Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Картина "Первый снег"-одно из самых очаровательных лирических произведений А.А.Пластова. Он передал свое ощущение зимнего дня и особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Учитель: Ивашко Л.В.
Тема: Урок развития речи.
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
р. - составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация: портрет А.А. Пластова, репродукции его картин, музыка, толковый словарь, карточки с вопросами.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
( Звучит музыка из цикла П.И. Чайковского «Времена года»)
II. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
— Послушайте стихотворение и попытайтесь представить себе картину, которую рисует поэт.
( И. Суриков «Зима»)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится. (Слайд 2. ).
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Стали дни короче.
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы –
И зима настала. (Слайд 3. )
- Какую картину вы нарисовали в своём воображении?
- Какой тип речи вы использовали, когда отвечали на вопрос? (Описание.)
- Какие картины о первом снеге вам известны?
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Описывать картину, на которой изображена зима, снег.)
- Откройте картинную галерею в учебнике русского языка, рассмотрите картины и предположите, по репродукции какой картины мы будем писать сочинение.
(А.А. Пластов «Первый снег» )
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ.
- Часто в своей речи мы употребляем слово ПЕРВЫЙ.
- С какими воспоминаниями, событиями жизни у вас ассоциируется это слово? (Первый цветок, первый месяц, первое сентября, первый прилет птиц, первая любовь, первый снег).
- А кто помнит, когда выпал первый снег в прошлом году? (Ночью).
- Правильно, он выпал ночью. Утром, выйдя из дома, мы увидели, как красиво стало вокруг. Снежинки бесшумно опускались на ветки деревьев, на землю, покрывая все вокруг белым одеялом. Воздух стал чище и свежее. Мы с вами шли в школу, а снег все падал и падал.
- Ребята, а вы рассматривали снежинки? На что они похожи? (На звездочки, на маленькие цветочки). (Слайд 4.).
IV. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ И ОПИСАНИЕ ПЕРВОГО СНЕГА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
- Наша зима воспета русскими поэтами, композиторами и художниками. Нигде в мире нет такой красивой зимы, как в России. Вы должны были подобрать картины разной зимы в стихах поэтов.
Ученики читают стихи:
У А.С. Пушкина зима холодная, спокойная, величавая:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
У К. Бальмонта зима восхищает:
«Светло-пушистая, снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!»
С.А. Есенин рисует зиму немного грустной:
«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна».
У А Ф.Тютчева зима волшебная:
«Чародейкою – зимою
Заколдован лес стоит».
Проблемная ситуация, вывод: разные люди по-разному видят зиму и относятся к природе.
-Снег – настоящее чудо зимы. Какой бывает снег? (Холодный, мокрый, грязный, белый, пушистый, серебристый).
- Всегда ли снег белый?
- Какой бывает снег днем? (Белый, голубой, светло-синий, ослепительный, он блестит на солнце). (Слайд 5).
-А вечером? ( Серый, синий, фиолетовый, темный). (Слайд 6).
- Какой бывает снег утром, когда всходит солнце? (Белый, розовый, пушистый). (Слайд 7).
Учитель: Действительно, и день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки.
-Ребята, а что вы можете рассказать о художнике?
V. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ А.А. ПЛАСТОВА И ЕГО КАРТИНОЙ «ПЕРВЫЙ СНЕГ».
Учитель:( Слайд 8) Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области в семье иконописца.. Родители мечтали, чтобы их сын был священником. Поэтому сначала он учился в духовном училище, а затем в Симбирской духовной семинарии.
С детских лет он очень любил рисовать. Он уезжает в Москву, решив посвятить себя искусству. Там он окончил Московское училище живописи.
После окончания училища Пластов вернулся в родную деревню. В деревне он был своим человеком и по собственным словам «никогда не испытывал недостатка в натуре». Художник очень любил деревню и многие свои картины посвятил родной деревне, природе, жизни людей. Это «Весна», «Ужин тракториста», «Летом», «Косцы», «Фашист прилетел» и другие.
