.

3 ч

Слова, слова, слова…

Слово и слог. Ударение

6 ч

Звуки и буквы

5 ч

Повторение

1 ч

 ВСЕГО

165ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебная литература

Для учителя:

О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова Поурочные разработки по обучению грамоте. Чтение и письмо. 1 класс М.: ВАКО, 2014г.

Для учащихся: 

Прописи в 4 ч. 1 класс (В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова)- М.: Просвещение, 2014г.

Русский язык .1 класс /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение, 2012г

Материально-техническое обеспечение:

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей

Технические средства обучения

Классная магнитная доска

Компьютер и проектор

Маркерная доска

Колонки

Принтер, сканер

Экранно-звуковые пособия

Электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого (CD);

Электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий (CD)

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 уч. год

№ п/п

Тема урока

Основное содержание уроков

Характеристика основных видов деятельности ученика

Коррекционная работа

Дата по плану

Дата по факту

Обучение грамоте (115 часов)

История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма

Пропись, правила, письменность

Знания: научатся пользоваться прописью, узнают о старинных принадлежностях для письма.

Умения: соблюдать гигиенические требования письма; применять правила работы в прописях

Коррекция грамматического  строя речи

1.09

Рабочая строка, правила посадки при письме

Правила письма, образец, рабочая строка, контур, штриховка

Знания: научатся выполнять графические задания по образцу, находить рабочую строку.

Умения: следить за правильным положением ручки, тетради, позы

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

2.09

Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов

Линии наклона, прямые, вертикальные, строка

Знания: научатся различать направление линий.

Умения: находить рабочую строку,  правильно удерживать ручку

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

3.09

Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров

Рабочая строка и межстрочное пространство, шрифт

Знания: научатся выполнять графические упражнения по образцу.

Умения: ориентироваться на странице прописи; правильно располагать тетрадь на парте под наклоном, находить рабочую строку, работать в ней

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

4.09

Письмо прямых наклонных линий

Образец, наклон, правильная посадка, схемы слов

Знания: научатся писать по образцу прямые наклонные линии.  

Умения: ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; правильно удерживать ручку

Коррекция грамматического строя речи

5.09

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху

Образец, наклон, правильная посадка,
работа со схемами слов,
с образцом написания

Знания: научатся писать прямые линии с закруглением снизу и сверху.

Умения: правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном; совершенствовать аккуратное письмо

Развитие связной устной и письменной речи.

8.09

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу

Образец, наклон, правильная посадка, рабочая строка, ударение

Знания: научатся выполнять графические упражнения по образцу.

Умения: делить слова на слоги, выделяя ударный слог; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

9.09

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

Образец, наклон, длинная линия с закруглением, порядок написания, ударные и безударные слоги

Знания: научатся писать короткие линии с закруглением внизу.

Умения: делить слова на слоги, ставить ударение, делать анализ слов; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

10.09

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий

Образец, наклон, овал, полуовал «левый» и «правый», порядок и интервал написания

Знания: научатся правильно писать овалы, левые и правые полуовалы, короткие наклонные линии, графические упражнения по образцу.

Умения: писать элементы букв; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить
за правильной посадкой, выполнять звуковой анализ слов, обозначающих предмет

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

11.09

Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу
(вправо, влево)

Образец, наклон, линия
с закруглением, порядок написания

Знания: научатся писать плавно наклонные линии с закруглением внизу.

Умения: ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой

Коррекция грамматического  строя речи

12.09

Письмо линий с закруглением внизу и вверху

Образец, наклон, порядок написания длинной петли

Знания: научатся правильно писать плавно наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

Умения: писать изученные элементы на рабочей строке; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

15.09

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу

Образец, наклон, линия
с петлей, порядок написания

Знания: научатся писать длинные  наклонные линии с петлей внизу.

Умения: делить слова на слоги, писать изученные элементы на рабочей строке

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

16.09

Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху

Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, петля

Знания: научатся писать плавно наклонные линии с петлей вверху. Умения: делить слова на слоги; правильно удерживать ручку,  располагать тетрадь под наклоном  

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

17.09

Письмо наклонных линий

Коррекция грамматического строя речи

18.09

Звуки и буквы (75 ч.)

