Урок ГМО. Сочинение по картине Пластова "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Распашнова (Василевская) Ольга Ивановна

Цель: учить детей осмысливать содержание картины;

совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;

 учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

 развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

воспитывать любовь к природе и родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе.

Составитель:ВасилевскаяО.И.,учитель начальных классов высшей категории.

Тема: «(Р/р)  Сочинение  по картине художника А. А. Пластова «Первый снег».

Цели урока

 учить детей осмысливать содержание картины;

совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;

 учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

 развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

воспитывать любовь к природе и родному языку.

Тип урока

 Урок  развития речи.

Планируемые результаты

Предметные: понимают роль деталей в художественном описании; создают текст-описание.

Метапредметные: осознают цели учебной деятельности; выбирают адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; стремление к языковому самосовершенствованию.

Образовательные ресурсы

Оборудование

Карточки,

компьютер, мультимедийный проектор.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Оргмомент.

Проверить готовность к уроку.

Проверить наличие принадлежностей к уроку.

Личностный результат
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность

2. Постановка темы.

Организует

повторение

изученного.

Организует

повторение

изученного.

Слайд 2 Видео – ролик;

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

-Когда в этом году вы увидели первый снег?

-Наверное, вы долго не могли оторваться от этой красоты. Какое-нибудь желание при виде первого снега у вас появилось?

-Какое у вас он вызвал чувство? (радости, восхищения, восторга, чувство праздника)

 

просмотр

отвечают на вопросы учителя

Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения.

Предметный результат.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3. Актуализация знаний.

Как отмечают авторы нашего учебника, в природе есть свои праздники. Один из них – первый снег.

- Откройте  учебник на с. 117 № 259

 - Прочитайте задание около красного квадратика (как думаешь, праздник ли у детей с картины А. Пластова «Первый снег»?)

Посмотрите на слайд 3

Это одно из самых известных  произведений Аркадия Александровича Пластова. Художник написал эту картину в 1946 году, через год после окончания Великой Отечественной войны. …. У детей особых праздников не было, после войны….поэтому и первый снег для них уже праздник.

Повторяют понятие «пейзаж».

Воспринимают на слух информацию,

Смотрят презентацию, рассматривают репродукции, сравнивают, анализируют увиденное, отвечают на вопросы. Ввысказывают своё мнение, сверяются с товарищами. Выявляют особенности пейзажей Пластова осознают что знаний не всегда достаточно, чтобы ответить на вопросы.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; анализируют, сравнивают увиденное;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности;

Коммуникативные: слушают, задают вопросы и отвечают на вопросы других, обмениваются мнениями

4. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Выявление места и причины затруднения.

Слайд 5 . Картина «Первый снег»

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (написание сочинения по картине)  - работа в тетради(число, тема, план – пункты названия +опорные слова)

 - Можете ли вы сразу выполнить эту работу?

-  А что для этого надо?

Давайте определим  наши учебные задачи:

  • Рассмотреть картину, её детали;                        
  • Составить план   сочинения
  • Написать сочинение
  • Оценить свою работу

Заготовка к плану

Вступление

( назвать картину, автора, год написания)

Основная часть

(Девочка, мальчик, дом, берёза, птицы, деревня,    ….)

Заключение

(Моё отношение к картине)

Слушают учителя. Рассматривают и анализируют особенности картины «Первый снег.

Обдумывают ответы на вопросы учителя по картине «первый снег»; формулируют собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения, слушают товарищей.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Формулируют тему урока, определяют его содержание в  диалоге с учителем

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге е с учителем.

Строят план достижения цели и определяют средства

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих наний и умений.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Осуществляют совместную деятельность в парах. Строят небольшие монологические высказыв

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия и операции;

5.Практическая деятельность по реализации построенного  проекта.

Физминутка

6.Самостоятельная работа  (составление рассказа по плану)

7. Написание сочинений

Рассматривание. - Чтобы сочинение получилось выразительное, образное нужно внимательно прочитать картину.

- Ребята, что вы увидели? На что вы обратили внимание? (…)

В больших городах, таких Москва, Санкт – Петербург есть художественные галереи – самые известные Третьяковская галерея и Эрмитаж. Жители этих городов часто пересматривают одни и те же картины. И каждый раз открывают в них что – то новое.

 - У меня к вам есть несколько вопросов, которые, может быть, помогут вам увидеть в этой картине и объяснить, что – то, о чем вы не задумывались раньше.

1.Попробуйте поставить себя на место этих ребят и посмотреть вокруг их глазами:

- Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своего дома) (посмотреть на первый снег)

- Этот первый снег, когда выпал, в разгар осени? В самом конце осени? В начале декабря? Обратите внимание на растения, чтобы сориентироваться… (нет сугробов, земля местами еще голая)

2. – Ребятишки, которые вышли на крыльцо – друзья одноклассники или родственники друг другу?(вероятно, это брат и сестра).

- Разные ли они по возрасту?

- Во что одета девочка? (Она в домашнем платье, на голову наброшен платок, на ногах валенки не по размеру, видно, что она одевалась второпях).

