Программа по учебному предмету " Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Макаенко Ирина Анатольевна


Программа по учебному предмету "Русский язык" для 3 класса. Дидактическая система развивающего обучения Л.В.Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07

E-mail:school8zavuch@mail.

Принято                                               Согласовано

школьным                                             заместителем директора

методическим                                       по УВР

объединением

«28» августа 2015 г.                            «_____ » ____________ 2015 г.

Протокол № 1

                                      Утверждено.

                      Приказ № _139_от «   31     » августа 2015 г.

 ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ  ЯЗЫК»

ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2015 / 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,

Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 3 класса,  

- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик  программы:

учитель начальных классов

Макаенко Ирина Анатольевна,

 первая квалификационная категория, педстаж  25 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 8, в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по русскому языку, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ СОШ № 8, Программы курса «Русский язык» автор Н.Н. Нечаева (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).

Цель курса: освоение коммуникативной функции языка, осознание языка как средства приобщения к богатству русской культуры.

        Цель на 3 класс: способствовать осознанию обучающимися взаимосвязи между целью речи, её содержанием и средствами в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретению необходимых навыков пользования языковыми средствами.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В. Занкова.

Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.

Формы контроля –  итоговый (внешний, внутренний), промежуточный (процессуальный мониторинг).

                                     Количество (за год):  диагностических работ – 1

                                                                                проверочных работ – 8

                                                                                 контрольных работ – 5

        На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 3 классе 170  часов (34 недели по 5 часов в неделю).

Разделы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

Фонетика и орфоэпия

7

3+3

3

2+1

15+4

Графика

2

1+1

1

1

5+1

Лексика

5

9

3

3

20

Состав слова (морфемика)

1

4+10

20

2

27+10

Морфология

10

36+2

50

22+48

118+50

Синтаксис

5

12

18

7

42

Орфография и пунктуация

5

55+3

48

55

163+3

Развитие речи

15

31

27

29

102

Резерв

19

49

68

Итого

50

170

170

170

560

ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,  СОДЕРЖАНИЯ, ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,

  3 КЛАССА

Личностные универсальные учебные действия

  • проявляет положительное отношение и интерес к познанию русского языка;

-  рефлексирует адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

  • оценивает успешность своей деятельности самостоятельно на основе предложенных критериев;
  • осознаёт свою этническую принадлежность;
  • понимает чувства одноклассников, учителей.

-  проявляет  интерес  к нахождению разных способов решения учебной задачи;

  • следует  в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознаёт  свою гражданскую идентичность  в форме осознания «Я» как гражданина России.

Раздел программы

Содержание

Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

I. Развитие речи  

Устная речь (слушание, говорение)

Уяснение взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания.

Выбор адекватных средств общения. Практическое овладение монологом, диалогом. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование разных типов речи. Овладение начальными умениями ведения разговора.

Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях общения.

Соответствие речи орфоэпическим нормам.

27

  • осознаёт взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирает адекватные средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • выражает собственное мнение, обосновывает его;
  • владеет начальными умениями ведения разговора;
  • строит устное монологическое высказывание на определенную тему, делает словесный отчет о выполненной работе;
  • применяет речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
  • определяет последовательность частей текста, составляет план;
  • использует в монологическом высказывании разные типы речи;
  • сочиняет  письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
  • находит  средства связи между предложениями;
  • создаёт  текс;,
  •  анализирует  и редактирует  их;
  • пересказывает текст подробно или выборочно;
  • пользуется  специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

- контролирует  свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

  • отбирает адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносит необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • действует в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
  • находит самостоятельно несколько вариантов решения учебной задачи;
  • оценивает  самостоятельно адекватно правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы;

- делает  выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществляет поиск нужного материала в дополнительных изданиях;
  • пользуется знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами;
  • строит небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • выделяет информацию из сообщений разных видов  в соответствии с учебной задачей;
  • анализирует изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • осуществляет синтез;
  • понимает структуру построения рассуждения;
  • обобщает;
  • подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводит аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • осуществляет  расширенный поиск информации с использованием дополнительных ресурсов;
  • создаёт  и преобразовывает модели и схемы;
  • строит  логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

- строит сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывает другое мнение и позицию;

- договаривается, приходит к общему решению;

  • контролирует действия партнера;
  • адекватно использует средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

- строит  монологическое высказывание;

- владеет диалогической формой коммуникации;

  • допускает  возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;
  • ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • использует  речь для регуляции своего действия и планирования своей деятельности;
  •  стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • оказывает  необходимую помощь в сотрудничестве.

