Урок по УМК "Гармония" Составление этюда по картине А. Пластова "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Учить анализировать строение текста, использованные в нём языковые средства, понимать тему и главную мысль текста, составлять план, письменно пересказывать текст, осознанно, сохраняя особенности оригинала; пользоваться всем комплексом орфографических умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составление этюда по картине Аркадия Пластова «Первый снег»
Цель: анализировать строение текста, использованные в нём языковые средства;
понимать тему и главную мысль текста, составлять план, письменно пересказывать текст,
осознанно сохраняя особенности оригинала; пользоваться всем комплексом
орфографических умений.
Оборудование: презентация, аудиозаписи, видеозапись
Ход урока:
I.Организационный момент. Подготовка к восприятию темы.
Учитель: (музыкальный ролик- «Первый снег»)
Однажды - это может случиться в начале зимы или в конце осени - ты просыпаешься и чувствуешь, что будто бы случилось что-то необыкновенное. Даже просто глянув на окно, понимаешь, сегодня на улице светлее, чем обычно. А уже выглянув в окно, удивишься и обрадуешься: выпал первый зимний снег! Первый снег - значит начало зимы. Хотя снег еще может растаять, воздух потеплеть, все равно снег - это знак того, что зима пришла.
- О каком времени года идёт речь?
II. Постановка проблемы.
- Что сразу возникло в вашем сознании, когда вы услышали слово «зима»? Без чего не бывает зимы?
- А какого цвета снег?
- Я об этом спросила не зря.
( видеоролик с участием учащихся на тему)
- «Однажды к художнику Илье Ефимовичу Репину пришли молодые живописцы, чтобы получить ответ на единственный вопрос: «Какого цвета снег?». Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?». «Только не белый», – коротко ответил художник и скрылся в дверях своей комнаты».
Читает учащийся
Трудно в такое поверить,
Ребята, - снег был цветным,
А не белым когда-то.
Был изумрудный, оранжевый, красный…
Но никогда - серый, чёрный и грязный.
Нет, отродясь не бывало
В те лета снега холодного белого цвета.
Снег был теплее, снег был добрее,
Был не колючий - пушистый, скорее.
И у него даже запах был нежный,
Неповторимый, особенный - снежный.
Но с той поры много лет пролетело.
Снег полинял. Словно мел, стал он белым.
Только от прошлого некуда деться.
Снова брожу я по улицам детства.
Там я когда-то, честное слово,
Спрятал немного снега… цветного.
- Сегодня мы тоже постараемся найти ответ на этот вопрос.
- Я приглашаю вас в «Музей одной картины». Называется она «Первый снег». Написал её Аркадий Александрович Пластов.
- Цель работы: составление этюда, в котором вы опишите картину художника и поразмышляете над её сюжетом.
III. Знакомство с картиной, творчеством художника.
1. Аркадий Пластов - пейзажист.
- Перед нами картина русского художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
- Дайте определение слову «картина». (произведение живописи в красках).
- Как по - другому можно назвать картину? (полотно, произведение, холст, шедевр)
- Что изображено на картине? (природа)
- Как называется картина, изображающая виды природы? (пейзаж)
- Как называют художника, рисующего пейзажи? (пейзажист)
- Составьте предложение, используя фамилию художника и слово «пейзажист».(Аркадий Пластов – художник-пейзажист.)
- Мы говорим обычно: «Художник изображает». А как по-другому можно назвать это действие? (рисовать, писать)
2. О художнике. «Где родился, там и пригодился».
- Творчество художника Аркадия Пластова (биография)
3. Какого цвета зима?
Подготовка к целостному восприятию картины.
- Автор назвал свою картину «Первый снег». Что означает слово «первый» в данном случае? – Что, снег никогда раньше не выпадал?
- Каким вы видели первый снег?
- Какие чувства он у вас вызывал?
- Вот это состояние человека, которое он испытывает при виде первого снега, чувство радости, художник изобразил на картине.
Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.
( под тихую музыку)
- Аркадий Пластов написал картину в 1946 году. Он передал своё ощущение зимнего дня и того состояния природы, которое бывает в час первого снегопада.
Беседа по содержанию картины.
- Что убеждает нас в том, что это действительно начало зимы?
- Какое время суток изображено? Как вы догадались
- Снег идёт. Снег падает. А холст неподвижен. Как удалось передать движение?
- Кого изобразил автор на переднем плане? Опишите их.
