разработка урока развития речи по картине Вилли Джеймса "Кот на крыше"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Зверева Антонина Николаевна

Урок развития речи по картине В. Джеймса "Кот на крыше" формирует умение составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ, рассуждать, подтверждая собственное мнение деталями живописного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Развитие речи. (Перспективная начальная школа, 4 класс)

«Сочинение-рассуждение по картине Вилли Джеймса «Кот на окне»  

Цели урока:

  1. Продолжить формирование умения составлять повествование  и описание с опорой на зрительный образ.
  2. Учить школьников рассуждать, подтверждая собственное мнение деталями живописного произведения, используя свой социальный и жизненный опыт.
  3. Учить писать сочинение по картине, передавать в определенной  

последовательности её содержание.

  1. Закрепить знания о тексте-рассуждении, как типе речи, формировать  
  2. Навыки работы над сочинением-рассуждением.
  3. Развивать чувство любви к тому, что нас окружает, бережное отношение к  

домашним животным.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение о тексте-рассуждении.

- Какие виды текстов мы знаем?

- Какой текст называется рассуждением? (объяснение какого-либо явления с  опорой на наблюдения).

- Какие виды рассуждения мы знаем? (размышление и объяснение).

  1. Работа над темой урока. Лирическое начало.

      Когда приходят холода,

      Ужасно любит кошка

      Прилечь у жаркого огня

      Подальше от окошка.

      Берегись, мышиный род –

      На охоту вышел… (кот)

- Наверное вы уже поняли, что сегодня мы будем рассуждать вот об этих замечательных животных... ( показываю картинку с изображением кошки)

Коты постоянно живут вместе с нами. Они умны и поэтому хорошо чувствуют добрых людей.

  1. Об особенностях  кошки нам расскажет _____________.

  • Сердце кошки бьётся вдвое быстрее до140 ударов в минуту.
  •  У  кошек  на  40  костей  больше,  чем  у  человека.
  • Кошачье  ухо  поворачивается  на  180  градусов.
  • Кошки  чувствуют  запах  в  14 раз  сильнее, чем  люди.
  • Домашние  кошки  живут  около 15  лет,  дикие  от  3  до 5  лет.
  • Кошки спят 16 часов в сутки. Одну треть остального времени они ухаживают за собой.
  • Скелет кошки состоит из 230 костей, это на 24 кости больше, чем у человека. Ее передние лапы могут вращаться почти в любом направлении и обе половины ее тела могут двигаться в противоположных направлениях!

Откуда пришла к нам кошка?

  • Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч  лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах тогда было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

  • Кошки, как писал Киплинг - самые дикие из всех домашних животных. По крайней мере, они самые независимые, и независимость их проявляется даже в мелочах. Например, кошка может долго смотреть вслед уходящему хозяину - но стоит тому повернуться, как она немедленно сделает вид, что всякие человеческие передвижения ее ни капельки не интересуют.
  • На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Сейчас в мире 400 млн.кошек. Больше всего их в Австралии.

Это интересно.

        - В то время как в большинстве стран чёрная кошка считается символом несчастья, Великобритании и Австралии, они, наоборот, рассматриваются как животные, приносящие удачу. 

        - Язык кошки при лакании жидкости вытягивается со скоростью 1 метр в секунду. В отличие от собак, язык кошки только касается поверхности жидкости, а не проникает в неё. Затем язык устремляется вверх и увлекает за собой столбик жидкости.

            -  Кошка практически никогда не мяукает другим кошкам, в основном этот звук предназначается людям. Они, как правило, урчат или шипят на других представителей кошачьих. 

  1. И вот однажды такая кошка привлекла внимание художника В. Джеймса.

    Рассмотрим репродукцию картины Вилли Джеймса «Кот на окне» (Упр.19 с. 54)

    Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «О чём размышляет кот,   сидя на окне?

        Детям предлагается ответить на ряд вопросов по картине:

     1) Предположи, высокий ли дом, в котором находится окно? (Дом довольно высокий, так как  видны крыши соседних домов)

     2)  Случайно ли кот оказался на окне или он живёт в этом доме? (Детьми высказываются разные предположения: зашёл в подъезд погреться, вышел на лестничную клетку из своей квартиры и т. п.)

      3)  Можно ли сказать, что этот зимний день солнечный и холодный? Обоснуй своё мнение. (Золотисто-жёлтые отсветы на стенах домов говорят о том, что день солнечный. Отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и окон домов. Видимо на крышах лежит снег или они покрыты инеем).

      4) Может ли кот наблюдать жизнь за окном: видеть людей, проезжающие машины, других животных? Нравится ли ему сидеть на окне? (Того, что происходит внизу под окном нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице). Пофантазируйте о том, что привлекает внимание кота. Несмотря на то, что мы не видим выражение мордочки кота, его силуэт очень выразителен. Во всей позе животного чувствуется внимание и заинтересованность. Коту нравится сидеть на окне и наблюдать за жизнью на улице.

     5) О чем думает кот? О еде? О том, как хорошо дышать свежим воздухом? Или о том, как хорошо иметь крышу над головой? А может быть, что у всех, кого он видит, своя жизнь?

    6) Возможно, кот строит какие-нибудь планы: пойти погулять, вернуться в свою квартиру? (Дети стараются вжиться в образ кота, порассуждать с его точки зрения).

     7) Долго ли кот может сидеть на окне, наблюдать и о чем-то думать? (Кот может сидеть на окне довольно долго. Можно обратить внимание учащихся на  позу кота: его хвост уютно огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперед. Кот чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг

    6. Работа в группах. Словарная работа.

- А сейчас поработаем в группах.

Первая группа (передний план)  описывает кота.

Вторая группа (центральная часть) – картину за окном.

Третья группа (задний план) – описывает небо.

(Ребята подбирают красивые сравнения, составляют с ними словосочетания и записывают на листочках. Затем один ученик от каждой группы зачитывает вслух  записи. Листочки с лучшими высказываниями прикрепляются к доске).

  1. Работа над составлением плана сочинения.

- В учебнике 7 вопросов, но вы выберите только 3-4 вопроса, на которые вы будете отвечать. Какая основная часть этого сочинения должна быть? Какова тема сочинения? На какой вопрос вы обязательно должны ответить?

     8. Самостоятельная работа учащихся. (10-15 мин.)

     9. Рефлексия. Чтение полученных сочинений. (дети отмечают наиболее удачные).

    10. Итог урока. Домашнее задание.

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.  Дома я предлагаю вам написать небольшое сочинение о вашем домашнем питомце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине Богданова-Бельского "Дети"

Уроки развития речи,  уроки работы по картинам в том числе- одна из изюминок работы по УМК "Перспективная начальная школа". Работаю в школе много лет, но лишь в этом УМК сама полюбила этот вид де...

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)

Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"

   Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и...

План-конспект урока развития речи по картине И.Э Грабаря "Февральская лазурь".

План-конспект по русскому языку. Урок развития речи 4 класс. Тема: И.Э. Грабарь "Февральская лазурь". Составление сочинения по картине. Умение читать картину, определять её тему, настроение....