Развитие связной устной и письменной речи.

19.09

Строчная письменная буква а

Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, буква, наклон, гласные и согласные звуки

Знания: научатся писать плавно букву А, соотносить печатную и письменную буквы, работать со схемами.

Умения: выделять звук  [а] из речи и видеть букву а в словах; ориентироваться на странице прописи

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

22.09

Строчная и заглавная буквы а, А

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

23.09

Строчная и заглавная буквы о, О

Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, петля

Знания: научатся писать плавно букву О, о, соотносить печатную и письменную буквы,  работать со схемами. Умения: выделять звук [о] из речи и видеть буквы О, о в словах

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

24.09

Строчная и заглавная буквы И , и

Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, предложение, схема, гласные и согласные звуки

Знания: научатся  писать и распознавать строчную букву и, соотносить печатную и письменную буквы.

Умения: выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой и

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

25.09

Строчная буква ы

Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, схема, гласные и согласные звуки

Знания: научатся  писать и распознавать букву ы, знать особенность этой буквы, писать под диктовку изученные буквы.

Умения: выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой ы; располагать тетрадь под наклоном; быть аккуратными

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

26.09

Строчная и заглавная буквы У, у

Пропись, рабочая строка, наклон тетради
и прописи, межстрочное пространство, схема, гласные и согласные звуки

Знания: научатся  писать и распознавать строчную букву у, соотносить печатную и письменную буквы.

Умения: выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой у; правильно удерживать ручку; ориентироваться на странице прописи

Развитие самоконтроля и саморегуляции.

29.09

Закрепление написания изученных букв

Образец, рабочая строка, межстрочное пространство, гласные и согласные звуки

Знания: научатся  распознавать формы всех изученных письменных букв.

Умения: писать изучаемые буквы

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

30.09

Строчная и заглавная буквы Н, н

Рабочая строка, наклон тетради и прописи, межстрочное пространство, схема, гласные и согласные звуки

Знания: научатся  писать и распознавать строчную и заглавную буквы Н н, слоги с этой буквой, соотносить печатную и письменную буквы.

Умения: выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой н; ориентироваться на странице прописи

Развитие фонематического слуха и восприятия

1.10

Строчная и заглавная буквы с, С

Предложение, правила написания предложения, рабочая строка, межстрочное пространство, схема, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их

Знания: научатся писать и распознавать строчную и заглавную буквы С, соотносить печатную и письменную буквы, узнавать  изученные буквы.

Умения: употреблять изученные буквы в словах и предложениях, воспроизводить письменный текст, работать со схемами; соблюдать гигиенические правила; ориентироваться на странице прописи, называть элементы букв С, с

Коррекция грамматического  строя речи

2.10

Строчная и заглавная буквы К, к

Предложение, правила написания предложения, рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их

Знания: научатся  писать и распознавать строчную и заглавную букву к, слоги с этой буквой, узнавать графический образ букв, соотносить печатную и письменную буквы.

Умения: употреблять изученные буквы в словах и предложениях; выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой к

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

3.10

Строчная  буква т

Предложение, правила написания предложения, интонирование предложений, рабочая строка, межстрочное пространство, схема

Знания: научатся  писать и распознавать строчную букву т, слоги с этой буквой, узнавать графический образ буквы.

Умения: давать характеристику звукам, узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; читать и писать слова с изученной буквой, совершенствовать работу со схемами слов

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

6.10

Закрепление написания изученных букв

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

7.10

Заглавная буква Т

Коррекция грамматического строя речи

8.10

Строчная буква л

Предложение, правила написания предложения, интонирование предложений, рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их

Знания: научатся писать букву л, узнавать  изученные буквы.

Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения
с образцов, проверять написанное; писать
букву
л в соответствии с образцом, писать на диапазоне всех изученных букв

Развитие связной устной и письменной речи.

9.10

Заглавная буква Л

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

10.10

Строчная буква  р

Ребусы; рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их

Знания: выработать связное и ритмичное написание букв и слов на строке.

Умения: без искажений записывать слова и предложения после их предварительного разбора

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

13.10

Заглавная буква Р

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

14.10

Строчная  буква  в

Предложение, правила оформления предложений, рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их

Знания: научатся писать букву в.

Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения
без ошибок с письменного шрифта, проверять написанное; работать по алгоритму

Коррекция грамматического  строя речи

15.10

Заглавная буква В

Ребусы; рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их

Знания: научатся обозначать звуки соответствующими буквами, записывать слова и предложения после слого-звукового разбора с учителем.

Умения: списывать с печатного текста письменными буквами

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

16.10

Строчная буква е

Йотированная гласная, рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их

Знания: научатся писать букву е.

Умения: правильно располагать буквы и слова
в строке, писать слоги и слова с изученными буквами; ритмично располагать буквы на строке, работать по алгоритму

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

17.10

Заглавная буква Е

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

20.10

Закрепление написания изученных букв

Рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их

Знания: научатся обозначать звуки соответствующими буквами, записывать слова и предложения после слого-звукового разбора с учителем.

Умения: списывать с печатного текста письменными буквами

Коррекция грамматического строя речи

21.10

Строчная буква п

Рабочая строка, гласные и согласные звуки, буквы, обозначающие их, твердые и мягкие согласные; профессии

Знания: научатся писать букву п.

Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и вставлять их в предложения по смыслу, проверять написанное, ритмично располагать буквы на строке, работать по алгоритму

Развитие связной устной и письменной речи.

22.10

Заглавная буква П

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

23.10

Строчная буква м

Имена собственные, печатный, письменный текст;

ребусы

Знания: научатся писать строчную и заглавную букву м.

Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и вставлять их в предложения по смыслу, употреблять заглавную букву

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

24.10

Заглавная буква М

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

27.10

Закрепление написания изученных букв

Коррекция грамматического  строя речи

28.10

Строчная буква з

Слого-звуковой разбор, схемы слов; обитатели зоопарка

Знания: научатся писать строчную и заглавную букву з.

Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и вставлять их
в предложения по смыслу

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

29.10

Заглавная буква З

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

30.10

Строчная буква б

Твердые и мягкие, парные звонкие и глухие согласные, элементы букв, форма слова, родственные слова; дикие
и домашние животные

Знания: научатся соотносить слова, написанные печатным и письменным шрифтом.  

Умения: дифференцировать парные звонкие
и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

31.10

Заглавная буква Б

Коррекция грамматического строя речи

10.11

Закрепление написания изученных букв

Развитие связной устной и письменной речи.

11.11

Строчная буква д

Названия рек, пословицы; обобщающее слово, парные звонкие и глухие согласные, родственные слова

Знания: научатся правильно располагать буквы и их соединения, сравнивать собственные буквы с предложенным образцом.

Умения: списывать с печатного текста, употребляя изученные заглавные буквы; демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений, различать
и использовать на письме буквы, писать имена собственные

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

12.11

Строчная и прописная буквы д, Д

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

13.11

Строчная буква я

Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков; планеты

Узнают, что в начале слова буква я обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного.

Знания: научатся без искажений записывать слова и предложения после их предварительного разбора, обозначать на письме твердость и мягкость предыдущего согласного буквами я а.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

14.11

Заглавная буква Я

Коррекция грамматического  строя речи

17.11

Закрепление написания изученных букв

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

18.11

Строчная и заглавная буквы я, Я

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

19.11

Строчная буква г

Парные звонкие и глухие согласные, форма слова, однокоренные слова, вопросительное предложение

Знания: научатся моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв, правильно располагать буквы и их соединения.

Умения: сравнивать собственные буквы с предложенным образцом; письменно отвечать на вопросы, контролировать этапы своей работы, связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах, работать по алгоритму

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

20.11

Заглавная буква Г

Коррекция грамматического строя речи

21.11

Строчная и заглавная буквы г, Г

Развитие связной устной и письменной речи.

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

24.11

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу

Глухой, мягкий непарный шипящий согласный звук, правописание ча, чу

Знания: научатся писать строчную букву ч, слова с сочетаниями ча, чу.

Умения: анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать  предложения,  проверять написанное.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

25.11

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

26.11

Буква ь –мягкий знак

Мягкий знак как показатель мягкости, звука не обозначает

Знания: научатся писать букву ь, писать слова  с ь, различать
на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце, проводить фонетический разбор слов с
ь.

