Пути формирования орфографической зоркости.
статья по русскому языку на тему

Медведева Светлана Вячеславовна

В данной статье представлены некоторые приёмы и методы, которые способствуют формированию орфографической зоркости учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_formirovaniya_orfograficheskoy_zorkosti.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования орфографической зоркости.

Под уровнем образования (образованности) понимается - качество личности, которое определяется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

Основой любого уровня образованности является, прежде всего - ГРАМОТНОСТЬ. В данном случае:

грамотность - уровень образованности, характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности, через восприятие и текстовую передачу лингвистической информации.

Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

   Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием  правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма.

В условиях современного обучения не потеряло актуальности высказывание  о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.

В данной статье представлены для ознакомления некоторые методы и приемы, которые способствуют формированию орфографической грамотности учащихся:

Прием сознательного пропуска буквы на месте орфограммы

Прием письма с пропуском орфограмм – это и есть основной способ «ухода» от орфографических ошибок при незнании решения возникшей орфографической задачи. Учащиеся должны действовать так: прослушав слово, записывают столько черточек, сколько звуков в слове; затем обводят кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях, после чего записывают слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски. Окончательная запись приобретает такой вид:  3-м-чат-льн-  ж-вё-  в  з—парк-  б-г-мо-.

Авторы учебника предлагают ввести письмо с «окошками» во втором классе, т.к. навык письма первоклассника слабый. Но в период обучения грамоте при печатании слов вместо «окошек» помещаем сигнал опасности (например, красный кружок): п . лá, р . кá. Постепенно дети «открывают», что «опасные места» могут встречаться и на конце слова: у Ол?, к Ол?.

Такой способ письма, как убедительно доказали ученые, это важнейшее средство дальнейшего развития орфографической зоркости учащихся. Однако для того, чтобы оно было действенным, во-первых, ему должна предшествовать необходимая подготовительная работа, а во-вторых, оно должно на протяжении какого-то времени применяться регулярно. Затем на смену пропуску всех потенциально «опасных» мест (по объективным критериям) придет пропуск только тех букв, в написании которых ученик испытывает сомнение (по субъективному критерию). Именно этот способ может обеспечить ребенку «уход» от ошибки там, где он осознает наличие «опасности», но не может решить орфографическую задачу. Умение действовать по принципу «знаю букву — пишу, не знаю — оставляю пропуск», будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии, поскольку правила, по которым следует выбирать буквы, он будет осваивать постепенно, на протяжении длительного времени.

Прием подбора проверочных слов

Как повысить эффективность формирования умения решать орфографические задачи в  корне  слова? В учебнике «К тайнам нашего языка» проблема решается через особую компоновку учебного материала и детализацию способов проверки, которые конкретизированы применительно к словам разных частей речи. Всё это делает работу над орфограммами слабых позиций в корне не похожей на традиционную. Существенных отличий три:

1. Правила   о  безударных   гласных  и   парных   по   глухости-звонкости  согласных рассматриваются не отдельно, а вместе – отрабатывается единый подход к решению соответствующих  орфографических  задач:   букву   на   месте  звука   в   слабой   позиции узнавай   по  сильной.   Для   ребят,   поскольку  понятия   сильной   и   слабой   позиции   не вводились, этот подход обозначен так: о написании «опасного места» узнавай по «безопасному».

2. Учащимся  не только даётся установка на подбор проверочного слова и её традиционная расшифровка (для этого измени слово или подбери родственное), но и показываются конкретные способы поиска нужных проверок для слов разных частей речи.

3. Из способов подбора проверочных слов в учебнике  особо выделен один – объясни значение слова с помощью однокоренного.

Целенаправленное обучение решению главных орфографических задач в корне слова, как и принято, начинается с работы над понятием проверочное слово (урок по теме «Слова-подсказки — какие они?). В самом деле, когда не знаешь, каким должно быть слово-подсказка, трудно из бесконечного множества слов выбрать действительно нужное, такое, которое помогло бы «опасное место» сделать «безопасным». После введения понятий проверочные и проверяемые слова уточняется, каким должно быть проверочное слово для орфограмм корня: это такое слово, в котором «тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным».

Письмо с проговариванием  (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

Анализируя процесс письменной речи, Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик» [1]. Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь. Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

 Комментирование (объяснение написания).

Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.

Орфографические минутки (в начале или в конце урока).

Алгоритм проведения:

Прочитать текст.

Найти в каждом слове «опасные места».

Объяснить их написание.

Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.

Списать.

Часто проработанный текст записываем по памяти

Скоростное письмо.

Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

9. Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции

 Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Это работа со специальными карточками, которые позволяют:

— развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

— самостоятельно проверить результат работы;

— видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ — это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении  ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания видит результат своей работы.

Рабочие листы второго вида  представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов; найденные тексты перерабатываю, насыщая необходимыми орфограммами  или оформляю на карточку. Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть (и/или выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их написание.

Работа над ошибками.

Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием.

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо  всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

Опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической грамотности младших школьников с использованием обозначенных методов и приемов дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать, помогает глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...

Пути формирования орфографической зоркости

Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учитеКак добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?лями. Как сделать так, чтобы пр...

Формирование орфографической зоркости как базового орфографического умения

В статье описаны этапы работы по  формированию орфографической зоркости младших школьников...

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных спо...

Методическое пособие "Орфографическая разминка: путь к орфографической зоркости"

Проблема обучения грамоте всегда чрезвычайно остро стояла не только в педагогике, но и в жизни социума, ведь грамотность народа – это его сильная сторона в борьбе за культуру. Поэтому так важно ...