Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ивашко Любовь Владимировна

Картина "Первый снег"-одно из самых очаровательных лирических произведений А.А.Пластова. Он передал свое ощущение зимнего дня и особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pervyy_sneg.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Учитель: Ивашко Л.В.

Тема: Урок развития речи.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»


Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

р. - составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация: портрет А.А. Пластова, репродукции его картин, музыка, толковый словарь, карточки с вопросами.
                                                      Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель: Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
( Звучит музыка  из цикла П.И. Чайковского «Времена года»)
II. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

—  Послушайте стихотворение и попытайтесь представить себе картину, которую рисует поэт.

( И. Суриков «Зима»)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.   (
Слайд 2. ).
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Стали дни короче.
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы –
И зима настала. (
Слайд 3. )

- Какую картину вы нарисовали в своём воображении?

-  Какой тип речи вы использовали, когда отвечали на вопрос? (Описание.)

- Какие картины о первом снеге вам известны?

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Описывать картину, на которой изображена зима, снег.)

- Откройте картинную галерею в учебнике русского языка, рассмотрите картины и предположите, по репродукции какой  картины мы будем писать сочинение.

(А.А. Пластов «Первый снег» )
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ.

 - Часто в своей речи мы употребляем слово ПЕРВЫЙ.
- С какими воспоминаниями, событиями жизни у вас ассоциируется это слово?   (
Первый цветок, первый месяц, первое сентября, первый прилет птиц, первая любовь, первый снег).
- А кто помнит, когда выпал первый снег в прошлом году? (
Ночью).
- Правильно, он выпал ночью. Утром, выйдя из дома, мы увидели, как красиво стало вокруг. Снежинки бесшумно опускались на ветки деревьев, на землю, покрывая все вокруг белым одеялом. Воздух стал чище и свежее. Мы с вами шли в школу, а снег все падал и падал.
- Ребята, а вы рассматривали снежинки? На что они похожи? (
На звездочки, на маленькие цветочки). (Слайд 4.).

IV. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ И ОПИСАНИЕ ПЕРВОГО СНЕГА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
- Наша зима воспета русскими поэтами, композиторами и художниками. Нигде в мире нет такой красивой зимы, как в России. Вы должны были подобрать картины разной зимы в стихах поэтов.
Ученики читают стихи:
У А.С. Пушкина зима  холодная, спокойная, величавая:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
.

У К. Бальмонта  зима восхищает:
«Светло-пушистая, снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!»


С.А. Есенин рисует зиму немного грустной:

«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна».

У А Ф.Тютчева зима волшебная:
«Чародейкою – зимою
Заколдован лес стоит».
Проблемная ситуация, вывод: разные люди по-разному видят зиму  и относятся к природе.

-Снег – настоящее чудо зимы. Какой бывает снег? (Холодный, мокрый, грязный, белый, пушистый, серебристый).
- Всегда ли снег белый?
- Какой бывает снег днем? (
Белый, голубой, светло-синий, ослепительный, он блестит на солнце). (Слайд 5).
-А вечером? (
Серый, синий, фиолетовый, темный). (Слайд 6).
- Какой бывает снег утром, когда всходит солнце? (Белый, розовый, пушистый). (
Слайд 7).
Учитель: Действительно, и день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки.

-Ребята, а что вы можете рассказать о художнике?

 
V. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ А.А. ПЛАСТОВА И ЕГО КАРТИНОЙ «ПЕРВЫЙ СНЕГ».
Учитель:( Слайд 8) Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области в семье иконописца.. Родители мечтали, чтобы их сын был священником. Поэтому сначала он учился в духовном училище, а затем в Симбирской духовной семинарии.
С детских лет он очень любил рисовать. Он уезжает в Москву, решив посвятить себя искусству. Там он окончил Московское училище живописи.
После окончания училища Пластов вернулся в родную деревню. В деревне он был своим человеком и по собственным словам «никогда не испытывал недостатка в натуре». Художник очень любил деревню и многие свои картины посвятил родной деревне, природе, жизни людей. Это «Весна», «Ужин тракториста», «Летом», «Косцы», «Фашист прилетел» и другие.
Внимание художника всегда привлекали дети. И поэтому на его картинах мы часто видим деревенских детей. Это «По грибы», «Пастушок», «Витя-подпасок» и, конечно, «Первый снег». «Первый снег» - одна из лучших картин художника. Он написал ее в 1946 году, через год после войны. Эта картина сейчас находится в картинной галерее города Твери.