Внимание художника всегда привлекали дети. И поэтому на его картинах мы часто видим деревенских детей. Это «По грибы», «Пастушок», «Витя-подпасок» и, конечно, «Первый снег». «Первый снег» - одна из лучших картин художника. Он написал ее в 1946 году, через год после войны. Эта картина сейчас находится в картинной галерее города Твери.
-И, действительно, ребята, картина «Первый снег» - одно из самых очаровательных лирических произведений А.А.Пластова. (Слайд 9).
Он передал свое ощущение зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знал жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
«Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по
воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и
конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
VI. РАБОТА ПО КАРТИНЕ.
1.- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).
- Посмотрите внимательно на картину, что вы видите? (Деревенскую улицу, дом, детей).
- Почему вы решили, что это начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля).
- Какое время суток изобразил художник? (Утро).
-Как вы догадались? (Снег выпал ночью, а сейчас утро).
2. Поиск информации. Работа с толковым словарём.
РЕПРОДУКЦИЯ-Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии.
ПЕЙЗАЖ – картина природы в живописи или литературном произведении.
ПАЛИСАДНИК – это небольшой огороженный садик, цветник под домом.
ФОН – основной цвет, на котором пишется или рисуется что-нибудь.
3. Самостоятельная работа в группах.
- Сейчас мы с вами поработаем в группах. Каждая группа получит свою карточку с вопросами и ответит на поставленные вопросы
- Первая группа поработает над описанием детей. Вторая группа будет работать над описанием предметов, которые нарисованы на картине, над пейзажем. Третья группа работает над фоном и красками картины..
1 группа:
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке).
- Кто они? (Это деревенские дети. Они радуются первому снегу).
- Как выглядит девочка? (Девочка не успела одеться. Она накинула на голову большой платок и в одном легком платье выскочила на улицу).
- В чем она обута? (На ногах валенки не по размеру, видно обувалась второпях).
- Почему она запрокинула голову и щурит глаза? (Девочка любуется первым снегом и щурит глаза, потому что ей на лоб, на щеки и нос падают и тают снежинки).
- Что выражает ее лицо? (Радость).
- Посмотрите на мальчика. Что вы можете сказать о нем? (Мальчик решил погулять)
- Как он одет? (Он одет теплее, чем его сестра. На нем шапка-ушанка, теплое пальто, ботинки).
- Куда смотрит мальчик? ( Он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов).
- Какие чувства он испытывает? ( Он спокойнее сестры, но тоже радуется первому снегу. Он невольно вскидывает голову вверх). (Слайд 10 ).
-Посмотрите внимательно на слайд, выберите те слова-названия чувств, которые помогут передать настроение детей. (Радость, удивление, восторг).
(радость, восторг, волнение, удивление, восхищение, беспокойство, испуг, грусть, интерес)
Вывод: Дети удивлены, обрадованы, они с интересом и восторгом смотрят на первый снег. Они очень любознательны.
2 группа.
- Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник? (Все побелело).
- Что еще показал художник на переднем плане? (Крыльцо дома, березу, палисадник, ворону).
- Только ли дети рады первому снегу? (Первому снегу радуется и ворона).
- Что вы знаете и можете сказать о вороне? (Ворона – птица, которая не улетает в теплые страны, а переселяется к зиме поближе к жилью человека. Она спокойно и важно шагает по первому снегу, как будто рада ему и хочет его попробовать).
- Как вы думаете, с какой целью художник нарисовал одинокую ворону на свежем, только что выпавшем снегу? (А.А. Пластов хотел показать чистоту белого снега: от тёмного пятна чистый белый снег кажется ещё белее.)
- Что еще показывает художник на переднем плане? (Березу).
- Как выглядит береза? (Береза старая, она широко раскинула свои ветки).
- Почему ветки березы художник отклонил в одну сторону? (На улице ветер. Художник показывает направление ветра и направление полета пушистых легких снежинок).
- Кто сидит на березе? (На березе сидит сорока. Она весело стрекочет).
- Что вы можете сказать о небе? (Небо серое, покрыто серыми тучами).
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.
(Слайд 11).
