Урок развития речи. Сочинение по картине В. Васнецова "Сестрица Аленушка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
В данном материале содержится разработка урока по развитию речи на уроке русского языка, интересные приемы работы с картиной и текстом сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка (развитие речи)
Тема: Тема текста.
Цель: отработка умения определять тему текста, его основную мысль;
учить анализировать текст;
развивать устную речь, память, смекалку, умение анализировать картины;
формировать навыки исследовательской деятельности.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Сообщение темы, цели.
(На доске оформлена выставка рисунков к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- Судя по рисункам, сказка вам понравилась. И сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос, что роднит сказку и картину В.Васнецова «Аленушка».
Поскольку мы не просто читаем сказки, а занимаемся их исследованием как жанра литературы, то сегодня нам предстоит ответить на многие вопросы по этой сказке.
- Беседа.
- Без чего не может существовать сказка? (Без волшебных предметов: ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, печка-лежанка).
- А в этой сказке есть волшебные предметы? (Копытце козье, коровье, лошадиное; ключевая вода, нарядное платье помогли оживить Аленушку).
- Назовите волшебных животных – героев сказок? (Золотая рыбка, щука, Сивка-Бурка, Конек-Горбунок, царевна-Лебедь и т.д.).
- А в этой сказке есть волшебные животные? (Есть – это козленочек, он видит ведьму, а купец даже не заметил, что это не его жена Аленушка, а ведьма).
- А не заметили ли вы волшебства, связанного с цифрами? (Число три – волшебное в сказке. Три копытца, три раза зовет козленочек Аленушку выплыть на бережок, и она три раза отвечает ему, три предмета: костры высокие, котлы чугунные, ножи булатные).
- А в каких сказках еще встречаются цифры? ( «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «Али-баба и сорок разбойников» и т.д.).
- Итак, вернемся к теме урока. Волшебная сказка не может существовать без волшебных предметов, животных, чисел. Есть ли еще версии, без чего не были бы столь интересны сказки? (Без героев добрых и злых, без волшебных превращений).
- Что общего у всех сказок? (Добро побеждает зло).
IV. Анализ репродукции картины Васнецова «Аленушка».
- Есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет).
- И все же, именно эта сказка вдохновила художника на создание картины. Давайте попробуем вместе найти, что общего у картины и сказки.
(Дети внимательно рассматривают картину и обращают внимание на изображение Аленушки у темной воды).
- Почему у воды? (Потому что вся ее жизнь была связана с водой. Братец пьет воду, она тонет, а потом е оживляют этой же водой. Иванушка не смог дойти до колодца, где вода. И, наконец, она плачет и в сказке и на картине.)
- Почему вы думаете, что она плачет? (У нее распущены волосы, под глазами красные круги, голову положила на руки, а руками обняла колени. Вся ее согбенная фигурка говорит нам о том, что у девочки безутешное горе, ее кто-то обидел, и некому ее пожалеть).
- Какое время года изобразил Васнецов, почему? (Он изобразил осень, поэтому и вода темная, и деревья темные на дальнем плане, и настроение Аленушки перекликается с пейзажем).
- А какое у вас настроение вызвала сказка? (Сказка печальная, много грустных моментов, больше чем радостных, но заканчивается хорошо).
- Опишите, как выглядит Аленушка на картине? (Дети описывают, что видят на картине: волосы, руки, глаза, одежду и т.д.).
- Что общего подметили в сказке и картине? (Настроение. Грустное).
- А как Васнецову удалось передать настроение грусти, печали в картине? С помощью чего? ( Цвет в картине имеет огромное значение. Художник использует темные холодные тона: серый, синий, темно-коричневый, темно-зеленый. Теплых тонов на картине совсем мало).
- Сказку и картину роднит грустное лирическое настроение. Что это означает? Как вы думаете, когда говорят, что человек лирически настроен? (Когда он грустит, смотрит на красивые желтые листья и печалится, или читает красивое стихотворение, слушает музыку, смотрит кино и испытывает печальные чувства, даже может плакать).
- А может ли нравиться человеку грустное и печальное? (Да, может, если оно красивое).
- А эта картина вам нравится? Что особенно?
V. Запись словосочетаний в тетрадь.
Давайте запишем слова-характеристики природы и Аленушки, опираясь на репродукцию.
Аленушка – бедная, несчастная, одинокая, пригорюнилась, согнулась, безутешное горе, печаль, слезы, грустное лицо, большие печальные глаза.
Омут – глубокий.
Вода – темная, почти черная, холодная, неподвижная, застывшая.
Лес – дремучий, хмурый, темный, мрачный, глухой, угрюмый.
Небо – осеннее, хмурое, унылое, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.
Осинки – тоненькие, задумчивые, трепетные.
Ласточки – тихо щебечут, хотят успокоить, рассеять грусть, символ дружелюбия.
Эти эпитеты помогут вам при написании сочинения по картине.
- Итог.
- Ребята, что общего у сказки и картины? (Общая тема, настроение, чувства. В сказке добро побеждает зло, и хочется верить, что у Аленушки наступят счастливые дни, и мы верим в это).
- Что нового вы узнали на уроке?
VII. Рефлексия.
- Какое задание было самым интересным?
- Какие чувства вы испытали в ходе урока?
- Что помогало на уроке? Что мешало?
VII. Домашнее задание. Написать сочинение по картине «Аленушка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-201803-1360609419.jpg)
Конспект урока развития речи. Сочинение по картине Сергея Павловича Киселева «Лесной ручей. Март»
Сочинение по картине С.П. Киселева "Лесной ручей. Март" (коми художник)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-114267-1349702752.jpg)
Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"
Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-313672-1434876843.jpg)
Карточка-сопровождение к уроку развития речи "Сочинение по картине И.С. Остроухова "Золотая осень"
Данная карточка поможет второклассникам сотавить предложения по картине....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/02/picture-731148-1451757862.jpg)
Урок развития речи. Сочинение по картине В. М. Васнецова " Иван Царевич на Сером волке"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе в программе SMART Notebook...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-854878-1479753385.jpg)
Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Опорный лист для написания сочинения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/23/picture-897939-1487815252.jpg)
Урок развития речи "Сочинение по картине Перова "Тройка".
Предлагаю конспект урока и презентацию на тему "Сочинение по картине Перова "Тройка". ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-894192-1487057660.jpg)
Урок развитие речи .Сочинение по картине Перова В.Г. "Тройка"
сочинение на тему по картине "Тройка"...