Русский язык (урок развития речи) «Сочинение считалки. Подготовительный урок
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Почко Алёна Владимировна

Консрект урока+ презентация по русскому языку для 2 класса. Урок развития речи, подготовительный этап

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Прочитай пословицы Делу время, а потехе час. Дело лени не любит. Дело верши, да не спеши.

Слайд 4

Отгадай загадки Самолёт, коньки, арбузы. часы, тетрадки, лук, и грушки , автомобиль,

Слайд 5

Считалка

Слайд 6

Разгадай ребус робей

Слайд 7

Считалка Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек – пташка, Серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей.

Слайд 9

Грамматическая арифметика Пету + (шоколад - олад ) = (Корова - рова ) + (заяц - яц )= За + я + (цапля - апля ) = П + (чёлка - лка ) + ла = петушок пчела заяц коза



Предварительный просмотр:

Начало

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Сегодня на уроке развития речи нам с вами предстоит довольно интересная работа. Чем мы будем сегодня заниматься, вы узнаете чуть позже, для начала настроим своё тело и свои мысли на работу. Для этого внимание на экран (слайд 2)

Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

- Прочитайте пословицы с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

- А теперь подберите близкие по смыслу словосочетания (слайд 3):

Железная воля – сильная воля

Железное здоровье – крепкое здоровье

Золотое время – счастливое время

Золотые руки – умелые руки

Как называются слова, близкие по смыслу?

+ синонимы

- Подберите слова, противоположные по смыслу

Можно – нельзя

Новый – старый

Острый – тупой

Брать – отдавать

Высокий – низкий

Белый  - чёрный

Как называются слова, противоположные по смыслу?

+ антонимы

Разминка для рук

- Сейчас будем работать  в тетрадях. Для начала разомнём наши пальцы (приём веера)

Запишите только число.

- Что бы понять, какова тема нашего сегодняшнего урока, вам необходимо отгадать загадки. Отгадки будете записывать  в тетрадь, в строчку, через запятую.

Загадки
1.Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что за чудо? (самолёт)

2.У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются … (часы)

3. Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю..? (игрушки)

4. Быть всегда должны в порядке

Твои школьные … (тетрадки)

5. Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль)

6. Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а просто … (лук)

7. Мчусь как пуля я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? (коньки)

8. К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи (арбузы)

- Давайте проверим. (слайд 4):

На полях поставьте зелёный крестик, если все загадки отгадали и красный, если не все.

Обведите в каждом слове первую букву. Прочитайте получившуюся тему урока. Запишите посередине.

+ Считалка. (слайд 5):

- Из данного слова, за три минуты составьте другие слова.

СЧИТАЛКА (салат, час, лак, сила, ласка)

- Ну что же молодцы! На полях поставьте зелёный крестик, если получилось и красный, если нет.

Работа с ребусом

-(слайд 6): Будем работать с ребусом. В слове – отгадке подчеркните орфограммы!

+ воробей.

- Я предлагаю вам прочитать считалку про воробья. -(слайд 7): Про себя, хором, по очереди.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек – пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

- Отлично. Сейчас я хочу немного рассказать вам о считалке. Отложите ручки в стороны, приготовьтесь слушать. Эта информация вам сегодня понадобиться, после рассказа, я задам вам вопросы.

-(слайд 8):

Считалка – произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры. Считалка – жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работ были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то всё-таки надо было. Вот и придумали люди способ распределения работы – считалку.

Люди раньше верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употреблять обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобрели специальные «тайные» слова. Эти слова могли входить в текст считалок. Итак, в древности считалка играла важную роль.

Кады, бады, налей воды.

Корове пить, тебе водить.

ази, двази,

тризи, зизи

пятом, мятом,

шума, рума

дуба, крест.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру, и стала помогать детям распределять роли в игре так, что бы всем было весело и никому не было обидно. Появились новые детские считалки:

Серый зайка вырвал травку,

Положил ее на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот и вон пойдёт.

Задача считалки – помочь весело распределить роли в игре. Считалка может состоять из нескольких частей.

 Есть особые слова, предложения – «раз, два, три», «тебе водить», «выйди вон», «води»

Считалка – это небольшое стихотворение.

 Игра найди животных.

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели

Сели пчёлы на цветы

Мы играем – водишь ты.

Прыг да скок,

Прыг да скок

Скачет зайка – серый бок

По лесочку – прыг-прыг-прыг,

По снежочку: тык-тык-тык

Под кусточек присел, схорониться захотел

Кто его поймает, то и водит.

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок

Кожушок горит огнём,

Сколько перышек на нем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Невозможно сосчитать.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон.

На лужок пришли бельчата,

Медвежата, барсучата.

На зелёный на лужок

Приходи и ты дружок.

Назвать классы животных.

- Поиграем в игру. «Грамматическая арифметика». -(слайд 9):

Из предложенных примеров составьте слова, запишите в строчку, через запятую. Подчеркните орфограмму «Безударная гласная».

Подберите проверочные слова.

Пету+(шоколад-олад) = (петушок)

П+(чёлка-лка) + ла = (пчела)

За+я+ (цапля-апля)= (заяц)

(Корова-рова)+ (заяц-яц)= (коза)

На полях поставьте зелёный крестик, если все загадки отгадали и красный, если не все.

