Урок развития речи. Сочинение по картине В. Васнецова "Сестрица Аленушка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

В данном материале содержится разработка урока по развитию речи на уроке русского языка, интересные приемы работы с картиной и текстом сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка (развитие речи)

Тема:  Тема текста.

Цель: отработка умения определять тему текста, его основную мысль;

учить анализировать текст;

развивать устную речь, память, смекалку, умение анализировать картины;

формировать навыки исследовательской деятельности.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Сообщение темы, цели.

(На доске оформлена выставка рисунков к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

- Судя по рисункам, сказка вам понравилась. И сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос, что роднит сказку и картину В.Васнецова «Аленушка».

Поскольку мы не просто читаем сказки, а занимаемся их исследованием как жанра литературы, то сегодня нам предстоит ответить на многие вопросы по этой сказке.

  1. Беседа.

- Без чего не может существовать сказка? (Без волшебных предметов: ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, печка-лежанка).

- А в этой сказке есть волшебные предметы? (Копытце козье, коровье, лошадиное; ключевая вода, нарядное платье помогли оживить Аленушку).

- Назовите волшебных животных – героев сказок? (Золотая рыбка, щука, Сивка-Бурка, Конек-Горбунок, царевна-Лебедь и т.д.).

- А в этой сказке есть волшебные животные? (Есть – это козленочек, он видит ведьму, а купец даже не заметил, что это не его жена Аленушка, а ведьма).

- А не заметили ли вы волшебства, связанного с цифрами? (Число три – волшебное в сказке. Три копытца, три раза зовет козленочек Аленушку выплыть на бережок, и она три раза отвечает ему, три предмета: костры высокие, котлы чугунные, ножи булатные).

- А в каких сказках еще встречаются цифры? ( «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «Али-баба и сорок разбойников» и т.д.).

- Итак, вернемся к теме урока. Волшебная сказка не может существовать без волшебных предметов, животных, чисел. Есть ли еще версии, без чего не были бы столь интересны сказки? (Без героев добрых и злых, без волшебных превращений).

- Что общего у всех сказок? (Добро побеждает зло).

       IV.       Анализ репродукции картины Васнецова «Аленушка».

- Есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет).

- И все же, именно эта сказка вдохновила художника на создание картины. Давайте попробуем вместе найти, что общего у картины и сказки.

(Дети внимательно рассматривают картину и обращают внимание на изображение Аленушки у темной воды).

- Почему у воды? (Потому что вся ее жизнь была связана с водой. Братец пьет воду, она тонет, а потом е оживляют этой же водой. Иванушка не смог дойти до колодца, где вода. И, наконец, она плачет и в сказке и на картине.)

- Почему вы думаете, что она плачет? (У нее распущены волосы, под глазами красные круги, голову положила на руки, а руками обняла колени. Вся ее согбенная фигурка говорит нам о том, что у девочки безутешное горе, ее кто-то обидел, и некому ее пожалеть).

- Какое время года изобразил Васнецов, почему? (Он изобразил осень, поэтому и вода темная, и деревья темные на дальнем плане, и настроение Аленушки перекликается с пейзажем).

- А какое у вас настроение вызвала сказка? (Сказка печальная, много грустных моментов, больше чем радостных, но заканчивается хорошо).

- Опишите, как выглядит Аленушка на картине? (Дети описывают, что видят на картине: волосы, руки, глаза, одежду и т.д.).

- Что общего подметили в сказке и картине? (Настроение. Грустное).

- А как Васнецову удалось передать настроение грусти, печали в картине? С помощью чего? ( Цвет в картине имеет огромное значение. Художник использует темные холодные тона: серый, синий, темно-коричневый, темно-зеленый. Теплых тонов на картине совсем мало).

- Сказку и картину роднит грустное лирическое настроение. Что это означает? Как вы думаете, когда говорят, что человек лирически настроен? (Когда он грустит, смотрит на красивые желтые листья и печалится, или читает красивое стихотворение, слушает музыку, смотрит кино и испытывает печальные чувства, даже может плакать).

- А может ли нравиться человеку грустное и печальное? (Да, может, если оно красивое).

- А эта картина вам нравится? Что особенно?

         V.     Запись словосочетаний в тетрадь.

Давайте запишем слова-характеристики природы и Аленушки, опираясь на репродукцию.

Аленушка – бедная, несчастная, одинокая, пригорюнилась, согнулась, безутешное горе, печаль, слезы, грустное лицо, большие печальные глаза.

Омут – глубокий.

Вода – темная, почти черная, холодная, неподвижная, застывшая.

Лес – дремучий, хмурый, темный, мрачный, глухой, угрюмый.

Небо – осеннее, хмурое, унылое, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.

Осинки – тоненькие, задумчивые, трепетные.

Ласточки – тихо щебечут, хотят успокоить, рассеять грусть, символ дружелюбия.

Эти эпитеты помогут вам при написании сочинения по картине.

  1. Итог.

- Ребята, что общего у сказки и картины? (Общая тема, настроение, чувства. В сказке добро побеждает зло, и хочется верить, что у Аленушки наступят счастливые дни, и мы верим в это).

- Что нового вы узнали на уроке?

          VII.     Рефлексия.

- Какое задание было самым интересным?

- Какие чувства вы испытали в ходе урока?

- Что помогало на уроке? Что мешало?

          VII.     Домашнее задание. Написать сочинение по картине «Аленушка».

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи. Сочинение по картине Сергея Павловича Киселева «Лесной ручей. Март»

Сочинение по картине С.П. Киселева "Лесной ручей. Март" (коми художник)...

Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"...

Карточка-сопровождение к уроку развития речи "Сочинение по картине И.С. Остроухова "Золотая осень"

Данная карточка поможет второклассникам сотавить предложения по картине....

Урок развития речи. Сочинение по картине В. М. Васнецова " Иван Царевич на Сером волке"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе в программе SMART Notebook...

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий. Опорный лист для написания сочинения....

Урок развития речи "Сочинение по картине Перова "Тройка".

Предлагаю конспект урока и презентацию на тему "Сочинение по картине Перова "Тройка". ...