Открытый урок по русскому языку 2 класс по программе ПНШ "Родственные слова.Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе ПНШ "Родственные слова.Корень слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_2b_rus._yaz._rodstv._sl.pptx116.98 КБ
Файл konspekt_uroka.docx18.23 КБ
Файл samoanaliz.docx15.74 КБ
Файл doklad.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

БЕРЁЗ а , БЕРЁЗ онька , БЕРЕЗ няк , под БЕРЁЗ овик

Слайд 4

1. поле, полочка, полевой, полюшко 2. печурка, печь, печка, печатать 3. соринка, сорняк, сорвал, насорил 4. водитель, вода, водичка, водяной 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Слайд 7

Св … тлый , свет, св …тает Н… чевать , н… чной , ночь Правда, опр … вдать , пр … вдивый С… дить , сад, с… довый

Слайд 8

Проверим: с вет ночь правд а сад с вет лый ноч ной правд ивый сад овый с вет ает ноч евать о правд ать сад ить

Слайд 9

Творческая работа 1. Под осиной растут подосиновики. 2. В лесу работает лесник. 3. Рыбак ловит рыбу. 4. Муравьи живут в муравейнике. 5. Туляк живет в Туле.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 Б классе с элементами Сингапурской системы обучения.

Учитель: Балина Ирина Викторовна.

Тема: Родственные слова (урок-закрепление)

Образовательные задачи:

  • Учить детей подбирать родственные слова;
  • Уметь выделять в них корень;
  • Формировать умение подбирать к слову – названию предмета родственные слова (название признака и название действия) этого предмета;
  • Уметь находить нужную информацию в тексте, анализировать ее содержание.

 Воспитательные задачи:

  • Уметь принимать мнение и точку зрения своего товарища, допускать существование различных точек зрения по изучаемой теме;
  • Уметь осознавать свои возможности в учении (успеха или неуспеха), связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Развивающие задачи:

  • Развивать внимание, восприятие, речь (устную и письменную);
  • Развивать память (зрительную, слуховую);
  • Развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, умозаключение).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Посмотрите на партнера по лицу – улыбнитесь, партнеру по плечу – пожмите руку.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Откройте тетрадь, оформите ее (число, Классная работа).

Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слайд № 1)

Какое это слово? (Слайд № 2)

Назовите орфограмму в этом слове.

Что такое береза?

Подберите к слову родовое понятие.

Но ель, сосна – тоже деревья. Чем они отличаются от березы?

Запишите это слово в тетрадь, выделите орфограмму.

Подберите и запишите к этому слову «береза» родственные слова, выделите в них корень.

  1. Определение темы урока.

Возьмите часики (метод «клок-баддис»).

(У учеников имеется модель часов с распределением времени на 12 ч., назначена встреча с одним из одноклассников. Имена написаны рядом с цифрой на циферблате.)

Посмотрите на часики: с кем назначена встреча на 12 часов? Возьмите тетради и идите на эту встречу. Проверьте правильность этого задания друг у друга.

Займите свои места за партой.

- Хочу послушать пару Аня – Света (отвечают).

- С кем встречался Сергей? (с Глебом)

- Как выполнил задание Глеб? (отвечает)

Проверьте это задание на слайде. (Слайд № 3)

Оцените. (жест «Отлично»)

Что такое «березняк»?

«Подберезовик»?

Предположите, какая тема урока? (повторить и обобщить знания о родственных словах и корне)

  1. Закрепление пройденного материала.

  1. Работа в команде (метод «модель фрейер»).

Сейчас будем работать в команде (по 4 человека) и составлять рассказ на тему «Что я знаю о родственных словах и корне слова».

Партнеры № 1, возьмите лист А4, согните его пополам.

Партнеры № 2, согните его еще пополам.

Партнеры № 3, отогните уголок в центре листа.

Партнеры № 4, разогните лист и маркером проведите все линии.

Этот лист передайте партнеру по лицу. Он пишет в центре ромба тему «Родственные слова. Корень слова» и передает его партнеру по плечу.