- Как одет мальчик? (Он одет в пальто, шапку-ушанку и валенки).

- Как вы думаете, почему мальчик одет по-зимнему, а сестра выбежала на крыльцо раздетой?

- Кто из них более стремительный и эмоциональный, а кто более рассудительный и спокойный?  (Вероятно, мальчик первый проснулся, вышел на прогулку, увидел первый снег, укрывший землю и позвал сестру. Она не успела одеться, выскочила на крыльцо в одном платье, наспех накинув платок. Ей зябко. Но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег.)

- Как воспринимает первый снег девочка, это для нее событие?(Да, девочка с восторгом смотрит на падающие снежинки.)

- Что вы делаете, когда вам на лоб, щёки, на нос падают снежинки

и тают? (улыбаемся, щуримся) То же делает и девочка.

- А о чем думает мальчик, глядя на снег: о том, как на улице красиво, или о том, как же можно использовать то что выпало много снегу?

- Можно ли предложить, что девочка- школьница, а мальчик еще не ходит в школу?

- Если девочка школьница, то почемуона не в школе? Может быть еще раннее утро? Может быть воскресенье? Или каникулы? Но тогда какие осенние или зимние?

3. - Так, когда же начался снегопад? Ночью? И значит сейчас раннее утро?

- Днем? Тогда сейчас либо продолжение дня, либо вечер?

- Сумеем ли мы подтвердить свою точку зрения?  Чтобы это сделать, нужно определить сколько уже снега выпало.

- По каким предметам, засыпанным снегом, можно судить о толщине слоя? Рассмотрите поверхность крыльца и крыши, состояние кустов.

- Если снег идет давно, то это не может быть разгар дня или вечер, тогда дети бы не просидели так долго дома: они раньше бы это обнаружили……

4. – Кто еще является свидетелем того, что идет снег: только ли ворона?

Зачем ворона на снегу понадобилась художнику? – Прикройте ворону рукой, а потом отведите руку в сторону – и поймёте. Крупная, серая с

чёрнымикрыльями птица на свежее- выпавшем снегу- словно клякса на чистой странице тетрадки.

 - Как вы думаете, эту «кляксу» художник поставил нарочно или

нет? (От тёмного пятна первый,чистый, белый снег кажется ещё белее)

- А сороку увидели? (она как будто стрекочет на ворону, важно разгуливающую по двору)

- А вы видите подростка с лошадкой, который «на дровнях обновляет путь»?

- Нашли лошадку? А след от саней?

5. – Снегопад скоро закончится? Или снег будет еще идти и идти? Обратите внимание на небо цвета грозовой тучи: оно все еще плотно набито снегом….

- Вы видите, что на улице ветер?

- Куда он дует? По каким признакам мы можем судить?

(Между гибкими ветками берёзы проскальзывают хрупкие, белые

звёздочки.  Художник отклонил их в сторону, показывая направление ветра, а значит, и направление полёта снежинок – пушистых, воздушно- лёгких пушинок.)

- А куда ветер сносит дым, который валит из трубы дома напротив?

6. – Где происходит это событие?

- Это деревня? Большая деревня? Как мы можем это определить? (улица очень широкая, дома на противоположных сторонах далеко друг от друга)

- А старые ли дома? Старый ли этот дом, в котором живут дети? Можно ли по величине березы определить ее возраст, а по возрасту березы- возраст дома? Дом старше или младше березы? (Березе не менее 20 лет, и, очевидно, ее специально сажали возле уже построенного дома, когда она была маленьким деревцем. Значит дом старше березы.)

- Логично ли предположить, что дети выросли именно в этом доме?

- Вы видите, что дети оставили дверь в дом приоткрытой? О чем это говорит?(Мы уже знаем, оценив, как одета девочка, что она выскочила на крыльцо на минутку)

- Но если дверь приоткрыта, то почему в проеме темно? Значит ли это, что эта дверь ведет не в комнату, а в сени? (Иначе, мы видели бы свет, идущий из комнаты)

- Что есть в доме еще одна дверь, ведущая в комнату, которая закрыта?

7. - Девочка, конечно, вернется в дом. А мальчик? Судя по тому, как он одет, что он будет делать? Куда может пойти? Чем заняться?

8.  – Когда вы были много младше, чем сейчас, как вы относились к такому событию, как первый снег?

-  Так же как мальчик или как девочка?

- Или по-другому?

- А когда подросли, что- нибудь изменилось?

Выполнили ли мы первый пункт нашего план урока? (да, отметили+)

Слайд 8 .Видеоролик - физминутка

Слайд 9. Работа над сочинением:

Составление плана.

- Следующий шаг – составление плана сочинения по частям:

- Какие части обычно бывают в тексте?

Вступление

( назвать картину, автора, год написания)

Основная часть

(Девочка, мальчик, дом, берёза, птицы, деревня,    ….)

Заключение

(Моё отношение к картине)

- Обычно в начале пишется, о какой картине идет речь, кто её автор, когда она была написана., какому событию посвящена.

