Разработка урока развития речи. Сочинение-описание "Красота русской зимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Зверева Антонина Николаевна

Сочинение "Красота русской зимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока развития речи29.21 КБ

Предварительный просмотр:

     Сочинение-описание по наблюдениям «Красота русской зимы»

Цель:  формирование  умения  строить  речь  в определенной   композиционной  форме, систематизация собранного материала; формирование навыков самоконтроля, внимания и орфографической  зоркости; воспитание  активности,  увлеченности,  самостоятельности, любви к природе.

                                                Ход урока:

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. На доске стихотворение А. С. Пушкина

Идет  волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла  на  суках  дубов,

Легла  волнистыми  коврами

Среди  полей,  вокруг  холмов.

Брега  с  недвижною  рекою

Сравняла  пухлой  пеленою;

Блеснул  мороз, и  рады  мы

Проказам матушки-зимы.

         - О чём говорится в этом стихотворении? (Зима идёт по земле и украшает всё, что встречается на её пути: дома, деревья, поля и реки. Волнистыми, пушистыми коврами покрывает берега рек. Мороз сопровождает зиму как верный спутник. Но несмотря на  стужу  и  метели  люди рады зиме.)

         Русская  зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов.

(Прослушивание пьесы «Январь» из альбома «Времена года» П. Чайковского.)

На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. (Рассматриваем открытки и репродукции картин с изображением зимы). В произведениях зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз — всемогущим воеводой.

      - Какова природа зимой? Почему так празднично и светло вокруг? Что можете сказать о красоте зимнего наряда? Как падает снег? Что вам показалось особенно красивым при снегопаде? Послушайте рассказ А. П. Чехова «Шёл первый снег».

Было около одиннадцати часов вечера. Недавно шел первый снег, и все в природе  находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом,  под  ногами  мягко  хрустел  снег. Земля,  крыши, деревья,  скамьи

на бульварах все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней...

          3. Обсуждение плана сочинения.

       - Мы должны описать красоту русской зимы. О чем мы будем писать в своем сочинении? (Рассуждения детей о том, как лучше передать  приметы зимы, какие образные выражения употребить в сочинении).

           - Что  можно  сказать о  зиме?  (Волшебница,  чародейка,  кудесница, матушка...) О снеге? (чистый, искристый пушистый, молодой...) О снежинках? (удивительной красоты, мохнатые, нежные, прозрачные, перламутровые...) О ветре? ( порывистый,  взметающий снег, ледяной, тихий...)

          - Чем удивила вас зима в ясную в ясную морозную погоду? (Зимними узорами  на стеклах домов; сиянием  падающего снега; деревьями, покрытыми шапками снега.)

          4. Упражнения в распространении текста.

          - Прочитайте текст на доске.

          Наступила  зима.  Снег  покрыл  землю.  Падают снежинки.  Деревья укрылись снегом. Дети катаются на  коньках и лыжах.

          - Вам понравился этот рассказ? Почему нет? Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Какая зима? А теперь  - к сказуемому. Куда пришла зима? Можно уточнить время, когда приходит зима.  Какие предложения у вас получились?

          После ненастной осени, в декабре, к нам пришла волшебница-зима. С неба летят, кружатся и падают на землю мягкие мохнатые снежинки. Словно белым  бархатным ковром снег укрыл поля, леса и реки. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза  в пышном искристом наряде. Иней сверкает на деревьях цветными огоньками. Это чудесная пора для детворы. Они радостно катаются на коньках. Весело катятся с гор на санках.

            5. Обобщение подготовительной работы.

            - Итак, для того, чтобы составить  полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом. В сочинении нельзя повторять одни и те же слова. Подбирайте самое подходящее слово. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться  красочности  в описании, правильного построения предложения,  связности изложения , грамотного  написания.

            6. Составления плана сочинения.

            - Из  каких  частей  должно  состоять  сочинение?    (1. Вступление.

 2. Основная часть.  3. Заключение.)

           - Сначала мы должны представить себе зиму так, как мы её видим, чувствуем. Напишите, как меняется природа зимой. Вступление будет зависеть от того, откуда, где вы наблюдаете  зимнее чудо: выйдя на улицу, из окна дома. А может быть,  вы вспоминаете  о зиме, когда наступило лето. Какие картины рисуются в вашем воображении?

           - Основной части отводится самая продолжительная часть вашего повествования.

           -   В заключительной части сочинения обязательно  должно прозвучать ваше отношение к зиме. Как зима влияет на ваше настроение? Замечаете ли вы красоту зимы?

          7. Выбор эпиграфа.

          8. План.

          1) Наступила зима.

          2) Зимняя сказка  (деревья зимой, узоры на стеклах, земля под пушистым ковром, сияние снежинок, метель, пурга).

          3) Настроение, вызванное красотой зимы.

          9. Письмо сочинения учащимися.

          10. Чтение сочинений учащихся.

          11.  Домашнее задание. Проверить свои  сочинения, используя  памятки

                1 и 2.

                                                     Памятка 1.

  1. Соответствует ли содержание текста теме?
  2. Подтверждена ли фактами основная мысль, не пропущено ли главное?
  3. Нет ли в тексте лишних слов, предложений?
  4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?  

          Выделены ли части текста красной строкой?

  1. Хорошо  ли  построены предложения?

                                                     Памятка 2.

  1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.
  2. Правильно ли ты написал безударные гласные?
  3. Проверь слова с парными согласными.
  4. Если не уверен в написании слова – обратись к орфографическому

          словарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)

Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"

   Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и...

Разработки уроков развития речи для 2 класса

В данном материале представлены развёрнутые конспекты уроков по развитию речи. Уроки разработаны в системе, начиная с понятия об изложении, затем идёт работа с деформированными текстами, потом с опоро...

Конспект урока развития речи в 4 классе " Зимующие птицы: снегирь"

Подробный план-конспект урока развития речи на тему: " Зимующие птицы: снегирь" в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью...