План-конспект урока развития речи по картине И.Э Грабаря "Февральская лазурь".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

План-конспект по русскому языку. Урок развития речи 4 класс. Тема: И.Э. Грабарь "Февральская лазурь". Составление сочинения по картине. Умение читать картину, определять её тему, настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Урок развития речи. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цель: развивать умение читать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Формирование УУД: п: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; р: составление плана и последовательности действий; л: нравственно-эстетическое оценивания усваиваемого содержания, любовь к природе, своей Родине.

 Оборудование: презентация, портрет И.Э. Грабаря, репродукции картин, С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка, П.И.Чайковский «Времена года».

Ход урока

1. Организация класса.

2. Подготовительная работа.

 - Сегодня у нас урок развития речи.

- Чему мы учимся на этих уроках?

- Рассмотрите репродукции (картина, воспроизведённая типографическим способом).

-Что общего в них? (Они о зиме).

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок развития речи?

3. Сообщение темы и цели урока.

 -Сегодня будем учиться писать сочинение-описание по картине известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

4.Работа над темой урока.

 Биография художника.

И.Э. Грабарь был архитектором, замечательным реставратором, но главное его призвание – была живопись. Закончил петербургскую академию художеств. С 1913 по 1925 год был директором Третьяковской галереи. Э.И.Грабарь был выдающимся художником портретистом и пейзажистом.

-Что такое пейзаж? (Словарь).

В своих работах художник искренне и правдиво изображал природу. У каждого человека и художника есть своё любимое время года.

-Как вы думаете, какое время года любил Э.И. Грабарь?

5.Знакомство с картиной.

-Рассмотрите репродукцию картины Э.И. Грабаря «Февральская лазурь», чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно рассмотреть и обдумать.

(Рассматривание картины под музыку П.И.Чайковского «Времена года»).

- Поделитесь своими впечатлениями.

-Посмотрите, сколько света, солнца, воздуха в этой картине. Кажется, ничего особенного нет, обыкновенный русский пейзаж – такой, можно встретить в любом уголке России. Но в этом-то и заключается искусство художника, в простом пейзаже увидеть самое замечательное, самое красивое и передать людям.

-Какое чувство вызвала у вас картина?

-Художник рассказал о необычном утре, когда, казалось что природа «праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на синем снегу.

-Как понимаете эти слова? (Работа со словарём)

-Удалось ли это художнику? Как?

-Ему удалось это показать путём света и тени. Снег сверкает множеством красок, голубые тени от деревьев, игра солнечных лучей.

-Рассмотрите берёзы. Как они расположены?

-Опишите берёзку на переднем плане (возраст, ствол, ветви)

-Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в густую нарядную листву, но и зимой, когда его ветки, как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Образуя кружево веток на фоне синего неба.

-Почему свою картину И.Э.Грабарь назвал «Февральская лазурь»?

-В картине много голубого цвета: небо, снег, тени.

-Что хотел нам показать художник в картине?

-Красоту февральского дня, все цвета радуги объединённые лазурью неба.

5. Беседа по картине.

-Опишите небо  ( голубое, как шатёр, прозрачное. высокое, лазурное, бирюзовое).

-Опишите воздух ( бодрящий, чистый, прозрачный, жжёт, колется).

-Опишите снег (блестит, сверкает разноцветным огнём, рыхлый, голубой ).

6.выбор эпиграфа.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег блестит. А.С. Пушкин

Здесь долго светится

Небесная лазурь. А.С. Пушкин

7.Работа над планом.

- О чём надо написать во вступлении?

- О чём мы должны написать в основной части?

- Каким может быть заключение?

План

  1. Белоствольные берёзы.
  2. Яркое небо.
  3. Солнце на снегу и в тени.
  4. Бодрящий воздух.
  5. Моё отношение к картине.

Письмо сочинения.

Образец.

На картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь» изображено ясное морозное утро.В картине очень много света, солнца, воздуха.

На переднем плане я вижу огромную берёзу. Солнце играет на коре дерева переливаясь жёлто-белым цветом. Ветви её уходят высоко в ярко-голубое небо. Оно, как шатёр раскинулось на картине. Разноцветные ветви на фоне бирюзового неба напоминают кружево.

Снег сверкает множеством красок. Он блестит, переливается. На этом шёлковом ковре вижу голубые тени. Глядя на картину, чувствуешь бодрящий воздух морозного утра

Когда я смотрю на эту картину, мне думается, как хороша наша русская природа. Эта картина поразила меня своей простотой и красотой.

8.Редактирование.

9.Чтение и анализ сочинений.

10.Итог урока.

Список литературы.

  1. Г.С.Щеглова. Уроки развития связной речи в начальной школе. Санкт-Петербург. Издательство "Специальная литература", 2005 г.
  2. Л.Л.Страхова. Сочинение для учащихся по картине для младших школьников. Санкт-Петербург. Издательский Дом "Литера", 2008 г.
  3. Н.Г.Кувашова. Сочинения для учащихся 1-4 классов. Волгоград. Издательство "Учитель", 2000 г.
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине Богданова-Бельского "Дети"

Уроки развития речи,  уроки работы по картинам в том числе- одна из изюминок работы по УМК "Перспективная начальная школа". Работаю в школе много лет, но лишь в этом УМК сама полюбила этот вид де...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

разработка урока развития речи по картине Вилли Джеймса "Кот на крыше"

Урок развития речи по картине В. Джеймса "Кот на крыше" формирует умение составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ, рассуждать, подтверждая собственное мнение деталями...

План-конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Весенняя сказка»

План-конспект занятия по развитию речи во второй младшей группена тему «Весенняя сказка»...