Поэтому первый пункт можно озаглавить так: (запись в тетрадь):

1). Картина А. Пластова «Первый снег»

- Когда мы всё это увидели? (утром) можно ли назвать это утро обычным?  Какой заголовок мы придумаем ко 2 части сочинения?

2) Это было необыкновенное утро!

( о чем сначала, о чем потом? Что здесь главное?)

-  Завершается, как правило, выражением своего отношения к этой картине.

3.) Мое отношение к картине.

 Пункт выполнили? (да,)+

Написание сочинения на черновик:

-Самое трудное – это начать сочинение искренне, эмоционально. Предлагаю вам рассмотреть несколько вариантов вступлений. (зачитывают сильные дети, остальные следят)

 - Выберите из них тот, который отвечает вашим впечатлениям о картине и отметьте его галочкой, его мы сейчас списывать не будем на черновик, вы его сразу потом напишите на чисто.

Приложение 1 - Слайд 5

-Давайте перейдем к написанию основной части сочинения

- Посмотрите на опорные слова, которые являются главными для описания картины, опираясь на них, напишите основную часть – работаем на черновиках - самост. работа.

 - Давайте заслушаем сочинения. (зачитать 3- 4) - корректировка

- Мы сегодня выполнили часть работы, которую вы продолжите дома, вы закончите основную часть сочинения и напишите заключение.

-  Обычно в завершающей части мы отвечаем на вопрос:

- Какое настроение у нас создаёт картина?

-  Кроме этого мы можем отметить особенность мастерства художника.

Предлагаю вам послушать несколько вариантов заключений. Может быть вам что-то понравится или придумайте свое.

Приложение 2 – слад 6.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками (работают в парах) составляют план описания картины

Работают в парах, составляют описание детей, формулируют свои мысли, слушают одноклассников, записывают предложения, соблюдая языковые нормы. Обсуждают получившиеся тексты

Составляют небольшие тексты из 3-4 предложений на заданную тему с опорой на языковой материал.

Составляют устное сочинение по картине опираясь на план, проговаривают устное описание в   по плану

Пишут сочинения

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся; оценивают усваиваемое содержание..

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные неточности и ошибки.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации;

самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют отбор необходимой информации ( языковых средств)

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: желают участвовать в творческом процессе.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану.

8.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Удалось ли нам решить поставленные задачи, посмотрим на наш план урока? Пункт выполнили? (да,) +

- Кому было легко справиться с заданием? Кому трудно?

 

Домашнее задание: дописать сочинение на черновик, улучшив его при необходимости, постарайтесь не испортить его ошибками, в этом вам помогут памятки «Текст», «Редактор» нашего учебника на с. 171, 172.

- Сегодня мы пробовали себя в роли писателя – это всегда трудно, но интересно. Трудно подобрать нужные слова для описания картины, чувств. Этому надо учиться.

- Спасибо за урок!

Прочтение    2-х сочинений.

Анализируют достижения и трудности, оценивают личные достижения и настроение после урока

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют недочёты.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, строят монологическую речь.

Варианты вступлений

  1. В природе есть свои праздники. Один из них – первый снег. Этот праздник мы видим на картине А.А.Пластова «Первый снег».

  1. Для меня первый снег никогда не был событием. Я просто не обращал на него внимания. Но на картине «Первый снег» Пластов А.А показал, что первый снег может быть настоящим праздником.

  1. А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.

Приложение 2.

Варианты заключений

  1. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника при виде первого снега. Я благодарен художникуА.А.Пластовуза то, что еще раз могу пережить эти чувства, когда смотрю на его картину.  

  1. Картина пробуждает во мне искренние чувства радости и восторга. Главный герой картины – снег. Глядя на картину, яощущаю прелесть первого снега.
  2. Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.

  1. Мне очень понравилась эта картина. Я вспомнила, как я увидела первый снег и тоже очень обрадовалась!

Опорные слова

снег

очень к лицу земле, робкий и тихий,  

пушистый и мохнатый, укрыл землю,  

щекочет лицо, медленно кружится,    

порхает мягко и легко,    

 в воздушном танце опускается большими хлопьями

девочка

без пальто выбежала на крыльцо, вытянулась в струнку, с удивлением наблюдает, восхищенно смотрит на снег

мальчик

в теплом пальто,

с любопытством смотрит вокруг,

мечтает покататься на санках, играть в снежки,

слепить снеговика

земля

покрылась белым одеялом,

нарядилась к празднику

берёза

старая, могучая;

давно ждала этого события, для встречи первого снега

раскинула широко в стороны ветви.

ворона

спокойно и важно шагает по снегу,

внимательно рассматривает

сорока

Громко стрекочет,

сидит на дереве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....

Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...

Конспект урока к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна - большая вода".

Данный конспект поможет учителю провести подготовку к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна - большая вода"....

Сочинение по картине "Первый снег"

Материал для подготовки к написанию сочинения в 4 классе...

Сочинение по картине "Первый снег" А.А. Пластова

Сочинение по картине "Первый снег" А.А. Пластова...