Умения: выполнять звукобуквенный анализ слов, связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах

Коррекция грамматического  строя речи

27.11

 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

28.11

Письмо слов и предложений с изученными буквами и мягким знаком

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

1.12

Буква ь в середине слова

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

2.12

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук

Сочетание ши,  правило, шипящие согласные звуки, парный глухой, всегда твердый

Знания: научатся соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания, моделировать буквы из предложенных элементов.

Умения: правильно располагать буквы и их соединения, выполнять звукобуквенный анализ слов, употреблять изученные правила письма с сочетанием ши, списывать
с печатного текста, употребляя изученные буквы

Коррекция грамматического строя речи

3.12

Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши

Развитие связной устной и письменной речи.

4.12

Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук

Сочетание жи, шипящие согласные  звуки, парный звонкий, всегда твердый, удвоенные согласные

Знания: научатся употреблять изученные правила письма с сочетанием жи.

Умения: списывать с печатного текста, записывать под диктовку слова и предложения, контролировать этапы своей работы, применять правила правописания слов с сочетаниями жи – ши

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

5.12

Написание слов с сочетаниями жи – ши

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

8.12

Строчная и прописная буквы ж, Ж.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

9.12

Строчная буква ё, ё после согласных

Йотированная гласная буква, мягкость согласных; детеныши диких
и домашних животных

Узнают, что мягкость согласного обозначается  гласной буквой  ё.

Знания: научатся обозначать буквами твердые и мягкие согласные звуки, различать роль букв о, ё в слове.

Умения: писать буквы, слова и предложения после их предварительного разбора; образовывать родственные слова

Коррекция грамматического  строя речи

10.12

Заглавная буква Ё

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

11.12

Строчная буква й

Звонкий согласный звук, всегда мягкий

Знания: научатся писать букву й, соотносить звук [й’] и соответствующую ему букву.

Умения: писать слова и предложения с этой буквой, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

12.12

Слова с буквой й

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

15.12

Строчная буква х

Глухой непарный, твердый
и мягкий; противоположные по смыслу
слова

Знания: научатся моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв, связно и ритмично писать буквы и слова на строке, без искажений.

Умения: записывать буквы, слова и предложения

Коррекция грамматического строя речи

16.12

Заглавная буква Х

Развитие связной устной и письменной речи.

17.12

Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление)

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

18.12

Строчная буква ю

Буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

Знания: научатся объяснять, что в начале слова буква ю обозначает два звука, а после согласного – его мягкость.

Умения: выработать связное и ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений, записывать слова и предложения под диктовку после их предварительного разбора, образовывать новые слова, формы слов по знакомым моделям

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

19.12

Строчная и заглавная буквы ю, Ю

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

22.12

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук

Всегда твердый, глухой непарный  согласный звук, слова-исключения

Знания: научатся использовать на уроке знания о написании слов-исключений (букв и, ы после ц).

Умения: выработать связное и ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений, записывать слова и предложения после их предварительного разбора

Коррекция грамматического  строя речи

23.12

Строчная и заглавная буквы ц, Ц

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

24.12

Строчная буква э

Гласный звук, удвоенные согласные, имена собственные; текст

Знания: научатся писать заглавную букву Э, правильно располагать буквы и их соединения.

Умения: сравнивать собственные буквы с предложенным образцом, записывать под диктовку имена собственные и предложения

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

25.12

Заглавная буква Э

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

26.12

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Побудительное предложение, элементы букв, восклицательный знак

Знания: научатся без искажений записывать слова и предложения

Умения: записывать слова и предложения после их предварительного разбора, образовывать новые слова

Коррекция грамматического строя речи

12.01

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук.

Характеристика звука [щ’]: согласный, непарный глухой, непарный мягкий, шипящий, смычно-щелевой,парного ему по твердости и звонкости звука

Знания: научатся писать букву щ, правильно располагать буквы и их соединения.

Умения: сравнивать собственные буквы с предложенным образцом, употреблять изученные правила письма с сочетаниями ча, чу, списывать с печатного текста

Развитие связной устной и письменной речи.