-И, действительно, ребята, картина «Первый снег» - одно из самых очаровательных лирических произведений А.А.Пластова. (Слайд 9).
Он передал свое ощущение зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знал жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
 
«Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?       
    (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,  
             (приседаем, проводим руками по  

                                                       воображаемому снегу)
Иней серебристый                     
  (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,              
(имитируем движения лыжников и

                                                      конькобежцев)
И на ёлке огоньки!
                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

  VI. РАБОТА ПО  КАРТИНЕ.
1.- Какое время года изобразил художник? (
Начало зимы).
- Посмотрите внимательно на картину, что вы видите? (
Деревенскую улицу, дом, детей).
- Почему вы решили, что это начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля).
- Какое время суток изобразил художник? (Утро).
-Как вы догадались? (
Снег выпал ночью, а сейчас утро).

2.
Поиск информации. Работа с толковым словарём.

РЕПРОДУКЦИЯ-Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии.
ПЕЙЗАЖ – картина природы в живописи или литературном произведении.
ПАЛИСАДНИК – это небольшой огороженный садик, цветник под домом.
ФОН – основной цвет, на котором пишется или рисуется что-нибудь.

3.
Самостоятельная работа в группах.
- Сейчас мы с вами поработаем в группах. Каждая группа получит свою карточку с  вопросами  и  ответит на поставленные вопросы
- Первая группа поработает над описанием детей. Вторая группа будет работать над описанием предметов, которые нарисованы на картине, над пейзажем.  Третья группа работает над фоном и красками картины..

1 группа:
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке).
- Кто они? (Это деревенские дети. Они радуются первому снегу).
- Как выглядит девочка? (Девочка не успела одеться. Она накинула на голову большой платок и в одном легком платье выскочила на улицу).
- В чем она обута? (
На ногах валенки не по размеру, видно обувалась второпях).
- Почему она запрокинула голову и щурит глаза? (Девочка любуется первым снегом и щурит глаза, потому что ей на лоб, на щеки и нос падают и тают снежинки).
- Что выражает ее лицо? (Радость).
- Посмотрите на мальчика. Что вы можете сказать о нем? (
Мальчик решил  погулять)
- Как он одет? (Он одет теплее, чем его сестра. На нем шапка-ушанка, теплое пальто, ботинки).
- Куда смотрит мальчик? (
Он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов).
- Какие чувства он испытывает? ( Он спокойнее сестры, но тоже радуется первому снегу. Он невольно вскидывает голову вверх). (Слайд 10 ).
-Посмотрите внимательно на слайд, выберите те слова-названия чувств, которые помогут передать настроение детей.
(Радость, удивление, восторг).
(радость, восторг, волнение, удивление, восхищение, беспокойство, испуг, грусть, интерес)
Вывод: Дети удивлены, обрадованы, они с интересом и восторгом смотрят на первый снег. Они очень любознательны.

2 группа.
- Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник? (Все побелело).
- Что еще показал художник на переднем плане?
(Крыльцо дома, березу, палисадник, ворону).
- Только ли дети рады первому снегу? (Первому снегу радуется и ворона).
- Что вы знаете и можете сказать о вороне? (Ворона – птица, которая не улетает в теплые страны, а переселяется к зиме поближе к жилью человека. Она спокойно и важно шагает по первому снегу, как будто рада ему и хочет его попробовать).
- Как вы думаете, с какой целью художник нарисовал одинокую ворону на свежем, только что выпавшем снегу? (А.А. Пластов хотел показать чистоту белого снега: от тёмного пятна чистый белый снег кажется ещё белее.)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (Березу).
- Как выглядит береза? (Береза старая, она широко раскинула свои ветки).
- Почему ветки березы художник отклонил в одну сторону? (
На улице ветер. Художник показывает направление ветра и направление полета пушистых легких снежинок).
- Кто сидит на березе? (На березе сидит сорока. Она весело стрекочет).
- Что вы можете сказать о небе? (Небо серое, покрыто серыми тучами).
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.