Физминутка -(слайд 10):

- А сейчас, вы попробуете сочинить свою собственную считалку. Разбейтесь на группы. Каждой группе я предлагаю задания разной степени сложности. Выберите по желанию одно любое.

1 уровень: вам дана считалка, но в ней перепутаны местами строки, вам необходимо выстроить их  в нужном порядке.

2 уровень: вам дана считалка, но  в ней пропущены слова, вы должны вставить подходящие по смыслу слова

-Приступаем.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. Запишите вариант  в тетрадь. На полях поставьте зелёный крестик, если все загадки отгадали и красный, если не все.

- Чему мы сегодня учились?

- Посчитайте крестики.

Серый зайка вырвал травку,

Положил её на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот и вон пойдёт.

Раз, два, три, четыре пять,

Вышел дождик погулять.

Капал, капал там и сям,

Дети, прячьтесь по домам!

Раз, два, три!

Шарик подари!

Красный, синий, голубой,

Выбирай себе любой.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышла кошка погулять,

А за ней котятки,

Малыши-ребятки.

Кто простужен и чихает

С нами больше не играет!

Ну-ка быстро отзовись

И иди скорей лечись!

Гномик ….. искал

И ….. потерял.

Что же …., как же ….

Всё равно тебе …..!

Раз, …, …., ….., …..

Мы …. поиграть.

К нам …. прилетела

И …. …. велела!

Шли …. по дороге

Промочили …. ноги.

Раз, …, …, …, пять.

Будем …. вытирать!

На пригорке ….

На …. весит замок.

Ты за …. иди

И …. отопри!

Бегал … по дороге,
Да устали сильно ….
Захотелось … спать.
…, тебе искать.

1.Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели

Сели пчёлы на цветы

Мы играем – водишь ты.

2.Прыг да скок,

Прыг да скок

Скачет зайка – серый бок

По лесочку – прыг-прыг-прыг,

По снежочку: тык-тык-тык

Под кусточек присел, схорониться захотел

Кто его поймает, то и водит.

5.На лужок пришли бельчата,

Медвежата, барсучата.

На зелёный на лужок

Приходи и ты дружок.

3.Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок

Кожушок горит огнём,

Сколько перышек на нем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Невозможно сосчитать.

4.Шла коза по мостику

И виляла хвостиком

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон.

Железная воля – сильная воля

Железное здоровье – крепкое здоровье

Золотое время – счастливое время

Золотые руки – умелые руки

Как называются слова, близкие по смыслу?

+ синонимы

- Подберите слова, противоположные по смыслу

Можно – нельзя

Новый – старый

Острый – тупой

Брать – отдавать

Высокий – низкий

Белый  - чёрный

Как называются слова, противоположные по смыслу?

Загадки
1.Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что за чудо? (самолёт)

2.У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются … (часы)

3. Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю..? (игрушки)

4. Быть всегда должны в порядке

Твои школьные … (тетрадки)

5. Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль)

6. Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а просто … (лук)

7. Мчусь как пуля я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? (коньки)

8. К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи (арбузы)

- Давайте проверим. (слайд 4):

Серый травку вырвал зайка,

Положил на лавку её.

Кто возьмёт, травку

Тот пойдёт и вон.

Раз, три, два,

Подари шарик

Красный, голубой, синий,

Любой выбирай себе

Чихает кто простужен и

С больше нами играет не!

Ну-ка отзовись быстро

И лечись иди скорей!

Раз, три, два, пять, четыре

Вышел погулять дождик.

Капал, там капал и сям,

Дети, домам прячьтесь по!

Раз, четыре, два, пять, три,  

Вышла погулять кошка,

А котятки за ней,

ребятки малыши.

Гномик … искал

И … потерял.

Что же …, как же …?

Всё равно тебе …..!

Шли … по дороге

Промочили … ноги.

Раз, …, …, …, пять.

Будем … вытирать!

Бегал … по дороге,
Да устали сильно …
Захотелось … спать.
…, тебе искать.

Раз, …, …, …, …

Мы … поиграть.

К нам … прилетела

И … … велела!

На пригорке …

На … висит замок.

Ты за … иди

И … отопри!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи, сочинение про маму.

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/russnach/nachrusinoe/sfbfgh-sdbgt...

Урок развития речи "Сочинение - описание "Весна идёт"

Данный урок был проведён мною в рамках областного конкурса "Учитель года-2008" в 4 классе....

Конспект урока развития речи. Сочинение-описание. Лисичка.

Конспект урока развития речи. Сочинение-описание животного по плану. Лисичка....

Урок развития речи. Сочинение по картине В. Васнецова "Сестрица Аленушка"

В данном материале содержится разработка урока по развитию речи на уроке русского языка, интересные приемы работы с картиной и текстом сказки....

Урок русского языка по развитию речи.Коллективное сочинение с использованием фразеологизмов «Широкая Масленица».

Коллективное сочинение с использованием фразеологизмов.Урок был дан во втором классе, возможно использование материала для 3-4 классов....

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...