Урок развития речи "Сочинение по картине Перова "Тройка".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Смирнова Елена Николаевна

Предлагаю конспект урока и презентацию на тему "Сочинение по картине Перова "Тройка".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сочинение по картине В.Г.Перова «Тройка»

Цели: - учить детей самостоятельно «читать» и понимать произведения

              изоискусства;

            - подбирать точные слова для описания картины;

            - формировать умение подбирать материал для высказывания, языковые

              средства для выражения мысли;

            - развивать логическое мышление, творческое воображение;

            - активизировать знания о видах текстов: повествовании, описании,

               рассуждении;

            - воспитывать умение сопереживать героям произведений, ценить заботу

              государства и взрослых о подрастающем поколении.

                                                       Ход урока

І. Мотивация учебной деятельности

        1.Беседа.

 На экране слайд №1.

- Можешь ли ты назвать себя счастливым ребёнком? Объясни, почему ты так считаешь.

(Дети отвечают)

- Как вы думаете, счастливы ли эти дети?

        Слайд №2: репродукции картин В.Перова о жизни детей в царской России.

(Ответы детей)

- Знакомы ли вам эти картины? (Да, мы с ними знакомились на уроке изоискусства)

- Кто их автор? (Известный русский художник В.Г. Перов).

          Слайд №3. Портрет художника.

        2.Создание проблемной ситуации.

На экране слайд №4. Слово «Тройка»

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Ответы детей: оценка, тройка лошадей и др.)

На экране появляется изображение тройки лошадей, костюма-тройки, оценки в дневнике и т.д.

- Не показалось ли вам странным, что наш разговор шёл о картинах художника В.Перова, а я вас спрашиваю о значении слова «тройка»? Как вы думаете, какая связь между значением этого слова и работами мастера?

(Дети предполагают, что словом «тройка» может называться одна из картин художника.)

- Давайте попробуем предположить, что на ней изображено.

(Ответы детей.)

- Я думаю, что увиденное станет для вас полной неожиданностью. Давайте молча посмотрим на картину и проникнемся её настроением.

ІІ. Рассматривание картины

        Слайд  №5. Репродукция картины В.Перова «Тройка».( Звуковое сопровождение: «метель»). На экране по очереди увеличиваются фрагменты картины: лица детей, глаза, ледяная бочка, собака, улица.

        Учитель читает стихотворение:

Ледяная вьюга завывает,

Бьёт, сечёт лицо, метёт пургой.

Петербург безмолвно замерзает

Недовольный нынешней зимой.

Лишь детишек тройка, впрягшись в сани,

Тянет вгору не по силам воз...

Кто, скажи, в такую непогоду

Выгнал деток прямо на мороз?

Взгляд усталый, горестные лица,

Одежонка мокрая насквозь.

Дотянуть скорей бы, не свалиться,

Этот тяжкий непосильный воз.

И в тепло скорей, на печку к мамке.

И покушать хлебца с кипятком...

Еле-еле двигаются санки.

И метёт, метёт, метёт пурга кругом...

- Как называется эта картина? Почему?

ІІІ. Сообщение темы и задач урока.

        1. Беседа:

- Оставила ли вас равнодушными эта картина?

- Какое первое впечатление она производит на зрителя?

- Я бы хотела, чтобы на этом уроке мы с вами поближе познакомились с  этим произведением и познакомили с ним других людей.

        2. Рассказ учителя.

Слайд  №6. Москва. Третьяковская галерея.

- Картина В.Перова находится в Москве, в одном из залов Третьяковской галереи. В этом художественном музее собраны произведения искусства лучших художников мира.

Не все люди имеют возможность побывать в Третьяковке, поэтому работники музея часто устраивают выставки компьютерных репродукций картин в разных уголках мира. И в нашем музее бывают такие выставки.

        Нам с вами предложили изготовить рекламный буклет о картине «Тройка».

        3. Сообщение темы и задач урока.

Слайд  №7. Запись темы и задач урока.

        На экране:

Тема: Сочинение по картине В.Перова «Тройка»

Задачи: 1) проанализировать произведение;

              2) создать буклет для музея.

(Дети рассматривают буклеты).