13.01

Заглавная буква Щ. Слоги ща, щу

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

14.01

Строчная буква ф

Глухой парный по звонкости – глухости ([в] – [ф]; [в’] – [ф’] и твердости – мягкости [ф] – [ф’] согласный звук; ребусы

Знания: научатся писать букву Ф, правильно располагать буквы и слова в строке.

Умения: правильно оформлять написанные предложения (большая буква в начале предложения, в именах собственных)

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

15.01

Заглавная буква Ф

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

16.01

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Побудительное предложение, элементы букв, восклицательный знак

Знания: научатся без искажений записывать слова и предложения

Умения: записывать слова и предложения после их предварительного разбора, образовывать новые слова

Коррекция грамматического  строя речи

19.01

Буквы ь, ъ

Буквы, не имеющие звуков

Знания: научатся писать ь и ъ, понимать функции букв ь и ъ, употреблять эти буквы при написании слов, объяснять новое значение слов с ь, ъ и без них.

Умения: записывать слова и предложения после слого-звукового разбора с учителем; демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений, различать и использовать на письме изученные буквы

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

20.01

Написание слов с мягким и твердым знаками

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

21.01

Русский алфавит

Алфавит, буквы

Узнают последовательность букв в русском алфавите.

Научатся: производить звукобуквенный анализ слов; писать слова, предложения и небольшие тексты с изученными буквами

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

22.01

Оформление предложений
в тексте

Текст, предложение, знаки препинания

Научатся анализировать текст, моделировать и оформлять в нем предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений.

Коррекция грамматического строя речи

23.01

Слова - названия предметов

Предмет и слово, называющее этот предмет

Знания: научатся различать слова – названия предметов, ставить к словам вопросы, составлять предложения
с данными словами.

Умения: самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность, формировать опыт составления предложений с данными словами  

Развитие связной устной и письменной речи.

26.01

Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

27.01

Слова - действия предметов

Слова, обозначающие действия предметов

Знания: научатся различать слова – действия предметов, ставить к словам вопросы, составлять предложения
с данными словами.

Умения: самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

28.01

Слова, отвечающие на вопросы что делать?  что сделать?

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

29.01

Слова – признаки предметов

Слова, обозначающие признаки предметов

Знания: научатся различать слова – признаки предметов, ставить к словам вопросы, составлять предложения
с данными словами.

Умения: самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами

Коррекция грамматического  строя речи

30.01

Слова, отвечающие на вопросы:
какой? какая? какое? какие?

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

2.02

Для чего нужны предлоги?

Предлоги, раздельное написание предлогов со словами

Узнают роль предлогов в речи. Научатся раздельно писать предлоги со словами

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

3.02

Местоимения в предложениях

Местоимения, роль местоимений в предложениях

Узнают о местоимении, его роли в речи. Научатся правильно использовать местоимения в речи.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

4.02

Проверочный диктант

Правила письма, орфограммы

Знания: научатся  писать слова под диктовку без искажений и замены букв.

Умения: оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать и оценивать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований

Коррекция грамматического строя речи

5.02

Безударные гласные в корне слова

Ударные и безударные гласные звуки, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Знания: научатся способу проверки написания гласной буквы в безударном слоге.

Умения: подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в безударном слоге, обозначать буквой безударный гласный в двусложных словах, контролировать и оценивать этапы своей работы

Развитие связной устной и письменной речи.

6.02

Правописание безударных гласных в корне слова

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

9.02

Звонкие и глухие согласные в корне слова

Произношение и написание парных согласных, проверочное и проверяемое слово, способ проверки

Знания: научатся способу проверки написания парных согласных в конце слова путем изменения формы слова.

Умения: распознавать
в слове парный согласный, требующий проверки, подбирать проверочное слово, обосновывая написание парного согласного в слове

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

10.02

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

11.02

Правописание  жи – ши

Сочетание жи – ши, шипящие согласные  звуки, парные звонкие и глухие, всегда твердые; правило правописания

Знания: научатся объяснять, почему в сочетаниях жи – ши надо запомнить написание гласной и.