- Опишите их внешний вид.
Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?
IV. Работа со стихотворными отрывками. Изобразительные средства картины.
- Вспомните, какое стихотворение тоже описывает восторг ребёнка, увидевшего первый снег? (Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»)(Чтение стих-ий уч-ся)
- Каким увидел первый снег ребёнок из стихотворения А.А.Фета? (не колючий, светло-синий)
- С чем он у него ассоциируется? На что он похож? (на белую пухлую вату)
- У каждого человека первый снег имеет свою «историю».
О первом снеге
Первый снег, как сахар – сладкий.
Словно белый лист тетрадки.
Он кружит несмело, тихо,
Словно бабочка-трусиха.
Серебрит дома и лужи…
Снег – на завтрак, снег – на ужин,
Эскимо без шоколада.
Вот десерт, какой нам надо!
Пышный, словно сливки к кофе,
Снег хорош в анфас и в профиль.
Вата сладкая в ладонях…
- На что похож он в этом стихотворении? На что похож снег в вашем воображении?
- Как называется такой изобразительно-выразительный приём? (сравнение)
- Постарайтесь найти яркие выражения, которые помогли поэтам показать образ снега. Выделите их.
- Сегодня мы увидели, как художник с помощью красок может нарисовать картину. А с помощью чего изобразили пейзаж поэты? (с помощью слов)
- Что помогает украсить речь? (изобразительно-выразительные средства)
V. Беседа по картине. «Снег А. А. Пластова».
- А какого цвета снег на картине? (белый, чистый, свежий)
- Что означает прилагательное «чистый»? (неиспачканный, незагрязненный)
- Присмотритесь, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег?(сероватый, зеленоватый, коричневатый)
- Художник не использует ярких цветов, а снег кажется белым, чистым. Почему?(использует контрастные тона: белый снег и неприкрытая снегом земля, чёрная ворона)
- Подведём итог нашим наблюдениям. Какие цвета использует художник для изображения снега?
- Попробуйте описать снег, используя слова, характеризующие, что с ним происходит:
IV. Словарь чувств. Работа над сюжетом картины.
- Какие чувства, навеянные встречей с зимой, снегом, хочет передать нам художник? А какие испытываете вы? Выберите те слова, которые помогут вам их передать.
Радость Восторг Волнение
Удивление Восхищение Беспокойство
Испуг Грусть Интерес
- Почему детей удивил первый снег?
- Что ещё показывает художник на переднем плане картины?
- На картине есть ещё один образ живой природы
- Единство чего показывает художник на картине?
- Опишите словами, в чём это видно, заметно.
- Обратите внимание на фон картины. Какой он: тёмный или светлый?
- Какой цвет здесь главный и почему? (розовый – он везде: на земле, в небе, на веточках деревьев; он помогает ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снега)
- Почему Пластов нарисовал часть берёзы, а не всё дерево? (берёза – часть зимнего пейзажа, дети и их настроение – главная, важная деталь в сюжете)
- Почему картина нарисована вертикально?
- Почему дети вышли смотреть на первый снег и почему девочка с улыбкой смотрит на небо, с которого падают снежинки, а мальчик – в сторону улицы оценивающим взглядом?
VI. Подведение итогов.
- Какого же цвета снег? От чего зависит цвет снега на картинах?
План
1. Первый день зимы.
2. Радость детей.
3. Цвет и настроение картины.
4. Моё отношение к картине.
VII. Рефлексия.
Звучит вальс Свиридова «Метель».
(из дневников Аркадия Пластова)
VIII. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Какого цвета снег?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-55097.jpg)
Сочинение по картине Пластова "Первый снег"
Методическая разработка по овладению учащимися приёмами письменной речи на примере описания картины....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-607693-1446480450.jpg)
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796203-1465299422.jpg)
Урок ГМО. Сочинение по картине Пластова "Первый снег"
Цель: учить детей осмысливать содержание картины;совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; ра...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/26/picture-1204576-1614339582.jpg)
Конспект урока по изобразительному искусству «Исторические картины (этюд гуашью)» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели: ознакомление с жанром исторической картины; Представление принципов создания исторических картин....
Урок русского языка. Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег".
Разработка урока....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/30/picture-1382371-1643558453.jpg)
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Исторические картины (этюд гуашью)" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений создания исторических картин; ознакомление с жанром исторической картиныЗадачи урокаДидактически...