- Что на нём изображено? (Сведения об авторе, репродукция картины, текст)

ІV. Анализ содержания композиции картины, знакомство с планом, подбор рабочих материалов.

- Давайте прочитаем, о чём говорится в тексте.

На экране появляется картина. ( Слайд  №8).

                                                 Запись в буклете:

         Сумеречный морозный вечер. Снежная мгла бьёт в лицо.     Встречный ветер срывает одежду. Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани…

- Что вы можете сказать по поводу написанного? (Это начало сочинения.)

- Судя по началу, какой это будет вид текста? (Повествование с элементами описания.)

- Далее вы видите чистые строчки. Как вы думаете для чего? (На них будем писать сочинение.)

- Прочитав начало, мы с вами, практически, уже ответили на два первых вопроса, которые я вам хотела задать по содержанию картины. Давайте чётко сформулируем ответы на эти вопросы.

Слайд №9:                             

                                            Анализ содержания картины

1. Какое время года изображено на картине? Какая стоит погода?

2. Кто изображён на картине? Что тащат трое ребят?

3. Что находится в санях? Какая бочка? С чем?

4. Что можно сказать о детях?

5. Что выражают их лица?

6. Кто решил облегчить нелегкий труд детей?

7. Каков колорит картины? Почему?

8. Какие мысли и чувства вызывает картина?

9. Почему художник решил её написать?

- Давайте ответим на остальные вопросы.

                               Примерные ответы детей (с помощью учителя)

3 вопрос: В санях огромная бочка, доверху наполненная водой. Ледяная вода выплёскивается через край.

4 вопрос: Дети устали, плохо, не по погоде одеты, голодные, измученные тяжким трудом.

5 вопрос: Их лица выражают страдание, безысходность, желание скорее дотащить бочку, отдохнуть и покушать.

6 вопрос: Случайный прохожий, увидев ребят, решил им помочь и стал подталкивать сани сзади.

Рядом с детьми бежит собачка. Она тоже будто сочувствует ребятишкам и, если бы могла, помогла им.

7 вопрос: В картине преобладают тёмные, неяркие, коричневато-зелёные и грязно-серые цвета. Тёмный колорит подчёркивает гнетущее настроение картины. Нет в этой картине весёлых, ярких, радостных красок.

8 вопрос: И сюжет, и колорит помогают нам почувствовать настроение картины. Настроение гнетущее. Мы испытываем жалость к этим детишкам. В то же время мы испытываем чувство презрения к тем, кто так издевается над детьми, заставляя их тяжко работать.

9 вопрос: Василий Григорьевич Перов был прогрессивным художником того времени. Своими картинами он хотел привлечь внимание богатых, обеспеченных людей к жизни людей бедных, обездоленных. Особенно он хотел заставить задуматься над тяжёлой жизнью детей, над их несчастливым детством.

V. Лексико-орфографическая подготовка

1. Подбор определений

- Наши буклеты будет читать множество людей, поэтому они должны быть написаны грамотно. Мысли должны быть чётко сформулированы.

     А для этого мы должны подобрать для описания точные определения, вспомнить правописание некоторых слов.

      У вас, у каждого есть табличка:

Обессиленные, обездоленные.

Страдальческие, горестные.

Ветхая, грязная.

Жалость, презрение.

Огромная.

    На экране слайд №10:

Дети                             Мысли и чувства

Лица                            

Одежда                            Бочка

- Прочитайте внимательно определения из таблицы и запишите, к каким существительным они относятся.

(Проверка).

- А теперь переверните лист и посмотрите, какие ещё слова можно было записать.

Слайд №11:

Дети

Уставшие, голодные, измученные тяжким трудом, обессиленные, обездоленные.

Лица  

Измождённые, безучастные к окружающему, страдальческие, горестные.

Одежда

Ветхая, рваная, грязная, не по погоде, старая.

Мысли и чувства

Сострадание, жалость, сочувствие, возмущение, презрение, гнетущее впечатление.

Бочка

Ледяная, невыносимо тяжёлая, огромная.

- Составьте и прочитайте словосочетания, составленные из слов каждого столбика  таблицы.