Умения: писать слова с сочетаниями жи – ши, применять правила правописания слов с сочетаниями жи – ши

Коррекция грамматического  строя речи

12.02

Правописание ча – ща

Сочетания ча – ща, чу – щу, шипящие согласные  звуки, всегда мягкие; правило

Знания: научатся объяснять, почему в сочетаниях ча – ща, чу – щу надо запомнить написание гласных а и у.

Умения: писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу, контролировать и оценивать этапы своей работы; применять правила правописания слов с сочетаниями ча – ща 

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

13.02

Правописание чу – щу

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

16.02

Правописание чк – чн, щн

Буквосочетания  чк – чн, щн; правило

Знания: научатся объяснять, почему правило о сочетаниях чк – чн, щн   надо запомнить.

Умения: писать слова с сочетаниями чк – чн, щн, контролировать и оценивать этапы своей работы; применять правила правописания слов с сочетаниями чк – чн, щн

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

17.02

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

Шипящие согласные  звуки, парные звонкие и глухие

Знания: научатся объяснять, почему в сочетаниях жи-ши,ча – ща, чу – щу надо запомнить написание гласных

Умения: писать слова с сочетаниями, контролировать и оценивать этапы своей работы; применять правила правописания слов с сочетаниями

Коррекция грамматического строя речи

24.02

Заглавная буква в словах

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, деревень, улиц, слова – названия животных и слова – клички животных

Знания: научатся употреблять изученное правило письма о заглавной букве в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц.

Умения: записывать под диктовку с комментированием слова и предложения, контролировать этапы своей работы; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований

Развитие связной устной и письменной речи.

25.02

Заглавная буква в именах собственных

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

26.02

Закрепление. Словарный диктант

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

27.02

Деление слов на слоги

Слоги, гласные, деление слов на слоги

Научатся уметь объяснять написание слов, деление слов на слоги

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

2.03

Основа предложения

Основа предложения, главные члены предложения

Научатся определять основу предложения-подлежащее и сказуемое

Коррекция грамматического  строя речи

3.03

Алфавитный порядок слов

Алфавит, порядок букв в алфавите

Научатся записывать слова в алфавитном порядке

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

4.03

Списывание текста

Научатся списывать текст с печатного на письменный

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

5.03

Русский язык (50 часов)

                                                                                                             1.Наша речь(2 часа)

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Язык, русский язык, родной язык, речь

Учащиеся научатся различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык.

Учащиеся получат возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека.

Коррекция грамматического строя речи

6.03

Русский язык — родной язык русского народа.

Развитие связной устной и письменной речи.

10.03

2. Текст, предложение, диалог (3 часа)

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

Предложение, интонация,

законченная мысль, диалог

Узнают, что предложение выражает законченную мысль. 

Научатся каллиграфически правильно писать изученные буквы

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

11.03

Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения

Научатся отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи. Получат возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

12.03

Диалог.

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

13.03

3. Слова, слова, слова…(4часа)

Диалог.

Слово. Роль слов в речи.

Слово, значение слова, слова-названия предметов, действий, признаков, вежливые слова, слова однозначные и многозначные, слова, близкие и противоположные по значению

Научатся определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Получат возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

16.03

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

17.03

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Коррекция грамматического  строя речи

18.03

Тематические группы слов. Слова однозначные и многозначные

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

19.03

4. Слово и слог. Ударение. (6 часов)

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Слово и слог. Слогообразующая роль гласных.

Слово, слог, роль гласных при образовании слога, деление слов на слоги

Научатся различать слово и слог, наблюдать над слоговой структурой различных слов, определять количество в слове слогов, подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

20.03

Деление слов на слоги.

Научатся выделять слоги из слова разными способами, составлять слова из слогов, делить слова на слоги, анализировать слоговые модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

30.03

Перенос слов. Правила переноса слов.

Перенос слов, правила  переноса

Узнают  правила переноса слов с одной строки на другую.

Научатся:  делить слова на слоги,  переносить слова с одной строки на другую, выполнять фонетический разбор слов

Коррекция грамматического  строя речи

31.03

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Научатся переносить слова по слогам.

Получат возможность научиться находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

1.04

Ударение. Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.

«Ударный» или «безударный» гласный

Научатся: различать ударные и безударные гласные, определять ударный гласный в слове, выделять ударные
и безударные гласные, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

2.04

Ударение. Знакомство с орфоэпическим словарём.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

3.04

5. Звуки и буквы        (34 часа)

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Звуки, буквы, роль звуков и букв в слове

Научатся различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.

Получат возможность научиться наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Коррекция грамматического  строя речи

6.04

Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов.

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

7.04

Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита.

Алфавит, азбука, порядок букв в алфавите

Научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Получат возможность научиться применять знание алфавита при пользовании словарями.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

8.04

Русский алфавит. Использование алфавита при работе со словарями.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

9.04

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Гласные звуки и буквы, гласный звук; буква, обозначающая гласный звук.

Научатся различать в слове гласные звуки по их признакам; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.  

Получат возможность научиться  составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказки

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

10.04

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Коррекция грамматического  строя речи

13.04

Гласные звуки. Слова с буквой э.

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

14.04

Ударные и безударные гласные звуки

Ударение, слоги, ударный гласный звук, безударные гласные звуки, способ проверки безударной гласной (изменения формы слова), словарные слова

Научатся различать проверочное и проверяемое слова; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах, писать двусложные слова с безударным гласным звуком, объяснять их написание.

Получат возможность научиться составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

15.04

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

16.04

 Способы проверки написания буквы, обозначающей  безударный гласный звук

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

17.04

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Коррекция грамматического  строя речи

20.04

Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

21.04

Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

Согласные звуки и буквы, удвоенные согласные буквы в словах, буквы и, й

Научатся различать в слове согласные звуки по их признакам; буквы, обозначающие согласные звуки; делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой Й.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

22.04

Согласные звуки Слова с удвоенными согласными.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

23.04

Согласные звуки. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’], буквой й

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

24.04

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Твёрдые и мягкие согласные звуки, парные и непарные звуки, обозначение мягкости согласных на письме

Научатся различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука

Коррекция грамматического  строя речи

27.04

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

28.04

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

29.04

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Научатся объяснять причины расхождения звуков и букв в словах; обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Получат возможность научиться восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

30.04

Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

4.05

Правописание слов с мягким знаком.  Перенос с лов с ь.

Коррекция грамматического  строя речи

5.05

Согласные звонкие и глухие звуки на конце слова.

Звонкие и глухие звуки, способы проверки согласных п глухости-звонкости

Научатся определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега); писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.

Получат возможность научиться определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

6.05

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

7.05

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

8.05

Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

11.05

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком.

Коррекция грамматического  строя речи

12.05

Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

Шипящие согласные звуки

Научатся  различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

13.05

Буквосочетания чк, чн, чт, нч. Правила правописания сочетаний.

Буквосочетания с шипящими, сочетания чк, чн, чт, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу

Научатся  находить в словах сочетания чк, чн, чт, жи-ши, ча-ща, чу-щу подбирать примеры слов с такими сочетаниями; писать слова с сочетаниями чк, чн, чт, жи-ши, ча-ща, чу-щу

Получат возможность научиться наблюдать над образностью слова (олицетворением)

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

14.05

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

15.05

Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

18.05

Шипящие согласные звуки. Развитие речи.

Коррекция грамматического  строя речи

19.05

Заглавная буква ( общее представление)

Собственные имена, заглавная буква при написании собственных имен

Научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

20.05

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

21.05

Заглавная буква в словах.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

22.05

6. Повторение         (1 час)

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Проект: «Сказочная страничка»

Проект, презентация

Научатся создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке, участвовать в её презентации

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа по предмету "Русский язык" (2 класс) коррекционная школа 8 вида

Рабочая программа по  русскому языку  для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающейся 4 «а» класса с нарушением опорно-двигательного аппарата

Программа составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Приме...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета Русский язык 1-4 класс

В данной программе сохранены все изучаемые разделы и темы с учетом особенностей детей с ЗПР. Программа обеспечивает коррекцию нарушений речи и их социальную адаптацию....

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык».

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образован...

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 1 класс (учебник О.М.Александровой)

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 1 класс (учебник О.М.Александровой)...

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 2 класс (учебник О.М.Александровой)

Рабочая программа по предмету "Русский родной язык". 2 класс (учебник О.М.Александровой)...