(Слайд 11).
(небо, дети, ворона, береза, снег, земля, сорока, палисадник)

Вывод: На картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу. Все предметы, особенно на втором плане, видны не отчетливо, так как идет снег.

3 группа.
- Какой фон картины? (Фон картины серо-сиреневый)
- Какие цвета использовал художник? (
Белый, серый, сиреневатый, желтый, коричневый).
- Есть ли яркие краски? (
Нет).
- Почему? (
Потому, что их приглушает белый цвет).
- Какие цвета главные в картине? (
Белый, серо-сиреневый).
-Почему? (
Белый снег – это цвет снега, сиреневый с розоватым оттенком – цвет утра. От этих цветов картина кажется нарядной и красивой).
- Выберите те цвета, которые помогут вам показать цвет и настроение картины. (
Слайд 12).
(Голубой ,коричневый, белый, синий, черный, желтый, серый, розовый)

Вывод: Все яркие цвета в картине отсутствуют. Их приглушил белый цвет – цвет снега и сиреневатый – цвет утра, от этого картина радостная и нарядная. Художник  хотел показать настоящую природу, без прикрас.


VII. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
Учитель:
 Чтобы написать сочинение, что нам нужно составить? (План)
- Сколь пунктов будет в вашем плане? (3)
- О чем мы будем писать в первой части? (
О том, какую радость испытали дети от первого снега, о том как они одеты).
- Как озаглавим первую часть? (
Варианты детей).
- О чем мы будем писать во второй части? (
О предметах, которые находятся на втором плане: о березе, о вороне, о небе).
- Как озаглавим вторую часть? (Варианты детей).
- О чем мы будем писать в третьей части? (
О цвете и настроении картины).
- Как озаглавим этот пункт плана? (
Варианты детей).
- Посмотрите на картину глазами художника.   Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (
Радостное чувство восторга при виде первого снега. Художник показал светлый и поэтический праздник природы, который никого не оставит равнодушным).
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (
Какие ощущения вызывает у меня эта картина).

САМОПРОВЕРКА:
- Сравните ваши  варианты с предложенными на слайде. (Слайд 13).

- Подумайте, какое предложение лучше всего подойдет для заключительной части.
а. У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину.
б. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
в. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
г. Хочется встать рядом с детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.
ПЛАН (
Слайд 14).

 

1.Радость детей от первого снега.
2.Пейзаж картины.
3.Цвет и настроение картины.
4.Мое отношение к картине.

2.Составление устного сочинения по вопросам плана.

VIII. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (Слайд 15)
1. - Прочитайте слова на доске и объясните их написание:

Девочка, снежок, удивление, смотрит, снежинки, счастлива, восторг, деревня, палисадник. ворона, сорока, жильё, стрекочет, тает, праздник, настроение, впечатление.
2. - Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения

 (Слайд 16)
Выглянула в окно и удивилась, выбежала на крыльцо, накинула платок на голову, застыла на месте, глаза блестят, спокойно и важно шагает, весело стрекочет, оделся потеплее, деревенская улица, художник использует.
IX. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

X. РЕФЛЕКСИЯ 

 - По какой картине мы писали сочинение?
- Удалось ли вам выполнить поставленные задачи?

- Где вы можете применить эти знания?
- Какое настроение у вас вызвал этот урок?

-Кто может похвалить себя за работу на уроке?
- Спасибо  всем за урок. (
Слайд 17)

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: переписать сочинение на чистовик.

Руководитель ШМО начальных классов__________________ Л.Н. Чувашова

Директор МКОУ «Тэминская СОШ»_____________________Н.С. Клейменова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....

Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса...

Конспект урока.Русский язык.4 класс. Урок развития речи.Сочинение по репродукции А.А.Пластова "Первый снег".

       Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»               ...

Развитие речи. Сочинение – описание по картине А.А. Пластова «Первый снег».

презентация к уроку на тему: Сочинение – описание по картине  А.А. Пластова «Первый снег». 4 класс УМК "Перспектива"...

Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Наша зима воспета русскими поэтами, композиторами и художниками. Нигде в мире нет такой красивой зимы, как в России....