Проект урока русского языка в 4 классе (по ФГОС) Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2. Тема урока: Сочинение по репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь».
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Дубоделова Нина Ивановна

Сочинение по репродукции И.Грабаря "Февральска лазурь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochineni.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка в 4 классе (по ФГОС)

Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2.

Тема урока: Сочинение по репродукции  картины  И. Грабаря  «Февральская лазурь».

Тип урока: Урок развития речи.

Цель: развивать умения описывать картину,  раскрывать замысел художника, передавать свое отношение к картине.

Планируемые предметные результаты: Познакомиться с репродукцией картины  И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», обогатить словарный запас обучающихся, овладеть культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности.

Познавательные УУД:  извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и предлагаемых заданий; осуществлять синтез как составление целого из частей при написании сочинения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,  овладение приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической  формами речи в соответствии и с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение слушать и вступать в коллективное обсуждение, высказывать свою точку зрения на события.

Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий, целеполагание, прогнозирование, коррекция, самооценка.

Личностные УУД: проявлять позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, получать эстетическое удовольствие от созерцания картины.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация о жизни и творчестве И. Э. Грабаря, репродукция картины  И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»,  отрывок  из музыкального альбома «Времена года» П. И. Чайковского, пьеса «Февраль. Масленица»,  толковый словарь, орфографический словарь  по 1 на парту,   карточки- помощницы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность        обучающихся

Формируемые  УУД

  1. Оргмомент.

  1. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление  положительной эмоциональной атмосферы.

Звенит звонок веселый,

Настал открытый срок.

К заданиям готовы?  

Тогда начнем урок!

-Прочитайте тему урока.

- Красота зимнего пейзажа, пронизанного светом, переливы красок всегда восхищали писателей и поэтов, художников и композиторов.

- Определите цель урока по опорным словам: рассматривать, анализировать, составлять план, сочинение.

-Сегодня будем рассматривать репродукцию картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь.

Настраиваются на урок.

Да.

Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Личностные УУД: осознание роли языка в овладении культурными ценностями, воспитание чувства прекрасного (получение  эстетического удовольствия от созерцания картины).

Сопоставление личных наблюдений детей и описание природы  в литературных произведениях.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение Дарьи Варламовой «Февральская лазурь».

Яркое утро февральское.

В нем необычного много.

Золотом солнышко ясное

Красит алмазы сугроба.

Тени на снеге сиреневом,

Небо в оттенках лазури.

Дремлют березы в забвении

В легкой прозрачной глазури.

Ветви мерцают кораллами,

Ветер их нежно ласкает.

Снежными он одеялами

Корни берез укрывает.

Краски повсюду волшебные!

Русской зимы нет чудесней.

Дремлют березы жемчужные,

Зрелища нету прекрасней!

- Найдите образные выражения о березе, о небе, о снеге.

- Найдите олицетворения.

- А что вы чувствуете, когда в разгар самого вьюжного и холодного месяца,  видите такой солнечный день?

Рассматривают в учебнике и на слайде презентации репродукцию.

Работают в парах. Выписывают в блокнот эпитеты, пользуются толковыми словарями.

Лазурный - голубой

Коралловый – светло-красный

Жемчужный – светло-белый с блеском, напоминающим жемчуг.

Метафоры: алмазы сугроба, красит золотом, снежное одеяло

Олицетворение: ветви мерцают, дремлют березы; ветер ласкает, укрывает.

Рассматривают картину. Определяют идею картины.

Регулятивные УУД: прогнозирование

Познавательные УУД: осознанное  построение речевого высказывания  (устно), овладение приемами отбора и систематизации материала.

  1. Подготовка к сочинению-описанию.

1. Рассказ о творчестве художника. Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник- пейзажист, тонкий знаток русской природы. «Февральская лазурь» - одна из лучших  его картин. Грабарь сумел увидеть необыкновенную красоту в обычной березе. Вот, что писал художник об истории создания этой картины: «Я стоял возле дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей…Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой  эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно, подумал я».

- Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Февральская лазурь»?

- Посмотрите в словаре  значение слова  «лазурь».

2. Беседа по содержанию картины.

- Такое ярко – синее небо для самого холодного месяца зимы редкость. Рассмотрите небо. Есть ли на нем облака? Изображено ли солнце?

Слушают рассказ учителя, задают вопросы.

Высказывают свои предположения.

Работают в парах. Выписывают в блокнот.

Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева.

2. Природная светло-синяя краска.

Художник не изобразил солнце, но картина будто пронизана золотистым солнечным светом. Облаков  нет.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в коллективное обсуждение, высказывать свою точку зрения на события.

Регулятивные УУД: прогнозирование

Познавательные УУД:

Извлекать информацию из лингвистических словарей различных типов, устанавливать причинно- следственную связь между словом и его лексическим значением.

- Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, у горизонта?

- А снег,  какого цвета?

- На переднем плане нарисована береза. Опишите,  какие краски использовал  художник? Обратите внимание, какими плотными мазками написаны деревья.

- Вспомните законы композиции, которые использует художник при создании картины.

-Обратите внимание на фон картины. Какой он темный или светлый?

А какой цвет здесь главный?

- Какие могут быть варианты заключительной части? Хотелось бы вам наяву увидеть такое чудо – февральскую лазурь? Нравится   картина или нет, почему?

3.Речевая подготовка к сочинению.

Составление карточки-помощницы.   Чтобы удобно было писать текст нужно выбрать опорные слова, слова-помощники. При подборе слов используйте произведения о зиме, которые вы знаете.

Опорные слова

Синонимы, эпитеты…

1.Вступление

Художник Игорь Грабарь

2. Описание неба

Голубое, бирюзовое, лазурное,чистое, высокое, прозрачное, раскинулось шатром, бывает в яркий солнечный день.

3.Воздух

Чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется, звенит.

4.Снег

Шелковым ковром, великолепным покрывалом, рыхлой пеленой, блестит, сиреневые тени на снегу…

5.Береза

На переднем плане картины художник изобразил… белоствольная, жемчужная, серебристые от инея березы, коралловые ветки и т.д.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?

- Как бы вы закончили свое сочинение?

4. Составление плана сочинения.

1. Художник и его картина.

2. Описание картины

  • Небо.
  • Березы.
  • Тени на снегу.

3.Мое отношение к картине.

- Очень важно избежать повторов. Подберем синонимы к словам: картина, художник.

На картине преобладают серебристые, розовые, сиреневые, голубые цвета.

Большая  белоствольная береза с раскидистыми ветвями на переднем плане, вдалеке виднеется березовая роща.

Передний и задний план.

В картине преобладают светлые тона: лазурный, светло-синий, голубой, сине-сиреневые тона.  

   

Варианты: У меня возникает ощущение праздника, когда  смотрю на эту картину. Я благодарен художнику за эту зимнюю сказку, которую он написал кисточками и красками.

Работа в парах и индивидуально.  Одна из групп предлагает свой вариант заполнения таблицы, обсуждают, другие дописывают.

Картина проникнута  светлым радостным  чувством.

Предлагают свои варианты.

Картина – полотно, холст, репродукция, пейзаж.

Художник- живописец, пейзажист, мастер кисти, автор картины.

2-3 человека составляют устный рассказ по картине.

          Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря "Февральская лазурь". Изображён изумительный февральский день. Морозно и солнечно. На небе ни облачка, оно ослепляет. Светло-голубое возле горизонта, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.

На переднем плане изображена ветвистая красавица берёза. Её ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие берёзки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета.

Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от неё голубое сияние. В природе всё утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа "Февральская лазурь".

       Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами.

Коммуникативные УУД:

использование  речевых средств, для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог.

Коммуникативные  УУД: умение слушать, вступать в учебное сотрудничество.

Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД: осознанное  построение речевого высказывания  (устно).

4.Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения.

- Сказку инея и восходящего солнца изобразил И. Грабарь на холсте. Попробуйте передать свои впечатления с помощью слов. Написание на черновике, самопроверка,  редактирование (зеленой ручкой),  запись окончательного  варианта  текста.  Писать можно несколько уроков. Главное условие, написание сочинения в классе.

Самостоятельно работают над сочинением.

Редактируют, переписывают сочинения, учитывая пожелания учителя.

Познавательные УУД: осознанное  построение речевого высказывания  (письменно).

Регулятивные УУД: коррекция

5.Итог урока. Рефлексия.

- С каким произведением живописи мы сегодня познакомились? Пришло время подвести итог нашей работы на уроке. Выскажитесь одним предложением,  выбирая начало фразы на  экране:

- « Сегодня я узнал…»;

- «Было трудно …»;

- «Я понял, что …»;

- « Мне захотелось …»

Ученики задумываются о своих мыслях, чувствах, действиях.

Оценивают результат своих достижений.

Ответы учеников.

Регулятивные УУД: самооценка, коррекция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

урок русского языка правописание безударных гласных 2 класс Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4

Конспект урока с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Предмет: русский язык, урок-путешествие.Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.Учитель...

Урок русского языка во 2 классе Автор: Захарина Нина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа» Тема урока: «Мягкий знак в начале и середине слова. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине»

Урок русского языка по ФГОС. Образовательная система "Школа 2100". Безотметочное обучение. Использование технологии оценивания образовательных достижений...

Исследовательская конференция "История Великой Отечественной войны в семье моих родственников" Автор Захарина Нина Леонидовна учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

Исследовательская конференция  проведена среди учащихся начальных классов. Дети представляют проектные работы по обобщению исследовательской работы об участии в ВОВ своих родственников....