Урок русского языка. Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег".
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_plastova_pervyy_sneg.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект урока русского языка

           

                                                             Составила урок:  

                                                           Борсиева Марина Хангериевна

                                                            учитель начальных классов

Тема урока:Сочинение по картине по  картине А.А.Пластова «Первый снег»

           

                           

Тип урока: урок развития речи

Цель: создание на уроке условий для организации деятельности учащихся по написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег»

Дидактическая задача урока:

Познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова.

Учить « читать» картину, осмысливать её содержание.

Привлечь внимание детей к красоте зимней природы.

Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: самооценка на основе заданного критерия успешности учебной деятельности, представление о красоте природы.

Метапредметные задачи: способствовать формированию универсальных учебных действий:

           а) регулятивных – понимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

          б) познавательных – осуществлять синтез, как составление целого из частей; обобщать; созданию и обобщению строить сообщения в устной и письменной речи.

         в) коммуникативных – формировать собственной мнение и позицию; строить монологическое высказывание; учитывать другое мнение и позицию.    

           

             Оборудование: картина А.А.Пластова «Первый снег»,

карточки со словами (словарь настроений), музыкальное оформление (А.Вивальди «Времена года»)

 

                             ХОД  УРОКА

  1. Подготовка к восприятию картины.

-Прочитайте на доске два слова : первый и последний.

-Прислушайтесь к себе : какие чувства вызывают у вас эти слова?

-С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый ?

-Первый снег, первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первая разлука.

-Каким вы представляете первый снег?

-Каким вы его видели?

-Какое чувство он у вас вызывает?

2.Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.

-Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский:

« Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землёй.

-А вот отрывок из стихотворения И.А. Бунина «Первый снег»

…Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды,на сад пустынный

Первым снегом понесло.

-Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

-Каково отношение писателя к первому снегу?

-Как он это показал?

-А ваше отношение к первому снегу?

-Что вы чувствуете, когда его видите?

-Как говорит Бунин о том, что снег идёт? (Снегом понесло)

-Как вы понимаете это выражение?

-Подберите синонимы к слову понесло.

3.Рассказ о художнике А.А.Пластове.

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893г.в с. Прислонихе бывшей Симбирской губернии(ныне Ульяновская область).

Путь его в искусстве был долгим и нелёгким, хотя имел свои естественные истоки .Дед и отец его были иконописцами, расписывали местные церкви .Они и передали мальчику восторженную любовь к искусству. Будущий художник тоже начал рисовать с раннего детства. А 15-летним подростком даёт себе клятву : «Быть только живописцем и никем более».

Он окончил московское училище живописи, ваяния и зодчества. Темы и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Работы художника отличаются живым видением мира. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно.    

Примечательно, что почти на каждом из полотен А. Пластова есть дети. И саму жизнь, природу передаёт художник не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев, через их непосредственное, чистое восприятие мира. Пластов вместе с детьми смотрит на всё глазами первооткрывателя. Серьёзность и добросовестность в работе , юношеская, даже какая-то детская влюблённость в каждую деталь природы ,в  птицу , в цветок, в букашку- вот что поражает в Пластове.

4.Рассматривание картины (под музыку А.Вивальди «Времена года»)

Художник написал эту картину в 1946г. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния зимней природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

-Какое время года изобразил художник?

-Начало зимы.

-Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

-Нет сугробов, местами ещё видна голая земля.

-Какое время суток изображено? Как вы догадались?

-Снег выпал ночью,сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.

-Кого изобразил художник на переднем плане?

-Девочку лет десяти и мальчика лет семи .Это деревенские ребята.

-Опишите их внещний вид.

-Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им хочется скорее увидеть первый снег.

У девочки валенки не по размеру. Видно, одевались второпях.

Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.

-Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?

Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

-Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.

6.Работа со словарём настроений.

-Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

Радость, удивление, испуг, восторг, восхищение, грусть, волнение, беспокойство, интерес. 

-Дети удивлены, обрадованы, им ещё и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны

-Почему их удивляет первый снег?

-Первый снег мягкий, тёплый, добрый? Он тихо падает с неба крупными хлопьями.