Письменная речь

(чтение, письмо)

Представление о типах речи, о стилистических различиях языка. Смысловые связи между частями текста. Микро темы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление продолжения к началу текста. Изменение стиля текста. Способы выражения позиции автора. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.

Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.

Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений.

Оформление диалога: реплики, слова автора. Способы связи предложений в тексте, слов в предложении.

II. Система языка    

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии. Представление о чередовании звуков. Ударение, произношение звуков в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка. Звукобуквенный разбор слова.

3

- актуализирует фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии;

  • устанавливает соотношение звукового и буквенного состава слова;
  • использует алфавит для упорядочения слов и при работе со словарями;
  • узнаёт  позиционные чередования звуков;
  • проводит  звукобуквенный  разбор слова, оценивает  правильность его проведения;
  • соблюдает  нормы русского языка в речи.

Графика

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; с ъ и ь знаками; с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. Совершенствование навыков клавиатурного письма.

1

Лексика

Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Расширение представлений об этимологии, омонимах,  антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах.

Работа со словарными статьями в учебнике и со словарями.

3

  • воспринимает слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
  • выявляет слова, значение которых требует уточнения;
  • определяет значение слова по тексту или уточняет с помощью толкового словаря;
  • понимает  этимологию мотивированных названий;
  • подбирает  синонимы и антонимы;
  • различает  употребление в тексте слов в прямом и переносном значении, омонимы;
  • понимает  значение фразеологизмов;
  • ориентируется в разнообразии словарей по русскому языку.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова, и синонимов, и слов с омонимичными корнями. Образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм.

20

  • различает родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находит в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
  • находит  в словах основу, постфикс, соединительные гласные;
  • узнаёт  образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
  • понимает  возможности суффиксов и приставок;
  • оценивает  правильность разбора слов по составу.

Морфология

Части речи, их значение и употребление в речи. Морфологический разбор.

Имя существительное. Начальная форма. Различение рода, изменение по числам, по падежам. Различение склонения в форме ед. числа; склонение существительных во мн. числе (ознакомление).

Имя прилагательное. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. 

Глагол. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам, в прошедшем времени по родам и числам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но. Частица не.

50

  • различает изменяемые и неизменяемые слова;
  • находит начальную форму имени существительного, имени прилагательного, глагола;
  • определяет грамматические признаки имен существительных (род, число, падеж, склонение), имён прилагательных (род, число, падеж), глаголов (форму времени; число, род);
  • различает глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»;

- выполняет  морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов; оценивает правильность его проведения;

  • устанавливает  связь между употребленным в тексте местоимением и существительным;
  • определяет  функцию предлогов;
  • устанавливает  отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

Синтаксис

Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.

18

  • различает предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливает связь между словами в словосочетании и предложении;
  • находит главные и второстепенные члены предложения;
  • выделяет предложения с однородными членами;
  • различает  второстепенные члены предложения;
  • выполняет  разбор простого предложения, оценивает  правильность разбора.

III. Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;

- гласные и согласные в приставках;

- разделительные ъ и ь;

- ь после шипящих на конце имен существительных;

- не с глаголами;

- раздельное написание предлогов с другими словами.

Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах -ик-, -ек-.

Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен сущ.; о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.

48

- применяет  ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
  • гласные и согласные в приставках;

• разделительные ъ и ь;

• безударные окончания имен прилаг.;

не с глаголами;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

  • определяет написание слова по орфографическому словарю;
  • безошибочно списывает текст;
  • пишет под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверяет текст, находит и исправляет ошибки;

- применяет  правила:

  • ь после шипящих на конце имен сущ.;
  • гласные в суффиксах -ик-, -ек-;
  • соединительные гласные о, е в сложных словах;
  • запятые при однородных членах предложения;
  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имен сущ. и прил.;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • различать разные способы проверки правописания слов.

Тематическое планирование

                                                               № урока

Дата

Тема

1 ЧЕТВЕРТЬ (44 ч)

1 -2

Роль общения в жизни человека. Речевая ситуация. Адекватное использование средств устного общения[1]. Обращение к ранее изученному: лексический, морфологический, звукобуквенный анализ слов. Словарная работа.