Партнер по плечу начинает писать по одному предложению все, что знает по этой теме, затем передает следующему партнеру по плечу. Когда все напишут – обсуждаете в своей команде получившийся ответ (рассказ по теме).

Проверим.

Рассказывает партнер № 1 из команды № 3.

Оцените («отличная работа»).

Далее партнер № 1 из команды № 4 и т.д.

Физминутка (метод «микс-фриз-групп»).

Дети двигаются по классу хаотично под музыку. Когда музыка замирает, дети останавливаются и объединяются друг с другом в группу по столько человек, сколько в ответе на следующие вопросы:

- Сколько участников в вашей команде?

- Сколько букв в слове «парта»?

- Сколько звуков обозначает буква «е» в слове «ель»?

        2. Работа в команде.

«Найди лишнее слово, выпиши его».

Из ряда слов выпишите только то, которое не является однокоренным ко всем остальным.

  1. Поле, полочка, полевой, полюшко
  2. Печурка, печь, печка, печатать
  3. Соринка, сорняк, сорвал, насорил
  4. Водить, вода, водичка, водяной

(Слайд № 4)

Проверим.

На столе лежат карточки с числами 1 2 3 4.

Расставьте их в том порядке, в котором вы выписывали лишние слова.

Поднимите первую карточку – 2 (полочка).

Почему это лишнее слово? И т.д.

Сверимся со слайдом. (Слайд № 5) 2 4 3 1

  1. Работа с партнером по лицу (в парах).

Выпишите в тетрадь однокоренные слова в следующей последовательности:

Слово – предмет

Слово – признак

Слово – действие (Слайд № 6)

Св…тлый, свет, св…тает

Н…чевать, н…чной, ночь (1 – 4 партнер по лицу)

Правда, опр…вдать, пр…вдивый

С…дить, сад, с…довый (3 -2 партнер по лицу) (Слайд № 7)

Выделите корень в словах.

Хочу послушать партнера № 2 из команды № 5 и т.д.

Оцените. («отлично»)

Сверьте свои ответы со слайдом. (Слайд № 8)

  1. Творческая работа (метод «куиз-куиз-трэйд).

К каждому предложению составьте и запишите в тетрадь подобное предложение с однокоренными словами. В однокоренных словах выделите корень.

  1. Под осиной растут подосиновики.
  2. В лесу работает лесник.
  3. Рыбак ловит рыбу.
  4. Муравьи живут в муравейниках.
  5. Туляк живет в Туле.

(Слайд № 9)

Кто выполнил задание – встаньте, поднимите руку и найдите себе пару из тех, кто тоже сделал. Расскажите друг другу, какие предложения вы составили. Ученик А оценивает ученика Б, ученик Б – ученика А. Если ответ правильный – похвали товарища, если нет – подскажи, научи.

- Чья пара готова к защите творческой работы? (выслушать 2 – 3 пары)

V. Домашнее задание: составить и записать мини-рассказ, используя родственные слова.

VI. Итог. Рефлексия.

- Сегодня я узнал… повторил…

- Мне было интересно…

- Было трудно…



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка во 2 Б классе с элементами Сингапурской системы обучения.

Учитель: Балина Ирина Викторовна.

Тема: Родственные слова (урок-закрепление)

Задачи урока.

Образовательные задачи:

  • Учить детей подбирать родственные слова;
  • Уметь выделять в них корень;
  • Формировать умение подбирать к слову – названию предмета родственные слова (название признака и название действия) этого предмета;
  • Уметь находить нужную информацию в тексте, анализировать ее содержание.

 Воспитательные задачи:

  • Уметь принимать мнение и точку зрения своего товарища, допускать существование различных точек зрения по изучаемой теме;
  • Уметь осознавать свои возможности в учении (успеха или неуспеха), связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Развивающие задачи:

  • Развивать внимание, восприятие, речь (устную и письменную);
  • Развивать память (зрительную, слуховую);
  • Развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, умозаключение).

Тип урока: урок – обобщение полученных знаний.