-Что ещё показывает художник на переднем плане?

-В полисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Бе-

рёза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

-Здесь есть ещё один герой-ворона. А что она переживает?

-Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо и возбуждённо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую на снегу.

-Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чём это проявляется?

-Снег покрыл землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.

7.Выявление изобразительных средств картины.

-Обратите внимание на фон картины.

Какой он, тёплый или светлый?

-В картине преобладают тёплые и светлые тона: розовые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.

-А какой цвет здесь главный и почему?

-Главный цвет розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.

-Почему художник показал на картине только часть берёзы, а не всё дерево?

-Берёза – это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине- дети и их настроение.

8.Речевая подготовка к сочинению.

-Выберите несколько опорных слов , которые являются главными для описания картины.

снег        дети

земля               берёза

небо                 ворона

-Попробуйте описать эти слова, используя сравнения, эпитеты.

СНЕГ- похожий на белых бабочек, как стеклянный дождь,

             очень к лицу земле, как частые капли воды, белая

            скатерть полей, лебяжий пух земли, пушистый и          

            мохнатый, маленькие белые звёздочки, укрыл зем-

            лю ,порошил, щекотал лицо, кружился, порхал, тан-

            цевал, опускался большими хлопьями

ЗЕМЛЯ - накрылась пушистым тёплым одеялом, бела от

              снега

НЕБО- светло-голубое, отражается на снегу, тяжёлое от

            множества снежинок

БЕРЁЗА- сейчас пушистая и красивая, раскинула ветки широко  

                в стороны, радуется первому снегу, новый наряд - блес-

                тящий, переливающийся ,снег будет согревать

ВОРОНА- серо-чёрная, рана первому снегу, поклевала снег,

                протоптала дорожки

ДЕТИ –зимой будут лепить снежную бабу, играть в снежки,

             будет слышен звонкий, как колокольчики, смех, вытяну-

            лись в струнку, лицо девочки выражает восторг, ра-

            дость и удивление, глаза блестят, она счастлива

-Какие чувства и настроения вызывает у вас картина?

-Художник помог нам ещё ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.

-Как можно начать сочинение?

-Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились: за одну ночь всё вокруг побелело.

-Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?

-У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

-Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

-Трудно оставаться равнодушным , когда видишь первый снег.

-От чьего имени можно вести рассказ?

-От лица девочки, мальчика, детей, вороны, берёзы.

-Мы поведём рассказ от 3 лица.

9.Составление плана сочинения.

1.Первый день зимы.

2.Радость детей.

3.Цвет и настроение картины.

4.Моё отношение к картине.

10.Написание сочинения.

Вариант 1

        Главные герои холста — это деревенские дети, которые выбежали из дома, чтобы посмотреть на первый снег. Ребята еще совсем маленькие, им около 7 лет. Они радуются и веселятся. Несмотря на то, что ребята только выбежали из дома, они все равно успели тепло одеться. На малышне теплые валенки и пуховые платки, а также мы видим овечьи шубки.

За детьми виден вход в дом, я думаю, что это брат и сестра, раз они вышли из одного дома. Изба у них хорошая — деревянная.

Около избушки растет береза. Березонька уже высокая, наверное, ее посадили бабушка и дедушка, которые живут в этом доме. Около дерева скачет черная ворона. По сравнению со снегом, она очень выделяется.

Хоть снег и первый, но он уже успел застелить свои белым бархатом почти все кругом. На крыше избы уже лежит 5 сантиметровый слой пушистого снежка. Ступеньки под ребятами тоже полностью занесло снегом. Мне кажется, что даже ворона радуется этому дивному моменту.

На заднем плане можно заметить очертания деревенского мужика в санях. Вполне возможно он ездил в лес, чтобы нарубить дров, и теперь мчит обратно, для того чтобы отопить дом.  А если быть еще более внимательным, то дальше можно разглядеть еще парочку деревянных изб. Те дома уже тоже хорошенько занесло снегом.  Я думаю, что снег в этой деревушке идет уже не первый час.