- Значения многих слов мы с вами узнали на уроках чтения, гражданского образования, русского языка, поэтому я не требую их объяснения, кроме слова «ветхая». Что оно означает? (Очень старая, рваная, которая рассыпается от прикосновения.) Можно ли написать: «На детях была ветхая, рваная одежда»? (Нет)

- А так же нам бы не мешало повторить написание некоторых слов.

- У каждого из вас есть карточка слов с пропущенными орфограммами. Прочитайте слова, объясните их написание.

2. Орфографическая подготовка.

На партах карточки, на экране слайд №12:

          Л…дяная, …дежда, л…цо, м…роз, т…жёлая, с…бака, пр…хожий, сочу…ствие,

горес…ные, безучас…ные.

(Работа «цепочкой»).

- А теперь я вас попрошу устно составить предложения с данными словами по вопросам. (Работа в парах).

Слайд №13:

(Высвечиваются вопросы)

                                                 1 ряд:

1. Что находится в санях? Какая бочка? С чем?

2. Какими изображены дети? Во что они одеты?

                                                  2 ряд:

3. Какие лица у детей?

4. Кто решил помочь ребятам?

                                                   3 ряд:

5. Какие цвета использует в  картине художник? Зачем?

4. Какие мысли и чувства вызывает произведение?

(Проверка).

3. Актуализация знаний о структуре текста

- Из скольких основных частей состоит текст? (Три: зачин, основная часть и концовка).

- Как в тесте выделяется каждая часть? (Каждая новая часть пишется с абзаца).

- Обратите на это внимание, когда будете работать над сочинением.

- У нас уже есть начало текста. А основную часть и концовку вы допишите самостоятельно, используя весь дополнительный материал, который мы с вами подготовили.

        Работать вы будете по группам:

- первая группа (ученики 1 ряда) будут писать сочинение самостоятельно по данному плану. Он есть у вас на партах (слайд №14: план);

- вторая группа (2 ряд) могут пользоваться карточками с наводящими вопросами, на которые мы с вами уже отвечали (слайд №15 с вопросами).

- для третьей группы я подготовила дополнительный материал «Неоконченные предложения» (слайд №16).

V. Самостоятельная работа учащихся над сочинением

Слайд №17. Картина «Тройка».

        1. Чтение начала текста подготовленным учеником.

Звуковое сопровождение картины.

        2. Самостоятельная дифференцированная работа детей:

1 группа: работает по плану самостоятельно;

2 группа: работает с использованием карточек с наводящими вопросами и вспомогательными словами.

3 группа: работает с использованием карточек с заданием «Неоконченное  предложение».

VІ. Чтение и коллективное редактирование сочинений

VІІ. Итог урока

- С каким произведением изобразительного искусства мы с вами познакомились на уроке? Кто автор?

- Хотелось бы вам оказаться на месте этих детей? Почему?

- Возможно ли такое отношение к детям в наше время? Почему? (Нет. Существует Декларация защиты прав детей, по которой запрещено использование детского труда.)

- Кто должен заботиться о счастливом детстве подрастающего поколения? (Государство, родители, общество.)

- Видите, как глубоко мы с вами проникли в содержание картины. Как автор своим произведением через много-много лет заставил нас сопереживать героям, плакать, негодовать, задуматься о своей жизни.

        И поэтому наш урок я хочу закончить мудрыми словами скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова:

        «Произведениями изобразительного искусства человек живёт не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а постепенно тренировать свой вкус так же, как и мускулы».

        Звучит музыка.

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине Богданова-Бельского "Дети"

Уроки развития речи,  уроки работы по картинам в том числе- одна из изюминок работы по УМК "Перспективная начальная школа". Работаю в школе много лет, но лишь в этом УМК сама полюбила этот вид де...

Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...

урок развития речи картина Пластова "Первый снег"

Учить ребят писать сочинения по картине....

Урок развития речи по теме: "Сказка о грустном художнике" (сочинение по картине И.Левитана "Март")

Цели урока:обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе ре...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

разработка урока развития речи по картине Вилли Джеймса "Кот на крыше"

Урок развития речи по картине В. Джеймса "Кот на крыше" формирует умение составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ, рассуждать, подтверждая собственное мнение деталями...