Реальные учебные возможности учащихся выше среднего; при планировании данного урока учитывала такую особенность, как развитие самостоятельности, тем более, что материал ученикам уже знаком, тема изучена ранее, это урок закрепления полученных знаний.

Данный урок был связан с предыдущими уроками, он опирался на темы: слова – предметы, слова – признаки, слова – действия; корень слова; разные формы слова; слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Этот урок работает и на последующие уроки - их темы, например: «Правописание безударной гласной в корне слова», «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме», «Родственные слова и формы слова. Их отличие».

Специфика урока состоит в том, что в нем использованы элементы методики Сингапурского обучения. Тип урока – урок обобщения, повторения, закрепления полученных знаний.  

Задачи урока.

Образовательные задачи:

  • Учить детей подбирать родственные слова;
  • Уметь выделять в них корень;
  • Формировать умение подбирать к слову – названию предмета родственные слова (название признака и название действия) этого предмета;
  • Уметь находить нужную информацию в тексте, анализировать ее содержание.

 Воспитательные задачи:

  • Уметь принимать мнение и точку зрения своего товарища, допускать существование различных точек зрения по изучаемой теме;
  • Уметь осознавать свои возможности в учении (успеха или неуспеха), связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Развивающие задачи:

  • Развивать внимание, восприятие, речь (устную и письменную);
  • Развивать память (зрительную, слуховую);
  • Развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, умозаключение).

Мне кажется, удалось решить эти задачи в комплексе, взаимосвязь их прослеживается. Главными, стержневыми, задачами, конечно же, были образовательные задачи и, наверное, развивающие.

Элементы методики сингапурской системы обучения как раз рациональны для решения этих задач. Например, работая в паре, команде, дети учились принимать мнение и точку зрения своего партнера, работать вместе, выслушивать мнение других, предлагать свои идеи, делать общие выводы.

Опрос по этой методике я проводила, используя метод «модель фрейер» (сгибали лист бумаги и на 4-х частях составляли ответ по теме). На упражнения закрепляющего характера (было 5 заданий) отведено больше всего времени на уроке. Все задания были логически связаны между собой, соблюдалась последовательность от простого к сложному. Сложной была творческая работа по составлению предложений с родственными словами.

Главный акцент на уроке делался на том, что родственные слова помимо одинакового корня обязательно должны иметь общий смысл или значение. Дети иногда путают такие слова, как «горе», «горевать» и «гористый».

На уроке использовались методы Сингапурской системы обучения:

  • Клок-баддис («часики») – проверяли правильность составления родственных слов к слову «береза»
  • Модель фрейер («лист бумаги») – составляли рассказ по теме «Что я знаю о родственных словах и корне слова»
  • Микс-фриз-груп – проведение физминутки
  • Куиз-куиз-трэйд- творческая работа
  • Работа с партнером по лицу и по плечу.

Контроль закрепления знаний, умений и навыков был организован в групповой, парной формах с использованием методов сингапурского обучения, так как эти методы, я считаю, дают возможность детям обмениваться знаниями и идеями, работать в сотрудничестве и продуктивно.

На уроке применялись ТСО (тех. средства обучения).

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен.

Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей второклассников.



Предварительный просмотр:

Доклад

Работа с родителями по внедрению ФГОС

                                                          Подготовила:

учитель начальных классов

                                                 МОУ СОШ№ 64  

                                                     Балина И.В.

Тюмень 2015г.

« Чтобы узнать ребенка,                                                                                                                                         надо хорошо знать его семью»

В.А.Сухомлинский 

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.

Школа – это возвышенный дух, мечта, идея,

которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя –

и тут же реализуются.

Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия,

где приходят и уходят по звонку,

зарабатывают – кто деньги, кто оценки

и считают дни до отпуска

и минуты до очередного звонка…

Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А. Захаренко

Все мы знаем, какую роль несёт семья в  развитии  личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер,  стиль поведения, представления о трудолюбии  и  многое  другое.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что   у   ребенка, который отказывается  навести порядок  на  собственной   парте – нет перед глазами примера родителей,  наводящих  порядок  в  доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя.  