Уже и не веришь, что только вчера картина была совсем другая — серые мокрые улицы, осенние пейзажи с вечной слякотью и грязью. Сейчас все преобразилось. Снег внес в этот осенний угрюмый день — легкости и шарма. Цвета довольно тусклые — белый и серый. Но благодаря снегу, Природа стала играть совсем по-другому, краски изменились, а с этим преобразилось и настроение деревенский.

Мне кажется, что каждый из вас любит этот момент в природе. Каждый любит этот день, когда зимушка-зима резко входит в свои права, когда она быстро и мощно окутывает все кругом свои белоснежным покрывалом.

Я считаю, что художник вложил всю душу в свою картину. Благодаря Пластову Аркадию Александровичу, мы с вами смогли очутиться в этой деревне вместе с ребятами и вдохнуть морозный воздух приближающейся зимы.

Вариант 2

            Известный живописец советского времени А. А Пластов известен своим особым отношением к изображению простых жителей сельской местности, деревенского быта, пейзажа родного края. Каждая его работа отражает быт, уклад деревенской местности.

Одна из его известных картин «Первый снег» представляет неподдельный восторг детей от увиденного явления – первых хлопьев снега. Девочка и мальчик, наспех накинувшие на себя одежду, занимают первый план полотна. Они замерли на крыльце бревенчатого дома от удивления и восторга. Их взгляды устремлены вверх, где сквозь раскидистую крону дерева пробираются, не спеша касаясь земли, крупные белые снежинки. Сквозь густые ветви белоствольной березы, занимающей место в покосившемся со временем палисаднике около дома вместе с несколькими кустами, еле заметна белогрудая сорока, которая также присоединилась к компании детей. Задрав хвост кверху, она внимательно следит за их движениями. Кустарник настолько стал сухим из-за большого количества времени, пройденного после лета, что еле выдерживает слой снега, напавшего на него.

Вдали виднеется часть деревенской улицы. Крыши нескольких домов заднего плана картины уже полностью занесены снегом, так же как и земля. Небо выглядит одной темной тучей, на фоне которой и разыгрались хлопья, мечущиеся из стороны в сторону.

Грациозный танец снежинок так заворожил детей, что они перестали обращать внимание на то, что легко одеты. Они наслаждаются видением, представшим их глазам, широко раскрыв глаза.

Картина объединила образы счастливых детей, родного каждому человеку пейзаж родного края, который представляет будто проснувшуюся после унылой темной осени природу в новом наряде. Изображенные дерево и дома посвежели от снега. Изменилась вся атмосфера вокруг, так как морозный воздух наполнился тысячами практически одинаковыми снежинками, которые иногда поддаются легкому дуновению ветра.

Картина А. А. Пластова «Первый снег» выражает приподнятое настроение автора, который запечатлел один из прекрасных моментов зимы, осторожно вступающей в свои права. Природа и люди ликуют от того, какой необыкновенно красивый фон обрела поверхность земли, домов и всего остального на улице благодаря первому снегу. Каждый по-своему наслаждается привычным явлением, но радость детей настолько велика, что кажется, что они впервые видят такой поток снега, состоящий из танцующих снежинок.

11.Проверка полученного результата.

- Вы так старались при написании, я думаю, у вас получились замечательные работы. Давайте послушаем ваши сочинения. (читают свои работы несколько учеников.)

 - Удалось ли передать содержание картины?

12.Рефлексия.

- Закончите фразы:

• Мне было сложно…

 • У меня получилось….

• У меня не получилось…

• Мне понравилось….

https://go.imgsmail.ru/imgpreview?mb=infocard&key=pic_17bae7ad61e1924d&h=497

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Урок русского языка "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"

Урок русского языка в 3 классе "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень" с презентацией....

Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс

Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс...

Презентация к уроку русского языка . Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"

Презентация к уроку развития речи. Иллюстративный материал к уроку написания сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"....

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине "Снегурочка" В.М.Васнецова

Цели: обобщить знания детей о жизни и творчестве В.М.Васнецова, учить  «читать» картину, учить составлять план, учить излагать текст по опорным  словам, учить соблюдать последовательность пе...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Цели урока:развивать умение составлять связный текст, развивать устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь, учить составлять план и устанавливать  последовательность действий, ...