Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Обухова Светлана Васильевна

Школа России.Урок русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_plastovu_pervyy_sneg.rar2.68 МБ

Предварительный просмотр:

 

План – конспект урока:

Сочинение

по картине А. А. Пластова «Первый снег»

3 класс.

               

 

Тема:                                                         Сочинение

по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Задачи урока:

—  познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пластова;

—  учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;

—  привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

—  способствовать    эмоциональному    восприятию картины как произведения искусства;

—  совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

—  формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

—  учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Подготовка к восприятию картины.

—  Прочитайте на доске два слова: первый и последний.  Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

—  Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях,

— Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский:

     «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».

—  Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского,

—  Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

Послушайте, каким увидел первый снег писатель Г.Скребицкий.

                                           Первый снег

           Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И ,наконец-то, снег повалил хлопьями.

  Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… .Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… . Кругом было совсем тихо… . Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

4. Рассматривание картины.

    Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова, Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада, Пластов хорошо знает жизнь русской деревни   и в своей картине, он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

— Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

—  Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

—  Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро» дети второпях выбежали  на крыльцо, они  еще  не выходили  из дома.)

—  Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи.  Это деревенские ребята.)

—  Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег, У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега,)

—  Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад,  дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них  это праздник.)

6. Работа со словарём настроений.

- Посмотрите на карточки, выберите слова— названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

радость                восторг                    волнение

удивление                интерес                восхищение

беспокойство        испуг                        грусть

 (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.) — Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий. Тёплый. Добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

— Что еще показывает художник на переднем плане? ( В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется. Что она обрадовалась снегу.  Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает? ( Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу,  хочет его попробовать.)

— Художник на картине хочет подчеркнуть единство  живой и неживой природы.

В чём  это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует,  радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

7. Выявление изобразительных средств картины.

— А почему художник показал на картине только часть берёзы?, а не всё дерево? (Берёза- это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)

— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)

8. Речевая подготовка к сочинению.

—Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег        дети          земля     ворона      небо     берёза

— попробуйте описать снег. Используя сравнения. Эпитеты. Слова. Характеризующие действия снега. очень к лицу земле,  белая скатерть полей, робкий и тихий, пушистый и мохнатый,  укрыл землю, порошил, щекотал лицо, кружился, порхал

танцевал, опускался большими хлопьями

— Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме.

—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега.)

— Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

9 Составление плана сочинения:

1) Первый день зимы.

2) Радость детей.

3) Настроение картины.

4) Мое отношение к картине.

10. Устное коллективное  составление текста-описания.

11. Самостоятельная работа

12.  Самопроверка

13. Итог

Тема:                                                  Работа на ошибками

по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Цель: Совершенствовать умение выражать свои мысли в письменной  речи

Задачи урока:

—  выявить пробелы в знаниях учащихся и

—  провести работу над ошибками допущенными в письменной работе

—  активизировать словарный запас учащихся;

—  воспитывать любовь к природе;

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение

—  Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

    Художник Аркадий Александрович Пластов написал картину «Первый снег» в 1946 году.

3. Работа над орфографическими ошибками

-выписать слова в которых были допущены ошибки и объяснить правописание этих слов

4. Беседа по содержанию картины.

— Какое время года изобразил художник?

(Художник Аркадий Александрович Пластов изобразил на своей картине начало зимы.)

—  Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

 (Ещё нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

—  Какое время суток изображено? Как вы догадались?

(Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети второпях  выбежали  на крыльцо.)

—  Кого изобразил художник на переднем плане?

(На переднем плане картины мы видим девочку лет десяти и мальчика лет семи.  Это деревенские ребята.)

—  Опишите их внешний вид.

(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега.)

—  Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

(Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть на медленно опускаются на землю лёгкие, пушистые снежинки.)

— Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, тёплый и красивый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

— Что еще показывает художник на переднем плане?

( В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она обрадовалась снегу.  Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает?

 ( Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу,  хочет его попробовать.)

— Художник на картине хочет подчеркнуть единство  живой и неживой природы.

В чём  это проявляется?

(Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)

—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?

 (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

— Как  вы закончили свой рассказ по этой картине? (Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.)

5. Самостоятельная работа.  Работа с карточкой.

Списать текст.

     Художник Аркадий Александрович Пластов изобразил на своей картине начало зимы.

Ещё нет сугробов, местами видна голая земля. Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети выбежали  на крыльцо.

     На переднем плане картины мы видим девочку лет десяти и мальчика лет семи.  Это деревенские ребята. Мальчик  одет в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега. Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть, как медленно опускаются на землю лёгкие, красивые снежинки.

    В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу.  Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. Около берёзы мы видим ворону, которая радуется первому снегу и хочет его попробовать.

    Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.

    Художник Аркадий Александрович Пластов помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

6. Самопроверка

7. Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. "Сочинение по картине А. Пластова "Первый снег"

Презентацию можно использовать на уроке развития речи в 3 классе....

Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

Цель урока: научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; воспитывать бережн...

Урок по УМК "Гармония" Составление этюда по картине А. Пластова "Первый снег"

Учить анализировать строение текста, использованные  в нём языковые средства, понимать тему и главную мысль текста, составлять план, письменно пересказывать текст, осознанно, сохраняя особенности...

сочинение по картине А. Пластова Первый снег

Аркадий Александрович Пластов родился 1893 году в деревне Прислониха Ульяновской области.  А.А.Пластов - сын крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилось с самого детства. А когда мальчи...

Сочинение по картине А.Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация  сочинения по картине  А.Пластова "Первый снег" 4 класс...

Сочинение по картине А.Пластова "Первый снег".

Эта методическая разработка включает в себя презентацию, конспект урока и карточки для подготовки сочинения....

Сочинение по картине А.Пластова «Первый снег» 4 класс

Планируемые результаты: Научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Писать текст сочинения на основе составленного плана; развивать устную речь и грамотность письма у ...