3-4

Стилистическая принадлежность текста и его языковые особенности. Окончание как способ образования форм имен существительных. Эпитеты. Контекстуальные синонимы. 

5

Однокоренные слова и формы слова. Проект «Банк заданий». Пунктирование текста.

6

Работа с толковым словарем русского языка. Знакомство с обратным словарем. Алфавитный порядок слов. Лексическое значение слова. Орфографическая работа.

7

Средства устного и письменного общения. Лексическое значение слова, синонимы. Инсценирование.

8

Работа с текстом.

9-10

Чередование. Виды чередований. Однокоренные слова. Орфографическая работа. Работа с текстом. Пунктуационное оформление прямой речи. Значение частицы не. 

11

Работа с текстом. Описание героя текста. Синонимы и антонимы. Удвоенные согласные в корне. Речевая ситуация.

12

Входная проверочная работа.

13

Орфографическая работа. Различные виды разбора. Лексическая сочетаемость. 

14

Определение в поэтическом тексте. Обобщение изученного. Оформление реплик в диалоге.

15

Происхождение слов в русском языке. Исконная и заимствованная лексика. Способы образования новых слов. Работа с текстом.

16

Заимствованные слова, их значение, произношение, написание.

17

Лингвистические задачи (фонетика). Старославянский язык. Полногласие и неполногласие.

18

Состав слова. Способы образования слов. Формы слова и родственные слова. Основа слова.

19

Основа слова. Орфографическая работа. Употребление приставок и суффиксов.

20

Порядок разбора слова по составу. Суффикс и его словообразовательная роль. Орфограммы в суффиксах. Определение суффикса и приставки. Языковые особенности скороговорки.

21-22

 

Правила переноса. Приставки и суффиксы как средство выразительности. Языковые особенности народной песни и колыбельной. Значение и правописание суффиксов –оньк--, -еньк-. Суффиксы-омонимы (-к-). 

23

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Суффиксы –ок-, -ат-. Суффиксы и лексическое и грамматическое значение слова. Языковые особенности небылицы.

24

Правописание предлогов. Способы словообразования. Словообразование и формоизменение. Правописание букв парных согласных в корне и суффиксе.

25

Правописание букв парных согласных в корне и суффиксе. Выбор буквы безударного гласного в словах-омонимах. УНТ: присказка. Разбор слова по составу. Решение орфографических задач.

26-27

Речевая характеристика персонажа. Суффикс как средство художественной выразительности. Стили литературного языка. Архаизмы. Создание собственного текста – описания животного.

28

Значение суффикса в создании художественного образа. Обращение. Паронимы. Лексическая сочетаемость.

29

Орфографическая работа. Предлог и приставка. Орфограммы в приставках.

30

Предлог и приставка. Словарные слова. Глагол, время глагола.

31

Приставка как средство художественной выразительности. Обращение. Пунктуационное оформление диалога. Словообразование. Приставочный способ. Орфограммы в корне и приставке. Приставки и их варианты.

32

Многообразие приставок с орфограммами. Приставки-синонимы.

33

Текст-рассуждение. Написание своего текста. Приставка как средство художественной выразительности. Синтаксический разбор. Правописание приставок. Время глагола. 

34-35

 

Приставки-антонимы. Предлог и приставка. Знакомство с написанием приставок на -з/-с. Правописание букв парных согласных в корне, суффиксе, приставке.

36

Стилистическая принадлежность слова. Текст-повествование. Изложение. Словесный портрет – описание животного.

37

Проверочная работа по теме «Состав слова»

38

Разбор слов по составу. Определение способа образования слов. Сложение. Сложные слова. Сложные слова и формы слов. Изменение существительных по падежам. Соединительная буква. 

39

Образование сложных слов. Правописание соединительной буквы.

40

Описание предмета. Правописание сложных слов. Моделирование речевой ситуации. Инсценировка. Лексическое значение сложных слов.

41

Образование сложных слов. Несклоняемые существительные. Морфемный состав несклоняемых существительных и сложных слов, образованных от них.

42

Проверочная  работа по темам четверти. Диктант.

43

Повторение изученных орфограмм. Правописание сложных слов. Создание текста-рассуждения. Стилистические и языковые особенности текста. 

44

Стилистическое разнообразие лексики русского языка. Общеупотребительные слова. Сложные слова в авторском тексте и скороговорке. Орфографическая работа. Решение лингвистических задач.