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы.

 Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы:

. Во-первых, это заключение трехстороннего договора о предоставлении общего образования между самим общеобразовательным учреждением, его учредителем и родителями (законными представителями) обучающихся;

. Во-вторых, это локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления школой;

. И, в-третьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов.

Трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными представителями )обучающихся.

 1-й уровень – информационно-аналитический.

 Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат – информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства.

 2-й уровень – организационный

. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания. Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.

 3-й уровень – управленческий.

 Важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС НОО в нашем образовательном учреждении является информационное сопровождение и просвещение. Действительно, среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и о их роли в его реализации. При этом основным источником информации о ФГОС НОО для родителей являются педагоги и администрация школы.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. Работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей. Достижение взаимопонимания между мной и родителями – процесс сложный. Общение это выгодно обеим сторонам.

Но... Мы живём в XXΙ веке. Жизнь меняется. В связи с переходом школы на ФГОС , существенно меняется и приоритет родителей в образовании своих детей. Существенно меняется взаимодействие «учитель -дети – родители»

Мы видим, что согласно требованиям ФГОС родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. И поэтому одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собрание.

 Соответственно и изменилась методика проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий и т. п.

Провожу родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем  педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций,собрание-консультация,вечер вопросов и ответов, час общения.

Тематика собраний разнообразна. Мы говорим об особенностях развития младшего школьника, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе и агрессии, трудовом и эстетическом воспитании, о помощи своему ребенку в выполнении домашнего задания . Сейчас проводить собрания с родителями мне помогают ИКТ- технологии: презентации –это хороший «помощник» учителю на собрании.

Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

Отличительной особенностью нового ФГОСа является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность».            В мае месяце прошло классное собрание родителей  будущих первоклассников, на котором родители познакомились  с понятием, целями, структурой и содержанием ФГОС начального общего образования.  

 Родители были информированы о  направлениях внеурочной деятельности. Вместе со   своими детьми они осуществляли выбор направлений внеурочной  деятельности:

- духовно-нравственное;

- спортивно-оздоровительное;

- социальное;

- художественно-эстетическое;

- общекультурное;

Школа – это не только учеба, а мир общения, игры, творчества. Организация внеурочной деятельности помогает создать условия для социального творчества, позволяет ребенку осознать себя как личность, развить способности и интересы.
       

При активном участии родителей ведутся портфолио обучающихся.

 Родителям мною были предложены образцы портфолио. Вместе с детьми родители выбрали понравившийся образец. Родительский комитет распечатали образцы в цветном варианте для всего класса, закупили папки.

Родители вместе с детьми осуществляют работу над проектами, участвуют в научно-исследовательской деятельности .  В основе  метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков  учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом,  исследование  -  это в  большей степени   научная  деятельность,  а  проект  -  это  в большей  степени  творческая деятельность. Самые первые проекты,которые выполняли уч-я- . «Тюмень-моя малая Родина». 2. «Вторая жизнь ненужных вещей». 3. «М ой четвероногий друг».

      В ФГОС определён «портрет» выпускника начальной школы:

     - любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации  собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.

Начальная школа – это самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка. Начинается систематическое обучение в школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащихся с внешним миром теперь определяются его новой социальной позицией – ролью ученика. Родители и педагоги обязаны помочь ребёнку чувствовать себя комфортно в новой социальной роли – роли школьника.

Мы делаем первые шаги по введению ФГОС НОО, но уже первый опыт показывает заинтересованность многих родителей и детей в тех изменениях, которые приходят в школе в связи с внедрением новых образовательных стандартов.

 необходимо отметить, что заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребёнка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи. Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.

Профессионализм педагога и доверие к нему родителей - МОСТ в создание долгосрочного сотрудничества  семьи и школы в условиях реализации стандартов нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова". Конспект урока составлен по технологии деятельностного метода. Для проведения урока использует...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

конспект урока русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

В ходе урока дети обобщают, что слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одно...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока:« Состав слова.Корень»

Научить  называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней...