Конспект урока.Русский язык.4 класс. Урок развития речи.Сочинение по репродукции А.А.Пластова "Первый снег".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

         Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

                                     План

1.Первый день зимы.

2.Радость детей.

3.Цвет и настроение картины.

4.Мое отношение к картине.

 

Снег: как стеклянный дождь,  очень к лицу земле, робкий и тихий, пушистый и мохнатый, укрыл землю, кружится, порхает, падает большими хлопьями.

Девочка: в бело-розовом платьице; тапочки, отороченные тёмным мехом; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит; завороженная снегом.

Мальчик: в пальто с меховым воротником; на голове - шапка-ушанка; мечтает покататься на санках.

Берёза: старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые.

Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес.

Тона картины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r.sochinenie_po_reproduktsii_a.a.plastovapervyy_sneg.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №52

20.11.19

Тема:  Р.Р. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег»

Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: фотопрезентация: портрет А.А. Пластова, репродукции его картин.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка каллиграфия

С Снег        З Зима

Характеристика звуков

III Актуализация знаний

1.Орфографическая разминка. Взаимопроверка.

Снег, снежки, мороз, сосна, девочка, ворона, лед, холодный, снежинка,праздник.

2.Фронтальный опрос по теме «Предложение».

Игра «Задай вопрос». Дети задают вопросы друг другу по теме «Предложение».

3.«Синквейн».

Слова-предметы

Слова-признаки

Слова-действия

Составить предложение, выделить грамматическую основу.

4.Работа в паре.

Объясни фразеологизмы.

Белые мухи___________________________________________________________.

Садиться не в свои сани._______________________________________________________

Подбери антонимы.

Жарко-___________________________.Лето-__________________________________.

Подбери синонимы.

Белый-_________________________________________________________________.

Метель__________________________________________________________________.

III. Самоопределение к деятельности

Стихотворение «Первый снег». Читает заранее подготовленная ученица.

-Какому времени года посвящено это стихотворение?

-О каком явлении природы идет речь?

  Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов.

Но первый снег никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему? (С первым снегом все в природе преображается, становится светлым, праздничным). 

- Каким вы представляете себе первый снег? (Он легкий, воздушный).

- А какое настроение вызывает у вас первый снег? (Чувство радости, праздника, ожидание какого-то чуда).

—  Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Описывать картину, на которой изображён первый снег.)

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя об А.А. Пластове

  Художники, писатели и поэты, композиторы любили русскую зиму и в своем творчестве передавали красоту природы.

Пластов Аркадий Александрович – русский художник. Он родился в простой деревенской семье. Любовь к рисованию у него проявилась с самого детства. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». Он окончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: «Летом», «По грибы», «Пастушок», «Ужин тракториста», «Первый снег»….

Художник написал картину «Первый снег» в 1946 г. Это одно из самых известных его полотен. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов А.А. хорошо знал жизнь русской деревни и в своей картине сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте.

2.Работа с толковым словарем.

Определить лексическое значение слова «репродукция»

2. Беседа по картине

-К какому жанру изобразительного искусства относится эта картина? (Пейзаж.)Работа с толковым словарем

-Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

-Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

-Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

-Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

-Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

3. Речевая подготовка к сочинению

Снег___________________________________________________________________..

Девочка__________________________________________________________________...

Мальчик__________________________________________________________________.

Берёза_________________________________________________________________

Настроение детей______________________________________________________.

Тона картины__________________________________________________________.

-        Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных . (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

4. Составление плана сочинения

-  Из каких частей будет состоять ваше сочинение? (Из вводной части, основной части и заключения.)

—  О чём вы будете писать в каждой части?

Примерный план

1. Художник А.А. Пластов и его картина.

2. Первый снег.

3. Моё отношение к картине.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока.

--Подпишите  именные снежинки и когда закончите писать сочинение, прикрепите свою снежинку к доске. И мы сможем порадоваться первому снегу.

Написание сочинения под музыку шопена «зима».

Если осталось время напиши отзыв об уроке. Начни так:

Урок мне…………

VII. Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

—  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

—  С творчеством какого художника вы познакомились сегодня на уроке?

—  Какие его картины вам запомнились?

—  Почему АА. Пластов считал себя природным реалистом?

Домашнее задание.1ряд-3 пословицы о зиме.

                                   2ряд-3 загадки о зиме.

                                   3ряд-одно четверостишье о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи. Сочинение-описание. Лисичка.

Конспект урока развития речи. Сочинение-описание животного по плану. Лисичка....

Конспект урока развития речи. Сочинение по картине Сергея Павловича Киселева «Лесной ручей. Март»

Сочинение по картине С.П. Киселева "Лесной ручей. Март" (коми художник)...

Открытый урок во 2 классе по русскому языку на тему: « Развитие речи. Сочинение «Праздник наших мам. Православный женский день»

Открытый урок во 2 классе по русскому языку на тему: « Развитие речи. Сочинение «Праздник  наших мам.  Православный  женский день"...

Русский язык. 4 класс. ПНШ Развитие речи. Сочинение "Звёздчатый колт"

Русский язык. 4 класс. ПНШ  Развитие речи. Сочинение "Звёздчатый колт". Презентация....

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии...

Развитие речи. Сочинение - отзыв по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница»

Цель развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине....

Русский язык (урок развития речи) «Сочинение считалки. Подготовительный урок

Консрект урока+ презентация по русскому языку для 2 класса. Урок развития речи, подготовительный этап...