                             

                              2 ЧЕТВЕРТЬ (36 ч)

45

Обобщение изученного в теме «Секреты появления слов в русском языке».

46

Предложение. Связи слов в предложении. Роль служебных частей речи. Грамматическая основа. Словарная работа.

47

Решение орфографических задач. Признаки предложения. Смыслоразличительные средства устной и письменной речи. Составление заданий. Лексическая работа.

48

Самостоятельные и служебные части речи, их признаки. Работа со словарями. Употребление пространственных предлогов. Составление лингвистического текста – определения. Роль предлогов в предложении.

49

Анализ текста, составление плана. Синтаксическая работа. Создание собственного текста – описания в опоре на алгоритм.

50

Правописание предлога и приставки. Время глагола. Роль предлога в предложении и словосочетании. Составление определения предлога.

51

Предлог. Предлоги – синонимы и антонимы. Обращение. Оформление реплик. Значение частицы не. Раздельное написание предлогов. Личные местоимения – заместители существительных.

52

Роль интонации при передаче смысла высказывания. Правописание предлогов, оканчивающихся на парные согласные. Составление собственного задания. Решение лингвистических задач.

53

Союз как часть речи. Его роль в предложении и значение. Стиль и тип текста. Этикетные формулы приветствия и благодарности.

54

Значение союзов. Соединительные и противительные союзы. Частица не. Однородные члены. Написание текста – определение союза.

55-56

Лексические особенности загадок. Тема, микротемы, стиль и тип текста. Частеречные особенности текста. Написание рассуждения на заданную тему.

57

Частицы, их роль в языке и речи.

58

Частица не, ее значение. Раздельное написание не с глаголами.

59

Правописание не с глаголами. Глаголы, которые не употребляются без не. Время глагола.

60

Словарные слова. Написание текста по памяти. Обобщение изученного в теме «Служебные части речи».

61

Проверочная работа по теме «Служебные части речи»

62

Глагол как часть речи. Глагол и тип текста. Значение приставок. Изменение глаголов по временам

63

Грамматические признаки глагола – время, число, лицо (без использования понятия), род.

64

Время глагола, вид (без употребления термина). Орфографическая работа. Изменение глаголов по числам, в прошедшем времени – по родам.

65

Прошедшее время глагола. Формообразующий суффикс. Законченное и незаконченное действие. Составление таблицы пропущенных орфограмм.

66

Морфемный состав глагольных форм. Грамматические признаки подлежащего и сказуемого и связь между ними. Текст и не текст.

67

Лексическая работа. Формулы вежливости. Инсценировка. Написание текста о звуках природы.

68

Грамматические признаки глаголов. Совершенный и несовершенный вид. Обращение. Орфографическая работа.

69

Прямое и переносное значение слов. Грамматические признаки глагола. Существительные, не употребляемые в единственном числе. Сочинение.

70

Неопределенная форма глагола. Суффиксы начальной формы. Правописание глаголов на -чь.

71

Начальная форма глагола как часть сказуемого. Изменение глаголов по временам. Обращение. Инсценировка.

72

Простое и сложное будущее время. Стилистическая работа с текстом. Грамматические признаки подлежащего и сказуемого.

73

Обобщение изученного в теме «Грамматические признаки глагола».

74

Проверочная работа по теме «Грамматические признаки глагола»

75

Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

76

Предмет значение имени существительного как части речи. Окончание в начальной форме и род существительных. Постоянные и непостоянные признаки. 

77

Объявление как жанр текста. Орфограмма в окончании существительных. Слова с ь.

78

Словарные слова. Изменение существительных по падежам. Родственные слова и формы слов. Группы существительных по значению.

79-80

Группы существительных по значению. Словарные слова. Определение значений слов. Написание своего текста о будущей профессии.

3 ЧЕТВЕРТЬ (50 ч)

81

Существительные, имеющие формы только единственного или множественного числа. Решение орфографических

задач. Алфавит. Разбор слов по составу.

82

Синонимы и антонимы. Написание текста-рассуждения. Лексическое значение слова. 

83

Грамматические признаки существительных. Группировка слов. Значение приставок.

84

Инсценировка. Обращение. Род и окончание существительных. Словарные слова.

85

Род и окончание существительного. Твердая и мягкая основа. Варианты образования форм множественного числа. Орфографическая работа.

86

Знакомство с орфограммой «Ь после шипящих на конце существительных». Изменение существительных по падежам.