(небо, дети, ворона, береза, снег, земля, сорока, палисадник)
Вывод: На картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу. Все предметы, особенно на втором плане, видны не отчетливо, так как идет снег.
3 группа.
- Какой фон картины? (Фон картины серо-сиреневый)
- Какие цвета использовал художник? (Белый, серый, сиреневатый, желтый, коричневый).
- Есть ли яркие краски? (Нет).
- Почему? (Потому, что их приглушает белый цвет).
- Какие цвета главные в картине? (Белый, серо-сиреневый).
-Почему? (Белый снег – это цвет снега, сиреневый с розоватым оттенком – цвет утра. От этих цветов картина кажется нарядной и красивой).
- Выберите те цвета, которые помогут вам показать цвет и настроение картины. (Слайд 12).
(Голубой ,коричневый, белый, синий, черный, желтый, серый, розовый)
Вывод: Все яркие цвета в картине отсутствуют. Их приглушил белый цвет – цвет снега и сиреневатый – цвет утра, от этого картина радостная и нарядная. Художник хотел показать настоящую природу, без прикрас.
VII. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
Учитель: Чтобы написать сочинение, что нам нужно составить? (План)
- Сколь пунктов будет в вашем плане? (3)
- О чем мы будем писать в первой части? (О том, какую радость испытали дети от первого снега, о том как они одеты).
- Как озаглавим первую часть? (Варианты детей).
- О чем мы будем писать во второй части? (О предметах, которые находятся на втором плане: о березе, о вороне, о небе).
- Как озаглавим вторую часть? (Варианты детей).
- О чем мы будем писать в третьей части? (О цвете и настроении картины).
- Как озаглавим этот пункт плана? (Варианты детей).
- Посмотрите на картину глазами художника. Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Радостное чувство восторга при виде первого снега. Художник показал светлый и поэтический праздник природы, который никого не оставит равнодушным).
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (Какие ощущения вызывает у меня эта картина).
САМОПРОВЕРКА:
- Сравните ваши варианты с предложенными на слайде. (Слайд 13).
- Подумайте, какое предложение лучше всего подойдет для заключительной части.
а. У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину.
б. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
в. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
г. Хочется встать рядом с детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.
ПЛАН (Слайд 14).
1.Радость детей от первого снега.
2.Пейзаж картины.
3.Цвет и настроение картины.
4.Мое отношение к картине.
2.Составление устного сочинения по вопросам плана.
VIII. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (Слайд 15)
1. - Прочитайте слова на доске и объясните их написание:
Девочка, снежок, удивление, смотрит, снежинки, счастлива, восторг, деревня, палисадник. ворона, сорока, жильё, стрекочет, тает, праздник, настроение, впечатление.
2. - Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения
(Слайд 16)
Выглянула в окно и удивилась, выбежала на крыльцо, накинула платок на голову, застыла на месте, глаза блестят, спокойно и важно шагает, весело стрекочет, оделся потеплее, деревенская улица, художник использует.
IX. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
X. РЕФЛЕКСИЯ
- По какой картине мы писали сочинение?
- Удалось ли вам выполнить поставленные задачи?
- Где вы можете применить эти знания?
- Какое настроение у вас вызвал этот урок?
-Кто может похвалить себя за работу на уроке?
- Спасибо всем за урок. (Слайд 17)
XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: переписать сочинение на чистовик.
Руководитель ШМО начальных классов__________________ Л.Н. Чувашова
Директор МКОУ «Тэминская СОШ»_____________________Н.С. Клейменова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".
Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....
Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса...
Конспект урока.Русский язык.4 класс. Урок развития речи.Сочинение по репродукции А.А.Пластова "Первый снег".
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» ...
Развитие речи. Сочинение – описание по картине А.А. Пластова «Первый снег».
презентация к уроку на тему: Сочинение – описание по картине А.А. Пластова «Первый снег». 4 класс УМК "Перспектива"...
Урок русского языка. Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег".
Разработка урока....

Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Наша зима воспета русскими поэтами, композиторами и художниками. Нигде в мире нет такой красивой зимы, как в России....