87

Составление правила.

88

Составление карточки на правописание ь после шипящих на конце существительных, схемы о ролях ь. Орфографическая работа.

89

Проверочная работа по теме «Грамматические признаки имени существительного»

90

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Оформление словосочетания.

91

Словосочетание. Форма зависимого слова при согласовании и управлении (здесь и далее без употребления терминов).

92

Краткое изложение лингвистического текста. Работа со словосочетанием. Решение орфографических задач.

93

Стиль текста. Установление и оформление словосочетаний.

94

Орфограмма «Правописание гласных ы, и после ц». Наблюдение правил написания ы, и после ц

95

Работа с текстом. Роль существительного в предложении. Решение орфографических задач.

96

Инсценирование. Составление правила. Орфографическая работа.

97

Орфографическая работа. Обсуждение правила. Анализ составленного правила. Беглый гласный в суффиксе (без введения понятия). Изменение существительного по падежам.

98

Обобщение изученного в темах: «Грамматические признаки имени существительного», «Словосочетание».

99

Падеж, начальная форма существительного, склонение, косвенные падежи.

100

Стиль текста. Определение падежа существительных, составление алгоритма. Функции падежей.

101

Анализ текста. Склонение существительных, определение падежа. Орфографическая работа. Самопроверка.

102

Прямое и переносное значение слов. Предложно-падежные формы. Склонение, определение падежа.

103

Знакомство с особенностями текста афиши. Создание своего текста. Определение падежей. Словарные слова.

104

Знакомство с особенностями текста рекламы. Создание своего текста рекламы. Написание краткого изложения.

105

Работа с текстом. Определение падежей. Склонение существительных во множественном числе.

106

Работа с пословицами. Решение орфографических задач. Определение падежа.

107

Проверочная работа по теме «Словосочетание. Падежи существительных»

108

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Словосочетание. 

109

Орфографическая работа. Определение дополнений. Грамматическая основа.

110

Определение дополнений. Склонение существительных, сравнение окончаний. Моделирование речевой ситуации.

111

Инсценирование речевой ситуации. Дополнение. Склонение. Орфографическая работа. Решение лингвистических задач.

112

Изменение существительных по падежам. Окончания существительных разных склонений.

113

Типы склонения существительных. Твердое и мягкое различие. Ударные и безударные окончания. 

114

Склонение существительных. Орфографическая работа. 

115

Орфограммы в разных частях слова. Определение склонения и падежа. Решение лингвистических задач.

116

1-е склонение существительных. Употребление предлогов о-/об-. Таблица «Падежные окончания существительных

в единственном числе». Знаки препинания при прямой речи.

117

2-е и 3-е склонение существительных. Дополнение и проверка таблицы. Антонимы. Падежные окончания существительных. 

118

Текст, его стиль, тип, структура. Словосочетание. Проверка безударных окончаний существительных.

119

Падежные окончания существительных. Типы склонения. Орфограммы в окончаниях. Составление памятки. Омонимы. Фразеологизмы.

120

Склонение существительных. Нахождение и проверка безударных окончаний. Обращение. Инсценировка. Лексическая работа.

121

Речевая ситуация. Речевая характеристика персонажа. Склонение и падеж существительных. Имена собственные.

122

Орфографическая работа. Склонение существительных. Формулировка задания, составление карточки.

123

Контрольная работа по итогам четверти.

124

Работа с текстом. Омонимы. Орфографическая работа. Склонение существительных, падеж. 

125

Разгадывание ребусов. Определение склонения, изменение по падежам. Орфограммы в окончаниях.

126

Омонимы. Склонение существительных, изменение по падежам. Орфограммы в окончаниях. Создание собственного текста. Лексическая работа. Анализ слов по составу.

127

Словообразовательный анализ. Орфографическая работа. Решение лингвистических задач. 

128

Исследование лингвистического материала. Орфографическая работа со словами с основой на шипящий и ц.

129

Знакомство с правилом написания окончаний после шипящих и ц. Алгоритм проверки орфограммы. Составление задания.

130

Орфографическая работа. Словосочетание. Изменение слов по падежам.

4 ЧЕТВЕРТЬ  (40 ч)

131

Разбор по составу. Значение суффиксов. Учебное исследование. Знакомство с правописанием суффиксов –ек-, -ик-.

132

Работа с текстом. Составление правила. Решение орфографических задач. Самопроверка.

133

Орфографическая работа. Составление задания. Суффиксы существительных, их значение.

134

Склонение существительных в форме множественного числа. Орфограммы в окончаниях. Одушевленные и неодушевленные существительные.

135

Склонение существительных во множественном числе. Одушевленные и неодушевленные существительные.

Определение склонения и падежа.

136

Написание сочинения. Решение орфографических задач. Лексическая работа. Разбор слов по составу. Значение

пословиц.

137

Восстановление текста. Загадывание слов для кроссворда. Варианты форм Р.п. мн.ч. 

138

Однокоренные слова. Склонение существительных во множественном числе. Словосочетание.

139

Словарная работа. Склонение существительных во множественном числе. Падеж существительных в словосочетаниях с числительными.

140

Обобщение изученного в теме «Склонение имен существительных».

141

Проверочная работа по теме «Склонение имен существительных»

142

Словосочетание. Согласование прилагательного с существительным. Словообразовательный разбор. Антонимы.

143

Роль прилагательного в предложении. Орфографическая работа. Написание текста по памяти. Грамматические

Особенности прилагательного. 

144

Склонение прилагательных. Проверка окончаний прилагательных. Морфологический и звукобуквенный разбор. 

145

Итоговая диагностическая работа (г.Москва)

146

Словосочетание. Орфограмма в окончании прилагательных. Знакомство с определением. Выделение членов предложения.

147

Речевая ситуация. Инсценировка. Схема предложения. Словарная работа. Составление предложения.

148

Члены предложения. Подбор определений. Работа со словарной статьей. Написание сочинения – описания погоды.

149

Склонение прилагательных во множественном числе. Составление и оформление карточек с заданиями. Обращение.

Разбор предложения по членам.

150

Работа с текстом. Сочинение. Обсуждение работ

151

Проверочная работа по теме «Грамматические признаки имени прилагательного»

152

Контрольная работа по итогам года.

153

Учебное исследование. Знакомство с однородными членами и их признаками. Обособление однородных членов. Стилистическое редактирование. Способы выражения однородных членов. 

154

Однородные члены, их роль в предложении. Фразеологизмы. Редактирование текста: устранение повторов слов.

155

Однородные члены предложения. Обращения. Морфологический разбор. Языковые особенности художественного

текста. Лексическая работа. Сочинение. 

156

Однородные члены предложения. Обращения. Морфологический разбор. Языковые особенности художественного

текста. Лексическая работа. Сочинение.

157

Работа с однородными членами предложения. Знаки препинания при однородных членах. Схема предложения.

158

Литературное редактирование. Однородные члены предложения. Постановка знаков препинания. Различные виды разбора.

159

Знаки препинания при однородных членах. Запись текста по памяти. Рецепт как жанр текста.

160

Знаки препинания при однородных членах. Самопроверка. Орфографическая работа.

161

Обобщение изученного в теме «Как из слов образуются предложения».

162

Проверочная работа по теме «Как из слов образуются предложения. Однородные члены предложения»

163

Признаки текста. Способы связи предложений по смыслу и грамматически. 

164

Стиль текста. Сравнение текстов по стилю. Краткое изложение. Выполнение различных видов разбора. 

165

Текст-рассуждение. Признаки текста. Орфографическая работа. Моделирование речевой ситуации.

166

Лексическая работа. Решение орфографических задач.

167

Работа с тестом. Краткое изложение по данной схеме. Решение лингвистических задач.

168

Паронимы, синонимы, омонимы, многозначные слова. Решение лингвистических задач. 

169

Лексическая и орфографическая работа. Написание письма. Составление текста-описания. 

170

Обобщение по теме «Как из предложений образуется текст»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

  1. Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  2. Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 3 кл.: В 4 частях - Под ред. Н.В. Нечаевой. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
  3. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 3 класс» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  4. Словари,  энциклопедии, справочники, предусмотренные курсом русского языка.
  5. Медиауроки по УМК «Кирилл и Мефодий»
  6. Электронное приложение к учебнику. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Специфическое оборудование и технические средства обучения:

           - магнитная доска;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

- наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс, начальное общее образование

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»  для 4  класса по учебнику  «Русский язык»    В.П. Канакина, В. Г. Горецкий...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для 3 класса начального общего образования на 2019- 2020 учебный год

Программа разработана на основе рабочей программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России». М. «Просвещение», 2019 г.; уче...